ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 12 октября 1995 г. N 8-1760
ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФОНДАМИ ОМС
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в
связи с поступающими многочисленными запросами об уплате налогов
территориальными фондами разъясняет следующее.
При рассмотрении вопроса об уплате налога на прибыль и налога
на пользователей автомобильных дорог следует руководствоваться
действующим законодательством Российской Федерации с учетом
решений Арбитражного суда Томской области от 07.12.94
N УК-1091/94; письмом заместителя председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.95 N 1225/95;
Постановлением Коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 03.05.95 N К4-И-7/782, направленными в Ваш адрес
Федеральным фондом исх. N 8-849 от 23.05.95.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в РФ" Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной
деятельности.
Согласно части 3 Положения о территориальном фонде
обязательного медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93
N 4543-1, фонды обязательного медицинского страхования
аккумулируют финансовые средства, накапливают финансовые резервы
для обеспечения устойчивости системы.
В целях защиты от инфляции временно свободные финансовые
средства используются фондами для размещения банковских депозитов
и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Определены цели по основной деятельности фондов, исключительно на
которые могут быть направлены получаемые доходы.
С учетом вышесказанного Федеральный фонд ОМС разъясняет, что в
связи с отсутствием объекта налогообложения фонды ОМС не являются
плательщиками налогов по доходам от основной деятельности, в том
числе налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных
дорог, по доходам от размещения временно свободных финансовых
средств в банковских депозитах и приобретения государственных
ценных бумаг.
Учитывая неоднозначность позиций различных ведомств по данным
вопросам, при необходимости территориальному фонду следует
использовать права, предоставленные действующим законодательством.
Одновременно направляется копия решения Арбитражного суда
г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N 5657/95/35.
Исполнительный директор
Федерального фонда
обязательного медицинского
страхования
В.В.ГРИШИН
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
5 - 7 сентября 1995 г. Дело N 5657/95/35
Арбитражный суд в составе: председательствующего ____________,
Королева Т.В.
судей ___________________________________________________________,
рассмотрев в судебном заседании исковые материалы по иску ________
Лен. областной фонд обязательного медицинского страхования
__________________________________________________________________
и ГНИ по Центральному району С-Пб
__________________________________________________________________
о призн. не подлежащими исполнению инкас. поручений N N 186, 187
__________________________________________________________________
от 16.08.95 и о возврате из бюджета незаконно списанных средств
_________________________________________________________________,
с участием:
Белокопытова М.А., эк. консультант Иванов В.А.,
от истца _________________________________________________________
эк. консультант Соколов В.Я.,
__________________________________________________________________
нач. юр./о Лосовская Т.И., ст. гос. инсп. Аксенов
от ответчика: ____________________________________________________
Т.В., нач. отд. гос. мун. и арендн. предпр. Медведева Н.М.
_________________________________________________________________,
Истец Ленинградский областной фонд обязательного
установил: _______________________________________________________
медицинского страхования (далее ЛОФОМС) просит признать
не подлежащими исполнению инкассовые поручения Госналоговой
инспекции Центрального района г. Санкт-Петербурга N N 186 и 187 от
16.08.95 на безакцептное списание недоимок по налогу на прибыль в
сумме 3953444809 руб. и о возврате из бюджета незаконно списанных
в безакцептном порядке 885337600 руб. на основании актов камерной
проверки.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что
размещение средств ЛОФОМС в банковских депозитах не является
предпринимательской деятельностью, а представляет собой способ
предохранения от инфляции государственных средств, которые он
обязан использовать на обязательное медицинское страхование в
будущем периоде, в связи с чем ЛОФОМС не может рассматриваться в
качестве плательщика налога на прибыль из-за отсутствия объекта
налогообложения.
