ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 1995 г. No. ГКПИ95-168
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием прокурора Гермашевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе избирательного блока "Земский собор - союз земства,
казачества и православно - патриотических организаций России" на
отказ Центральной избирательной комиссии РФ в принятии подписных
листов в поддержку федерального списка кандидатов и других
документов, необходимых для регистрации федерального списка
кандидатов в депутаты Государственной Думы,
установил:
председатель конституционно - демократической партии (Партия
народной свободы) Астафьев М.Г. и председатель Российского
земского движения Панина Е.В. обратились в Верховный Суд РФ с
жалобой на действия Центральной избирательной комиссии РФ,
отказавшей их избирательному блоку в принятии подписных листов в
поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого данным
блоком, и других документов, необходимых для регистрации
федерального списка.
В жалобе поставлен вопрос о признании таких действий
незаконными, противоречащими требованиям ч. 1 ст. 42 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ" и обязании Центризбиркома РФ принять для регистрации
списка необходимые документы.
В обоснование заявленного требования представители
избирательного блока сослались на то, что уполномоченные
представители этого избирательного блока в соответствии с ч. 1
ст. 42 указанного Федерального закона за 55 дней до дня выборов, а
именно 22 октября 1995 г. около 23 ч, представили в Центризбирком
РФ подписные листы в поддержку выдвинутого блоком федерального
списка кандидатов в депутаты и другие необходимые для регистрации
списка документы.
Работники Центральной избирательной комиссии РФ лишь в 22 ч 45
мин 22 октября 1995 г. начали приемку документов от уполномоченных
блока, однако вместо приемки документов фактически стали проверять
эти документы, и около 0 ч 55 мин 23 октября 1995 г. по
распоряжению руководителя аппарата Центризбиркома прекратили
дальнейшую приемку, предложив забрать документы обратно и днем 23
октября 1995 г. выдали соответствующий акт.
Представители Центризбиркома РФ в судебное заседание не
явились, о времени и месте судебного разбирательства были
извещены.
Заслушав объяснения представителей избирательного блока
"Земский собор - союз земства, казачества и православно -
патриотических организаций России" Астафьева М.Г., Панину Е.В. и
Тетюк С.Я., поддержавших жалобу, исследовав письменные
доказательства, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей
удовлетворить жалобу заявителей, Верховный Суд Российской
Федерации находит жалобу указанного избирательного блока
подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
для регистрации федеральных списков кандидатов уполномоченные
представители избирательных объединений, избирательных блоков
представляют в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации не позднее чем за 55 дней до дня выборов подписные листы
в поддержку федерального списка кандидатов и данные о каждом
кандидате из федерального списка с указанием его фамилии, имени,
отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода
занятий) и места жительства. Одновременно в Центральную
избирательную комиссию Российской Федерации представляются
заявления кандидатов об их согласии баллотироваться по
федеральному списку, выдвинутому избирательным объединением,
избирательным блоком.
В судебном заседании установлено, что уполномоченными
представителями избирательного блока "Земский собор - союз
земства, казачества и православно - патриотических организаций
России" указанные в приведенной норме Федерального закона
документы для регистрации федерального списка кандидатов,
выдвинутого этим избирательным блоком, были представлены в
Центральную избирательную комиссию РФ 22 октября 1995 г. около
23 ч, т.е. за 55 дней до дня выборов.
Указанное обстоятельство подтверждается следующими
доказательствами.
Представители избирательного блока Астафьев М.Г. и Панина Е.В.
пояснили суду, что 22 октября 1995 г. около 22 ч в Центризбирком
РФ были представлены подписные листы и другие документы,
необходимые для регистрации федерального списка кандидатов. Около
23 ч 40 мин работница Центризбиркома РФ Серегина Г.Н. пригласила
представителей Коробейникова В.С. и Максимова М.А. с документами
для приемки.
Допрошенные в качестве свидетелей уполномоченные представители
избирательного блока Коробейников В.С. и Максимов М.А. показали
суду, что действительно указанные документы были представлены в
Центризбирком РФ 22 октября 1995 г. в 22 ч 40 мин. Серегина Г.Н.
взяла у представителей доверенности и сообщила о наличии очереди
для сдачи документов, в связи с чем представители блока ожидали
приема до 23 ч. 40 мин., после чего были приглашены для сдачи
документов. Приемка документов проводилась до 1 ч 23 октября 1995
г., после чего принятие документов по распоряжению руководителей
аппарата Центризбиркома было прекращено и документы возвращены.
Подписные же листы в поддержку списка находились в здании
Центризбиркома РФ, однако к их приемке не приступили.
Кроме того, то обстоятельство, что уполномоченными
представителями избирательного блока до 24 ч 22 октября 1995 г.
были представлены указанные документы для регистрации федерального
списка, подтверждается также актом от 23 октября 1995 г. (л.д. 17)
о том, что уполномоченным представителем данного избирательного
блока до 24 ч 22 октября 1995 г. не были сданы предусмотренные
ст. 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ" документы, необходимые для
регистрации федерального списка кандидатов.
