МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГЕОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ ВЫБРОСАХ
И СБРОСАХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И ЭКСТРЕМАЛЬНО
ВЫСОКОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
-----------------------------------------------¬
¦ Министерство юстиции Российской Федерации ¦
¦ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ¦
¦ ¦
¦ "11" сентября 1995 года ¦
¦ ¦
¦ Регистрационный N 946 ¦
L-----------------------------------------------
Издание официальное
МОСКВА - 1995
У Т В Е Р Ж Д Е Н О :
Заместитель Министра охраны Заместитель Министра Российской
окружающей среды и природ- Федерации по делам гражданской
ных ресурсов Российской обороны, чрезвычайным ситуациям
Федерации и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий
В.Ф.Костин С.В.Хетагуров
"23 "__июнь_______ 1995г. " 3 "___08_______ 1995г.
Заместитель Председателя Первый заместитель Министра
Госкомсанэпиднадзора России сельского хозяйства и продо-
вольствия Российской Федерации
В.Г.Онищенко В.Н.Щербак
" 18 августа____ 1995г. " 4 "___июля_____ 1995г.
Первый заместитель Руково- Заместитель Председателя
дителя Росгидромета Роскомвода
С.И.Авдюшин С.Л.Громов
" 30" июня_______ 1995г. " 8 "____08_______ 1995г.
Заместитель Председателя Заместитель Председателя
Роскомвода Роскомнедр
С.М.Натальчук Б.А.Яцкевич
" 08" августа_____ 1995г. " 10" _августа ____ 1995г.
Первый заместитель Предсе- Заместитель Руководителя
дателя Роскомрыболовства Рослесхоза
А.В.Родин Б.Д.Отставнов
" 14"__августа___ 1995г. " 10"__августа____ 1995г.
СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
1. РАЗРАБОТАН Министерством охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой
России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с
участием заинтересованных министерств и ведомств.
2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с " " ________________ 1995г.
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН в Минюсте России " "_________1995г. N
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.Общие положения......................................... 5
2. Порядок передачи информации и действий федеральных ор-
ганов исполнительной власти и их подведомственных и терри-
ториальных органов при аварийных выбросах и сбросах заг-
рязняющих веществ ....................................... 6
3. Порядок передачи информации и действий федеральных ор-
ганов исполнительной власти и их подведомственных и терри-
ториальных органов при обнаружении экстремально высокого
загрязнения окружающей природной среды ................... 10
Приложение 1. Содержание информационных сообщений об ава-
рийных выбросах (сбросах) загрязняющих ве-
ществ, экстремально высоком загрязнении ок-
ружающей природной среды и их последствиях.. 12
Приложение 2. Критерии экстремально высокого загрязнения
окружающей природной среды.................. 14
Приложение 3. Схема передачи информации об аварийных выб-
росах и сбросах загрязняющих веществ........ 17
Приложение 4. Схема передачи информации об экстремально
высоком загрязнении окружающей природной
среды....................................... 18
1. Общие положения
Настоящий документ разработан и утвержден в соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 г.
N АЗ-П9-08081 и определяет порядок взаимодействия Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России),
Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации (Минприроды России), Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской
Федерации (Госкомсанэпиднадзора России), Федеральной службы
России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(Росгидромета), Комитета Российской Федерации по водному хозяйству
(Роскомвода), Комитета Российской Федерации по рыболовству
(Роскомрыболовства), Комитета Российской Федерации по геологии и
использованию недр (Роскомнедр), Комитета Российской Федерации по
земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзема), Федеральной
службы лесного хозяйства России (Рослесхоза России), Министерства
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
(Минсельхозпрода России) и их подведомственных и территориальных
органов при чрезвычайных и аварийных ситуациях, в результате
которых произошло или может произойти загрязнение окружающей
природной среды и в случаях выявления фактов экстремально высокого
загрязнения окружающей природной среды с целью ликвидации
(снижения) их негативных последствий для здоровья населения и
окружающей природной среды.
Система взаимодействия указанных федеральных органов
исполнительной власти действует в рамках Российской системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля
1992 г. N 261 "О создании Российской системы предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях".
Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения
окружающей природной среде, здоровью и имуществу физическим и
юридическим лицам производится в полном объеме виновными в этом
предпиятиями,учреждениями,организациями (в дальнейшем
организациями) и гражданами согласно статье 86 федерального Закона
"Об охране окружающей природной среды".
