Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 12.08.95 N 144-ФЗ (С ИЗМ. И ДОП. ОТ 30.06.2003) ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЯТ ГД ФС РФ 05.07.95)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


   12 августа 1995 года N 144-ФЗ
   -------------------------------------------------------------------
   
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                                   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                                   
                 ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
                                                                Принят
                                                 Государственной Думой
                                                      5 июля 1995 года
                                   
    (с изм. и доп., согл. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ,
             от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ,
            от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ,
             от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
            от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
                        от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
   
       Настоящий  Федеральный закон определяет содержание  оперативно-
   розыскной  деятельности,  осуществляемой на  территории  Российской
   Федерации,  и закрепляет систему гарантий законности при проведении
   оперативно-розыскных мероприятий.
   



         ОГЛАВЛЕНИЕ

     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
     Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
     Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
     Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
     Статья  5.  Соблюдение прав и свобод человека и гражданина  при
          осуществлении оперативно-розыскной деятельности

     Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

     Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
     Статья   7.   Основания   для  проведения  оперативно-розыскных
          мероприятий
     Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
     Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов
          об   ограничении   конституционных  прав  граждан  при   проведении
          оперативно-розыскных мероприятий
     Статья   10.   Информационное  обеспечение  и  документирование
          оперативно-розыскной деятельности
     Статья   11.   Использование  результатов  оперативно-розыскной
          деятельности
     Статья   12.   Защита   сведений  об  органах,   осуществляющих
          оперативно-розыскную деятельность

     Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
          ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Статья    13.   Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную
          деятельность
     Статья  14.  Обязанности  органов,  осуществляющих  оперативно-
          розыскную деятельность
     Статья  15.  Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
          деятельность
     Статья  16.  Социальная  и  правовая  защита  должностных   лиц
          органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

     Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
          ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Статья   17.   Содействие   граждан   органам,   осуществляющим
          оперативно-розыскную деятельность
     Статья  18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
          органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

     Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
          ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья    19.   Финансовое   обеспечение   оперативно-розыскной
          деятельности

     Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N
          122-ФЗ.
          Контроль  за  расходованием финансовых средств,  выделенных  на
          оперативно-розыскную  деятельность,  осуществляется  руководителями
          государственных  органов,  в  состав  которых  входят   оперативные
          подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  а
          также    специально    уполномоченными   на   то    представителями
          Министерства финансов Российской Федерации.

     Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
          ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

     Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
     Статья   21.   Прокурорский   надзор  за   оперативно-розыскной
          деятельностью
     Статья 22. Ведомственный контроль
     Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

______________________________________________________________________________


                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
   
       Оперативно-розыскная   деятельность   -    вид    деятельности,
   осуществляемой   гласно  и  негласно  оперативными  подразделениями
   государственных   органов,   уполномоченных   на    то    настоящим
   Федеральным  законом  (далее  - органы, осуществляющие  оперативно-
   розыскную  деятельность),  в  пределах  их  полномочий  посредством
   проведения  оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты  жизни,
   здоровья,  прав  и  свобод  человека и  гражданина,  собственности,
   обеспечения  безопасности  общества  и  государства  от  преступных
   посягательств.
   
       Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
   
       Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
       выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,
   а   также   выявление  и  установление  лиц,  их  подготавливающих,
   совершающих или совершивших;
       осуществление  розыска лиц, скрывающихся от  органов  дознания,
   следствия  и  суда, уклоняющихся от уголовного наказания,  а  также
   розыска без вести пропавших;
       добывание  информации  о событиях или действиях  (бездействии),
   создающих   угрозу  государственной,  военной,  экономической   или
   экологической безопасности Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
   
       Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
   
       Оперативно-розыскная     деятельность      основывается      на
   конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав  и
   свобод  человека  и  гражданина, а также на принципах  конспирации,
   сочетания гласных и негласных методов и средств.
   
       Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
   
       Правовую  основу  оперативно-розыскной деятельности  составляют
   Конституция  Российской  Федерации,  настоящий  Федеральный  закон,
   другие  федеральные законы и принятые в соответствии  с  ними  иные
   нормативные   правовые  акты  федеральных  органов  государственной
   власти.
       Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную   деятельность,
   издают    в   пределах   своих   полномочий   в   соответствии    с
   законодательством    Российской   Федерации    нормативные    акты,
   регламентирующие  организацию  и  тактику  проведения   оперативно-
   розыскных мероприятий.
   
       Статья  5.  Соблюдение прав и свобод человека и гражданина  при
   осуществлении оперативно-розыскной деятельности
   
