ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО НАДЗОРУ
ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
РОССТРАХНАДЗОРА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Страховая организация имеет лицензию на добровольное
страхование строений физических лиц.
Если заниматься обязательным страхованием по вышеуказанному
виду, необходимо ли лицензирование или можно работать по имеющейся
лицензии?
Государственное обязательное страхование имущества,
принадлежащего гражданам, осуществляется в настоящее время в
соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 2.10.81 г.
В силу Указа проведение обязательного государственного
страхования имущества, принадлежащего гражданам, возложено на
инспекции государственного страхования, правопреемником которых
является АО "Росгосстрах", проводящее данное страхование без
лицензии.
Страховые организации, не входящие в систему АО "Росгосстрах",
заниматься проведением данного вида страхования не вправе.
Будут ли территориальные органы Росстрахнадзора наделяться
правом налагать штрафные санкции, ограничивать либо
приостанавливать действие лицензии?
В соответствии с действующим страховым законодательством
применение санкций в виде ограничения, приостановления либо отзыва
лицензии является прерогативой центрального аппарата
Росстрахнадзора.
Действующим законодательством наложение штрафных санкций не
предусмотрено.
С образованием ведомственных страховых компаний (воздушного,
железнодорожного автотранспорта) при страховании пассажиров в
"добровольном" порядке в момент продажи билетов нарушается принцип
добровольности.
Взнос включается в стоимость билета, страховое свидетельство не
выдается, и если пассажир отказывается от заключения такого
"добровольного" страхования, то ему отказывают в выдаче билета.
Почему к таким компаниям не применяются меры воздействия?
Добровольное страхование (в том числе и пассажиров)
осуществляется страховщиками, имеющими соответствующую лицензию
Росстрахнадзора на данный вид страхования. При этом порядок и
условия заключения договора добровольного страхования должны
соответствовать ст. 15, 16 Закона Российской Федерации "О
страховании", Гражданскому кодексу Российской Федерации, а также
ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Добровольное страхование основывается на свободном
волеизъявлении сторон. Правоотношения по добровольному страхованию
возникают в силу договора.
Непременным условием вступления договора в силу является
достижение обеими сторонами (страхователем-пассажиром и
страховщиком) согласия по существенным положениям договора,
подтвержденного подписями сторон.
Нарушение порядка оформления и заключения договора (ст. 15, 16
Закона Российской Федерации "О страховании"), в том числе
отсутствие подписи страхователя, влечет за собой признание сделки
недействительной.
Одновременно принуждение к заключению договора страхования
противоречит гражданскому законодательству (ст. 421 Гражданского
кодекса Российской Федерации). Отказ в продаже билета пассажиру с
указанными обстоятельствами является нарушением ст. 426
Гражданского кодекса Российской Федерации.
При несоблюдении кассиром, продающим билеты пассажиру,
принципов добровольности в заключении договоров страхования и
продажа проездных документов такие действия необходимо обжаловать
в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем наряду с добровольным страхованием пассажиров
имеет место обязательное страхование пассажиров на территории
Российской Федерации, осуществляемое страховщиками, получившими в
установленном законодательством порядке лицензию на данный вид
страхования пассажиров, в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 6.04.94 г. N 667 "Об основных направлениях
государственной политики в сфере обязательного страхования".
Контролирует ли Росстрахнадзор исполнение Закона Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации"? Если да, то как Росстрахнадзор относится к тому, что
на многих территориях Российской Федерации этот Закон нарушается,
а именно: страховые компании обязательного медицинского
страхования не допускаются территориальными фондами обязательного
медицинского страхования к данному виду страхования?
В соответствии с действующим законодательством в сфере
медицинского страхования и Положением о Федеральной службе России
по надзору за страховой деятельностью контроль за деятельностью
территориальных фондов обязательного медицинского страхования не
входит в компетенцию Росстрахнадзора.
Одновременно Росстрахнадзор в пределах своих полномочий вправе
направить в Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования для принятия соответствующего решения представления о
нарушениях территориальными фондами действующего законодательства,
в том числе в части нарушения прав страховой медицинской
организации в системе медицинского страхования. Основанием для
направления такого представления является, в частности, обращение
страховых медицинских организаций или их ассоциаций с указанием
конкретных нарушений законодательства со стороны территориальных
фондов обязательного медицинского страхования.
Кроме того, действия территориальных фондов обязательного
медицинского страхования, нарушающих требования законодательства
по обязательному медицинскому страхованию, могут быть обжалованы в
суде.
В структуре тарифной ставки по смешанному страхованию жизни
предусмотрено формирование резерва предупредительных мероприятий
(РПМ) в размере 1%. РПМ формируется нарастающим итогом и относится
на финансовый результат. На конец 1994 г. есть неиспользованный
остаток, в 1995 г. он увеличился. В форме баланса N 2 "Отчет о
финансовых результатах" в разделе 1 "Страхование жизни" РПМ не
предусмотрен. Как быть? Можно ли показать РПМ во II разделе формы
N 2?
Формирование резерва предупредительных мероприятий по
страхованию жизни не соответствует целям формирования и
использования, определенным ст. 26 Закона Российской Федерации "О
страховании".
Страховые организации, предусматривающие в структуре страхового
тарифа по договорам страхования жизни отчисления на финансирование
предупредительных мероприятий, должны привести структуру
страхового тарифа в соответствие с требованиями Росстрахнадзора
(разъяснения Росстрахнадзора N 08/2-32р/02 от 3.07.95 г.).
Куда относятся комиссионные вознаграждения бирже, дилеру и т.д.
при покупке государственных казначейских обязательств -- на
удорожание ценных бумаг или на затраты?
В соответствии с пунктом 39 Положения о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина
России от 26.12.94 г. N 170, финансовые вложения принимаются к
учету в сумме фактических затрат для инвестора.
Учитывая изложенное, расходы на выплату комиссионного
вознаграждения посредникам (профессиональным участникам рынка
ценных бумаг) за оказание услуг при совершении сделки по покупке
ценных бумаг включаются в покупную стоимость приобретенных ценных
бумаг.
|