ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 1995 г. N 18/149-П
ОБ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ
НА КАНАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ
ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ БЛОКАМ, КАНДИДАТАМ В ДЕПУТАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ АГИТАЦИОННЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", Федеральным за-
коном "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Соб-
рания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Инструкцию о порядке предоставления эфирного
времени на каналах государственных телерадиокомпаний избира-
тельным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и
публикации агитационных предвыборных материалов в периодических
печатных изданиях с государственным участием, разработанную сов-
местно с государственными органами, обеспечивающими соблюдение
конституционных прав и свобод в области массовой информации, а
также с учетом предложений избирательных объединений, избира-
тельных блоков (прилагается).
2. Опубликовать настоящую Инструкцию в журнале "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и "Рос-
сийской газете".
3. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации,
окружным избирательным комиссиям в пределах своих полномочий
обеспечить реализацию и контроль за соблюдением требований насто-
ящей Инструкции.
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Т.РЯБОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВИШНЯКОВ
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ
НА КАНАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ
ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ БЛОКАМ, КАНДИДАТАМ В ДЕПУТАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ АГИТАЦИОННЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция издана в соответствии с требовани-
ями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации", Федерального закона "О выборах де-
путатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе-
дерации", Закона Российской Федерации "О средствах массовой ин-
формации" и регламентирует порядок и условия проведения предвы-
борной агитации через государственные средства массовой информа-
ции (далее СМИ).
1.2. Избирательные объединения, избирательные блоки, канди-
даты в депутаты вправе проводить предвыборную агитацию через не-
государственные СМИ с соблюдением всеми участниками избирательно-
го процесса основных принципов, установленных федеральным законо-
дательством. Финансирование предвыборных агитационных мероприятий
должно осуществляться исключительно через избирательные фонды из-
бирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депу-
таты.
Порядок проведения предвыборной агитации через негосударст-
венные СМИ настоящей Инструкцией не регулируется.
1.3. Государственные СМИ, их должностные лица, а также твор-
ческие работники в период предвыборной агитации в своих сообщени-
ях, материалах и передачах должны воздерживаться от поддержки ли-
бо предпочтения, выражаемых в любых формах, тех или иных избира-
тельных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты,
их предвыборных программ.
1.4. В настоящей Инструкции используются следующие термины:
предвыборная агитация через СМИ - деятельность граждан, из-
бирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депу-
таты и других участников избирательного процесса, предусмотренных
настоящей Инструкцией, по подготовке и распространению через СМИ
в установленных законом формах информации, имеющей целью побудить
избирателей принять участие в голосовании за или против тех или
иных кандидатов, федеральных списков кандидатов;
виды предвыборной агитации - выступление, интервью,
пресс-конференция, предвыборные дебаты, "круглый стол", полити-
ческая реклама;
выступление - личное обращение (монолог) представителя изби-
рательного объединения, избирательного блока, кандидата в депута-
ты к избирателям с изложением предвыборной программы, если оно
происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
интервью - ответы на вопросы, даваемые представителем изби-
рательного объединения, избирательного блока, кандидатом в депу-
таты в ходе личной встречи с журналистом (журналистами);
пресс-конференция - изложение представителем избирательного
объединения, избирательного блока, кандидатом в депутаты предвы-
борной программы перед представителями прессы, телевидения и ра-
дио, включая ответы на вопросы журналистов;
предвыборные дебаты - высказывания двух и более представите-
лей избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в
депутаты по широкому кругу общественно значимых проблем, в том
числе сообщения, касающиеся предвыборных программ других соперни-
чающих избирательных объединений, избирательных блоков, кандида-
тов, сделанные в ходе публичного обмена мнениями, вопросами;
"круглый стол" - обмен мнениями, вопросами, ответами между
представителями избирательных объединений, избирательных блоков,