Срок действия настоящего документа 2 года.По результатам его
практической реализации будет разработано "Положение о порядке
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при ава-
рийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально вы-
соком загрязнении окружающей природной среды", в которое могут
быть внесены соответствующие уточнения.
2. Порядок передачи информации и действий
федеральных органов исполнительной власти
и их подведомственных и территориальных ор-
ганов при аварийных выбросах и сбросах загря-
зняющих веществ
2.1. Оценка последствий производится во всех случаях аварийных
выбросов и сбросов загрязняющих веществ организациями, объектами,
транспортными средствами, другими возможными источниками
загрязнения независимо от форм их собственности, расположенными на
территории, континентальном шельфе и в экономической зоне России.
2.2. Передача информации на местах об аварийных выбросах и
сбросах загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с ут-
верждаемой органами исполнительной власти субъектов федерации и
местного самоуправления схемой, к разработке которой привлекаются
все заинтересованные подведомственные и территориальные органы
федеральных органов исполнительной власти. Головной организацией
по разработке схем на местах являются региональные и
территориальные органы управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям.
Содержание информационных сообщений об аварийных выбросах и
сбросах загрязняющих веществ и их последствиях и типовая схема пе-
редачи таких сообщений приводятся в приложениях 1 и 3 к настоящему
Временному положению.
2.3. Типовой схемой предусмотрено:
Немедленное (не более одних суток) оповещение региональных и
территориальных органов управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям о всех видах аварийных (залповых) выбросах
и сбросах загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях,
которые могут повлечь загрязнение окружающей природной среды.
Информационные сообщения об этом направляются в региональные
и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям организациями, гражданами, подведомственны-
ми и территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти.
Сокрытие и/или несвоевременное оповещение о таких фактах вле-
чет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
Передача подведомственными и территориальными органами феде-
ральных органов исполнительной власти в свои вышестоящие организа-
ции информации об авариях, их последствиях и принятых мерах.
При этом производится проверка и взаимное уточнение данных о
последствиях аварий и уровнях загрязнения окружающей природной
среды.
Передача в региональные и территориальные органы управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям дополнитель-
ной информации (по мере получения новых данных) о последствиях
аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и принятых
+
мерах, включая данные оперативного контроля за зоной загрязнения,
прогнозы ее распространения и причиненного ущерба населению,
окружающей природной среде и народному хозяйству.
Привлечение региональными и территориальными органами
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
в случае возникновения аварийных ситуаций с выбросами и сбросами
загрязняющих веществ, подведомственных и территориальных
подразделений специально уполномоченных на то государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды, Госкомсанэпиднадзора России и др. для оценки влияния
последствий аварийного загрязнения на окружающую природную среду и
на здоровье населения.
2.4. Порядок взаимодействия при получении информации об ава-
рийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ.
2.4.1. При получении информации об аварийном (залповом) выбро-
се (сбросе) загрязняющих веществ региональные и территориальные
органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям:
информируют об аварийной ситуации органы исполнительной
власти субъектов Федерации, соответствующие подведомственные и
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и
МЧС России;
осуществляют координацию работ по ликвидации последствий ава-
рий и катастроф, а также их руководство и проведение специальных
работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального
масштаба;
осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности населе-
ния.
2.4.2. Органы исполнительной власти субъектов федерации и
местного самоуправления в соответствии с Законом Российской
Федерации от 24.07.95 N 738"О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статья
11) организуют комиссию для оценки последствий аварийной ситуации,
состоящую из специалистов подведомственных и территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти, и определения
участия федеральных органов исполнительной власти, в том числе
являющихся владельцами объектов-загрязнителей, в организации работ
по ликвидации последствий аварийной ситуации.
