МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 августа 1995 г. N 5 ЦЗ
О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ЛЮДЬМИ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ
Министерство отмечает, что принимаемые на железных дорогах
меры по предупреждению несчастных случаев с людьми, не связанных с
производством, позволили в 1994 и текущем году сократить
количество наезда подвижного состава на людей.
Вместе с тем проводимая работа по обеспечению безопасности
граждан на ряде железных дорог не дала должного результата. От
наезда подвижного состава ежегодно травмируются свыше пяти тысяч
человек. Наибольшее количество несчастных случаев допускается на
Московской, Октябрьской, Горьковской, Северной, Юго-Восточной,
Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской и Дальневосточной
железных дорогах.
Из общего количества пострадавших граждан за последние пять
лет 56% травмировано на путях железнодорожных станций, 44% - на
путях перегонов, в том числе 4% - при посадке и высадке пассажиров
на ходу пассажирских поездов и проезде граждан в грузовых
поездах. Продолжает оставаться высоким детский травматизм.
Анализ свидетельствует о том, что на ряде железных дорог
ответственные за этот участок работы должностные лица формально
относятся к вопросам обеспечения безопасности граждан, не
принимают действенных мер к недопущению хождения их по
железнодорожным путям станций и перегонов в неустановленных местах
и проезда в грузовых поездах.
До настоящего времени на большинстве железнодорожных станций и
остановочных пунктов с учетом характера и массовости пешеходных
потоков не приняты меры по упорядочению прохода граждан через
железнодорожные пути, не оборудованы необходимые для этого места
перехода, отсутствуют объявления и наглядная информация о
запрещении хождения по путям в неустановленных местах и
ответственности граждан за эти нарушения. Неудовлетворительно
проводится разъяснительная работа среди населения о возможных
трагических последствиях нарушений Правил безопасности граждан на
железнодорожном транспорте. На Московской, Октябрьской,
Горьковской, Южно-Уральской и некоторых других железных дорогах
имеется недостаточное количество информации на станциях, в
пассажирских и пригородных поездах, предназначенной для пассажиров
и других граждан о необходимости соблюдения ими правил
безопасности на железнодорожном транспорте.
По-прежнему многие железнодорожные станции, а также участки
пути, проходящие в густонаселенных районах, остаются
неогражденными, что позволяет гражданам использовать
железнодорожные пути для прохода.
На ряде железных дорог не решаются с органами местной власти
вопросы о благоустройстве пешеходных дорожек вдоль железнодорожных
путей, строительстве пешеходных мостов и тоннелей, путепроводов,
закрытии малодеятельных переездов и переводе движения
автотранспорта через существующие искусственные сооружения. При
ремонте пути и пассажирских платформ в нарушение Правил
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
изменяются габаритные расстояния платформ по высоте и расстоянию
от оси пути, что приводит к несчастным случаям с людьми при
посадке и высадке их из вагонов на остановочных пунктах. Из-за
нарушения водителями правил дорожного движения продолжает иметь
место наезд поездов на автотранспортные средства с тяжелыми
последствиями.
Должностные лица железнодорожного транспорта недостаточно
применяют к нарушителям Правил безопасности граждан на
железнодорожном транспорте меры административного воздействия.
В целях активизации работы, направленной на предупреждение
несчастных случаев с людьми, не связанных с производством,
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Заместителям министра, начальникам управлений МПС,
начальникам железных дорог, отделений железных дорог,
руководителям предприятий, организаций и учреждений
железнодорожного транспорта принять необходимые меры по улучшению
организаторской работы, направленной на предупреждение травматизма
граждан. Считать данный вопрос одной из главных социальных задач
охраны здоровья и жизни людей.
2. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог,
руководителям предприятий, организаций и учреждений
железнодорожного транспорта ежегодно утверждать организационно -
технические мероприятия по обеспечению безопасности граждан на
железнодорожном транспорте и контролировать их выполнение.
3. Возложить ответственность за анализ, разработку и
осуществление мер по предупреждению несчастных случаев с людьми,
не связанных с производством, на первого заместителя начальника
железной дороги, начальника отделения железной дороги,
руководителя предприятия, организации и учреждения
железнодорожного транспорта.
Установить, что в министерстве анализ несчастных случаев с
людьми, не связанных с производством, разработку, обобщение
проводимых мероприятий по предупреждению непроизводственного
травматизма и контроль за их выполнением в подведомственных
предприятиях, организациях и учреждениях осуществляет один из
заместителей начальника соответствующего главного управления или
управления, а в целом по министерству - Управление военизированной
охраны.
