ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 5226/95
от 29 августа 1995 г
(извлечение)
Рассмотрен протест заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 18.04.95
Ростовского областного арбитражного суда по делу N 19/102.
Установлено, что управление производственно-технической
комплектации "Чиркейгэсстрой" обратилось в Ростовский областной
арбитражный суд с иском к Управлению Северо-Кавказской железной
дороги о взыскании 6 156 172 рублей, составляющих стоимость
недостающего цемента, полученного в 8 цементовозах по отправке N
855566 Абазинка - Кизилюрт.
Решением от 18.04.95 иск удовлетворен в заявленной сумме на
том основании, что имела место недостача груза и в силу статьи 148
УЖД СССР ответственность должна нести железная дорога.
В кассационном порядке решение не обжаловалось.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается состоявшееся по делу решение
изменить, во взыскании 3 063 613 рублей отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес управления
производственно - технической комплектации "Чиркейгэсстрой" был
отгружен цемент в 20 цементовозах по отправке N 855566 Абазинка -
Кизилюрт.
Груз на станцию назначения прибыл в цементовозах без пломб.
При выдаче груза установлена недостача в 7 цементовозах в
количестве 276 тонн. Один цементовоз N 97265455 прибыл в порожнем
состоянии. Указанные обстоятельства подтверждаются коммерческим
актом от 23.07.94 N АР 219286/73.
Поскольку имела место несохранная перевозка груза,
ответственность за образовавшуюся недостачу цемента должна нести
железная дорога на основании статьи 148 УЖД СССР.
Вместе с тем управление при расчете суммы ущерба от недостачи
применило заниженную норму естественной убыли цемента при
перевозке его в цементовозах.
Согласно разделу 10 Правил перевозок грузов норма естественной
убыли цемента, перевозимого в крытых вагонах-хопперах и
цистернах-цементовозах насыпью составляет 0,8% от массы груза.
Недостача цемента в 7 цементовозах составляет 276 тонн и при
применении нормы естественной убыли 0,8% от массы груза 470 400
кг, а также стоимости недостающего цемента в цементовозе N
97265455 в количестве 72 400 кг, железная дорога обязана
возместить ущерб за недостачу 345 331 кг в сумме 26 805 506
рублей. В претензионном порядке железная дорога удовлетворила
требования управления в сумме 23 712 491 рубля.
Таким образом, с железной дороги следовало взыскать стоимость
недостающего цемента в сумме 3 092 559 рублей.
Руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации постановил:
протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации удовлетворить.
Решение от 18.04.95 Ростовского областного арбитражного суда
по делу N 19/102 изменить.
В иске о взыскании 3 063 613 рублей ущерба отказать.
В остальной части решение от 18.04.95 Ростовского областного
арбитражного суда по делу N 19/102 оставить без изменения.
|