       Органы  (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную
   деятельность,   при  проведении  оперативно-розыскных   мероприятий
   должны  обеспечивать  соблюдение  прав  человека  и  гражданина  на
   неприкосновенность  частной  жизни,  личную   и   семейную   тайну,
   неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
   (часть первая введена Федеральным законом от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
       Не  допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности
   для  достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим
   Федеральным законом.
       Лицо,   полагающее,   что   действия  органов,   осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его  прав  и
   свобод,  вправе  обжаловать  эти  действия  в  вышестоящий   орган,
   осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору  или  в
   суд.
       Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана
   в  установленном  законом порядке, то есть в отношении  которого  в
   возбуждении   уголовного   дела  отказано   либо   уголовное   дело
   прекращено в связи с отсутствием события преступления или  в  связи
   с  отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает
   фактами    проведения    в   отношении   его   оперативно-розыскных
   мероприятий  и  полагает,  что при этом были  нарушены  его  права,
   вправе  истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
   деятельность,  сведения о полученной о нем информации  в  пределах,
   допускаемых  требованиями  конспирации  и  исключающих  возможность
   разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано  в
   предоставлении   запрошенных  сведений  или  если  указанное   лицо
   полагает,  что  сведения получены не в полном  объеме,  оно  вправе
   обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения  дела  в
   суде  обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении
   этому  лицу  сведений, в том числе в полном объеме, возлагается  на
   соответствующий    орган,    осуществляющий    оперативно-розыскную
   деятельность.
       В  целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
   орган,  осуществляющий  оперативно-розыскную  деятельность,  обязан
   предоставить   судье   по   его   требованию   оперативно-служебные
   документы,  содержащие  информацию о  сведениях,  в  предоставлении
   которых  было отказано заявителю, за исключением сведений о  лицах,
   внедренных в организованные преступные группы, о штатных  негласных
   сотрудниках     органов,     осуществляющих    оперативно-розыскную
   деятельность,   и   о   лицах,   оказывающих   им   содействие   на
   конфиденциальной основе.
       В    случае    признания   необоснованным    решения    органа,
   осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  об  отказе  в
   предоставлении необходимых сведений заявителю судья  может  обязать
   указанный  орган  предоставить заявителю сведения,  предусмотренные
   частью четвертой настоящей статьи.
   (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
       Полученные   в   результате   проведения   оперативно-розыскных
   мероприятий  материалы  в  отношении  лиц,  виновность  которых   в
   совершении   преступления  не  доказана  в  установленном   законом
   порядке,  хранятся один год, а затем уничтожаются,  если  служебные
   интересы  или  правосудие  не требуют иного.  Фонограммы  и  другие
   материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и  иных
   переговоров  лиц, в отношении которых не было возбуждено  уголовное
   дело,  уничтожаются  в течение шести месяцев с момента  прекращения
   прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За  три
   месяца   до   дня  уничтожения  материалов,  отражающих  результаты
   оперативно-розыскных   мероприятий,   проведенных   на    основании
   судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
   (в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
       Органам   (должностным   лицам),   осуществляющим   оперативно-
   розыскную деятельность, запрещается:
       проводить  оперативно-розыскные мероприятия в интересах  какой-
   либо    политической   партии,   общественного    и    религиозного
   объединения;
       принимать  негласное  участие  в  работе  федеральных   органов
   государственной  власти, органов государственной  власти  субъектов
   Российской Федерации и органов местного самоуправления, а  также  в
   деятельности   зарегистрированных   в   установленном   порядке   и
   незапрещенных  политических  партий,  общественных  и   религиозных
   объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
       разглашать  сведения,  которые  затрагивают  неприкосновенность
   частной  жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан
   и  которые  стали  известными  в  процессе  проведения  оперативно-
   розыскных   мероприятий,  без  согласия  граждан,  за   исключением
   случаев, предусмотренных федеральными законами.
       При   нарушении  органом  (должностным  лицом),  осуществляющим
   оперативно-розыскную  деятельность,  прав  и   законных   интересов
   физических  и  юридических  лиц вышестоящий  орган,  прокурор  либо
   судья  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
   обязаны  принять  меры  по  восстановлению  этих  прав  и  законных
   интересов, возмещению причиненного вреда.
       Нарушения  настоящего  Федерального  закона  при  осуществлении
   оперативно-розыскной    деятельности    влекут     ответственность,
   предусмотренную законодательством Российской Федерации.
   
         Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
       Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
   
