14 сентября 1995 года N 940
-------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(с изм., согл. Указа Президента РФ от 31.08.2005 N 1010)
В целях углубления интеграционных процессов в Содружестве
Независимых Государств и повышения согласованности действий
органов исполнительной власти Российской Федерации на этом
направлении постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Стратегический курс Российской
Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых
Государств.
Обязать органы исполнительной власти всех уровней
неукоснительно руководствоваться им в своей практической
деятельности.
2. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 31.08.2005 N 1010.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
14 сентября 1995 года
N 940
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 сентября 1995 г. N 940
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ
С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(в ред. Указа Президента РФ от 31.08.2005 N 1010)
Развитие Содружества Независимых Государств (далее именуется -
СНГ) отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а
отношения с государствами СНГ - важный фактор включения России в
мировые политические и экономические структуры.
I. Цели и основные задачи Стратегического курса
России с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств
1. Приоритетность отношений с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств (далее именуются - государства
СНГ) в политике Российской Федерации определяется прежде всего
тем, что:
на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы
в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян,
обеспечение которых составляет основу национальной безопасности
страны;
эффективное сотрудничество с государствами СНГ является
фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России.
2. Главной целью политики России в отношении СНГ является
создание интегрированного экономически и политически объединения
государств, способного претендовать на достойное место в мировом
сообществе.
3. Развивая отношения с партнерами по СНГ, важно твердо
руководствоваться принципом ненанесения ущерба интересам России.
Разнонаправленные интересы партнеров необходимо согласовывать на
основе сбалансированности взаимных компромиссов.
4. Основные задачи политики России в отношении с государствами
СНГ:
обеспечение надежной стабильности во всех ее измерениях:
политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом;
содействие становлению государств СНГ в качестве политически и
экономически устойчивых государств, проводящих дружественную
политику в отношении России;
укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой
системы межгосударственных политических и экономических отношений
на территории постсоюзного пространства;
наращивание интеграционных процессов в СНГ.
II. Экономическое сотрудничество
5. Рассматривать взаимовыгодное экономическое сотрудничество
как основополагающую предпосылку решения всего комплекса вопросов
взаимоотношений с государствами СНГ. Решать эту задачу, оптимально
сочетая многосторонние в рамках Экономического союза и
двусторонние формы отношений.
6. В развитии торговых связей исходить из того, что они
представляют собой важный инструмент стабилизации экономической
ситуации и выхода из кризиса как в России, так и в государствах
СНГ.
7. Одним из важнейших путей организационного укрепления СНГ
является постепенное расширение Таможенного союза, включающего
государства, связанные с Россией глубоко интегрированной
экономикой и стратегическим политическим партнерством.
Вести дело к постепенному, по мере созревания условий,
присоединению остальных членов Экономического союза к Таможенному
союзу.
Добиваться сближения национальных экономических систем путем
выработки совместно с партнерами путей совершенствования единых
модельных актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников Содружества Независимых Государств.
Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной
интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой
модели со стороны наших партнеров будет важным фактором,
определяющим масштабы экономической, политической и военной
поддержки со стороны России.
В целях укрепления и расширения Таможенного союза двусторонние
договоренности не должны давать их участникам равных (и тем более
больших) преимуществ, чем те, которые имеются у членов данного
союза.
8. В качестве важнейшего условия развития и совершенствования
сотрудничества рассматривать нормализацию платежно-расчетных
отношений. В связи с этим ускорить практическую деятельность по
формированию Платежного союза, имея в виду установление общих
правил организации валютных рынков государств СНГ, применение
обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и
предложением, достижение взаимной обратимости национальных валют и
использование в обозримой перспективе российского рубля в качестве
резервной валюты.
9. Формирование жизнеспособного интеграционного сообщества
предполагает эффективное сотрудничество в развитии производства,
науки и техники.
Важнейшими направлениями этой работы считать:
выявление общих научно-технологических приоритетов и реализацию
совместной стратегии в целях формирования единого научного и
технологического пространства;
согласование процессов структурной перестройки национальной
экономики с выходом на разработку общих межгосударственных
инвестиционных программ;
обеспечение условий для совместной работы ученых и специалистов-
производственников;
объединение усилий по решению проблем экологии и охраны
окружающей среды.
10. Последовательно решать задачу сближения национальных
правовых и экономических условий для создания совместной
собственности на основе свободной предпринимательской
деятельности, создания в перспективе общего рынка капиталов.