кандидатами в депутаты и представителями СМИ, телезрителями, ра-
диослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных аги-
тационных мероприятий;
политическая реклама - распространение сведений (объявления,
призывы, видеоаудиоролики и т.п.) участниками избирательного про-
цесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных бло-
ках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов,
отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информа-
ции (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, брос-
кость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства реклами-
руемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы фе-
деральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования
общественного мнения в пользу избирательных объединений, избира-
тельных блоков, кандидатов в депутаты;
информационная программа - телерадиопрограмма, периодически
транслируемая телерадиокомпаниями и содержащая информацию о теку-
щих событиях и новостях;
государственная телерадиокомпания - телерадиокомпания, учре-
дителем (соучредителем) которой является орган государственной
власти;
общероссийская телерадиокомпания (далее общероссийская ТРК)
- государственная телерадиокомпания, зона уверенного приема пере-
дач которой находится в пределах половины и более субъектов Рос-
сийской Федерации;
региональная телерадиокомпания (далее региональная ТРК) -
государственная телерадиокомпания, зона уверенного приема передач
которой находится в пределах менее чем половины субъектов Рос-
сийской Федерации, но не менее чем в пределах административных
границ одного субъекта Российской Федерации;
муниципальная телерадиокомпания - телерадиокомпания, учреди-
телем (соучредителем) которой является орган местного самоуправ-
ления, а зона уверенного приема передач находится в пределах од-
ной или нескольких административно-территориальных единиц субъек-
та Российской Федерации;
периодическое печатное издание с государственным участием -
печатное издание, учредителем (соучредителем) которого является
орган государственной власти, государственные предприятие, учреж-
дение, организация, либо издание, которое финансируется полностью
или частично (не менее двадцати пяти процентов) за счет средств
федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации;
муниципальное периодическое печатное издание - печатное из-
дание, учредителем (соучредителем) которого является орган мест-
ного самоуправления, муниципальные предприятие, учреждение, орга-
низация, либо издание, которое финансируется полностью или част-
ично (не менее двадцати пяти процентов) за счет средств местного
бюджета.
1.5. Перечень общероссийских ТРК и периодических печатных
изданий с государственным участием публикуется Центральной изби-
рательной комиссией Российской Федерации по представлению Феде-
ральной службы России по телевидению и радиовещанию, Комитета
Российской Федерации по печати, а региональных ТРК и муници-
пальных периодических печатных изданий - избирательными комиссия-
ми субъектов Российской Федерации по представлению соответствую-
щих региональных ТРК не позднее 15 октября 1995 года в СМИ.
II. Порядок предоставления эфирного времени на каналах
государственных телерадиокомпаний
2.1. Избирательные объединения, избирательные блоки, заре-
гистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации федеральные списки кандидатов, для проведения предвы-
борной агитации вправе использовать общероссийские и региональные
ТРК. При этом региональная группа кандидатов (по субъектам Рос-
сийской Федерации или группам субъектов Российской Федерации)
обслуживается только теми региональными ТРК, зона уверенного при-
ема передач которых находится в пределах административных границ
соответствующих субъектов Российской Федерации.
Кандидаты в депутаты по одномандатным избирательным округам
для проведения предвыборной агитации вправе использовать регио-
нальные ТРК и муниципальные телерадиокомпании.
2.2. Регулирование порядка предоставления эфирного времени
кандидатам в депутаты на каналах муниципальных телерадиокомпаний
осуществляется окружными избирательными комиссиями в соответствии
с федеральными законами о выборах и с учетом основных положений
настоящей Инструкции.
2.3. Избирательные объединения, избирательные блоки, канди-
даты в депутаты имеют право на предоставление им бесплатного и
платного эфирного времени на каналах соответственно общероссийск-
их и региональных ТРК на равных условиях, определяемых продолжи-
тельностью предоставляемого эфирного времени, времени выхода в
эфир, размером и порядком оплаты эфирного времени и иными услови-
ями.
2.4. Телерадиокомпании должны публично объявлять (деклариро-
вать) размер платы за предоставляемое эфирное время не позднее 15
октября 1995 года.
В период проведения выборов телерадиокомпании вправе уста-
навливать иной размер оплаты эфирного времени в случае изменения
соответствующих государственных регулируемых цен и тарифов.