4. Наиболее важные вопросы по предупреждению несчастных
случаев с гражданами на железнодорожном транспорте рассматривать
на постоянно действующих комиссиях:
- в министерстве на Центральной постоянно действующей комиссии
в составе руководителей главных управлений: перевозок,
локомотивного хозяйства, пути, пассажирского, по безопасности
движения и экологии; управлений: военизированной охраны,
социального развития, сигнализации, связи и вычислительной
техники, Центрального научно-исследовательского института
информации, технико-экономических исследований и пропаганды
железнодорожного транспорта под председательством заместителя
министра Герасимова Ю.М.;
- в управлениях и отделениях железных дорог на постоянно
действующих комиссиях в составе руководящих работников
соответствующих служб и отделов под председательством первых
заместителей начальников железных дорог и отделений железных
дорог;
- на железнодорожных станциях на постоянно действующих
комиссиях в составе руководителей, расположенных на станции
предприятий, организаций и учреждений (локомотивного депо,
дистанции пути, вагонного участка, дистанции сигнализации и связи,
дирекции по обслуживанию пассажиров и др.) под председательством
начальника станции.
Председателям указанных постоянно действующих комиссий не реже
одного раза в квартал детально анализировать положение дел с
травматизмом граждан и принимаемыми мерами по его предупреждению.
5. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог,
руководителям предприятий, организаций и учреждений
железнодорожного транспорта:
- во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, внутренних дел на транспорте и
Государственной автоинспекцией обеспечить выполнение постановлений
Правительства Российской Федерации, законодательных и нормативных
актов по вопросам предупреждения несчастных случаев с людьми;
- осуществлять необходимые мероприятия по упорядоточению
движения пешеходов и исключению возможности нахождения посторонних
лиц на железнодорожных путях;
- содержать в постоянной исправности настилы, пешеходные мосты
и переходы, тоннели, пассажирские платформы и ограждения
территорий станций, а также другие сооружения и устройства,
обеспечивающие безопасность граждан на железнодорожном транспорте;
- ежегодно с учетом проводимого анализа и материалов
комиссионного обследования железнодорожных переездов намечать и
осуществлять мероприятия по повышению безопасности движения
транспортных средств на них, обращая особое внимание на приведение
всех устройств, оборудования, автоматики, электроосвещения,
сигнальных и дорожных знаков и символов, установленных на подходах
к переездам в соответствии с требованиями Инструкции по
эксплуатации железнодорожных переездов и типовых проектов;
- во взаимодействии с подразделениями госавтоинспекции
осуществлять меры административного воздействия к нарушителям
правил проезда железнодорожных переездов;
- совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации рассматривать и принимать решения по вопросам
строительства путепроводов, закрытию малодеятельных переездов,
переводу движения автотранспорта через существующие мосты и
путепроводы, проведению руководителями автотранспортных
предприятий профилактической работы с водительским составом в
части предупреждения дорожно-транспортных происшествий на
железнодорожных переездах. Принимать меры по повышению
бдительности дежурных по переездам по соблюдению правил дорожного
движения транспортных средств и других самоходных машин,
механизмов, прохода людей и прогона скота через железнодорожные
пути;
- регулярно проводить разъяснительную работу среди населения
по предупреждению несчастных случаев, используя для этого печать,
радио, кино, телевидение;
- анализировать и совершенствовать практику применения
административного законодательства в отношении нарушителей Правил
безопасности граждан на железнодорожном транспорте.
6. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог:
- на основании имеющихся материалов и результатов проверок
разработать и утвердить план первоочередных работ по строительству
и ремонту ограждений, пешеходных мостов и тоннелей, а также
оборудованию мест перехода через пути устройствами световой и
звуковой сигнализации;
- переработать и утвердить порядок передачи по станционному и
поездному радиовещанию на железнодорожных станциях, вокзалах, в
пассажирских и пригородных поездах информации о соблюдении Правил
безопасности граждан на железнодорожном транспорте с
использованием конкретных фактов травмирования тех, кто нарушил
эти Правила;
- систематически анализировать положение с детским
травматизмом и проводить соответствующую разъяснительную работу
среди учащихся близлежащих к железной дороге учебных заведений;
- периодически организовывать смотры - конкурсы на лучшее
предприятие, организацию, учреждение по обеспечению безопасности
граждан на железных дорогах и отделениях железных дорог;
- совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации принять меры по упорядочению торговли
спиртными напитками на вокзалах, станциях, платформах и других
объектах железнодорожного транспорта;
"Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте".
7. Директору ЦНИИТЭИ В.А. Шеманаеву:
продолжить работу по обобщению опыта предприятий
железнодорожного транспорта России и зарубежных железных дорог в
решении вопросов, направленных на обеспечение безопасности
граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта или
находящихся в полосе отвода железных дорог;
выпускать по заказу управлений МПС и железных дорог
специальные фильмы по вопросам обеспечения безопасности граждан на
железнодорожном транспорте для показа в вагонах - клубах и на
вокзалах.
8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра Ю.М. Герасимова.
9. Приказ МПС СССР от 13 июня 1984 г. N 28 Ц "Об усилении
работы по предупреждению на железнодорожном транспорте несчастных
случаев с людьми, не связанными с производством" считать
недействующим в системе Министерства путей сообщения Российской
Федерации.
Первый заместитель
Министра МПС РФ
О.А.МОШЕНКО
|