ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 сентября 1995 г. N ЮУ-6-02/518
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ
СУБЪЕКТОВ ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
УПЛАТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В соответствии с планом основных мероприятий по усилению
контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1995 г.,
утвержденным 19 декабря 1994 г. Государственной налоговой службой
Российской Федерации, налоговыми органами произведена проверка
хозяйствующих субъектов Российской Федерации по вопросу
правильности и своевременности уплаты платежей за природные
ресурсы.
Государственная налоговая служба Российской Федерации
направляет для использования в практической работе обобщенную
информацию по основным недостаткам, выявленным в ходе проверки.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Ю.М.УЛЬЯНОВ
Приложение
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ
ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ ПЛАТЕЖЕЙ
ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Управлением налогообложения АПК, природных ресурсов и
земельного налога в соответствии с Планом основных мероприятий по
усилению контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в
1995 году разработана и направлена письмом Госналогслужбы России
от 17 июля 1995 г. N НП-6-02/387 местным налоговым органам
Примерная программа проверки хозяйствующих субъектов по вопросу
правильности и своевременности уплаты платежей за природные
ресурсы, а именно акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и
природный газ, платы за пользование недрами и отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы.
По состоянию на 1 июля 1995 года в налоговых органах
зарегистрировано в качестве плательщиков по акцизам на минеральное
сырье 233 предприятия, по платежам за пользование недрами -
17686 предприятий и по отчислениям на воспроизводство минерально -
сырьевой базы - 11074 предприятия.
Данной проверкой в 48 регионах Российской Федерации охвачено
свыше 200 предприятий. Общая сумма дополнительно начисленных по
результатам проверок налогов и финансовых санкций составила
165622 млн. рублей.
Материалы проверок показывают, что при исчислении акцизов на
минеральное сырье, платы за пользование недрами и отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы характерными нарушениями
являются отсутствие количественного учета добытых полезных
ископаемых и потерь при добыче, занижение в налоговых расчетах их
фактических объемов, занижение стоимости добытых полезных
ископаемых из-за невключения в расчет стоимости минерального сырья
и продуктов его переработки отгруженных по прямому обмену,
сокрытия валютной выручки путем перечисления рублевого покрытия на
корреспондентский счет без ее зачисления на расчетный или валютный
счета, неправильное определение понижающего коэффициента размера
платежей при реализации не собственно полезных ископаемых, а
продуктов их переработки, невключения в себестоимость добычи
расходов по транспортировке сырья от места добычи до
перерабатывающих производств.
Так, при проверках правильности внесения платежей за право на
пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально -
сырьевой базы по ДП "Астраханьгазпром" - доначислено 324 млн. руб.
за неучтенный объект налогообложения, т.е. проведение поиско -
разведочных работ на участке без лицензии и непредставления
соответствующих расчетов по этим видам платежей.
В Республике Башкортостан в трех нефтегазодобывающих
предприятиях при исчислении платежей за право пользования недрами
не был учтен объем добытой нефти с применением микробиологических
и физико-химических методов доначислено 3,3 млрд. руб.
В Мурманской области проверка АО "Ковдорский ГОК" показала,
что предприятием занижаются в расчетах объемы погашенных запасов
бадделеит-апатит-магнетитовых руд и нарушался порядок определения
цены единицы минерального сырья в продукции передела из-за
невключения в расчет результатов по операциям, осуществляемым на
бартерной основе. С учетом штрафных санкций было доначислено
1111 млн. руб.
При проверке правильности исчисления акцизов на нефть, включая
газовый конденсат за 1994 год на предприятии АООТ
"Ставропольнефтегаз" в Ставропольском крае установлено занижение
объекта налогообложения при реализации нефти по ценам ниже
себестоимости. За указанное нарушение дополнительно начислено
256 млн. руб.
На многих проверенных нефтедобывающих предприятиях плохо
налажен аналитический учет по реализации нефти. Не учитывается по
какому договору и за какой объем нефти поступают денежные средства
или обменный товар. При поставках нефти на экспорт для целей
налогообложения по платежам за пользование недрами и отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы стоимость минерального
сырья определялась исходя из внутренних цен, а фактически
сложившаяся цена реализации в иностранной валюте в счетах не
отражалась.
Так, АООТ "Юганскнефтегаз" Ханты-Мансийского автономного
округа в результате неправильного определения стоимости 1 тонны
добытой нефти, отгруженной на экспорт, занизило платежи за
пользование недрами в сумме 21629 млн. рублей. АООТ
"ЛУКойл-Лангепаснефтегаз" этого же округа занизило платежи на
сумму 3700 млн. рублей.
Значительные суммы были возвращены в бюджет при проверке
предприятий, которые не освоили все средства, оставленные им для
самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ. Так, на
ГП "Якутуголь" (Республика Саха (Якутия) за 1994 г. сумма
неиспользованных средств составила 3,4 млрд. руб. По АООТ
"Дальвостокуголь" (Амурская область) возвращено в бюджет около
2 млрд. руб. В АО "Термнефть" (Краснодарский край)
неиспользованная сумма составила 884 млн. руб., а в
АО "Жигулевские строительные материалы" - 353 млн. руб.
Следует также обратить внимание на комплекс однотипных
нарушений по платежам на золотодобывающих предприятиях.
Так, на указанных предприятиях Хабаровского края, Кемеровской
и Читинской областях выявлены следующие характерные нарушения:
- неправильное применение расчетных цен;
- невключение в облагаемый оборот попутно добытого полезного
ископаемого (в частности, серебра);
- необоснованного применения понижающего коэффициента в
расчете платежей при добыче золота.
