ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 1995 г. No. ГКПИ95-126
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Рачиной К.А.,
с участием прокурора Белан М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе избирательного блока ФНС об отмене постановления
Центральной избирательной комиссии от 24 августа 1995 г.
No. 10/70-П об отказе общественным объединениям "Историко -
просветительский фонд имени П.Б. Струве" и "Партия научно -
технической интеллигенции" в регистрации избирательного блока по
выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации второго созыва,
установил:
совместным решением общественных объединений "Историко -
просветительский фонд имени П.Б. Струве" и "Партия научно -
технической интеллигенции" от 10 августа 1995 г. для участия в
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации был образован избирательный блок в составе
указанных объединений с наименованием ФНС.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 24 августа 1995 г. No. 10/70-П названным выше
общественным объединениям отказано в регистрации образованного
избирательного блока по мотивам несоответствия его наименования
требованиям закона.
Не согласившись с данным постановлением Центральной
избирательной комиссии, избирательный блок ФНС обратился в
Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об
его отмене, как вынесенного с нарушением Конституции Российской
Федерации и Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В жалобе избирательный блок указывает на то, что
буквосочетание ФНС в его названии не является какой-либо
аббревиатурой и потому раскрытию не подлежит. В этой связи ссылка
Центральной избирательной комиссии в своем постановлении на
нарушение блоком требований ст. 10 Закона о выборах депутатов
Государственной Думы при выборе названия является несостоятельной.
В Российской Федерации нет зарегистрированных избирательных
объединений с названием ФНС или близкими к нему буквосочетаниями,
в связи с чем дезориентация избирателей названием блока
невозможна, а произвольные ассоциации этого названия с какими-либо
другими организациями являются необоснованными.
Названный выше Закон о выборах депутатов Государственной Думы
не содержит ограничений на выбор избирательными блоками своих
наименований.
В судебном заседании представители избирательного блока ФНС
Смирнов В.М. и Краснов А.В. жалобу поддержали и пояснили, что
претензии Центризбиркома РФ к блоку по поводу его названия не
основаны на законе. Право выбора наименования блока принадлежит
только ему, и Центризбирком не вправе входить в обсуждение этого
вопроса.
Общеизвестно, что в Российской Федерации в последние годы
зарегистрированы общественные объединения с названием, состоящим
из произвольного буквосочетания, в частности, АО "МММ",
общественное объединение "Констар".
Отказав избирательному блоку ФНС в регистрации под этим
названием без раскрытия его содержания, Центризбирком РФ превысил
свои полномочия.
Кроме того, согласно Закону о выборах депутатов
Государственной Думы Центральной избирательной комиссии не
предоставлено права принимать решения об отказе в регистрации
общественных объединений и избирательных блоков.
Представители Центральной избирательной комиссии Застрожная
О.К. и Орлов Ю.С. с жалобой избирательного блока не согласились и
просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что
наименование блока буквосочетанием ФНС не отвечает требованиям
ст. ст. 10 и 57 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.
Выслушав объяснения представителей избирательного блока ФНС
Смирнова В.М. и Краснова А.В., возражения на жалобу со стороны
представителей Центральной избирательной комиссии Застрожной О.К.
и Орлова Ю.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Белан М.Г., полагавшей жалобу удовлетворить, и исследовав
материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу
обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" избирательные блоки регистрируются Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация
производится не позднее чем в пятидневный срок после
предоставления в Центральную избирательную комиссию РФ протоколов
съездов (конференций) общественных объединений с решениями о
вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных
объединений о создании избирательного блока, подписанного
уполномоченными представителями этих общественных объединений.
Отказывая избирательному блоку ФНС в регистрации, Центральная
избирательная комиссия в своем постановлении сослалась на то, что
использование в качестве наименования избирательного блока
сочетания букв "ФНС", не имеющего смыслового значения,
противоречит принципу открытости и гласности выборов. Сочетание
указанных букв словом не является и не может быть помещено в
избирательный бюллетень в качестве наименования избирательного
блока.
Однако с такими выводами Центральной избирательной комиссии
нельзя согласиться, поскольку они сделаны без достаточных к тому
оснований.
Как установлено в судебном заседании, общественные объединения
"Историко - просветительский фонд имени П.Б. Струве" и "Партия
научно - технической интеллигенции", зарегистрированные в
установленном порядке, совместным решением от 10 августа 1995 г. с
соблюдением требований ст. ст. 32 и 33 Закона о выборах депутатов
Государственной Думы образовали избирательный блок в составе
названных общественных объединений для участия в выборах депутатов
Государственной Думы, присвоив данному блоку наименование ФНС без
какого-либо определенного его содержания. Подготовленные созданным
избирательным блоком все необходимые документы были направлены в
Центральную избирательную комиссию для его регистрации.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле
совместным решением общественных объединений об образовании
избирательного блока (л.д. 11), протоколом конференции Историко -
просветительского фонда им. П.Б. Струве (л.д. 12 - 14), протоколом
конференции Партии научно - технической интеллигенции (л.д. 15 -
17), копиями свидетельств о регистрации Устава общественных
объединений (л.д. 18, 27) и другими материалами дела.
