ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 6755/95
от 31 октября 1995 г.
(извлечение)
Рассмотрен протест заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации В.В. Витрянского на решение
от 26.05.95 и постановление от 20.07.95 Ростовского областного
арбитражного суда по делу N 31/97.
Установлено, что Семикаракорский райтопсбыт предъявил иск к
акционерному обществу "Усть-Донецкий порт" о взыскании 1 034 566
рублей убытка от недостачи угля по 7 отправкам станции Горная -
пристань Семикаракорская.
Определением от 19.04.95 Ростовский областной арбитражный суд
привлек в качестве второго ответчика Волго-Донское речное
пароходство и решением от 26.05.95 удовлетворил иск райтопсбыта в
заявленной сумме за счет АО "Усть-Донецкий порт" по мотивам того,
что при приемке угля портом от железной дороги в пункте перевалки
обнаружена недостача в пределах нормы естественной убыли, но
отметки в накладных об этом сделаны не сдающей, а принимающей
стороной. Исковые требования не могут быть удовлетворены за счет
Волго-Донского речного пароходства, так как пароходство
преобразовано в акционерное общество и в пункте 2.4 его устава
предусмотрено, что оно является правопреемником пароходства в
отношении всех имущественных прав и обязанностей, за исключением
принадлежащих выделившимся из его состава структурным
подразделениям, каковым является Усть-Донецкий порт.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.95 решение
оставлено без изменения, поскольку из передаточной ведомости N 676
видно, что при приемке угля портом от железной дороги фактический
вес угля не проверялся и что норма естественной убыли может
применяться только при установлении недостачи угля.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации ставится вопрос об изменении решения и
постановления Ростовского областного арбитражного суда и
удовлетворении иска за счет АО "Волго-Донское пароходство".
Президиум считает, что протест следует удовлетворить,
состоявшиеся решения отменить и в иске отказать.
Как видно из материалов дела, уголь по спорным отправкам
перевозился в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Согласно параграфу 111 Правил перевозок грузов в Прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении, статье 170 Устава
железных дорог и статье 222 Устава внутреннего водного транспорта
претензии, возникшие из перевозки грузов в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении, когда конечным пунктом перевозки
является порт (пристань), предъявляются к пароходству назначения.
Поэтому порт перевалки не может быть субъектом ответственности
по такого рода перевозкам.
Ссылка арбитражного суда на устав АО "Волго-Донское
пароходство" является необоснованной, так как и до преобразования
пароходства в акционерное общество в обязанности Усть-Донецкого
порта, являвшегося его структурным подразделением, не входило
рассмотрение претензий грузополучателей по поводу недостачи
грузов.
Иск райтопсбыта не может быть удовлетворен за счет АО
"Волго-Донское пароходство", поскольку истец не представил
доказательств того, что при приемке им угля от пристани назначения
груз перевешивался и была установлена фактическая недостача 13
тонн против перевозочных документов. Отметки порта перевалки в
накладных о недостаче угля в пределах нормы естественной убыли
таким доказательством служить не могут, так как при приемке угля
портом от железной дороги он также не перевешивался.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации удовлетворить.
Решение от 26.05.95 и постановление от 20.07.95 Ростовского
областного арбитражного суда по делу N 31/97 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
|