2.5. Избирательным объединениям, избирательным блокам
бесплатное эфирное время предоставляется на каналах общероссийск-
их ТРК в период с 15 ноября по 15 декабря 1995 года. <*>
--------------------------------
<*> Десятидневный срок со дня утверждения графика предостав-
ления эфирного времени до дня выхода в эфир установлен исходя из
необходимости осуществления общероссийскими ТРК организацион-
но-технических мероприятий.
2.6. Общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляе-
мого общероссийскими ТРК ежедневно по рабочим дням избирательным
объединениям, избирательным блокам, должен составлять 30 минут
эфирного времени между 7 и 10 часами, а также 30 минут эфирного
времени между 18 и 23 часами 30 минутами с учетом поясного време-
ни вещания на различные регионы Российской Федерации.
2.7. Основанием для предоставления избирательному объедине-
нию, избирательному блоку бесплатного эфирного времени на каналах
общероссийских ТРК является документ о регистрации федерального
списка кандидатов, выдвинутого данным объединением, блоком, и
письменное заявление уполномоченного представителя избирательного
объединения, избирательного блока руководителю соответствующей
телерадиокомпании, подаваемое не позднее чем на третий день после
регистрации федерального списка кандидатов. <*>
--------------------------------
<*> Данное положение применяется после опубликования в СМИ
перечня общероссийских ТРК - с 16 октября 1995 года.
2.8. Предоставление бесплатного эфирного времени избира-
тельным объединениям, избирательным блокам на каналах общерос-
сийских ТРК осуществляется в соответствии с утверждаемым
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации графи-
ком.
График предоставления эфирного времени с указанием конкрет-
ной даты и времени выхода в эфир составляется руководством обще-
российских ТРК по результатам жеребьевки, проводимой Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации среди уполномоченных
представителей избирательных объединений, избирательных блоков в
присутствии членов Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации, представителей общероссийских ТРК и членов Судебной
палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федера-
ции, и утверждается Центральной избирательной комиссией Российск-
ой Федерации после завершения регистрации федеральных списков
кандидатов, но не позднее 5 ноября 1995 года.
2.9. Кандидатам в депутаты, региональным группам кандидатов
избирательных объединений, избирательных блоков бесплатное эфир-
ное время предоставляется на каналах региональных ТРК в период с
15 ноября по 15 декабря 1995 года. <*> Каждый кандидат, каждая
региональная группа получают равное по продолжительности эфирное
время при прочих равных условиях.
--------------------------------
<*> Пятидневный срок со дня утверждения графика предоставле-
ния эфирного времени до дня выхода в эфир установлен исходя из
необходимости осуществления региональными ТРК организационно -
технических мероприятий.
2.10. Основанием для предоставления бесплатного эфирного
времени кандидату в депутаты является удостоверение кандидата в
депутаты и его личное письменное заявление руководителю соот-
ветствующей телерадиокомпании, подаваемое кандидатом не позднее
чем на третий день после его регистрации в окружной избирательной
комиссии. <*>
2.11. Основанием для предоставления бесплатного эфирного
времени региональной группе кандидатов избирательного объедине-
ния, избирательного блока является документ о регистрации феде-
рального списка кандидатов и письменное заявление уполномоченного
представителя избирательного объединения, избирательного блока,
подаваемое через региональную группу руководителю соответствующей
региональной ТРК не позднее чем на третий день после регистрации
федерального списка кандидатов. <*>
-------------------------------
<*> Положения, установленные в пунктах 2.10, 2.11, применя-
ются после опубликования в СМИ перечня региональных ТРК - с 16
октября 1995 года.
2.12. В случае, если технические возможности региональной
ТРК не позволяют обеспечить предоставление каждому кандидату в
депутаты, каждой региональной группе кандидатов бесплатного эфир-
ного времени, соответствующая избирательная комиссия субъекта
Российской Федерации в установленные настоящей Инструкцией сроки
должна утвердить график проведения предвыборных дебатов, "круглых
столов" между кандидатами, региональными группами с тем, чтобы
каждый кандидат в депутаты, каждая региональная группа кандидатов
находились в равных условиях.