2.4.3. Органы Минприроды России:
совместно с соответствующими подведомственными и территори-
альными органами федеральных органов исполнительной власти и заин-
тересованными организациями выявляют источник аварийного загрязне-
ния, обследуют его, участвуют в установлении причины возникновения
аварии, возможности повторения выбросов (сбросов) и информируют
МЧС России;
участвуют в разработке мер по ликвидации последствий аварии;
при необходимости выдают в установленном порядке предписание
на приостановку работы предприятия (объекта);
устанавливают (уточняют) объемы выбросов (сбросов) загрязняю-
щих веществ и участвуют в определении уровней и зон загрязнения
объектов окружающей природной среды;
организуют работы по определению масштабов негативного воз-
действия аварийного загрязнения на окружающую природную среду с
учетом прогнозов органов Росгидромета по распространению зоны ава-
рийного загрязнения и совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти принимают меры к ликвидации (снижению) его
последствий;
контролируют ход выполнения мероприятий по ликвидации нега-
тивных последствий аварийного загрязнения для окружающей природной
среды;
определяют ущерб, причиненный наземному животному миру в ре-
зультате аварийного загрязнения;
совместно с другими федеральными органами исполнительной
власти определяют общий ущерб, причиненный окружающей природной
среде в результате аварийного загрязнения ,предъявляют иски на его
возмещение и виновных привлекают к установленной законодательством
административной ответственности.
2.4.4. Органы Госкомсанэпиднадзора России:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного заг-
рязнения;
осуществляют контроль за качеством воды водных объектов с
точки зрения возможности ее использования для хозяйственно-пить-
евых и рекреационных нужд;
осуществляют контроль за составом атмосферного воздуха на
территории организаций, в санитарно-защитной и селитебной зонах;
выявляют в окружающей среде биологические факторы воздействия
на здоровье населения;
оценивают степень влияния аварийного загрязнения на продукты
питания, здоровье населения и условия его проживания;
при необходимости приостанавливают работу организаций (объек-
тов).
2.4.5. Органы Росгидромета:
обследуют зоны распространения аварийного загрязнения, произ-
водят отбор и анализ проб объектов окружающей природной среды (ат-
мосферного воздуха, поверхностных вод и почв) вне санитарно-защит-
ной зоны предприятия;
составляют оперативные прогнозы распространения зоны аварий-
ного загрязнения;
обеспечивают работу комиссии необходимой гидрометеорологичес-
кой информацией и данными об уровнях загрязнения окружающей при-
родной среды в районе аварии;
участвуют в установлении источника загрязнения.
2.4.6. Органы Роскомвода:
участвуют в выявлении и обследовании организации или иного
источника аварийного загрязнения поверхностных вод суши и морских
вод, установлении причин возникновения аварии, возможности
повторения сбросов, другие факторы;
+
совместно с органами Росгидромета осуществляют контроль за
распространением зоны загрязнения;
участвуют в разработке мероприятий по локализации и ликвида-
ции последствий аварийного загрязнения и контролируют ход их вы-
полнения;
участвуют в определении размера ущерба, причиненного в ре-
зультате аварийного загрязнения.
2.4.7. Органы Роскомрыболовства:
осуществляют контроль за влиянием аварийного загрязнения на
жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а так-
же за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимо-
вальные ямы, нагульные площади, миграционные пути);
участвуют в разработке мероприятий по максимальному снижению
возможных потерь для рыбного хозяйства и контролируют ход их вы-
полнения;
определяют ущерб рыбному хозяйству в результате аварийного
загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и виновных привле-
кают к административной ответственности, установленной законода-
тельством.
2.4.8. Органы Роскомнедр совместно с Роскомводом:
осуществляют контроль за качеством подземных вод в зоне ава-
рийного загрязнения;
проводят расследование причин загрязнения подземных вод;
2.4.9. Органы Роскомнедр при необходимости выдают предписание
по предложениям Роскомвода на приостановку работы организации и на
ликвидацию очага и последствий загрязнения подземных вод.
2.4.10. Органы Минсельхозпрода России:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного заг-
рязнения почв сельскохозяйственных угодий и определении размеров
причиненного ущерба;
участвуют в разработке мероприятий по ликвидации последствий
загрязнения и осуществляют контроль за их выполнением.
2.4.11. Органы Роскомзема:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного заг-
рязнения земель;
обеспечивают перенесение в натуру границ зоны загрязнения и
отвод загрязненных земель.
2.4.12. Органы Рослесхоза:
обследуют зону загрязнения лесов;
организуют расследование причин загрязнения, повреждения или
гибели лесов;
определяют ущерб лесному хозяйству, предъявляют иски на его
возмещение и виновных привлекают к административной ответственнос-
ти, установленной законодательством.
