ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 1995 г. N С5-7/ОЗ-540
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Феде-
рации 14 июня 1995 года приняла Федеральный закон "О рекламе",
который подписан Президентом Российской Федерации 18 июля 1995
года и вступил в силу со дня его официального опубликования
(опубликован в "Российской газете" 25 июля 1995 года).
1. Названный Федеральный закон регулирует отношения, возни-
кающие в процессе производства, размещения и распространения рек-
ламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации в целях
защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, пре-
дотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести
потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью
граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде
либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц,
а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности
и морали. При этом действие Федерального закона не распространя-
ется на политическую рекламу и на объявления физических лиц, в
том числе в средствах массовой информации, не связанные с осу-
ществлением предпринимательской деятельности (ст. 1).
Определения основных понятий (реклама, ненадлежащая реклама,
контрреклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламо-
распространитель, потребители рекламы), употребляемых в Феде-
ральном законе, даются в статье 2.
Статьей 3 Федерального закона предусмотрено, что законода-
тельство Российской Федерации о рекламе состоит из Федерального
закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и
распространения рекламы, могут регулироваться также указами Пре-
зидента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пра-
вительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами
федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соот-
ветствии с Федеральным законом.
2. Глава II Федерального закона устанавливает общие и специ-
альные требования к рекламе.
В частности, статья 5 содержит общие требования, которым
должна отвечать реклама. Более подробно раскрываются такие поня-
тия, как недобросовестная реклама (ст. 6), недостоверная реклама
(ст. 7), неэтичная реклама (ст. 8), заведомо ложная реклама (ст.
9), скрытая реклама (ст. 10). Особенности отдельных видов рекламы
(в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях и
других видов рекламы) и особенности рекламы отдельных видов това-
ров предусматриваются в статьях 11 - 18 Федерального закона.
3. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей
и рекламораспространителей в части, касающейся сроков хранения
материалов, содержащих рекламу; предоставления рекламной информа-
ции для производства и распространения рекламы; информирования об
обстоятельствах, которые могут привести к нарушению законода-
тельства Российской Федерации о рекламе; предоставления информа-
ции органам исполнительной власти; заключения договоров на осно-
вании рекламы, устанавливаются главой III Федерального закона.
В частности, в случае наличия в рекламе признаков публичной
оферты и при уклонении рекламодателей от заключения договора пос-
ле получения в установленном порядке акцепта лица, которому адре-
сована публичная оферта, это лицо вправе обратиться в суд, арбит-
ражный суд с требованиями о заключении договора и о возмещении
убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от зак-
лючения договора (п. 3 ст. 25).
4. Вопросам государственного контроля и саморегулирования в
области рекламы посвящена глава IV Федерального закона.
В частности, предусмотрено, что государственный контроль в
области рекламы осуществляется федеральным антимонопольным орга-
ном и его территориальными органами. В числе других полномочий в
этой области, установленных статьей 26 Федерального закона, анти-
монопольные органы наделены правом предъявлять иски в суды, ар-
битражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга
потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рек-
ламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства
Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными
сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона установлено, что при
предъявлении исков в суды, арбитражные суды федеральный антимоно-
польный орган и его территориальные органы освобождаются от упла-
ты государственной пошлины.
Права органов саморегулирования - общественных организаций
(объединений), ассоциаций и союзов юридических лиц предусмотрены
статьей 28 Федерального закона.
Этим органам, в частности, предоставлено право предъявлять в
установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах
потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потреби-
телей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных зако-
нодательством Российской Федерации о рекламе. При удовлетворении
иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд
или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение су-
да или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через
средства массовой информации или иным способом в установленный им
срок (п. 2 ст. 28).
5. Глава V Федерального закона посвящена контррекламе и от-
ветственности за ненадлежащую рекламу.
Статья 29 Федерального закона регулирует порядок применения
такой меры защиты от ненадлежащей рекламы, как контрреклама, пре-
доставляя антимонопольным органам право в случае неисполнения их
решения об осуществлении контррекламы полного или частичного при-
остановления рекламы нарушителя до дня завершения распространения
им контррекламы.
Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекла-
мораспространителя дифференцируется в статье 30 Федерального за-
кона.
Статьей 31 Федерального закона предусматривается гражданско
- правовая, административная и уголовная ответственность за нару-
шение законодательства Российской Федерации о рекламе.
При этом установлено, что истцы по искам о возмещении вреда,
причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести,
достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты госу-
дарственной пошлины (абзац третий п. 1 ст. 31).
Взыскание штрафов на основании решений антимонопольных орга-
нов, принятых в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального
закона, в случае, если уплата штрафа не произведена добровольно,
производится в судебном порядке.
Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространи-
тель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным полностью или частично предписания или
решения антимонопольного органа в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации (п. 4 ст. 31).
Данная информация направляется для сведения и учета при
рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|