       При  осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся
   следующие оперативно-розыскные мероприятия:
       1. Опрос.
   (в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
       2. Наведение справок.
       3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
       4. Проверочная закупка.
       5. Исследование предметов и документов.
       6. Наблюдение.
       7. Отождествление личности.
       8.   Обследование   помещений,  зданий,  сооружений,   участков
   местности и транспортных средств.
       9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
       10. Прослушивание телефонных переговоров.
       11. Снятие информации с технических каналов связи.
       12. Оперативное внедрение.
       13. Контролируемая поставка.
       14. Оперативный эксперимент.
       Приведенный  перечень  оперативно-розыскных  мероприятий  может
   быть изменен или дополнен только федеральным законом.
       В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются
   информационные системы, видео- и аудиозапись, кино-  и  фотосъемка,
   а  также  другие  технические и иные средства, не наносящие  ущерба
   жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
       Оперативно-розыскные   мероприятия,   связанные   с   контролем
   почтовых  отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
   телефонных  переговоров  с  подключением к  станционной  аппаратуре
   предприятий,   учреждений   и  организаций   независимо   от   форм
   собственности,   физических  и  юридических  лиц,   предоставляющих
   услуги  и  средства  связи,  со снятием  информации  с  технических
   каналов  связи,  проводятся с использованием оперативно-технических
   сил  и  средств  органов  федеральной службы безопасности,  органов
   внутренних  дел  и  органов по контролю за  оборотом  наркотических
   средств    и   психотропных   веществ   в   порядке,   определяемом
   межведомственными   нормативными  актами  или  соглашениями   между
   органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
   (в  ред.  Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003
   N 86-ФЗ)
       Должностные  лица  органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность,  решают  ее  задачи  посредством  личного  участия  в
   организации    и   проведении   оперативно-розыскных   мероприятий,
   используя   помощь  должностных  лиц  и  специалистов,   обладающих
   научными,  техническими  и  иными специальными  знаниями,  а  также
   отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
       Запрещается   проведение  оперативно-розыскных  мероприятий   и
   использование    специальных    и   иных    технических    средств,
   предназначенных           (разработанных,          приспособленных,
   запрограммированных)  для  негласного  получения   информации,   не
   уполномоченными на то настоящим Федеральным законом  физическими  и
   юридическими лицами.
       Ввоз  в  Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных
   технических  средств,  предназначенных  для  негласного   получения
   информации,   не   уполномоченными  на  осуществление   оперативно-
   розыскной  деятельности физическими и юридическими лицами  подлежат
   лицензированию    в    порядке,   устанавливаемом    Правительством
   Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
       Перечень видов специальных технических средств, предназначенных
   для   негласного  получения  информации  в  процессе  осуществления
   оперативно-розыскной  деятельности, устанавливается  Правительством
   Российской Федерации.
       Разработка,  производство, реализация и  приобретение  в  целях
   продажи   специальных  технических  средств,  предназначенных   для
   негласного  получения информации, индивидуальными предпринимателями
   и    юридическими   лицами,   осуществляющими   предпринимательскую
   деятельность,    подлежат   лицензированию   в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации.
   (часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
   
       Статья   7.   Основания   для  проведения  оперативно-розыскных
   мероприятий
   
       Основаниями  для  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий
   являются:
       1. Наличие возбужденного уголовного дела.
       2.   Ставшие  известными  органам,  осуществляющим  оперативно-
   розыскную деятельность, сведения о:
       1)  признаках  подготавливаемого, совершаемого или совершенного
   противоправного  деяния,  а  также о лицах,  его  подготавливающих,
   совершающих  или  совершивших,  если  нет  достаточных  данных  для
   решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
       2)  событиях  или  действиях  (бездействии),  создающих  угрозу
   государственной,    военной,   экономической   или    экологической
   безопасности Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
       3)  лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия  и  суда
   или уклоняющихся от уголовного наказания;
       4)  лицах,  без вести пропавших, и об обнаружении  неопознанных
   трупов.
       3.  Поручения следователя, органа дознания, указания  прокурора
   или   определения  суда  по  уголовным  делам,  находящимся  в   их
   производстве.
       4.  Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
       5.  Постановление  о  применении мер безопасности  в  отношении
   защищаемых    лиц,    осуществляемых    уполномоченными    на    то
   государственными     органами    в     порядке,     предусмотренном
   законодательством Российской Федерации.
       6.  Запросы  международных  правоохранительных  организаций   и
   правоохранительных органов иностранных государств в соответствии  с
   международными договорами Российской Федерации.
       Органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  в
   пределах   своих   полномочий   вправе   также   собирать   данные,
   необходимые для принятия решений:
       1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
       2.  О  допуске  к работам, связанным с эксплуатацией  объектов,
   представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья  людей,  а
   также для окружающей среды.
       3.  О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или
   о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
       4.   Об  установлении  или  о  поддержании  с  лицом  отношений
   сотрудничества  при  подготовке  и проведении  оперативно-розыскных
   мероприятий.
       5.   По   обеспечению   безопасности  органов,   осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность.
       6.  О  выдаче  разрешений  на частную  детективную  и  охранную
   деятельность.
   
       Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
   
       Гражданство,    национальность,    пол,    место    жительства,
   имущественное,  должностное и социальное положение,  принадлежность
   к  общественным  объединениям, отношение к религии  и  политические
   убеждения  отдельных лиц не являются препятствием для проведения  в
   отношении   их   оперативно-розыскных  мероприятий  на   территории
   Российской   Федерации,  если  иное  не  предусмотрено  федеральным
   законом.
       Проведение     оперативно-розыскных    мероприятий,     которые
   ограничивают конституционные права человека и гражданина  на  тайну
   переписки,  телефонных переговоров, почтовых,  телеграфных  и  иных
   сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи,  а
   также  право на неприкосновенность жилища, допускается на основании
   судебного решения и при наличии информации:
   (в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
       1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
   противоправного  деяния, по которому производство  предварительного
   следствия обязательно.
       2.  О  лицах,  подготавливающих,  совершающих  или  совершивших
   противоправное  деяние,  по которому производство  предварительного
   следствия обязательно.
       3.  О  событиях  или действиях (бездействии), создающих  угрозу
   государственной,    военной,   экономической   или    экологической
   безопасности Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
       В  случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
   совершению  тяжкого  или особо тяжкого преступления,  а  также  при
   наличии  данных  о  событиях и действиях  (бездействии),  создающих
   угрозу  государственной, военной, экономической  или  экологической
   безопасности  Российской  Федерации, на  основании  мотивированного
   постановления   одного  из  руководителей  органа,  осуществляющего
   оперативно-розыскную    деятельность,    допускается     проведение
   оперативно-розыскных  мероприятий,  предусмотренных  частью  второй
   настоящей  статьи,  с  обязательным  уведомлением  суда  (судьи)  в
   течение  24  часов. В течение 48 часов с момента начала  проведения
   оперативно-розыскного   мероприятия  орган,   его   осуществляющий,
   обязан  получить  судебное решение о проведении такого  оперативно-
   розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
   (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
       Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается  только
   в  отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении  тяжких
   или   особо  тяжких  преступлений,  а  также  лиц,  которые   могут
   располагать  сведениями  об  указанных  преступлениях.  Фонограммы,
   полученные   в   результате   прослушивания   телефонных   и   иных
   переговоров,  хранятся  в опечатанном виде в условиях,  исключающих
   возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
   (часть  четвертая введена Федеральным законом от 20.03.2001  N  26-
   ФЗ)
       В   случае  возбуждения  уголовного  дела  в  отношении   лица,
   телефонные   и   иные   переговоры   которого   прослушиваются    в
   соответствии   с  настоящим  Федеральным  законом,   фонограмма   и
   бумажный  носитель  записи переговоров передаются  следователю  для
   приобщения    к    уголовному   делу   в   качестве    вещественных
   доказательств.  Дальнейший  порядок их  использования  определяется
   уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
   (часть пятая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
       В  случае  возникновения угрозы жизни, здоровью,  собственности
   отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной  форме
   разрешается  прослушивание переговоров, ведущихся с  их  телефонов,
   на  основании  постановления, утвержденного  руководителем  органа,
   осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,  с  обязательным
   уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
       Проверочная  закупка  или  контролируемая  поставка  предметов,
   веществ  и  продукции, свободная реализация которых запрещена  либо
   оборот  которых  ограничен,  а  также оперативный  эксперимент  или
   оперативное   внедрение  должностных  лиц  органов,  осуществляющих
   оперативно-розыскную  деятельность, а  равно  лиц,  оказывающих  им
   содействие,  проводятся  на основании постановления,  утвержденного
   руководителем    органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную
   деятельность.
       Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях
   выявления,  предупреждения,  пресечения  и  раскрытия  тяжкого  или
   особо   тяжкого   преступления,  а  также  в  целях   выявления   и
   установления    лиц,   их   подготавливающих,    совершающих    или
   совершивших.
   (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
       При  проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям,
   предусмотренным  пунктами  1  -  4  и  6  части  второй  статьи   7
   настоящего    Федерального   закона,   запрещается    осуществление
   действий,  указанных  в  пунктах 8  -  11  части  первой  статьи  6
   настоящего Федерального закона.
       Оперативно-розыскные  мероприятия, обеспечивающие  безопасность
   органов,    осуществляющих    оперативно-розыскную    деятельность,
   проводятся  в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом   и
   исключительно    в    пределах   полномочий   указанных    органов,
   установленных  соответствующими законодательными актами  Российской
   Федерации.  По основаниям, предусмотренным пунктом 5  части  второй
   статьи  7  настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять
   действия,  указанные в пунктах 8 - 11 части первой  статьи  6,  без
   судебного  решения  при  наличии согласия гражданина  в  письменной
   форме.
   
       Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов
   об   ограничении   конституционных  прав  граждан  при   проведении
   оперативно-розыскных мероприятий
   
       Рассмотрение  материалов  об ограничении  конституционных  прав
   граждан  на  тайну  переписки,  телефонных  переговоров,  почтовых,
   телеграфных  и  иных сообщений, передаваемых по сетям электрической
   и  почтовой  связи,  на  неприкосновенность жилища  при  проведении
   оперативно-розыскных   мероприятий   осуществляется   судом,    как
   правило,  по  месту  проведения  таких  мероприятий  или  по  месту
   нахождения  органа,  ходатайствующего об их  проведении.  Указанные
   материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично  и
   незамедлительно.  Судья  не вправе отказать  в  рассмотрении  таких
   материалов в случае их представления.
       Основанием  для решения судьей вопроса о проведении оперативно-
   розыскного   мероприятия,  ограничивающего  конституционные   права
   граждан,  указанные  в  части  первой  настоящей  статьи,  является
   мотивированное   постановление  одного  из  руководителей   органа,
   осуществляющего    оперативно-розыскную   деятельность.    Перечень
   категорий   таких   руководителей  устанавливается   ведомственными
   нормативными актами.
       По   требованию  судьи  ему  могут  представляться  также  иные
   материалы,   касающиеся   оснований  для   проведения   оперативно-
   розыскного  мероприятия, за исключением данных о лицах,  внедренных
   в   организованные   преступные   группы,   о   штатных   негласных
   сотрудниках     органов,     осуществляющих    оперативно-розыскную
   деятельность,   и   о   лицах,   оказывающих   им   содействие   на
   конфиденциальной  основе, об организации  и  о  тактике  проведения
   оперативно-розыскных мероприятий.
       По   результатам   рассмотрения  указанных   материалов   судья
   разрешает    проведение    соответствующего   оперативно-розыскного
   мероприятия,  которое ограничивает конституционные  права  граждан,
   указанные  в части первой настоящей статьи, либо отказывает  в  его
   проведении,    о    чем   выносит   мотивированное   постановление.
   Постановление,  заверенное печатью, выдается инициатору  проведения
   оперативно-розыскного  мероприятия  одновременно   с   возвращением
   представленных им материалов.
       Срок  действия  вынесенного судьей постановления исчисляется  в
   сутках  со  дня  его вынесения и не может превышать шести  месяцев,
   если  иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока
   не   прерывается.  При  необходимости  продления   срока   действия
   постановления  судья выносит судебное решение  на  основании  вновь
   представленных материалов.
       В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного
   мероприятия,  которое ограничивает конституционные  права  граждан,
   указанные  в  части первой настоящей статьи, орган,  осуществляющий
   оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться  по  этому  же
   вопросу в вышестоящий суд.
       Руководители  судебных органов создают условия,  обеспечивающие
   защиту   сведений,   которые  содержатся  в  представляемых   судье
   оперативно-служебных документах.
   