2.5. В случаях особо крупных аварий, повлекших человеческие
жертвы, а также эвакуацию населения и загрязнение источников пить-
евой воды, МЧС России вносит предложения о создании Правитель-
ственной комиссии по расследованию причин аварий и принятию необ-
ходимых мер по ликвидации их последствий.
3. Порядок передачи информации и действий
федеральных органов исполнительной власти
и их подведомственных и территориальных
органов при обнаружении экстремально вы-
сокого загрязнения окружающей природной
среды.
3.1. В ходе режимных наблюдений за состоянием окружающей при-
родной среды, проводимых территориальными органами Росгидромета и
другими подведомственными и территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, могут быть выявлены факты экстре-
мально высокого загрязнения окружающей природной среды.
Случаи экстремально высокого загрязнения окружающей природной
среды могут быть выявлены также другими организациями и гражданами.
Критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природ-
ной среды приводятся в приложении 2 к настоящему Временному поло-
жению.
3.2. Оценке последствий подлежат все выявленные случаи экстре-
мально высокого загрязнения.
3.3 Схема передачи информации при выявлении случаев экстре-
мально высокого загрязнения окружающей природной среды приводится
в приложении 4 к настоящему Временному положению.
3.4. Территориальные органы федеральных органов исполнитель-
ной власти при получении информации об экстремально высоком заг-
рязнении окружающей природной среды должны наиболее оперативными
средствами связи информировать об этом территориальные органы
Минприроды России, а в случаях загрязнения окружающей природной
среды микроорганизмами и биологическими веществами - территориаль-
ные и подведомственные органы Госкомсанэпиднадзора России.
3.5. Порядок действий при выявлении случаев экстремально высо-
кого загрязнения окружающей природной среды.
3.5.1. Территориальные органы Минприроды России в соответствии
с возложенными на них обязанностями принимают меры по созданию ко-
миссий из представителей соответствующих подведомственных и терри-
ториальных органов федеральных органов исполнительной власти с
целью:
установления источника и причин загрязнения;
выявления негативных последствий экстремально высокого заг-
рязнения окружающей природной среды и оценки нанесенного ущерба;
подготовки акта по оценке последствий экстремально высокого
загрязнения, представляемого подведомственным и территориальным
органам федеральных органов исполнительной власти и соответствую-
щей территориальной администрации;
решения вопроса о приостановке при необходимости работы
организации (объекта) - источника загрязнения.
3.5.2. Органы Госкомсанэпиднадзора России:
оценивают возможность и степень влияния экстремально высокого
загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и ус-
ловия его проживания;
при необходимости приостанавливают работу организации (объек-
та) - источника загрязнения и/или использование населением соот-
ветствующих видов природных ресурсов.
3.5.3. Органы Роскомрыболовства:
осуществляют контроль за влиянием экстремально высокого заг-
рязнения поверхностных вод суши и морских вод на жизнедеятельность
рыб, других водных организмов и растений, а также за состоянием
мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, на-
гульные площади, миграционные пути);
участвуют в разработке мероприятий по максимальному снижению
возможных потерь от экстремально высокого загрязнения поверхност-
ных вод суши и морских вод для рыбного хозяйства;
определяют ущерб рыбному хозяйству в результате экстремально
высокого загрязнения поверхностных вод суши и морских вод, предъ-
являют иски на его возмещение и виновных привлекают к администра-
тивной ответственности, установленной законодательством.
3.5.4. Органы Росгидромета:
составляют оперативные прогнозы распространения зоны экстре-
мально высокого загрязнения;
обеспечивают работу комиссии данными об уровнях загрязнения
окружающей природной среды в зоне экстремально высокого загрязне-
ния;
участвуют в установлении источника загрязнения.
3.5.5. Органы Роскомнедр:
обследуют зону распространения экстремально высокого загряз-
нения подземных вод;
составляют оперативный прогноз распространения зоны экстре-
мально высокого загрязнения и качества подземных вод в зоне влия-
ния источника загрязнения;
участвуют в установлении источника загрязнения;
разрабатывают рекомендации по ликвидации последствий экстре-
мально высокого загрязнения подземных вод.
3.6. Вопросы, подлежащие освещению в процессе расследования и
в сообщениях об экстремально высоком загрязнении окружающей при-
родной среды, приводятся в приложении 1 к настоящему Временному
положению.