2.13. Предоставление бесплатного эфирного времени кандидату
в депутаты, региональной группе кандидатов избирательного объеди-
нения, избирательного блока на каналах региональной ТРК осу-
ществляется согласно утверждаемому соответствующей избирательной
комиссией субъекта Российской Федерации графику.
График предоставления эфирного времени с указанием конкрет-
ной даты и времени выхода в эфир составляется руководством соот-
ветствующей региональной ТРК по результатам жеребьевки, отдельно
проводимой избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
среди кандидатов и представителей региональных групп в присутст-
вии членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и
представителей региональной ТРК, и утверждается соответствующей
избирательной комиссией субъекта Российской Федерации после за-
вершения регистрации кандидатов в депутаты, федеральных списков
кандидатов и опубликования графика предоставления эфирного време-
ни избирательным объединениям, избирательным блокам, но не
позднее 10 ноября 1995 года.
2.14. Графики предоставления бесплатного эфирного времени
избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в
депутаты подлежат обнародованию государственными СМИ бесплатно в
соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средст-
вах массовой информации" не позднее чем на второй день после ут-
верждения графика соответствующей избирательной комиссией.
2.15. Отказ руководства телерадиокомпаний в предоставлении
бесплатного эфирного времени избирательному объединению, избира-
тельному блоку или кандидату в депутаты, нарушение им установлен-
ного законом принципа равных условий использования СМИ для пред-
выборной агитации заинтересованная сторона может обжаловать в со-
ответствующую избирательную комиссию либо в суд.
Указанные органы вправе обязать руководство этих телерадио-
компаний предоставить избирательному объединению, избирательному
блоку, кандидату в депутаты гарантированное законом бесплатное
эфирное время.
2.16. Избирательное объединение, избирательный блок, канди-
дат в депутаты в соответствии с согласованным с телерадиокомпани-
ей видом предвыборной агитации в пределах предоставляемого
бесплатного эфирного времени самостоятельно определяют содержание
информации, а также состав своих представителей (участников).
2.17. Возмещение расходов общероссийским и региональным ТРК
за предоставление бесплатного эфирного времени избирательным
объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты осу-
ществляется за счет соответствующего бюджета (федерального бюдже-
та, бюджета субъекта Российской Федерации).
2.18. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кан-
дидатам в депутаты дополнительное платное эфирное время предост-
авляется на основании заключенных с общероссийскими, региональны-
ми ТРК договорами, при этом общее платное эфирное время для обще-
российских ТРК не может превышать объема предоставляемого
бесплатного эфирного времени. Соотношение продолжительности
бесплатного и платного эфирного времени для региональных ТРК оп-
ределяется их техническими и программными возможностями. Расходы
на оплату эфирного времени осуществляются избирательными объеди-
нениями, избирательными блоками, кандидатами исключительно из
средств их собственных избирательных фондов.
2.19. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кан-
дидатам в депутаты эфирное время за плату предоставляется на ка-
налах общероссийских и региональных ТРК в период, указанный в
пунктах 2.5, 2.9 настоящей Инструкции.
2.20. Избирательное объединение, избирательный блок, канди-
дат в депутаты, желающие получить за плату эфирное время на кана-
лах общероссийских, региональных ТРК, должны не позднее чем на
третий день после регистрации федеральных списков кандидатов,
кандидатов в одномандатных избирательных округах представить в
соответствующую телерадиокомпанию письменное заявление (для изби-
рательных объединений, избирательных блоков - в региональные ТРК
через региональные группы кандидатов) с просьбой о предоставлении
за плату эфирного времени для проведения предвыборной агитации и
документ о регистрации федерального списка кандидатов, кандидата
в депутаты. <*>
-------------------------------
<*> Данное положение применяется после опубликования в СМИ
перечня общероссийских и региональных ТРК - с 16 октября 1995 го-
Предоставление эфирного времени за плату избирательному
объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты, регио-
нальной группе кандидатов избирательного объединения, избира-
тельного блока на каналах государственных телерадиокомпаний осу-
ществляется согласно графикам, составленным руководством соот-
ветствующих общероссийских, региональных ТРК не позднее 13 ноября
1995 года.