Не оспаривали этого в судебном заседании и представители
Центральной избирательной комиссии Застрожная О.К. и Орлов Ю.С.
С учетом приведенных данных принятое Центральной избирательной
комиссией РФ постановление об отказе в регистрации избирательного
блока ФНС, по указанным в нем основаниям, по мнению суда, не может
быть признано законным и обоснованным.
Довод Центризбиркома РФ о том, что использование в качестве
наименования избирательного блока сочетания букв ФНС, не имеющего
смыслового значения, противоречит принципу открытости и гласности
выборов, нельзя признать правомерным.
Согласно ст. 10 Закона о выборах депутатов Государственной
Думы подготовка и проведение выборов депутатов Думы осуществляется
открыто и гласно.
Все решения избирательных комиссий, органов государственной
власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой
и проведением выборов, подлежат опубликованию. Из содержания
приведенной нормы Закона следует, что обеспечение открытости и
гласности подготовки и проведения выборов возложено на
избирательные комиссии, органы государственной власти и органы
местного самоуправления, которые обязаны все принимаемые решения
по этим вопросам, в том числе и о регистрации избирательных
объединений и блоков, опубликовать в средствах массовой
информации. Какой-либо обязанности по обеспечению гласности
подготовки и проведения выборов на избирательные объединения и
блоки Закон не возлагает. Не предусматривается данным Законом и
каких-либо определенных требований к названиям избирательных
объединений и блоков. Предусматривается лишь необходимость их
наименования.
Наименование образованного избирательного блока в виде
произвольного сочетания букв ФНС его представителями было указано
при направлении документов на регистрацию в Центризбирком, из чего
следует, что своего названия избирательный блок не скрывал и
принципа открытости и гласности выборов при этом не нарушал.
Что касается требования Центризбиркома о необходимости
обязательного раскрытия смыслового значения наименования
избирательного блока, как это следует из его постановления, то
такого требования в законе не содержится.
Не возражали против этого в судебном заседании по существу и
представители Центральной избирательной комиссии РФ.
Довод постановления Центризбиркома РФ о том, что сочетание
букв ФНС словом не является и в связи с этим не может быть
помещено в избирательный бюллетень, также нельзя признать
убедительным, поскольку каких-либо конкретных указаний о том,
каким критериям должно отвечать наименование избирательного
объединения либо блока, в Законе о выборах депутатов
Государственной Думы не имеется. Не имеется их и в ст. 57
названного Закона, на которую Центризбирком ссылается в своем
постановлении.
Не может быть принята во внимание и ссылка Центризбиркома в
постановлении на нормы современного русского языка, так как в
названном выше Законе требования о том, чтобы наименование
избирательных объединений и блоков соответствовало этим нормам,
также не содержится.
Имеющееся же в ст. 57 Закона о выборах депутатов
Государственной Думы указание о том, что избирательные бюллетени
печатаются на русском языке, не может свидетельствовать о
необходимости соответствия наименования избирательного объединения
нормам русского языка либо недопустимости использования
фантазийного или окказионального его наименования (созданного
фантазией какого-либо человека или созданного по определенному
случаю), о чем указывается в письме Института русского языка РАН
им. В.В. Виноградова от 31 августа 1995 г.
Исходя из общих требований, предъявляемых к наименованию
общественных объединений, содержащихся в ст. 23 Федерального
закона "Об общественных объединениях", в регистрации общественного
объединения по этому основанию может быть отказано лишь в случаях,
если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же
названием на территории, в пределах которой данное объединение
осуществляет свою деятельность, и если название общественного
объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные
чувства граждан. Каких-либо иных оснований для отказа в
регистрации общественного объединения, связанного с его
наименованием, в данном Законе не содержится.
Предусмотренных вышеназванной нормой Закона оснований,
препятствующих регистрации избирательного блока с наименованием
ФНС, в постановлении Центризбиркома не приводится.
Утверждение представителей Центральной избирательной комиссии
РФ в судебном заседании о том, что наименование избирательного
блока из сочетания букв ФНС может ввести избирателей в заблуждение
при сборе подписей и голосовании, так как такое же название в виде
аббревиатуры использует движение "Фронт национального спасения",
не может быть принято во внимание, поскольку данное обстоятельство
в постановлении Центризбиркома РФ не нашло своего отражения и в
качестве основания к отказу в регистрации избирательного блока не
указано.
В соответствии с требованием Закона суд при проверке
законности названного выше постановления вправе входить в
обсуждение лишь тех обстоятельств, которые в нем указаны и
послужили основанием к принятию такого постановления.
По указанным выше основаниям, принятое Центральной
избирательной комиссией РФ постановление об отказе в регистрации
избирательного блока не может быть признано правомерным и в
соответствии с ч. 7 ст. 29 Закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
подлежит отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК
РСФСР, Верховный Суд РФ
решил:
жалобу избирательного блока ФНС удовлетворить.
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 24 августа 1995 г. об отказе общественным
объединениям "Историко - просветительский фонд им. П.Б. Струве" и
"Партии научно - технической интеллигенции" в регистрации
избирательного блока по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва
отменить.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|