3.7. Порядок взаимного обмена информацией о фактах загрязне-
ния окружающей природной среды, не достигшего экстремально высо-
кого уровня, и проведения расследования этих случаев устанавлива-
ется подведомственными и территориальными органами федеральных ор-
ганов исполнительной власти по взаимному соглашению.
Приложение 1
к Временному положению о порядке
взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти при
аварийных выбросах и сбросах
загрязняющих веществ и
экстремально высоком загрязнении
окружающей природной среды
Содержание информационных сообщений об аварийных
выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, экстремально
высоком загрязнении окружающей природной среды и их
последствиях
1. Источник информации (специально уполномоченный орган, об-
щественные организации, граждане), дата, время поступления.
2. Дата, время, место (республика, край, область, район,
населенный пункт, наименование водного объекта, район моря (коор-
динаты) выявления экстремальной ситуации.
3. Характеристика экстремальной ситуации (залповый или ава-
рийный выброс в атмосферу, сброс неочищенных сточных вод, авария
на трубопроводе, хранилище, авария технологического оборудования,
в т.ч. связанная с вредными физическими воздействиями и выходами
биологических агентов, авария при обращении с токсичными отходами
и т.п.).
4. Критерии, по которым отмечена экстремальная ситуация с
указанием количественных характеристик (концентрации загрязняющих
веществ в природных средах, объем сбросов (выбросов) загрязняющих
веществ, площадь и толщина покрытия пленкой, интенсивность и
характер запаха, масштабы гибели рыбы, других водных организмов,
растений, животных, уровни физических воздействий, биологические
агенты и т.п.).
5. Причины возникновения экстремальной ситуации (выход из
строя очистных сооружений, установок по очистке отходящих газов,
разрыв трубопровода, прорыв дамбы, отключение электроэнергии, пов-
реждение судна во время шторма и т.п.).
6. Виновник возникновения экстремальной ситуации с указанием
ведомственной принадлежности и формы собственности (полное наиме-
нование организации, министерства).
7. Сведения об организациях, получивших информацию об экстре-
мальной ситуации и передавших ее специально уполномоченному органу.
8. Предпринимаемые меры по локализации, ликвидации экстре-
мальной ситуации, ее последствий.
9. Прогноз распространения зоны экстремального загрязнения.
По результатам обследования, по мере выяснения дополнительных дан-
ных передается информация:
уточнение сведений по пп.1-8, сведения о перемещении зоны
загрязнения, концентрации загрязняющих веществ в ней;
уточнение объема выброса (сброса) загрязняющих веществ;
данные о причиненном ущербе;
сведения об угрозе здоровью человека, окружающей природной
среде (невозможность использования воды для питьевого, промышлен-
ного, сельскохозяйственного водоснабжения, невозможность использо-
вания сельскохозяйственных культур для питания и т.п.);
уточнение прогноза перемещения зоны загрязнения, сведения о
передаче прогноза заинтересованным организациям,
другие дополнительные сведения.
Приложение 2
к Временному положению о порядке
взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти при аварийных
выбросах и сбросах загрязняющих
веществ и экстремально высоком заг-
рязнении окружающей природной среды
Критерии экстремально высокого загрязнения
окружающей природной среды
Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной
среды понимается:
1. Для атмосферного воздуха:
содержание одного или нескольких веществ, превышающее пре-
дельно допустимую концентрацию (ПДК)*":
- в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток;
- в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 и более раз;
визуальные и органолептические признаки:
- появление устойчивого, не свойственного данной местности
(сезону) запаха;
- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека -
резь в глазах, слезоточение, привкус во рту, затрудненное дыхание,
покраснение или другие изменения кожи, рвота и др. (одновременно у
нескольких десятков человек);
- выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков,
появление у осадков специфического запаха или несвойственного
привкуса.
_________________________________________________________________
*" с возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения
экстремально высокого загрязнения до его обнаружения
2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
максимальное разовое содержание для нормируемых веществ 1-2
класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК в 5 и более раз,
для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз *" ;
появление запаха, не свойственного воде ранее, интенсивностью
более 4 баллов;
покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхожде-
ния) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой пло-
щади до 6 кв.км;
снижение содержания растворенного в воде кислорода до 2 и ме-
нее мг/л;
увеличение биохимического потребления кислорода (БПК ) свыше
40 мг О /л;
массовая гибель рыбы, моллюсков, раков, лягушек, водорослей,
других водных организмов и водной растительности.