Оказывать всестороннюю государственную поддержку созданию
финансово-промышленных групп с участием предприятий и банков
государств СНГ, формированию транснациональных производственных,
научно-технических и прочих структур.
11. Обеспечить необходимые условия для функционирования
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза
государств - участников Содружества Независимых Государств как
международной организации, нацеленной на повышение действенности
сотрудничества в рамках СНГ.
III. Национальная безопасность
12. Вести дело к созданию системы коллективной безопасности на
основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992
г. и двусторонних соглашений между государствами СНГ. Поощрять
намерение государств - участников ДКБ объединиться в оборонный
союз на базе общности интересов и военно-политических целей.
Последовательно вести работу по упорядочению механизма
выполнения достигнутых в рамках СНГ соглашений в оборонной
области, сохранению на основе взаимной договоренности объектов
военной инфраструктуры. В случае обоюдного интереса переходить на
принцип военного базирования, четко регламентируя при этом
правовое положение российских военных баз, а также статус
военнослужащих и членов их семей, находящихся в этих государствах.
Решать эти вопросы адекватно военно-политической обстановке,
складывающейся в каждом государстве СНГ.
Добиваться от государств СНГ выполнения обязательства
воздерживаться от участия в союзах и блоках, направленных против
любого из этих государств.
13. Углублять сотрудничество между государствами СНГ в сфере
безопасности государственных границ.
Исходить из того, что национальным интересам России и общим
интересам государств СНГ соответствует надежная охрана границ по
периметру СНГ, которая является их общим делом и должна
осуществляться совместными усилиями.
Завершить работу по урегулированию комплекса пограничных
вопросов с государствами СНГ и созданию договорно-правовой базы
пребывания Пограничных войск Российской Федерации в этих странах.
Изучить возможность создания в дальнейшем региональных объединений
командований пограничных войск государств СНГ, стремиться к
созданию единой системы охраны их границ.
Одновременно, с учетом внешнеполитической ситуации,
осуществлять обустройство государственной границы Российской
Федерации со всеми сопредельными государствами в соответствии с
Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской
Федерации", учитывая при этом, что долгосрочным планам России
соответствует сохранение принципа открытости границ внутри СНГ. На
практике руководствоваться дифференцированным подходом к отдельным
участкам государственной границы Российской Федерации в
зависимости от состояния двусторонних отношений с тем или иным
государством.
14. Исходить из того, что важной составной частью усилий по
обеспечению стабильности на территории СНГ является миротворческая
деятельность, направленная на урегулирование и предотвращение
конфликтов в государствах СНГ преимущественно мирными политико-
дипломатическими средствами.
Вести дело к тому, чтобы миротворчество стало плодом
коллективных усилий государств СНГ путем их более активного
участия на всех этапах деятельности по налаживанию механизма
оперативного решения вопросов миротворчества в рамках СНГ. Всю
работу в этом направлении проводить во взаимодействии с ООН и
ОБСЕ, добиваться реального участия этих международных организаций
в урегулировании конфликтов на территории СНГ.
При этом во взаимодействии с третьими странами и международными
организациями достигать с их стороны понимания того, что этот
регион прежде всего является зоной интересов России.
Развивать сотрудничество по линии служб безопасности, прежде
всего с целью недопущения использования территории СНГ
спецслужбами третьих стран во враждебных России целях.
Сотрудничество со службами безопасности государств СНГ строить при
строгом соблюдении законодательства Российской Федерации и
уважении международных обязательств России в области прав
человека.
IV. Гуманитарное сотрудничество и права человека
15. Активизировать культурный обмен России с государствами
ближнего зарубежья, сотрудничество с ними в области науки,
образования, спорта. Обеспечивать российское теле- и радиовещание
на ближнее зарубежье, поддерживать продвижение российской прессы в
этот регион, осуществлять подготовку в России национальных кадров
для государств СНГ.
Особое внимание уделить восстановлению позиций России как
главного образовательного центра на территории постсоветского
пространства, имея в виду необходимость воспитания молодого
поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России.
Наладить взаимный обмен информацией и сотрудничество
национальных комиссий по делам ЮНЕСКО государств СНГ.
16. Добиваться реального обеспечения всем гражданам государств
СНГ независимо от национальности и иных различий равных прав и
свобод. Способствовать выражению, сохранению и развитию
этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех
народов, населяющих эти страны.