       Статья   10.   Информационное  обеспечение  и  документирование
   оперативно-розыскной деятельности
   
       Органы,  осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  для
   решения  задач,  возложенных на них настоящим Федеральным  законом,
   могут  создавать  и использовать информационные  системы,  а  также
   заводить дела оперативного учета.
       Дела   оперативного  учета  заводятся  при  наличии  оснований,
   предусмотренных  пунктами 1 - 6 части первой  статьи  7  настоящего
   Федерального  закона, в целях собирания и систематизации  сведений,
   проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности,  а
   также  принятия  на  их  основе соответствующих  решений  органами,
   осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
       Факт  заведения дела оперативного учета не является  основанием
   для  ограничения  конституционных прав и свобод, а  также  законных
   интересов человека и гражданина.
       Дело   оперативного  учета  прекращается  в   случаях   решения
   конкретных       задач      оперативно-розыскной      деятельности,
   предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона,  а  также
   установления   обстоятельств,  свидетельствующих   об   объективной
   невозможности решения этих задач.
       Перечень   дел   оперативного  учета  и  порядок   их   ведения
   определяются    нормативными   актами    органов,    осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность.
   
       Статья   11.   Использование  результатов  оперативно-розыскной
   деятельности
   
       Результаты   оперативно-розыскной   деятельности   могут   быть
   использованы   для  подготовки  и  осуществления   следственных   и
   судебных  действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий  по
   выявлению,  предупреждению, пресечению  и  раскрытию  преступлений,
   выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих  или
   совершивших,  а  также  для  розыска  лиц,  скрывшихся  от  органов
   дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания  и
   без вести пропавших.
       Результаты  оперативно-розыскной  деятельности  могут   служить
   поводом    и   основанием   для   возбуждения   уголовного    дела,
   представляться  в  орган  дознания,  следователю  или  в   суд,   в
   производстве   которого   находится   уголовное   дело,   а   также
   использоваться  в доказывании по уголовным делам в  соответствии  с
   положениями  уголовно-процессуального  законодательства  Российской
   Федерации,   регламентирующими   собирание,   проверку   и   оценку
   доказательств.
       Представление  результатов  оперативно-розыскной   деятельности
   органу  дознания, следователю или в суд осуществляется на основании
   постановления  руководителя  органа,  осуществляющего   оперативно-
   розыскную  деятельность, в порядке, предусмотренном  ведомственными
   нормативными актами.
       Результаты  оперативно-розыскной деятельности в отношении  лиц,
   перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7  настоящего
   Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их  допуске
   к указанным видам деятельности.
   
       Статья   12.   Защита   сведений  об  органах,   осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность
   
       Сведения  об  используемых  или использованных  при  проведении
   негласных   оперативно-розыскных  мероприятий   силах,   средствах,
   источниках,  методах,  планах  и  результатах  оперативно-розыскной
   деятельности,  о  лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
   группы,  о  штатных  негласных сотрудниках органов,  осуществляющих
   оперативно-розыскную  деятельность,  и  о  лицах,  оказывающих   им
   содействие на конфиденциальной основе, а также об организации  и  о
   тактике   проведения  оперативно-розыскных  мероприятий  составляют
   государственную   тайну  и  подлежат  рассекречиванию   только   на
   основании   постановления   руководителя  органа,   осуществляющего
   оперативно-розыскную деятельность.
       Предание    гласности   сведений   о   лицах,   внедренных    в
   организованные  преступные группы, о штатных негласных  сотрудниках
   органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а  также
   о   лицах,   оказывающих   или   оказывавших   им   содействие   на
   конфиденциальной  основе,  допускается  лишь  с   их   согласия   в
   письменной   форме   и  в  случаях,  предусмотренных   федеральными
   законами.
       Судебное  решение  на  право  проведения  оперативно-розыскного
   мероприятия  и  материалы,  послужившие  основанием  для   принятия
   такого   решения,   хранятся  только  в   органах,   осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность.
       Оперативно-служебные    документы,    отражающие     результаты
   оперативно-розыскной  деятельности,  представляются  суду  (судье),
   прокурору,   осуществляющему  надзор  за  законностью   оперативно-
   розыскной   деятельности,  следователю   и   органу   дознания,   в
   производстве  которых  находится уголовное  дело,  другим  органам,
   осуществляющим  оперативно-розыскную  деятельность,  в  порядке   и
   случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
   (в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
   
