СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 1995 года
ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОГНОЗЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Рассмотрев актуальные проблемы функционирования судебной
системы в Российской Федерации и прогноз ее развития, Совет
судей Российской Федерации полагает необходимым
констатировать следующее.
Сложившаяся ситуация характеризуется двумя основными
тенденциями.
С одной стороны, принятие новой Конституции Российской
Федерации открыло широкие возможности для развития судебной
реформы. Свою приверженность к осуществлению судебной реформы
прямо и четко выразил Президент Российской Федерации в своих
Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации от 24
февраля 1994 года и 16 февраля 1995 года. Казалось бы, что
необходимость реформирования судебной системы восприняты
также Парламентом страны и всем обществом.
Однако, с другой стороны, очевидно, что судебная реформа,
так и не начав осуществляться в полном объеме, все более
замедляет свои темпы, а реальные условия деятельности судов
продолжают катастрофически ухудшаться, что проявляется в свою
очередь в следующем.
Законодательное обеспечение судебной деятельности
Со времени принятия новой Конституции Российской
Федерации 12 декабря 1993 года прошло около двух лет. Однако
до настоящего времени не принят Федеральный конституционный
закон "О судебной системе Российской Федерации", призванный
обеспечить сохранение существующих звеньев судебной системы
как федеральных судов, что является непременным условием
сохранения Российской Федерации как единого целостного
государства. Учитывая, что судебная власть является одним из
важнейших институтов государства, отсутствие единой
федеральной системы будет означать фактическое прекращение
существования Российской Федерации как целостного
государства.
В связи с задержкой принятия названного закона не начата
работа над проектом федерального закона о судах общей
юрисдикции, призванного заменить давно устаревшие и не
отвечающие реалиям жизни законы "О Верховном Суде РСФСР" и "О
судоустройстве РСФСР".
Деятельность военных судов продолжает регламентироваться
Положением о военных трибуналах от 1958 года (с изменениями
от 1980 года), которое давно стало анахронизмом.
Сохраняющийся старый процессуальный порядок осуществления
правосудия не позволяет в полном объеме эффективно
осуществлять судебную защиту законных прав и интересов
граждан. Сфера судебной компетенции расширена абсолютно, а
процессуальные формы деятельности суда остались без
изменения. Всенарастающий поток поступающих в суды дел,
сохраняющийся прежним в значительной степени громоздкий
судебный процесс, одинаковый для всех категорий уголовных и
гражданских дел порождают факты изменения процессуальной
деятельности суда "де факто", а не "де юрэ", что является
очень опасной тенденцией.
Несмотря на это, до настоящего времени не только не
приняты новые процессуальные законы: УПК и ГПК, но даже не
внесены минимально необходимые изменения в действующие УПК и
ГПК.
Не менее остро стоит вопрос об эффективности судебных
решений, поскольку решение суда, не обеспеченное реально
действующим механизмом его исполнения является пустой
декларацией, а следовательно, фикцией судебной защиты прав и
свобод граждан. В этой связи назрела необходимость принятия
законов "Об исполнении судебных решений" и "О судебных
приставах".
Кадровое обеспечение судебной деятельности
Состояние дел с кадровым обеспечением судов Российской
Федерации является крайне неудовлетворительным и требует
принятия незамедлительных и принципиальных решений.
Штатная численность судов всех уровней (районные,
областные, республиканские) в 1995 году составила 15296
человек, а их реальная укомплектованность - 12577 человек,
или 82%.
В то же время, количество уголовных и гражданских дел,
поступивших в суды Российской Федерации в первом полугодии
1995 года, превысило количество таких же дел, поступивших в
суды за весь 1994 год.
Поэтому в связи с существенным расширением судебной
компетенции и значительным увеличением количества дел,
поступающих в суды, необходимо не только скорейшее заполнение
вакантных должностей, но и принципиальное увеличение штатной
численности судей всех судов Российской Федерации, введение
института мировых судей.
Однако существующие условия материального и социального
обеспечения судей при сохраняющихся тяжелейших условиях
работы, которая при этом стала еще и опасной, не позволяют
привлекать в состав судейского корпуса наиболее
квалифицированных юристов.
Финансовое и материальное обеспечение
судебной деятельности
Следует констатировать невыполнение Правительством
Российской Федерации требований статьи 124 Конституции
Российской Федерации о том, что финансирование судов должно
обеспечивать возможность полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с федеральным законом.
Выделение средств на содержание судов происходит все
более нерегулярно и в таком размере, что встает вопрос о
возможности дальнейшего осуществления правосудия.
В 1994 году судебная система недополучила из бюджета 84,6
млрд. рублей.
В 1995 году выделяемых средств не хватает на оплату труда
судей и работников аппарата судов, на содержание и без того в
значительной степени неприспособленных для осуществления
правосудия зданий судов, выплаты присяжным заседателям,
оплату услуг почтовой и телефонной связи, другие необходимые
расходы.
В 1996 году положение может стать еще более
катастрофическим, поскольку подготовленные Министерством
юстиции Российской Федерации подробные расчеты о
необходимости включения в бюджет 1996 года на обеспечение
деятельности судов общей юрисдикции 5,51 трлн. рублей
Министерством финансов Российской Федерации занижены до 1,6
трлн. рублей.
Если принципиальных изменений в этом вопросе не
произойдет, то в 1996 году судебная система может прекратить
свою деятельность.
Обозначая названные актуальные проблемы функционирования
судебной системы, Совет судей Российской Федерации
постановляет:
1. Довести до сведения Президента Российской Федерации,
Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя
Государственной Думы и Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, что непринятие
эффективных мер по решению обозначенных проблем приведет в
самое ближайшее время к прекращению осуществления правосудия
в Российской Федерации.
2. Считать необходимым условием выхода из создавшегося
кризисного положения реализацию концептуальных положений о
судебной реформе, изложенных в Постановлениях II и III
Всероссийских съездов судей "О ходе судебной реформы в
Российской Федерации" и "О концепции судебной системы
Российской Федерации".
Председатель Совета Судей
Российской Федрации
Ю.И.СИДОРЕНКО
|