График предоставления эфирного времени с указанием конкрет-
ной даты и времени выхода в эфир составляется на основании посту-
пивших заявлений и по результатам жеребьевки, проводимой руко-
водством телерадиокомпании. График публикуется в СМИ не позднее
чем на второй день после его составления.
2.21. В договорах между избирательными объединениями, изби-
рательными блоками, кандидатами в депутаты с одной стороны и те-
лерадиокомпаниями с другой на предоставление эфирного времени за
плату должны быть указаны следующие условия: вид предвыборной
агитации, время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого
времени, размер и порядок оплаты предоставляемого эфирного време-
ни, а также другие условия. Оплата эфирного времени должна произ-
водиться до его предоставления. При отсутствии документов,
подтверждающих оплату эфирного времени, предоставление эфирного
времени не допускается.
2.22. Телерадиокомпании обязаны вести учет бесплатного и
платного эфирного времени, выделяемого избирательным объединени-
ям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты на проведение
предвыборной агитации, и по письменным запросам соответствующих
избирательных комиссий информировать их о предоставленном эфирном
времени, а также предоставлять им соответствующие договоры.
2.23. Телерадиокомпании не вправе прерывать телерадиопрог-
раммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ
и услуг. Не допускается прерывать телерадиопрограммы, содержащие
предвыборную агитацию, которая осуществляется бесплатно, оплачен-
ной предвыборной агитацией, а также прерывать телерадиопрограммы
с участием одних избирательных объединений, избирательных блоков,
кандидатов в депутаты телерадиопрограммами с участием других
участников предвыборной агитации.
2.24. Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию
избирательных объединений, избирательных блоков, при трансляции
по каналам одной общероссийской ТРК не должны совпадать по време-
ни в эфире с аналогичными телерадиопрограммами другой общерос-
сийской ТРК.
Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию регио-
нальных групп кандидатов избирательных объединений, избирательных
блоков и кандидатов в депутаты, при трансляции по каналам регио-
нальных ТРК не должны совпадать по времени в эфире с аналогичными
телерадиопрограммами, транслируемыми по каналам общероссийских
ТРК.
Региональные ТРК не вправе перекрывать своими передачами те-
лерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию избирательных
объединений, избирательных блоков, транслируемые по каналам обще-
российских ТРК.
2.25. Избирательное объединение, избирательный блок, канди-
дат в депутаты, получившие эфирное время для проведения предвы-
борных дебатов, "круглого стола", вправе:
а) организовать и провести предвыборные дебаты, "круглый
стол" в согласованное с телерадиокомпанией время;
б) определять совместно с другими организаторами предвыбор-
ных дебатов, "круглого стола" порядок их проведения;
в) принимать участие в предвыборных дебатах, "круглом сто-
ле", организуемых другими избирательными объединениями, избира-
тельными блоками, кандидатами в депутаты, если против этого не
возражают другие участники дебатов, "круглого стола".
2.26. Организаторы предвыборных дебатов, "круглого стола"
обязаны через СМИ заблаговременно объявлять тему (темы) предстоя-
щих дебатов представителей избирательных объединений, избира-
тельных блоков, кандидатов в депутаты.
2.27. Телерадиокомпания назначает ведущего предвыборных де-
батов, "круглого стола" и информирует об этом их участников при
опубликовании графика предоставления эфирного времени.
Ведущий следит за соблюдением порядка проведения предвыбор-
ных дебатов, "круглого стола", предварительно согласованного с
участниками, предлагает представителям избирательного объедине-
ния, избирательного блока, кандидатам в депутаты ответить на воп-
росы, поставленные другими участниками предвыборных дебатов,
"круглого стола" либо телезрителями, радиослушателями.
Ведущий во время предвыборных дебатов, "круглого стола" не
вправе:
нарушать определенный организаторами предвыборных дебатов,
"круглого стола" порядок их проведения;
ограничивать время выступления представителя избирательного
объединения, избирательного блока, кандидата в депутаты, если
иное не предусмотрено порядком ведения предвыборных дебатов,
"круглого стола", согласованным с его участниками, либо если это
не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для
данной передачи;
отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных
дебатов, "круглого стола".