3. Для почв и земель:
содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по сани-
тарно-токсикологическим критериям или 10 и более ПДК по фитотокси-
ческим критериям;
содержание загрязняющих веществ технологического происхожде-
ния в концентрациях 50 и более ПДК **";
наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловия-
ми), выражающихся в изреженности или повреждении посевов на площа-
ди более 50% отдельного поля;
наличие несанкционированных свалок токсичных отходов.
_________________________________________________________________
*" Содержание веществ в поверхностных водах суши и морских водах
сопоставляется с наиболее "жесткими" ПДК в ряду одноименных пока-
зателей. Для веществ, на которые нормативными документами пре-
дусмотрено полное отсутствие их в воде водных объектов, в качестве
ПДК условно принимается содержание 0,01 мкг/л.
**" Для веществ, на которые не установлены ПДК для почв и земель -
превышение 100-кратной величины среднего регионального фона.
4. Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:
мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности,
измеренная на высоте 1м от поверхности земли, составила 60 и более
мкР/ч;
концентрация радионуклидов в пробах объектов окружающей при-
родной среды (атмосфера, поверхностные воды суши, почва, морская
среда) превысила значение ДКб (допустимая концентрация радионукли-
дов для населения группы Б), приведенные в Нормах радиационной бе-
зопасности (НРБ-76/87), а при отсутствии данных о радионуклидном
составе пробы - концентрация суммарной бета-активности в атмосфер-
ном воздухе по данным первых измерений (через одни сутки после
окончания отбора проб) превысила 3700*10 Бк/м2 (беккерель на один
кв. м);
суммарная бета-активность выпадений по результатам первых из-
мерений (через одни сутки после отбора проб) превысила 110
Бк/м2 в сутки;
концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной и
лесной продукции превысила принятые ВДУ (временные допустимые
уровни).
5. При негативном воздействии на флору и фауну:
массовая гибель (заболевание) рыбы и/или других водных орга-
низмов и растений, отклонение от нормального развития икры, личи-
нок и молоди рыбы, сокращение и потеря мест нагула, нереста и зи-
мовальных ям рыбы, нарушение путей миграции рыбы и других водных
организмов, приобретение посторонних запахов и привкусов,
несвойственных им ранее;
массовая гибель (заболевание) животных, в том числе диких,
при которых уровень смертности (заболеваемости) превышает сред-
нестатистический в три и более раз;
наличие изменений в состоянии лесных экосистем (не связанных
с гидрометеоусловиями), выражающихся в изменении окраски хвои
(листвы), несвойственной древесным и кустарниковым породам в дан-
ной местности (сезоне), опадении (дефолиации) или усыхании (деси-
кации) 30-50% хвои (листвы) и других признаках природного и техно-
генного воздействия на лесную среду.
Приложение 3
к Временному положению о порядке
взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти при аварийных
выбросах и сбросах загрязняющих
веществ и экстремально высоком заг-
рязнении окружающей природной среды
Схема передачи информации об аварийных
выбросах и сбросах загрязняющих веществ
-------------------T-----------------T------------------¬
¦ ¦ ¦
-------------¬ -------+-----¬ -------+-----¬ --------+---------¬
¦ МЧС России ¦ ¦ Минприроды ¦ ¦ Госкомсан- ¦ ¦Росгидромет, ¦
¦ ¦ ¦ России ¦ ¦ эпиднадзор ¦ ¦Роскомвод, ¦
L------------- L------------- ¦ России ¦ ¦Роскомзем, ¦
L------------- ¦Роскомнедр, ¦
¦ ¦ ¦Рослесхоз, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минсельхозпрод ¦
г=====¦=======¬ ¦ ¦ ¦России, ¦
¦ Региональные¦ ¦ ¦ ¦Роскомрыболовство¦
¦ и территори-¦ ¦ ¦ L------------------
¦ альные орга-¦ ¦ -------+------¬
¦ ны управле- ¦ -------+------¬ ¦Подведомст- ¦ --------+--------¬
¦ ния по делам¦ ¦Территориаль-¦ ¦венные и тер-¦ ¦Подведомственные¦
¦ гражданской ¦--+ные органы ¦ ¦риториальные ¦ ¦и территориаль- ¦
¦ обороны и ¦- |