Кроме того, истец сослался на ст. 13 Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в РФ" от 28.06.91, в соответствии с которой
Фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от
уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Ответчик - Государственная налоговая инспекция по Центральному
району г. Санкт-Петербурга иск отклонила, ссылаясь на Закон РФ от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций", в соответствии с п. 1а ст. 1 которого плательщиками
налога на прибыль являются организации, являющиеся юридическими
лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую
деятельность, какой и является ЛОФОМС. Кроме того, ответчик
пояснил, что, по его мнению, деятельность по размещению денежных
средств на депозитных счетах в банке является предпринимательской,
а Федеральным законом РФ от 25.01.95 N 9-ФЗ (ст. 3) "О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1994
год" предусмотрена уплата налога на прибыль от размещения временно
свободных финансовых средств фонда.
В дополнение ответчик сообщил, что в настоящее время
инкассовые поручения N N 186 и 187 о списании средств с истца
отозваны письмом N 3-01-15/2459 от 21.08.95 и оставлены без
исполнения, поскольку в противном случае ЛОФОМС не смог бы
провести оплату территориальной программы обязательного
медицинского страхования и медицинские учреждения Ленинградской
области остались бы без средств.
Выслушав мнение сторон и рассмотрев представленные материалы,
судом установлено следующее:
- Ленинградский областной фонд обязательного медицинского
страхования создан для реализации государственной функции по сбору
и перераспределению страховых платежей на обязательное медицинское
страхование и является государственным внебюджетным
территориальным фондом согласно Закону РФ "О медицинском
страховании граждан в РФ";
- в соответствии с разделом 3 Положения о территориальном
фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1, основной
деятельностью ЛОФОМС является финансово-кредитная деятельность по
обеспечению системы обязательного медицинского страхования,
которая согласно разделу 4 Положения включает в себя и размещение
в целях защиты от инфляции временно свободных финансовых средств и
средств нормируемого страхового запаса финансовых средств
территориального фонда в банковских депозитах;
- согласно ст. 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан
в РСФСР" в редакции Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1 Федеральный и
территориальные фонды освобождаются от уплаты налогов по доходам
от основной деятельности;
- ст. 4 Положения о территориальном фонде обязательного
медицинского страхования предусмотрено использование доходов,
полученных от размещения временно свободных денежных средств из
банковских депозитов, на цели основной деятельности: пополнение
фондов территориального фонда, на выравнивание условий
деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу
обязательного медицинского страхования, на экономическое
стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских
учреждений и организацию мероприятий по снижению рисков
заболеваний среди граждан;
- Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" также
устанавливает, что основной задачей фондов обязательного
медицинского страхования является аккумулирование финансовых
средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение
финансовой стабильности государственной системы обязательного
медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его
проведение.
Таким образом, доходы от размещения временно свободных
денежных средств на депозитных счетах в банке предназначались для
использования фондом на цели основной деятельности.
Возражения ответчика не могут быть приняты судом во внимание,
поскольку в силу ст. ст. 12, 13 Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в РФ" финансовые средства фондов обязательного
медицинского страхования находятся в государственной собственности
и изъятию не подлежат, фонды освобождаются от уплаты налогов по
доходам от основной деятельности, а кроме того, ответчик не
сослался на федеральный закон, согласно которому фонды
обязательного медицинского страхования обязаны уплачивать налог на
прибыль от временно свободных финансовых средств в банковских
депозитах.
С учетом изложенного суд находит, что Госналоговая инспекция
необоснованно признала Ленинградский областной фонд обязательного
медицинского страхования плательщиком налога на прибыль, поскольку
денежные средства от хранения на депозитных счетах в банках не
являются прибылью фонда.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127 АПК РФ, ст. ст. 12, 13 Закона
РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Возвратить истцу из бюджета необоснованно списанные ГНИ по
Центральному району г. Санкт-Петербурга со счета Ленинградского
областного фонда обязательного медицинского страхования в
безакцептном порядке 885337600 руб., а также 31067224 руб.
госпошлины.
Приказ выдать немедленно.
Судья
Т.В.КОРОЛЕВА
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|