ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 1995 г. No. ГКПИ95-151
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием прокурора Гермашевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе движения "За местное самоуправление г. Кайеркана", движения
"За местное самоуправление г. Норильска" и объединенного
демократического центра Норильского промышленного района на
постановление Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации,
установил:
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 18 августа 1995 г. No. 9/59-П в связи с принятием
Федерального закона "Об утверждении схемы одномандатных
избирательных округов для проведения выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
утвержден список одномандатных избирательных округов для
проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ второго созыва (л.д. 22 - 29).
Сопредседатель движения "За местное самоуправление г.
Кайеркана", председатель объединенного демократического центра
Норильского промышленного района и председатель движения "За
местное самоуправление г. Норильска" подали на основании ст. 31
Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ" в Верховный Суд РФ жалобу на указанное постановление
избирательной комиссии в части включения в этот список Енисейского
избирательного округа No. 46 Красноярского края. Заявители в своей
жалобе поставили вопрос об отмене постановления Центральной
избирательной комиссии РФ в указанной части, сославшись на то, что
согласно описанию к схеме одномандатных избирательных округов для
проведения выборов, утвержденной Федеральным законом от 12 августа
1995 г., в этот избирательный округ No. 46 в нарушение требований
п. 3 ст. 11 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ", предусматривающего
недопустимость образования избирательного округа из неграничащих
между собой территорий, помимо ряда районов г. Красноярска,
включен и г. Норильск, который не граничит с г. Красноярском и
территорией Красноярского края.
В судебном заседании представляющий по доверенности интересы
движения "За местное самоуправление г. Норильска" Кучма И.В. и
представляющий также по доверенности интересы движения "За местное
самоуправление г. Норильска" и объединенного демократического
центра Норильского промышленного района и являющийся
сопредседателем движения "За местное самоуправление г. Кайеркана"
Уланов В.И. поддержали поданную общественными объединениями
жалобу, сославшись на то, что г. Норильск должен быть включен в
Таймырский (Долгано - Ненецкий) избирательным округ No. 219,
поскольку расположен на территории Таймырского (Долгано -
Ненецкого) автономного округа.
Представляющий по доверенности интересы Центральной
избирательной комиссии РФ Орлов Ю.С. возражал против
удовлетворения жалобы, сославшись на соответствие постановления
избирательной комиссии требованиям Закона.
Заслушав объяснения представителей заявителей и представителя
Центральной избирательной комиссии, исследовав письменные
доказательства и выслушав заключение прокурора Гермашевой М.М.,
полагавшей жалобу заявителей оставить без удовлетворения, суд
находит жалобу общественных объединений не подлежащей
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 7 ст. 29 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
решение (постановление) избирательной комиссии, противоречащее
федеральным законам либо принятое избирательной комиссией с
превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной
комиссией или судом.
Суд находит, что в части включения в утвержденный обжалуемым
постановлением список одномандатных избирательных округов для
проведения выборов депутатов Государственной Думы Енисейского
избирательного округа No. 46 указанное постановление Центральной
избирательной комиссии РФ не противоречит ст. 11 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации", согласно которой образуемые на
территории РФ одномандатные избирательные округа должны
образовывать единую территорию: не допускается образование
избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
Во-первых, в обжалуемом заявителями постановлении Центральной
избирательной комиссии вообще отсутствует описание Енисейского
избирательного округа No. 46, а следовательно, и не указано то,
что в состав этого округа включаются избиратели г. Норильска
(л.д. 24).
В утвержденной Федеральным законом от 12 августа 1995 г. схеме
одномандатных избирательных округов для проведения выборов
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго
созыва содержится описание Енисейского избирательного округа
No. 46, наряду с четырьмя районами г. Красноярска в его составе
указан и г. Норильск.
Однако утвержденная Федеральным законом схема не является и не
может являться предметом судебного обжалования.
Кроме того, сам по себе довод заявителей о том, что г.
Норильск, как находящийся на территории Таймырского (Долгано -
Ненецкого) автономного округа, подлежит включению в Таймырский
избирательный округ No. 219, несостоятелен.
Согласно административно - территориальному делению в РФ г.
Норильск составляет часть Красноярского края, а не Таймырского
(Долгано - Ненецкого) автономного округа как самостоятельного
субъекта РФ, в связи с чем и отнесен в приведенной схеме,
утвержденной Федеральным законом, к избирательному округу
Красноярского края.
То обстоятельство, что между территорией г. Норильска и
основной территорией Красноярского края расположена территория
другого субъекта РФ - Таймырский автономный округ, - не
свидетельствует о том, что в данном случае при образовании
избирательного округа No. 46 (в который включены часть районов г.
Красноярска и г. Норильск) нарушено требование п. 3 ст. 11
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", поскольку в рамках
одного субъекта РФ - Красноярского края - Енисейский избирательный
округ образует единую территорию. Отсутствие же границы между
частью избирательного округа, находящейся в г. Красноярске, и
частью этого округа - в г. Норильске обусловлено географическим
положением территории Красноярского края и требованием п. 2 ст. 11
указанного Федерального закона о необходимости соблюдения
равенства избирателей в избирательных округах в пределах одного
субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в
труднодоступных и отдаленных районах - не более 15%.
Поскольку в судебном заседании заявители не доказали наличие
противоречия между обжалуемым постановлением Центральной
избирательной комиссии РФ (в части утверждения Енисейского
избирательного округа No. 46) и Федеральными законами, жалоба не
подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 191, 197, 232 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, суд
решил:
в удовлетворении жалобы на постановление Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации No. 9/59-П от 18
августа 1995 г. об утверждении списка одномандатных избирательных
округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания РФ второго созыва движению "За местное
самоуправление г. Кайеркана", движению "За местное самоуправление
г. Норильска" и объединенному демократическому центру Норильского
промышленного района отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно, обжалованию
и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.ФЕДИН
|