ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 1995 г. No. ГКПИ95-142
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Горохова Б.А.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием прокурора Соколовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе избирательного блока "Фронт народного спасения" на
постановление Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 20 сентября 1995 г. No. 18/160-П об отказе
общественным объединениям "Историко - просветительский фонд им.
П.Б. Струве" и "Партия научно - технической интеллигенции" в
регистрации избирательного блока по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
второго созыва,
установил:
совместным решением общественных объединений "Историко -
просветительский фонд им. П.Б. Струве" и "Партия научно -
технической интеллигенции" от 10 августа 1995 г. был образован
избирательный блок для участия в выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва с
наименованием "ФНС".
Постановлением Центральной избирательной комиссии от 21
августа 1995 г. No. 10/70-П в регистрации избирательного блока с
наименованием "ФНС" было отказано по мотивам несоответствия его
наименования требованиям Закона.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября
1995 г. была удовлетворена жалоба избирательного блока ФНС на
постановление Центральной избирательной комиссии от 24 августа
1995 г. No. 10/70-П.
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 6
сентября 1995 г. No. 13/112-П избирательному блоку "ФНС" повторно
было отказано в регистрации (л.д. 16). Это постановление в суд не
обжаловано.
Совместным решением общественных объединений "Историко -
просветительский фонд им. П.Б. Струве" и "Партия научно -
технической интеллигенции" от 12 сентября 1995 г. в связи с
отказом Центральной избирательной комиссии РФ зарегистрировать
избирательный блок "ФНС" его название было уточнено и развернуто в
название "Фронт народного спасения" (л.д. 9).
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20
сентября 1995 г. No. 18/160-П избирательному блоку "Фронт
народного спасения" было отказано в регистрации по тем основаниям,
что наименование блока не является новым, измененным (по сравнению
с названием "ФНС") названием, а лишь уточняет, "развертывает"
ранее избранное для названия блока буквосочетание ФНС;
сочетание букв "ФНС" уже было использовано в наименовании
ранее зарегистрированного Центральной избирательной комиссией РФ
избирательного блока "Союз вкладчиков России" - "Фронт
национального спасения (ФНС)";
использование избирательными блоками в качестве наименования
одинакового сочетания букв ФНС может привести к дезориентации
избирателей, послужить препятствием к их осознанному выбору (л.д.
13 - 14).
Избирательный блок "Фронт народного спасения" обратился в суд
с жалобой на постановление Центральной избирательной комиссии от
20 сентября 1995 г. No. 18/160-П, ссылаясь на то, что отказ в
регистрации избирательного блока с таким названием не основан на
законе и произведен с нарушением срока решения вопроса о
регистрации блока. В жалобе поставлены вопросы об отмене
постановления Центральной избирательной комиссии от 20 сентября
1995 г. No. 18/160-П;
о признании избирательного блока "Фронт народного спасения"
зарегистрированным;
о признании заверенными списков кандидатов в депутаты от блока
с 20 сентября 1995 г.;
об обязании Центральной избирательной комиссии РФ выдать
справку о регистрации избирательного блока и заверенные списки
кандидатов в депутаты от блока.
В судебном заседании представители избирательного блока "Фронт
народного спасения" Смирнов В.М. и Суворов А.Б. жалобу поддержали
в полном объеме.
Представитель Центральной избирательной комиссии РФ Фадеев
Н.В. против удовлетворения жалобы возражал по основаниям,
изложенным при отказе в регистрации избирательного блока "Фронт
народного спасения".
Представитель избирательного блока "Союз вкладчиков России" -
"Фронт национального спасения (ФНС)" Константинов И.В. возражает
против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что регистрация
блока "Фронт народного спасения" приведет к нарушению интересов
представляемого им избирательного блока и может дезориентировать
избирателей.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения
заинтересованных лиц и заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Соколовой Л.Н., полагавшей жалобу в части отмены
постановления Центральной избирательной комиссии от 20 сентября
1995 г. No. 18/160-П удовлетворить, а в остальной части - оставить
без рассмотрения, Верховный Суд Российской Федерации находит
жалобу избирательного блока "Фронт народного спасения" подлежащей
удовлетворению в части отмены постановления Центральной
избирательной комиссии РФ от 20 сентября 1995 г. No. 18/160-П и
обязания Центральной избирательной комиссии зарегистрировать
избирательный блок под названием "Фронт народного спасения"; а в
остальной части - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации
граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть
избранными в органы государственной власти.