                   Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
                   ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   
       Статья    13.   Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную
   деятельность
   
       На   территории   Российской   Федерации   право   осуществлять
   оперативно-розыскную   деятельность   предоставляется   оперативным
   подразделениям:
       1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
       2. Органов федеральной службы безопасности.
       3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
       4. Федеральных органов государственной охраны.
   (в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)
       5. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
       6. Таможенных органов Российской Федерации.
       7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
       8. Федеральной службы исполнения наказаний.
   (п. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
       9.  Органов  по  контролю за оборотом наркотических  средств  и
   психотропных веществ.
   (п. 9 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
       Оперативное  подразделение органа внешней разведки Министерства
   обороны    Российской   Федерации   проводит   оперативно-розыскные
   мероприятия  только  в  целях обеспечения  безопасности  указанного
   органа   внешней   разведки  и  в  случае,  если  проведение   этих
   мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в  пунктах
   1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи.
   (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
       Перечень     органов,    осуществляющих    оперативно-розыскную
   деятельность,  может быть изменен или дополнен  только  федеральным
   законом.   Руководители  указанных  органов   определяют   перечень
   оперативных  подразделений,  правомочных  осуществлять  оперативно-
   розыскную  деятельность,  их полномочия,  структуру  и  организацию
   работы.
       Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную   деятельность,
   решают    определенные   настоящим   Федеральным   законом   задачи
   исключительно    в   пределах   своих   полномочий,   установленных
   соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
       Оперативные  подразделения органов, осуществляющих  оперативно-
   розыскную  деятельность, вправе проводить совместно  с  работниками
   уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия  в
   следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
   (часть пятая введена Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ,  в
   ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
   
       Статья  14.  Обязанности  органов,  осуществляющих  оперативно-
   розыскную деятельность
   
       При  решении  определенных настоящим Федеральным законом  задач
   оперативно-розыскной   деятельности   органы,   уполномоченные   ее
   осуществлять, обязаны:
       1.  Принимать в пределах своих полномочий все необходимые  меры
   по  защите  конституционных прав и свобод  человека  и  гражданина,
   собственности,  а  также  по обеспечению  безопасности  общества  и
   государства.
       2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной
   форме  органа дознания, следователя, указания прокурора  и  решения
   суда  о  проведении оперативно-розыскных мероприятий  по  уголовным
   делам, принятым ими к производству.
       3.   Выполнять   на   основе   и  в  порядке,   предусмотренных
   международными    договорами    Российской    Федерации,    запросы
   соответствующих   международных   правоохранительных   организаций,
   правоохранительных   органов   и  специальных   служб   иностранных
   государств.
       4.  Информировать  другие  органы,  осуществляющие  оперативно-
   розыскную  деятельность  на  территории  Российской  Федерации,   о
   ставших   им   известными   фактах   противоправной   деятельности,
   относящихся  к компетенции этих органов, и оказывать  этим  органам
   необходимую помощь.
       5.  Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-
   розыскной деятельности.
       6.   Содействовать   обеспечению   в   порядке,   установленном
   законодательством Российской Федерации, безопасности и  сохранности
   имущества  своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие  органам,
   осуществляющим   оперативно-розыскную   деятельность,    участников
   уголовного  судопроизводства,  а  также  членов  семей  и   близких
   указанных лиц от преступных посягательств.
   
       Статья  15.  Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность
   
       При  решении  задач  оперативно-розыскной деятельности  органы,
   уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
       1.    Проводить    гласно   и   негласно   оперативно-розыскные
   мероприятия,  перечисленные  в  статье  6  настоящего  Федерального
   закона,   производить   при   их  проведении   изъятие   предметов,
   материалов  и  сообщений,  а также прерывать  предоставление  услуг
   связи  в  случае  возникновения  непосредственной  угрозы  жизни  и
   здоровью   лица,   а   также   угрозы   государственной,   военной,
   экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
       2.   Устанавливать  на  безвозмездной  либо  возмездной  основе
   отношения  сотрудничества с лицами, изъявившими согласие  оказывать
   содействие   на  конфиденциальной  основе  органам,  осуществляющим
   оперативно-розыскную деятельность.
       3.   Использовать   в   ходе  проведения   оперативно-розыскных
   мероприятий   по   договору   или  устному   соглашению   служебные
   помещения,    имущество   предприятий,   учреждений,   организаций,
   воинских  частей,  а также жилые и нежилые помещения,  транспортные
   средства и иное имущество частных лиц.
       4.  Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
   личность     должностных    лиц,    ведомственную    принадлежность
   предприятий,  учреждений, организаций, подразделений,  помещений  и
   транспортных  средств  органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность,  а также личность граждан, оказывающих им  содействие
   на конфиденциальной основе.
       5.   Создавать  в  установленном  законодательством  Российской
   Федерации   порядке   предприятия,   учреждения,   организации    и
   подразделения,   необходимые  для  решения  задач,  предусмотренных
   настоящим Федеральным законом.
       Законные  требования  должностных лиц  органов,  осуществляющих
   оперативно-розыскную  деятельность,  обязательны   для   исполнения
   физическими  и  юридическими  лицами, к  которым  такие  требования
   предъявлены.
       Неисполнение  законных  требований  должностных  лиц   органов,
   осуществляющих     оперативно-розыскную     деятельность,      либо
   воспрепятствование     ее    законному     осуществлению     влекут
   ответственность,   предусмотренную   законодательством   Российской
   Федерации.
   