По этим и другим нарушениям по платежам за пользование недрами
и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
выявленным на золотодобывающих предприятиях Хабаровского края,
начислено с учетом финансовых санкций: по АО "Нижнеамурзолото" -
4708 млн. руб., по АООТ "Приморзолото" и "Дальзолоторазведка"
соответственно - 3576 и 469 млн. руб., артелям старателей
"Прогресс" и "Восток" соответственно - 468 и 437 млн. руб.
В Амурской области по старательской артели "Исток" доначислено
50 млн. руб. по уплате за пользование недрами в связи с
неправильным применением установленных ставок; по прииску
"Дамбуки" - 23 млн. руб. за счет увеличения налогооблагаемой базы
при перерасчете доли оплаты золота в долларах на рубли по курсу
Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату
отгрузки драгметалла.
Салаирским ГОКом (Кемеровская обл.) в феврале - декабре
1994 г. при стоимости сданного золота около 11 млрд. руб. из-за
необоснованного применения понижающего коэффициента было уплачено
в бюджет только 22 тыс. руб. платы за его добычу, а в первом
полугодии 1995 г. уплачено 10 тыс. руб. этой платы при стоимости
золота около 9 млрд. руб. Сумма доначисленного налога по этому
предприятию составила 953 млн. руб.
Следует отметить опыт работы налоговой инспекции по
Кемеровской области в применении новых мер воздействия на
постоянных неплательщиков. Так, были возбуждены ходатайства перед
соответствующими органами, выдающими лицензии на право пользования
недрами, о лишении предприятий лицензий за систематическую
неуплату налогов. Этой мерой в ряде случаев удалось серьезно
улучшить платежную дисциплину плательщиков. Например, шахты
"Зиминка" и "Кыргайская" сразу же внесли в бюджет соответственно
1,9 млрд. руб. и 1,5 млрд. руб. в счет погашения имеющейся у них
задолженности по ресурсным платежам.
Основанием для применения указанной меры воздействия является
Федеральный Закон Российской Федерации от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
недрах", установивший, что право пользование недрами прекращается
при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии
(статья 20). Одними из этих условий, которые должны быть
предусмотрены в лицензиях, являются платежи, взимаемые при
пользовании недрами (статья 12). Аналогичные основания имеются в
"Положении о порядке лицензирования пользования недрами"
(пункты 5.3 и 15.2), утвержденным Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1.
В проведении контрольной работы по плате за природные ресурсы
налоговые органы использовали также предоставленные им права по
предъявлению судебных исков о взыскании в доход государства
незаконно полученного дохода при самовольном пользовании недрами.
Так, решением суда г. Искитима Новосибирской области удовлетворен
соответствующий иск областной налоговой инспекции к СП "Куол
Продакшн" и взыскан в доход государства 416 млн. руб.
Факты пользования недрами без лицензии выявлены также в
Сахалинской области - 5 предприятий. Налоговой инспекцией по
Республике Башкортостан для выявления указанных фактов проводились
совместные рейды со специалистами земельного комитета,
госгортехнадзора и комитета по охране природы. Из 140 проверенных
лицензий - 30 были выданы с нарушениям установленного срока. По
материалам проверки направлена информация в Кабинет Министров
республики и Республиканский Комитет по геологии и использованию
недр.
Некоторыми налоговыми инспекциями достаточно успешно велась
работа по погашению недоимки путем обращения взыскания на суммы,
причитающиеся предприятиям от их дебиторов и на имущество
предприятий. Так, по Ярославскому горно-обогатительному комбинату
налоговая инспекция по Хорольскому району выставила инкассовое
распоряжение на его дебитора Южно-Уральский криолиновый завод по
ресурсным платежам на сумму 260 млн. руб. На имущество комбината
наложен арест на сумму 3275 млн. руб., от реализации которого уже
поступило в бюджет 312 млн. руб. На дебиторам других предприятий
выставлены инкассовые поручения в размере 1068 млн. руб.
АО "Карельский окатыш" является основным должником в
республике по плате за пользование недрами и отчислениями на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, на долю которого
приходится 96% всей задолженности бюджету по указанным платежам
(9,7 млрд. руб.). Имея валютную выручку, указанное предприятие
продавало ее в полном объеме без зачисления средств на расчетный и
текущий счета. По результатам проверки на счета предприятия
выставлены инкассовые поручения.
В Красноярском крае в целях ликвидации недоимки в текущем году
систематически применялось обращение взыскание недоимки на суммы,
причитающиеся от дебиторов. Так, взыскано с Норильского горно -
металлургического комбината в счет дебиторской задолженности
"Норильскгазпрома" по ресурсным платежам 67,2 млрд. руб. По
разрезу "Назаровский" выставлено 22 инкассовых поручений налоговой
инспекции к предприятиям - дебиторам Омской, Томской,
Новосибирской областей на 1,1 млрд. руб.
Отдельные государственные налоговые инспекции разработали и
представили предложения по дальнейшему совершенствованию
действующих нормативных актов по налогообложению природных
ресурсов. Указанные материалы будут использованы при уточнении
соответствующих инструктивных материалов.
Управление отмечает, что государственными налоговыми
инспекциями по Красноярскому и Ставропольскому краям, Камчатской,
Мурманской, Магаданской, Чукотской АО и городам Москве и
Санкт-Петербургу не были представлены акты документальной проверки
предприятий, как это предусматривалось письмом Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 17.07.95 N НП-6-02/387.
Заместитель Начальника
Управления Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
Б.С.МЕЛАМЕД
|