ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.10.95 N 6Н-361/95
ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КОВЫЗЫ А.А.
ОТ 26 ОКТЯБРЯ 1995 Г. N 6Н-361/95)
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ, ПЕРЕСТАВШИЙ ОТВЕЧАТЬ УСТАНОВЛЕННЫМ К НЕМУ
ТРЕБОВАНИЯМ,
МОЖЕТ БЫТЬ УВОЛЕН С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ДОСРОЧНО, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО,
БЫЛ ЛИ С НИМ ЗАКЛЮЧЕН КОНТРАКТ ИЛИ ОН ПРОХОДИЛ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации
полковник Ковыза А.А. досрочно уволен с военной службы на
основании ст. 49, ч.2, п. "г", Закона РФ "О воинской обязанности и
военной службе".
Поскольку контракт о прохождении военной службы Ковыза не
заключал, то приказ о его увольнении, по мнению первого
заместителя Главного военного прокурора, противоречит
законодательству, и он обратился в суд с заявлением об отмене
приказа.
Суд 1 инстанции в удовлетворении этого заявления отказал.
Оставил без удовлетворения кассационный протест прокурора на
это решение суда и суд второй инстанции.
В протесте, внесенном Главным военным прокурором в порядке
надзора, ставился вопрос об отмене судебных решений и вынесении
нового решения, в котором предлагалось признать приказ Министра
обороны о досрочном увольнении с военной службы полковника Ковызы
А. А. противоречащим закону.
В протесте указывалось, что военные суды I и II инстанций,
объективно установив обстоятельства дела, ошибочно
руководствовались нормами материального права, неподлежавшими
применению.
В частности, в протесте утверждалось, что с Ковызой контракт о
прохождении военной службы не заключался, а потому досрочное
увольнение его по п. "г" ч. 2 ст. 49 Закона РФ "О воинской
обязанности и военной службе" недопустимо. Его увольнение якобы
могло иметь место лишь по основаниям, предусмотренным в ст. ст.
59-63 "Положения о прохождении военной службы офицерским составом
ВС СССР, утвержденного Совмином СССР 18.03.85 в постановлении N
240.
Военная коллегия, рассмотрев данное дело, не нашла оснований
для отмены принятых по делу решений.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "Об обороне", указывается в
определении коллегии, законодательство Российской Федерации по
вопросам обороны включает законы, регулирующие отношения,
связанные с воинской обязанностью и военной службой, статусом
военнослужащих, и другие законодательные акты Российской
Федерации.
В принятом на основании этого нормативного акта Закона "О
воинской обязанности и военной службе" предусмотрены все основания
увольнения военнослужащих со службы. В частности, в ст. 49, ч. 11,
п. "г" данного Закона предусмотрено, что военнослужащий,
переставший отвечать установленным к нему требованиям, может быть
уволен со службы досрочно. Именно по этому основанию и в связи с
совершением Ковызой поступка, связанного с нарушением порядка
отчетности за истраченные денежные средства (представил подложные
документы), он и был уволен с военной службы.
Что же касается утверждения в протесте о том, что по ч. 11 ст.
49 вышеназванного Закона Ковыза мог быть уволен лишь в случае
заключения с ним контракта, то оно является ошибочным.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих", офицеры,
проходящие военную службу по призыву, по своему правовому
положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по
контракту. Эта норма законно приравнивает категории офицеров не
только в правах и льготах, а во всем спектре вопросов, связанных с
прохождением военной службы, включая и увольнение из армии.
Утверждение в протесте о том, что увольнение Ковызы следовало
произвести по основаниям, предусмотренным ст. ст. 59-63 Положения
о прохождении воинской службы офицерским составом в СССР (Пост.
Совмина N 240 от 18.03.85) противоречит действующему
Законодательству.
В силу изложенного Военная коллегия протест Главного Военного
Прокурора оставила без удовлетворения.
|