Избирательное право граждан в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации" может быть реализовано путем формирования
избирательных объединений и избирательных блоков, подлежащих
регистрации в порядке, установленном федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
На основании ст. 30 Конституции РФ, декларирующей право
граждан на объединение и свободу действия общественных
объединений, 14 апреля 1995 г. Государственной Думой Федерального
Собрания РФ был принят Федеральный закон "Об общественных
объединениях", регулирующий порядок образования общественных
объединений и их регистрации. В соответствии со ст. 21 этого
Закона общественное объединение приобретает права юридического
лица после государственной регистрации, которая в общем порядке
производится в органах юстиции.
В ст. 13 этого же Закона установлено, что общественные
объединения независимо от их организационно - правовой формы
вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений.
Избирательный блок, образованный зарегистрированными в
установленном порядке общественными объединениями, является одной
из предусмотренных ст. 13 Закона РФ "Об общественных объединениях"
форм союза (ассоциации) общественных объединений, но для его
государственной регистрации специальным Законом "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" предусмотрен специальный порядок. В соответствии со
ст. 23, 33 этого Закона регистрация избирательных блоков,
созданных для участия в выборах депутатов Государственной Думы
Российской Федерации, производится Центральной избирательной
комиссией РФ.
В соответствии со ст. 23 Закона Центральная избирательная
комиссия РФ в своей деятельности руководствуется федеральными
законами, осуществляет контроль за соблюдением законности при
подготовке и проведении выборов. Данная норма обязывает
Центральную избирательную комиссию РФ разрешать вопросы,
отнесенные к ее компетентности, не на основании оценочных выводов
или собственного понимания интересов избирателей, а на основании
конкретных норм права, содержащихся в федеральных законах, причем
применяемый Центральной избирательной комиссией закон должен быть
указан в принимаемых ею постановлениях.
Этим требованиям постановление No. 18/160-П от 20 сентября
1995 г. не соответствует. Закон, на основании которого заявителям
отказано в регистрации их избирательного блока, в нем не указан, а
содержащиеся в нем выводы основанием для отказа в регистрации
избирательного блока "Фронт народного спасения" не являются.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ "Об общественных
объединениях" в государственной регистрации общественного
объединения может быть отказано, если ранее зарегистрировано
общественное объединение с таким же названием на территории, в
пределах которой данное объединение осуществляет свою
деятельность, а также если название общественного объединения
оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства
граждан. Других ограничений в выборе названия общественной
организации или избирательного блока Законы РФ "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации" не содержат.
Название избирательного блока "Фронт народного спасения" не
совпадает ни с названием общественного объединения "Фронт
национального спасения", ни с названием избирательного блока "Союз
вкладчиков России" - "Фронт национального спасения (ФНС)".
Аббревиатура "ФНС" заявителями не используется. Ссылка на
идентичность буквосочетания ФНС, ранее использовавшегося
заявителями, и их нового названия "Фронт народного спасения"
противоречит материалам дела, в частности, решению об изменении
названия избирательного блока "ФНС" на "Фронт народного спасения"
от 12 сентября 1995 г., и убедительной признана быть не может.
Ссылка Центральной избирательной комиссии на схожесть названий
"Фронт народного спасения" и "Фронт национального спасения" и
аббревиатуры "ФНС", что, по мнению комиссии, может
дезориентировать избирателей, не основана на законе и достаточным
основанием к отказу в регистрации избирательного блока "Фронт
народного спасения" не является.
По существу, эта ссылка сводится к нецелесообразности создания
избирательного блока с таким названием, а отказ в регистрации
общественного объединения по этому основанию в соответствии с ч. 2
ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" не
допускается.
Более того, ссылка на возможную дезориентацию избирателей
предположительна и ограничивает конституционные права граждан на
свободное волеизъявление в ходе выборов и, кроме того,
устанавливает дополнительные, не предусмотренные законом,
ограничения при выдвижении кандидатов в депутаты от избирательных
объединений.
При указанных обстоятельствах постановление Центральной
избирательной комиссии от 20 сентября 1995 г. No. 18/160-П
подлежит отмене на основании ч. 7 ст. 29 Федерального закона "О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", как противоречащее Закону РФ "Об
общественных объединениях" и принятое с превышением полномочий
избирательной комиссии.