2.28. Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обя-
зан:
соблюдать выработанный порядок проведения дебатов, "круглого
стола";
вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскор-
бительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство выска-
зываний в адрес других участников дебатов;
подчиняться обоснованным требованиям ведущего.
2.29. Политическая реклама, распространяемая избирательным
объединением, избирательным блоком, кандидатом в депутаты на ка-
налах общероссийских, региональных ТРК, должна быть узнаваема, то
есть содержать четкое указание на избирательное объединение, из-
бирательный блок, кандидата в депутаты, в интересах которого она
распространяется.
Эфирное время, предоставляемое избирательному объединению,
избирательному блоку, кандидату в депутаты для распространения
политической рекламы, не должно превышать 10 процентов от выделя-
емого им общего эфирного времени.
В соответствии с действующим законодательством ответствен-
ность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рек-
ламе, несут избирательное объединение, избирательный блок, канди-
дат в депутаты, соответствующая телерадиокомпания.
2.30. Информационные программы телевидения и радио, отражая
события, связанные с избирательной кампанией, не вправе отдавать
предпочтение каким бы то ни было избирательным объединениям, из-
бирательным блокам, кандидатам в депутаты. Включение политической
рекламы в рекламные блоки внутри информационных программ, а также
в иные рекламные блоки, не допускается.
2.31. В случае, если телерадиокомпания предполагает показать
выступление, интервью, пресс-конференцию, предвыборные дебаты,
"круглый стол" не в прямом эфире, то запись программы производит-
ся в режиме "прямого эфира" в пределах установленного объема ве-
щания.
2.32. Все телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агита-
цию, выпускаются в эфир с параллельной видео-аудиозаписью, кото-
рая хранится в телерадиокомпании в течение шести месяцев со дня
выхода указанных программ в эфир и по запросу соответствующей из-
бирательной комиссии предоставляется ей не позднее чем в течение
трех дней со дня обращения.
III. Порядок публикации агитационных предвыборных
материалов в периодических печатных изданиях
с государственным участием
3.1. Избирательные объединения, избирательные блоки, заре-
гистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации федеральные списки кандидатов, для проведения предвы-
борной агитации вправе использовать периодические печатные изда-
ния с государственным участием.
Кандидаты в депутаты по одномандатным избирательным округам
вправе использовать периодические печатные издания с государст-
венным участием и муниципальные периодические печатные издания,
распространяющие свою продукцию на территории или части террито-
рии соответствующего субъекта Российской Федерации (группы
субъектов Российской Федерации).
3.2. Порядок публикации агитационных предвыборных материалов
региональных групп кандидатов избирательных объединений, избира-
тельных блоков, кандидатов в депутаты в периодических печатных
изданиях с государственным участием, а также порядок публикации
агитационных материалов кандидатов в депутаты в муниципальных пе-
риодических печатных изданиях регулируются окружными избира-
тельными комиссиями в соответствии с федеральными законами о вы-
борах и с учетом основных положений настоящей Инструкции.
3.3. Избирательные объединения, избирательные блоки, канди-
даты в депутаты имеют право на бесплатную и платную публикацию
агитационных предвыборных материалов в указанных печатных издани-
ях на равных условиях, определяемых объемом публикаций, местом
расположения материала, временем выпуска, размером оплаты печат-
ной площади и иными условиями.
3.4. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кан-
дидатам в депутаты время для бесплатных публикаций агитационных
предвыборных материалов в периодических печатных изданиях предос-
тавляется в период с 5 ноября по 15 декабря 1995 года.
Каждое избирательное объединение, избирательный блок, канди-
дат в депутаты в случае обращения имеют право не менее чем на од-
ну бесплатную публикацию своих предвыборных агитационных материа-
лов в печатных изданиях.
Объем публикаций для кандидатов в депутаты, зарегистрирован-
ных в одномандатном избирательном округе, не может превышать пя-
ти, а для избирательных объединений, избирательных блоков, заре-
гистрировавших федеральные списки кандидатов, - десяти процентов
от общего объема разового выпуска печатного издания.