Приведенные обстоятельства с достоверностью свидетельствуют о
том, что возложенную ч. 1 ст. 42 приведенного выше Федерального
закона обязанность по предоставлению не позднее чем за 55 дней до
выборов в Центризбирком РФ подписных листов и других документов,
необходимых для регистрации, уполномоченные представители данного
избирательного блока выполнили.
При таком положении суд считает, что у Центральной
избирательной комиссии РФ отсутствовали законные основания для
отказа в принятии представленных избирательным блоком подписных
листов и иных документов по мотиву несвоевременной их сдачи для
регистрации.
Из имеющегося в деле акта от 23 октября 1995 г. (л.д. 9)
следует, что отказ в принятии документов от избирательного блока
обусловлен несдачей до 24 ч 22 октября 1995 г. необходимых для
регистрации списка документов, т.е. тем, что эти документы не были
приняты Центризбиркомом ввиду недостатка времени для этого с
момента представления их уполномоченными представителями (с 22 ч
40 мин) до 24 ч 22 октября 1995 г.
Однако с таким подходом Центризбиркома РФ к применению ст. 42
указанного Федерального закона суд не может согласиться, так как
он не согласуется с положением ч. 1 указанной статьи, согласно
которой с определенным сроком (не позднее чем за 55 дней до дня
выборов) связано лишь конкретное действие уполномоченных
представителей избирательных объединений, избирательных блоков по
представлению в Центризбирком РФ необходимых для регистрации
федерального списка документов, а не предусмотренные ч. 4 ст. 42
указанного Закона действия работников Центризбиркома РФ по приемке
этих документов.
Как пояснили суду представители избирательного блока и
допрошенные свидетели, ко времени прекращения приемки документов
почти все документы были проверены, осталось проверить анкетные
данные последнего кандидата из списка и перейти к приемке
подписных листов.
Эти обстоятельства также подтверждают довод заявителей о том,
что 22 октября 1995 г. необходимые документы избирательным блоком
были представлены.
Суд также считает, что, исходя из смысла ст. 42 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ", сама приемка подписных листов в поддержку
федерального списка и других документов, необходимых для решения
вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты, могла
производиться Центризбиркомом РФ и после 22 октября 1995 г.,
поскольку, как указано выше, норма Федерального закона
обусловливает определенным сроком (не позднее чем за 55 дней до
дня выборов) не приемку необходимых для регистрации списка
документов Центризбиркомом РФ, а лишь их представление
уполномоченными представителями избирательного объединения,
избирательного блока.
Что касается указания, содержащегося в п. 3 утвержденных 3
октября 1995 г. Центризбиркомом РФ разъяснений "О порядке работы
избирательных комиссий с документами, представленными
избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами
в депутаты для регистрации федеральных списков кандидатов,
кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
РФ", на то, что избирательная комиссия не вправе выдавать
письменные подтверждения (справку о приеме подписных листов) после
24 ч 22 октября 1995 г., то суд не находит возможным при
рассмотрении данного дела руководствоваться указанным положением
разъяснений Центризбиркома, поскольку оно не соответствует
требованиям ст. 42 указанного Федерального закона,
предусматривающей, что не позднее чем за 55 дней до дня выборов
уполномоченными представителями избирательных объединений,
избирательных блоков должны быть представлены необходимые для
регистрации федерального списка кандидатов документы. Действия же
работников Центризбиркома РФ по приемке этих документов данным
сроком не ограничены.
В связи с этим в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции РФ
суд принимает решение по данному делу в соответствии с законом, а
не с актом Центризбиркома РФ, нарушающим в этой части
избирательные права граждан и их объединений.
Поскольку в результате незаконных действий Центризбиркома РФ,
отказавшего в принятии от избирательного блока документов для
регистрации федерального списка кандидатов в депутаты,
избирательные права указанных кандидатов были необоснованно
нарушены, суд находит необходимым своим решением восстановить эти
права путем обязания Центризбиркома РФ принять от избирательного
блока представленные для регистрации федерального списка подписные
листы в поддержку данного списка и предусмотренные законом
документы для решения вопроса о регистрации федерального списка
кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
признать незаконным отказ Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации в принятии представленных избирательным
блоком "Земский собор - союз земства, казачества и православно -
патриотических организаций России" подписных листов в поддержку
федерального списка кандидатов и других документов, необходимых
для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Обязать Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации принять от избирательного блока "Земский собор - союз
земства, казачества и православно - патриотических организаций
России" подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов
от этого избирательного блока и другие предусмотренные законом
документы для решения вопроса о регистрации федерального списка
кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
РФ в срок до 3 ноября 1995 г.
Настоящее судебное решение обжалованию и опротестованию в
кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня
его провозглашения.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.ФЕДИН
|