ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 1995 г. No. ГКПИ95-130
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
народных заседателей Славиной Р.А.,
Митрофанова С.В.,
при секретаре Рачиной К.А.,
с участием прокурора Диордиевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению - жалобе Симбирской региональной организации Движения
"Демократическая Россия", Ульяновского областного общественного
комитета российских реформ, Ульяновской областной организации
"Республиканская партия России", Симбирской территориальной
организации социал - демократической партии России, Ульяновского
отделения Российской партии Зеленых и Симбирского Фонда поддержки
Президента Российской Федерации о признании незаконным п. 2
постановления Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 28 июля 1995 г. No. 8/55-П,
установил:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
согласно п. 2 своего постановления от 28 июля 1995 г. No. 8/55-П
согласилась с постановлением главы администрации Ульяновской
области, назначившего избирательную комиссию данной области в
полном составе, в связи с отсутствием в субъекте представительного
органа государственной власти.
Считая названный пункт постановления Центризбиркома РФ
незаконным, указанные выше общественные объединения обратились в
Верховный Суд РФ с заявлением о его отмене, сославшись на то, что
избирательная комиссия Ульяновской области сформирована в
нарушение требований Закона в полном составе лишь одним
исполнительным органом государственной власти области без участия
представительного органа государственной власти и без учета
предложений общественных объединений.
В жалобе указывают также, что действующим законодательством
Центральной избирательной комиссии РФ не предоставлено право
соглашаться либо утверждать состав избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации, как это имело место с избирательной
комиссией Ульяновской области. Согласившись с постановлением главы
администрации области о назначении избирательной комиссии,
Центризбирком РФ, по существу, санкционировал незаконные действия
администрации области.
В судебном заседании представители Симбирской региональной
организации Движения "Демократическая Россия" Бабичев В.И. и
Симбирского Фонда поддержки Президента Российской Федерации
Степанов В.В. жалобу поддержали и настаивали на ее удовлетворении
по указанным в ней мотивам.
Представители других общественных объединений, указанных в
заявлении - жалобе, в суд не явились. О дне рассмотрения дела
извещены.
Представитель Центральной избирательной комиссии РФ Алехичева
Л.Г. в судебном заседании с жалобой заявителей не согласилась и
просила об оставлении ее без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей заявителей Бабичева В.М. и
Степанова В.В., возражения на жалобу со стороны представителя
Центральной избирательной комиссии РФ Алехичевой Л.Г., заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Диордиевой О.Н., полагавшей
жалобу оставить без удовлетворения, и исследовав материалы дела,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит
жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации
формируется законодательным (представительным) и исполнительным
органами государственной власти субъекта Российской Федерации с
учетом предложений общественных объединений, выборных органов
местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы,
службы, учебы и жительства.
Как установлено в судебном заседании, постановлением главы
администрации Ульяновской области от 22 июня 1995 г. No. 83 была
назначена избирательная комиссия области в полном составе в связи
с отсутствием в субъекте представительного органа государственной
власти.
Центральная избирательная комиссия РФ 28 июля 1995 г.,
рассмотрев в порядке подготовки проведения выборов депутатов
Государственной Думы вопрос об итогах формирования избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации, приняла по данному
вопросу соответствующее постановление, в п. 2 которого согласилась
с вышеуказанным постановлением главы администрации Ульяновской
области.
По утверждению представителя Центральной избирательной
комиссии РФ Алехичевой Л.Г. в суде, Центральная избирательная
комиссия не вправе ни утверждать, ни отменять решения органов
государственной власти субъектов Федерации о назначении состава
избирательных комиссий этих субъектов, поскольку решение данного
вопроса законом отнесено к исключительной компетенции этих органов
власти. Что касается указания в п. 2 постановления Центризбиркома
о согласии с постановлением главы администрации Ульяновской
области по составу избирательной комиссии, то данное
обстоятельство следует расценивать лишь как констатацию факта
создания в области такой комиссии, не порождающего каких-либо
юридических последствий.
Эти утверждения представителя Центризбиркома согласуются с
требованиями ст. 23 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ", в соответствии с
которой Центральная избирательная комиссия полномочиями по решению
вопросов о составе и назначении избирательной комиссии субъекта
Федерации не наделена.
Не оспаривали этого обстоятельства в суде по существу и
представители заявителей.
При таких данных Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда РФ приходит к выводу о том, что п. 2 обжалуемого
постановления Центральной избирательной комиссии РФ
правообразующего значения не имеет, носит согласительно -
констатирующий характер и каких-либо правовых последствий
фактически не влечет, в связи с чем оснований для его отмены не
имеется.
Довод представителей заявителей о том, что Центризбирком РФ в
соответствии с Законом о выборах депутатов Государственной Думы
обязан осуществлять контроль за соблюдением законности при
подготовке и проведении выборов, а в данном случае, согласившись с
незаконным постановлением главы администрации Ульяновской области,
этого сделано не было, не может быть признан обоснованным,
поскольку такой контроль Центральная избирательная комиссия,
исходя из требований ст. 23 Закона о выборах депутатов
Государственной Думы, вправе осуществлять лишь в пределах своих
полномочий.
Названным же Законом, а также Законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации" (ст. 16 Закона)
решение вопросов о законности или незаконности принятых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
постановлений о назначении избирательных комиссий к компетенции
Центризбиркома РФ не отнесено. Согласно названной выше норме
Закона эти вопросы разрешаются соответствующими судами, куда и
следовало обратиться заявителям ввиду их несогласия с принятым
главой администрации Ульяновской области постановлением.
Возможность обжалования в установленном порядке постановления
главы администрации области заявителями не утрачена. То
обстоятельство, что Центральная избирательная комиссия согласилась
с указанным постановлением главы администрации области, как уже
отмечалось выше, правового значения не имеет и не препятствует
заинтересованным лицам обращению с жалобой на это постановление в
соответствующий суд.
Не могут служить к отмене п. 2 обжалуемого постановления
Центризбиркома РФ и другие доводы, на которые заявители ссылались
в своей жалобе.
По указанным основаниям жалоба вышеназванных общественных
объединений не может быть признана обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197
ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ
решила:
заявление - жалобу Симбирской региональной организации
Движения "Демократическая Россия", Ульяновского областного
общественного комитета российских реформ, Ульяновской областной
организации "Республиканская партия России", Симбирской
территориальной организации социал - демократической партии
России, Ульяновского отделения Российской партии Зеленых и
Симбирского Фонда поддержки Президента Российской Федерации о
признании незаконным и отмене п. 2 постановления Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июля 1995 г.
No. 8/55-П оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
Народные заседатели
Р.А.СЛАВИНА
С.В.МИТРОФАНОВ
|