Последствия отмены незаконного решения Центральной
избирательной комиссии РФ в Законе "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ" не определены.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив
при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или
иного органа закону, принимает решение в соответствии с Законом.
В связи с тем, что законных оснований для отказа в регистрации
избирательного блока "Фронт народного спасения" в постановлении
Центральной избирательной комиссии от 20 сентября 1995 г.
No. 18/160-П указано не было; не приведены эти основания и
представителем Центральной избирательной комиссии при рассмотрении
дела в суде, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 239.7 ГПК РСФСР, считает
необходимым устранить нарушения прав избирателей, выразившиеся в
необоснованном отказе Центральной избирательной комиссии в
регистрации избирательного блока, обязав Центральную избирательную
комиссию зарегистрировать избирательный блок "Фронт народного
спасения" не позднее 28 сентября 1995 г. (ст. 201 ГПК РСФСР). При
этом суд принимает во внимание не только сжатые сроки, оставшиеся
до окончания срока подачи списков кандидатов в депутаты на
регистрацию для участия в выборах, но и то обстоятельство, что в
соответствии со ст. 33 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Центральная избирательная комиссия должна была разрешить все
вопросы, связанные с регистрацией избирательного блока "Фронт
народного спасения" не позднее чем в пятидневный срок. Довод
представителя Центральной избирательной комиссии о том, что
постановления комиссии об отказе в регистрации избирательных
объединений после их отмены в суде могут выноситься в ничем не
ограниченном числе и сроках и по разным основаниям, противоречит
смыслу и содержанию закона и убедительным быть признан не может.
Вопрос о регистрации, как и вопрос об отказе в регистрации,
избирательного объединения или блока должен быть разрешен
избирательной комиссией в установленные сроки, на основании
требований закона, в полном объеме и с надлежащим обоснованием.
Нарушение этих условий ведет к нарушению прав избирателей, в
частности, ставит участников предвыборной кампании в неравные
условия (по срокам выдвижения кандидатов в депутаты, возможности
сбора подписей избирателей в их поддержку, по возможности
своевременно зарегистрировать кандидатов в депутаты в
избирательных комиссиях и т.д.).
Суд также принимает во внимание при разрешении данного вопроса
и объяснения представителя Центральной избирательной комиссии в
судебном заседании, из которых усматривается, что при принятии
документов "Фронта народного спасения" замечаний по процедуре
принятия решений об изменении названия этого избирательного блока
у Центральной избирательной комиссии не было, равно как и
замечаний по оформлению списков кандидатов в депутаты от этого
блока.
Вместе с тем суд считает, что в удовлетворении остальных
требований заявителей, касающихся оформления списков кандидатов в
депутаты, должно быть отказано потому, что вопрос о проверке
списков кандидатов в депутаты от избирательных блоков
рассматривается в ином порядке, в иные сроки, чем в порядке и
сроки рассмотрения вопроса о регистрации блока (ст. ст. 33, 38
Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ"). В случае отказа в приеме документов и выдаче копий
списков кандидатов этот отказ может быть обжалован в Верховный
Суд Российской Федерации. В данном случае вопрос о списках
кандидатов в депутаты разрешен Центральной избирательной комиссией
не был, "Фронту народного спасения" в выдаче заверенных списков
кандидатов в депутаты отказано не было, в связи с чем довод
заявителей о том, что действиями Центральной избирательной
комиссии, отказавшей им в выдаче копий списков, их права были
нарушены, обоснованным быть признан не может.
В том случае, если впоследствии Центральная избирательная
комиссия вынесет такое решение, заявители вправе обжаловать его в
Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 4
ст. 38 Закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания РФ" и главой 24.1 ГПК РСФСР.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 197,
201, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу избирательного блока "Фронт народного спасения"
удовлетворить частично.
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 20 сентября 1995 г. No. 18/160-П об отказе
общественным объединениям "Историко - просветительский фонд им.
П.Б. Струве" и "Партия научно - технической интеллигенции" в
регистрации избирательного блока "Фронт народного спасения"
отменить.
Обязать Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации не позднее 28 сентября 1995 г. зарегистрировать блок
общественных организаций "Историко - просветительский фонд им.
П.Б. Струве" и "Партия научно - технической интеллигенции" с
названием "Фронт народного спасения".
В удовлетворении остальной части жалобы отказать.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Б.А.ГОРОХОВ
|