3.5. Основанием для бесплатной публикации агитационных мате-
риалов избирательных объединений, избирательных блоков, кандида-
тов в депутаты является документ о регистрации федерального спис-
ка кандидатов, удостоверение кандидата в депутаты и письменные
заявления уполномоченного представителя избирательного объедине-
ния, избирательного блока, кандидата в депутаты руководителю ре-
дакции соответствующего печатного издания, подаваемые не позднее
чем на третий день после регистрации федерального списка кандида-
тов, кандидата в одномандатном избирательном округе. <*>
--------------------------------
<*> Данное положение применяется после опубликования в СМИ
перечня периодических печатных изданий с государственным участием
- с 16 октября 1995 года.
3.6. Предоставление бесплатной печатной площади избира-
тельным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты
на страницах периодических печатных изданий осуществляется на ос-
новании графиков, утверждаемых соответствующими избирательными
комиссиями после завершения регистрации федеральных списков кан-
дидатов, кандидатов в депутаты, но не позднее 5 ноября 1995 года.
График бесплатной публикации предвыборных агитационных мате-
риалов составляется редакцией печатного издания по результатам
жеребьевки, проводимой руководством редакции печатного издания
среди уполномоченных представителей избирательных объединений,
избирательных блоков, кандидатов в депутаты в присутствии членов
соответствующей избирательной комиссии, редакции СМИ.
3.7. Отказ редакции печатного издания в бесплатной публика-
ции материалов предвыборной агитации, представленных редакции в
установленном порядке, а также нарушение ею принципа равных усло-
вий использования СМИ избирательными объединениями, избирательны-
ми блоками и кандидатами в депутаты может быть обжаловано ими в
соответствующую избирательную комиссию либо в суд.
Указанные органы вправе обязать редакцию соответствующего
печатного издания опубликовать бесплатно агитационный предвыбор-
ный материал избирательного объединения, избирательного блока,
кандидата в депутаты.
3.8. Возмещение расходов периодических печатных изданий с
государственным участием, связанных с бесплатной публикацией аги-
тационных предвыборных материалов избирательных объединений, из-
бирательных блоков, кандидатов в депутаты, осуществляется из со-
ответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта
Российской Федерации).
3.9. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кан-
дидатам в депутаты дополнительная газетная (журнальная) площадь
за плату предоставляется соответствующими редакциями периодическ-
их печатных изданий на основании заключаемых между ними догово-
ров. Расходы на оплату дополнительной печатной площади осу-
ществляются избирательными объединениями, избирательными блоками,
кандидатами в депутаты из средств их собственных избирательных
фондов. Оплата должна производиться до предоставления места на
полосе. При отсутствии документов, подтверждающих оплату дополни-
тельной печатной площади, предоставление газетной (журнальной)
площади не допускается.
Периодические печатные издания с государственным участием,
предоставив за плату избирательному объединению, избирательному
блоку, кандидату в депутаты место на полосе, не вправе отказать
другому участнику предвыборной агитации в месте на полосе на тех
же условиях.
3.10. Редакции периодических печатных изданий с государст-
венным участием обязаны вести учет бесплатных и платных публика-
ций агитационных предвыборных материалов избирательных объедине-
ний, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и по письменным
запросам соответствующих избирательных комиссий информировать их
о предоставленной газетной (журнальной) площади, а также направ-
лять им соответствующие договоры.
3.11. Политическая реклама, распространяемая избирательным
объединением, избирательным блоком, кандидатом в депутаты в пери-
одических печатных изданиях, должна содержать четкое указание на
избирательное объединение, избирательный блок, кандидата в депу-
таты, в интересах которого она распространяется.
Газетная (журнальная) площадь, предоставляемая избирательно-
му объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты для
распространения политической рекламы, не должна превышать 10 про-
центов от выделяемой им общей печатной площади.
В соответствии с действующим законодательством ответствен-
ность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рек-
ламе, несут избирательное объединение, избирательный блок, канди-
дат в депутаты, соответствующее периодическое печатное издание.
3.12. Избирательное объединение, избирательный блок, канди-
дат в депутаты в пределах закона самостоятельно определяет форму
предвыборной агитации и содержание агитационных материалов. Изме-
нение текста представленных материалов редакциями печатных изда-
ний без согласования с авторами не допускается.