       Статья  16.  Социальная  и  правовая  защита  должностных   лиц
   органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
   
       На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
   деятельность,  распространяются  гарантии  социальной  и   правовой
   защиты  сотрудников  тех  органов, в штаты которых  указанные  лица
   входят.
       Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц
   и  органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность,  за
   исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
       Должностное  лицо, уполномоченное на осуществление  оперативно-
   розыскной  деятельности,  в  ходе  проведения  оперативно-розыскных
   мероприятий   подчиняется   только  непосредственному   и   прямому
   начальнику.  При  получении  приказа или указания,  противоречащего
   закону,   указанное   должностное  лицо  обязано  руководствоваться
   законом.
       При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав  и
   законных  интересов, а также для обеспечения безопасности  общества
   и  государства от преступных посягательств допускается  вынужденное
   причинение   вреда  правоохраняемым  интересам  должностным   лицом
   органа,  осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  либо
   лицом,  оказывающим  ему  содействие, совершаемое  при  правомерном
   выполнении  указанным  лицом  своего служебного  или  общественного
   долга.
       Время  выполнения  должностными лицами органов,  осуществляющих
   оперативно-розыскную    деятельность,   специальных    заданий    в
   организованных  преступных  группах, а  также  время  их  службы  в
   должностях   штатных   негласных  сотрудников   указанных   органов
   подлежит  зачету  в  выслугу лет для назначения пенсии  в  льготном
   исчислении   в  порядке,  определяемом  Правительством   Российской
   Федерации.
       Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и
   органы  местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
   виды  социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих
   оперативно-розыскную деятельность.
   
         Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
                   ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   
       Статья   17.   Содействие   граждан   органам,   осуществляющим
   оперативно-розыскную деятельность
   
       Отдельные  лица могут с их согласия привлекаться  к  подготовке
   или  проведению  оперативно-розыскных мероприятий с сохранением  по
   их  желанию  конфиденциальности содействия органам,  осуществляющим
   оперативно-розыскную деятельность, в том числе  по  контракту.  Эти
   лица  обязаны  сохранять в тайне сведения, ставшие им известными  в
   ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий,  и
   не   вправе  предоставлять  заведомо  ложную  информацию  указанным
   органам.
       Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут
   заключать   контракты  с  совершеннолетними  дееспособными   лицами
   независимо    от    их    гражданства,    национальности,     пола,
   имущественного, должностного и социального положения,  образования,
   принадлежности к общественным объединениям, отношения к  религии  и
   политических убеждений.
       Органам,   осуществляющим  оперативно-розыскную   деятельность,
   запрещается  использовать конфиденциальное содействие по  контракту
   депутатов,  судей,  прокуроров,  адвокатов,  священнослужителей   и
   полномочных     представителей    официально     зарегистрированных
   религиозных объединений.
   
       Статья  18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
   органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
   
       Лица,   содействующие   органам,   осуществляющим   оперативно-
   розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
       Государство    гарантирует    лицам,    изъявившим     согласие
   содействовать  по  контракту  органам,  осуществляющим  оперативно-
   розыскную     деятельность,    выполнение    своих    обязательств,
   предусмотренных  контрактом,  в  том  числе  гарантирует   правовую
   защиту,  связанную  с  правомерным  выполнением  указанными  лицами
   общественного долга или возложенных на них обязанностей.
       При     возникновении    реальной    угрозы     противоправного
   посягательства  на жизнь, здоровье или имущество  отдельных  лиц  в
   связи   с   их   содействием  органам,  осуществляющим  оперативно-
   розыскную  деятельность, а равно членов  их  семей  и  близких  эти
   органы   обязаны   принять  необходимые  меры   по   предотвращению
   противоправных действий, установлению виновных и привлечению  их  к
   ответственности,   предусмотренной   законодательством   Российской
   Федерации.
       Лицо   из   числа   членов   преступной   группы,   совершившее
   противоправное   деяние,  не  повлекшее   тяжких   последствий,   и
   привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-
   розыскную    деятельность,   активно   способствовавшее   раскрытию
   преступлений,  возместившее  нанесенный  ущерб  или  иным   образом
   загладившее   причиненный   вред,   освобождается   от    уголовной
   ответственности  в  соответствии  с  законодательством   Российской
   Федерации.
       Лица,  сотрудничающие  с органами, осуществляющими  оперативно-
   розыскную  деятельность,  либо  оказавшие  им  помощь  в  раскрытии
   преступлений  или установлении лиц, их совершивших, могут  получать
   вознаграждения  и  другие  выплаты.  Полученные  указанными  лицами
   суммы  вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются  и  в
   декларациях о доходах не указываются.
       Период   сотрудничества  граждан  по  контракту   с   органами,
   осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,   в   качестве
   основного   рода  занятий  включается  в  трудовой  стаж   граждан.
   Указанные   лица   имеют   право  на   пенсионное   обеспечение   в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       В   целях   обеспечения  безопасности  лиц,  сотрудничающих   с
   органами,  осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,   и
   членов  их семей допускается проведение специальных мероприятий  по
   их   защите  в  порядке,  определяемом  законодательными  и   иными
   нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       В  случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
   осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в  связи  с  его
   участием   в  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий   семье
   пострадавшего  и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается
   единовременное   пособие   в   размере   десятилетнего    денежного
   содержания    погибшего   и   в   установленном   законодательством
   Российской  Федерации порядке назначается пенсия по  случаю  потери
   кормильца.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       При  получении лицом, сотрудничающим по контракту  с  органами,
   осуществляющими    оперативно-розыскную    деятельность,    травмы,
   ранения,  контузии, увечья, наступивших в связи с  его  участием  в
   проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для  него
   возможность  дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими
   оперативно-розыскную  деятельность, указанному  лицу  выплачивается
   единовременное  пособие в размере пятилетнего денежного  содержания
   и  в  установленном законодательством Российской Федерации  порядке
   назначается пенсия по инвалидности.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       При    одновременном    возникновении    в    соответствии    с
   законодательством  Российской Федерации  нескольких  оснований  для
   указанных  единовременных выплат в случаях, установленных настоящей
   статьей,  выплаты  осуществляются по  одному  основанию  по  выбору
   получателя.
   (часть десятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
                    Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                   ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
       Статья    19.   Финансовое   обеспечение   оперативно-розыскной
   деятельности
   