Активно содействовать адаптации россиян к новым политическим и
социально-экономическим реалиям в странах их постоянного
проживания - бывших республиках СССР.
В случае нарушений прав россиян в государствах СНГ в качестве
возможной меры воздействия ставить решение вопросов финансового,
экономического, военно-политического и другого сотрудничества
России с конкретным государством в зависимость от реальной позиции
в области соблюдения прав и интересов россиян на его территории.
Оказывать россиянам содействие в осуществлении производственно-
хозяйственной, предпринимательской, коммерческой, культурно-
просветительской, образовательной деятельности.
Завершить разработку в рамках СНГ договорно-правовой базы,
регулирующей взаимоотношения государств СНГ в области соблюдения
основных прав и свобод человека и национальных меньшинств, имея в
виду необходимость снятия остроты национального вопроса в
принципе.
V. Координация деятельности по решению международных
проблем и взаимодействие с мировым сообществом
17. Настойчиво и последовательно подводить наших партнеров по
СНГ к выработке общих позиций по международным проблемам,
координации действий на мировой арене. Совместными усилиями
добиваться дальнейшего утверждения СНГ в качестве влиятельной
региональной организации и на ее уровне налаживать с авторитетными
международными форумами и организациями крупномасштабное и
взаимовыгодное сотрудничество.
18. Исходить из того, что важнейшим фактором, способным
препятствовать центробежным тенденциям в СНГ, должна стать
нарастающая эффективность взаимного сотрудничества.
Основные усилия сосредоточить на согласовании позиций
государств СНГ в ООН, ОБСЕ, а также их подходов к отношениям с
НАТО, ЕС, Советом Европы.
VI. Основные задачи двусторонних отношений
19. Двусторонние отношения с государствами СНГ формируются с
учетом специфики каждого из этих государств и их готовности к
различным формам углубленной интеграции. При проведении российской
политики в отношении государств СНГ в двустороннем плане исходить
из того, что интересам России соответствуют:
содействие стабилизации политического, экономического и
социального положения в этих странах;
глубокое поэтапное вовлечение их на добровольной основе в
интеграционные процессы, в коллективное решение вопросов военной
безопасности, охраны границ, миротворческой деятельности;
недопущение конфронтационного характера отношений России с
государствами СНГ.
20. Предметом постоянной заботы в двусторонних экономических
отношениях должны стать:
поддержание равновесия платежного баланса на основе
долгосрочных соглашений;
сохранение ведущего положения России на рынках СНГ, особенно в
сфере сбыта готовой продукции;
выполнение обязательств по кооперационным связям,
предотвращение задолженности по товарным поставкам и нормализация
платежно-кредитных отношений;
благоприятствование транзиту российских товаров по территориям
этих государств.
VII. О внутрироссийском механизме реализации
настоящего Стратегического курса в отношении СНГ
21. Правительство Российской Федерации совершенствует
внутрироссийский механизм реализации стратегии в отношении СНГ,
уточняет компетенцию министерств и ведомств, осуществляющих
определенные функции в сфере взаимоотношений с государствами СНГ,
систематически укрепляет правовую основу сотрудничества с этими
государствами.
22. Министерство иностранных дел Российской Федерации,
осуществляющее государственное управление в области отношений
Российской Федерации с иностранными государствами, обеспечивает
реализацию общей стратегии и координацию внешней политики с
государствами СНГ.
23. На Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств
возлагается ответственность за реализацию экономической и
социальной политики Российской Федерации в сфере взаимоотношений с
государствами СНГ.
Указанное Министерство:
организует работу и координирует деятельность федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по развитию сотрудничества с
государствами СНГ в экономической и социальной областях;
осуществляет организацию переговорного процесса и подготовки
двусторонних и многосторонних договоров и соглашений с
государствами СНГ по экономическим и социальным вопросам;
содействует внешнеэкономической деятельности хозяйствующих
субъектов Российской Федерации с государствами СНГ;
контролирует выполнение достигнутых с государствами СНГ
договоренностей и реализацию обязательств по договорам и
соглашениям Российской Федерации с этими государствами.
24. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 31.08.2005 N 1010.
* * *
Продвижение по всем этим направлениям создаст реальную
возможность построения в перспективе региональной международной
организации, способной обеспечивать политическую и социально-
экономическую стабильность на территории СНГ.
|