3.13. СМИ, учрежденные органами представительной, исполни-
тельной, судебной власти, а также органами местного самоуправле-
ния, исключительно для издания их официальных сообщений и матери-
алов, законов и иных нормативных актов не вправе публиковать аги-
тационные предвыборные материалы избирательных объединений, изби-
рательных блоков, кандидатов в депутаты.
IV. Организация контроля, разрешение споров,
ответственность
4.1. Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной
агитации, установленного федеральным законодательством и настоя-
щей Инструкцией, осуществляется Центральной избирательной комис-
сией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов
Российской Федерации и окружными избирательными комиссиями.
Указанные избирательные комиссии вправе образовать группы
контроля за соблюдением участниками избирательного процесса по-
рядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ. Состав
группы формируется из числа членов соответствующей избирательной
комиссии, в том числе и членов комиссии с правом совещательного
голоса, а также специалистов в области права и журналистики. Ре-
зультаты проверки, выводы и предложения по заявлениям и жалобам
группа контроля вносит на рассмотрение соответствующей избира-
тельной комиссии.
4.2. В случае нарушения установленного порядка проведения
предвыборной агитации участниками избирательного процесса избира-
тельные комиссии вправе требовать от компетентных органов пресе-
чения противоправной деятельности, а также вправе обращаться в
суд с представлением об отмене решения о регистрации федеральных
списков кандидатов и кандидатов в депутаты по одномандатным изби-
рательным округам.
4.3. Избирательные комиссии имеют право заслушивать доклады
руководителей СМИ на предмет соблюдения требований федерального
законодательства и настоящей Инструкции и в пределах своей компе-
тенции принимать обязательные для исполнения решения.
Руководители СМИ обязаны представить соответствующей избира-
тельной комиссии по ее запросу в течение трех дней сведения об
использовании избирательными объединениями, избирательными блока-
ми, кандидатами в депутаты эфирного времени, объеме публикаций
агитационных материалов.
4.4. В случае нарушения представителями СМИ положений насто-
ящей Инструкции руководители СМИ по мотивированному представлению
соответствующей избирательной комиссии могут на период выборов
отстранить от работы, связанной с освещением избирательной кампа-
нии, журналистов, творческих работников и должностных лиц редак-
ции.
4.5. Избирательные объединения, избирательные блоки, канди-
даты в депутаты, другие участники избирательного процесса могут
обжаловать действия, нарушающие установленный законодательством и
настоящей Инструкцией порядок проведения предвыборной агитации
через СМИ, в соответствующую избирательную комиссию, а также в
суд.
4.6. В соответствии с федеральным законодательством Судебная
палата по информационным спорам при Президенте Российской Федера-
ции рассматривает и разрешает информационные споры, имеющие об-
щественно значимый характер и вытекающие из нарушений порядка и
правил проведения предвыборной агитации через СМИ, установленных
законодательством и настоящей Инструкцией, обеспечивает соблюде-
ние принципа политического плюрализма, равные условия доступа из-
бирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депу-
таты к СМИ.
Судебная палата рассматривает в первоочередном порядке споры
по обращениям Центральной избирательной комиссии Российской Феде-
рации, избирательных объединений, избирательных блоков, общерос-
сийских ТРК, периодических печатных изданий с государственным
участием.
Судебная палата вправе по итогам рассмотрения информационно-
го спора, связанного с предвыборной агитацией, предложить
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации внести на
рассмотрение соответствующего суда вопрос об отмене решения о ре-
гистрации федерального списка кандидатов, кандидатов в депутаты
по одномандатным избирательным округам.
4.7. Воспрепятствование свободному осуществлению избира-
тельными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в де-
путаты права вести предвыборную агитацию, а также злоупотребление
правом на ведение агитации, выразившееся в распространении сооб-
щений и материалов, не соответствующих действительности и пороча-
щих честь, достоинство и деловую репутацию представителей избира-
тельных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты,
их доверенных лиц, влечет дисциплинарную, административную либо
уголовную ответственность, предусмотренную федеральным законода-
тельством.
|