ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
ПИСЬМО
от 22 сентября 1995 г. N ВБ/4116
О ЗАДАЧАХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ" (ОТ 17.08.95
N 147-ФЗ)
Федеральный закон "О естественных монополиях" распространяется
на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской
Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий,
потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления.
В соответствии с положениями названного Федерального закона
функции государственного регулирования и контроля в сферах
естественных монополий возложены на федеральные органы
исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Основной задачей органов регулирования естественных монополий
является:
- ценовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий, которое осуществляется посредством определения цен
(тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их
обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме
потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом
естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и
законных интересов граждан, обеспечение безопасности государства,
охраны природы и культурных ценностей.
Предусматривается проведение контроля в сферах естественной
монополии в целях повышения эффективности применяемых методов
регулирования (ст. 7 ФЗ).
Для выполнения указанных задач органы регулирования
естественных монополий наделены соответствующими функциями и
полномочиями (ст. 10, 11 ФЗ).
Вместе с тем, задачи предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности субъектов естественных монополий, а
также осуществления отдельных видов государственного контроля
продолжают оставаться одними из главных направлений деятельности
ГКАП России (его территориальных управлений) в соответствии с
Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
В случае, если со стороны естественных монополий проявляются
действия, которые противоречат Закону РСФСР "О конкуренции...", то
антимонопольные органы вправе принимать к ним меры воздействия в
соответствии с антимонопольным законодательством. Такие нарушения
могут выражаться в навязывании контрагенту условий договора,
невыгодных для него или не относящихся к предмету договора,
включении в договор дискриминирующих условий, необоснованный отказ
от заключения договора, в недобросовестной конкуренции..."
При выявлении нарушений требований статей 7, 8, 9 Закона РСФСР
"О конкуренции...", допущенных органами исполнительной власти (в
т.ч. органами регулирования естественных монополий) ГКАП России
(его территориальные управления) также вправе применять к ним
меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Что касается порядка ценообразования на товары (работы,
услуги) субъектов естественных монополий, по которым они занимают
доминирующее положение на рынке, то в отношении свободных цен
применяются положения антимонопольного законодательства в полном
объеме.
Поскольку пресечение нарушений установленного органами
регулирования естественных монополий порядка ценообразования не
входит в компетенцию антимонопольных органов, то в отношении
регулируемых цен при выявлении нарушений установленного
нормативными актами порядка ценообразования (кроме обоснованности
уровня цен и тарифов) результаты проверки доводятся до
соответствующего органа регулирования естественных монополий.
Заместитель Председателя
В.БЕЛОВ
|