КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 1995 г. N 58-О
О ПРИЗНАНИИ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА В.А. АВЕТЯНА
НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О КОНСТИТУЦИОННОМ
СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.Д. Рудкина, судей М.В. Баглая, Н.Т.
Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, А.Л.
Кононова, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, В.Г. Стрекозова, О.И.
Тиунова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалоб
гражданина В.А. Аветяна требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданин В.А. Аветян обратился в Конституционный Суд
Российской Федерации с жалобами на неконституционность положений
статьи 211 КЗоТ Российской Федерации, устанавливающей месячный
срок для обращения в суд с заявлением по делам об увольнении со
дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи
трудовой книжки, и статьи 222 ГПК Российской Федерации,
регламентирующей порядок и последствия оставления иска без
рассмотрения.
Заявитель считает, что названные нормы статьи 211 КЗоТ
Российской Федерации и статьи 222 ГПК Российской Федерации
ограничивают его право на судебную защиту, предусмотренное статьей
46 Конституции Российской Федерации.
С утверждением В.А. Аветяна нельзя согласиться, поскольку
установленный частью первой статьи 211 КЗоТ Российской Федерации
месячный срок является не пресекательным, а сроком исковой
давности, в течение которого он имел полную возможность
реализовать конституционное право на судебную защиту. Пропущенный
по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен
судом. Следует также учесть, что в части четвертой статьи 37
Конституции Российской Федерации закреплено право на
индивидуальные трудовые споры с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения. Именно такой способ их
разрешения предусмотрен в части первой статьи 211 КЗоТ Российской
Федерации и статье 222 ГПК Российской Федерации.
Следовательно, в вопросе о способах судебной защиты трудовых
прав граждан, поставленном в жалобах В.А. Аветяна, отсутствует
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции
Российской Федерации названные статьи.
2. Гражданин В.А. Аветян просит также проверить
конституционность статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня
1992 года "О статусе судей в Российской Федерации",
устанавливающей гарантии неприкосновенности судей. По мнению
заявителя, указанная норма может быть применена по его делу в
связи с тем, что им направлены в Генеральную прокуратуру заявления
о возбуждении уголовных дел в отношении судей ряда судов
Ростовской области.
Согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность
лишь того закона, который применен или подлежит применению в
конкретном деле.
Эта конституционная норма детализирована в статье 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в которой указано, что жалоба на нарушение
законом конституционных прав и свобод допустима, если закон
применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение
которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем
закон.
Применение или возможность применения в конкретном деле статьи
16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации", а также нарушение в связи с этим основных прав и
свобод гражданина В.А. Аветяна не нашли документального
подтверждения в его обращении. Более того, представленные
заявителем материалы со всей определенностью свидетельствуют о
том, что соответствующие правоприменительные органы отказывали
В.А. Аветяну в уголовном преследовании ряда судей в связи с
отсутствием в их действиях состава преступления и тем самым
исключали возможность применения в данном деле статьи 16 Закона "О
статусе судей в Российской Федерации".
Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
заявителю направлялись обоснованные уведомления о несоответствии
его жалоб требованиям названого Закона. Однако заявитель в
повторных жалобах требует принятия Конституционным Судом
Российской Федерации решения по этим вопросам.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части второй
статьи 40, частью четвертой статьи 71, частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Признать жалобы В.А. Аветяна не соответствующими требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|