       Обеспечение  оперативно-розыскной  деятельности,  в  том  числе
   социальной  и  правовой  защиты  граждан,  содействующих   органам,
   осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность в соответствии  с
   настоящим    Федеральным    законом,    относится    к    расходным
   обязательствам  Российской  Федерации и осуществляется  в  порядке,
   устанавливаемом     руководителями     государственных     органов,
   оперативные  подразделения  которых уполномочены  осуществлять  эту
   деятельность.
   (часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N
   122-ФЗ.
       Контроль  за  расходованием финансовых средств,  выделенных  на
   оперативно-розыскную  деятельность,  осуществляется  руководителями
   государственных  органов,  в  состав  которых  входят   оперативные
   подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,  а
   также    специально    уполномоченными   на   то    представителями
   Министерства финансов Российской Федерации.
   
                      Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
                 ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
   
       Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
   
       Контроль  за  оперативно-розыскной  деятельностью  осуществляют
   Президент  Российской  Федерации, Федеральное  Собрание  Российской
   Федерации,   Правительство   Российской   Федерации   в    пределах
   полномочий,   определяемых   Конституцией   Российской   Федерации,
   федеральными конституционными законами и федеральными законами.
   
       Статья   21.   Прокурорский   надзор  за   оперативно-розыскной
   деятельностью
   
       (в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
   
       Прокурорский  надзор  за  исполнением  настоящего  Федерального
   закона  осуществляют  Генеральный прокурор Российской  Федерации  и
   уполномоченные им прокуроры.
       По   требованию  указанных  прокуроров  руководители   органов,
   осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, представляют  им
   оперативно-служебные   документы,   включающие    в    себя    дела
   оперативного  учета,  материалы  о проведении  оперативно-розыскных
   мероприятий  с  использованием  оперативно-технических  средств,  а
   также    учетно-регистрационную   документацию   и    ведомственные
   нормативные  правовые  акты,  регламентирующие  порядок  проведения
   оперативно-розыскных мероприятий.
       Сведения   о  лицах,  внедренных  в  организованные  преступные
   группы,  о  штатных  негласных сотрудниках органов,  осуществляющих
   оперативно-розыскную  деятельность, а также  о  лицах,  оказывающих
   содействие  этим органам на конфиденциальной основе, представляются
   соответствующим   прокурорам   только   с   письменного    согласия
   перечисленных   лиц,   за   исключением   случаев,   требующих   их
   привлечения к уголовной ответственности.
       Прокуроры,   указанные   в  части  первой   настоящей   статьи,
   обеспечивают   защиту  сведений,  содержащихся   в   представленных
   документах и материалах.
       Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих  из  его
   полномочий   по   надзору  за  оперативно-розыскной  деятельностью,
   влечет за собой установленную законом ответственность.
   
       Статья 22. Ведомственный контроль
   
       Руководители   органов,   осуществляющих   оперативно-розыскную
   деятельность,  несут  персональную  ответственность  за  соблюдение
   законности   при   организации  и  проведении  оперативно-розыскных
   мероприятий.
   
       Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
       Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
       Признать  утратившим силу со дня введения в действие настоящего
   Федерального  закона  Закон  Российской Федерации  "Об  оперативно-
   розыскной  деятельности в Российской Федерации"  (Ведомости  Съезда
   народных   депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного   Совета
   Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
       Предложить   Президенту   Российской   Федерации   и   поручить
   Правительству   Российской  Федерации   привести   их   нормативные
   правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
   
                                                             Президент
                                                  Российской Федерации
                                                              Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль
   12 августа 1995 года
   N 144-ФЗ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz