ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 1995 г. N С5-7/ОЗ-538
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Феде-
рации 19 июля 1995 года приняла Федеральный закон "О естественных
монополиях", который подписан Президентом Российской Федерации 17
августа 1995 года и вступил в силу со дня его официального опуб-
ликования (опубликован в "Российской газете" 24 августа 1995 го-
да).
1. Названный Федеральный закон определяет правовые основы
федеральной политики в отношении естественных монополий в Рос-
сийской Федерации и направлен на достижение баланса интересов
потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего
доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффектив-
ное функционирование субъектов естественных монополий (ст. 1).
Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают на
товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют
субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях,
установленных федеральными законами, предусмотренное данным Феде-
ральным законом регулирование деятельности естественных монополий
может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естест-
венным монополиям (ст. 2).
2. Определения основных понятий (естественная монополия,
субъект естественной монополии, потребитель, руководитель субъек-
та естественной монополии или иного хозяйствующего субъекта и
других), употребляемых в Федеральном законе, даются в статье 3.
Статьей 4 Федерального закона определены сферы деятельности
субъектов естественных монополий. К ним отнесены: транспортировка
нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по
передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные пере-
возки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги
общедоступной электрической и почтовой связи.
3. Федеральный закон предусматривает образование федеральных
органов исполнительной власти по регулированию естественных моно-
полий в порядке, установленном для федеральных органов исполни-
тельной власти. Федеральные органы регулирования естественных мо-
нополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои
территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах сво-
ей компетенции (ст. 5).
4. Методы регулирования деятельности естественных монополий,
а также формы государственного контроля в сферах деятельности ес-
тественной монополии установлены главой II Федерального закона.
В случаях, когда орган регулирования естественных монополий
осуществляет контроль за совершением субъектом естественной моно-
полии определенных действий и наделен правом разрешить или запре-
тить такие действия (пункты 2 и 3 ст. 7), субъекту естественной
монополии предоставлено право обратиться в суд за защитой своих
прав (абзац шестой п. 3 ст. 7).
5. Функции и полномочия органов регулирования естественных
монополий определены в главе III Федерального закона.
В частности, статьей 11 Федерального закона органам регули-
рования естественных монополий предоставлено право принимать обя-
зательные для субъектов естественных монополий решения и предпи-
сания, налагать штрафы на субъекты естественных монополий и адми-
нистративные штрафы на их руководителей; обращаться в суд с иск-
ом, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с
применением или нарушением Федерального закона.
6. Меры ответственности, применяемые органами регулирования
естественных монополий в связи с нарушением Федерального закона,
составы правонарушений и порядок применения мер ответственности
за их совершение установлены главой IV Федерального закона.
7. Глава V Федерального закона определяет порядок принятия
решений (предписаний) органами регулирования естественных монопо-
лий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений.
В частности, статьей 24 Федерального закона предусмотрено,
что в случаях неисполнения в добровольном порядке решений (пред-
писаний) об отмене или изменении актов органов исполнительной
власти, местного самоуправления; предписаний о заключении догово-
ра и изменении его условий; предписаний о перечислении в феде-
ральный бюджет необоснованно полученной прибыли; решения об упла-
те штрафа органы регулирования естественных монополий вправе
предъявить соответствующий иск в суд.
Данная информация направляется для сведения и учета при
рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|