КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 1995 г. N 5
О ПРОБЛЕМАХ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Правительство Российской Федерации обязало заинтересованные
органы федеральной исполнительной власти провести с участием
Минобразования России коллегии, на которых определить комплекс мер
по развитию и совершенствованию подготовки, переподготовки
квалифицированных рабочих, переобучению высвобождаемого и
незанятого населения. В соответствии с этим поручением 3 июля
1995 года проведено совместное заседание ученых советов Института
развития профессионального образования Минобразования России и
Российского учебного центра ФСЗ России по вопросу
"Научно-методические основы переподготовки безработных граждан и
незанятого населения". В заседании приняли участие члены коллегии
Минобразования России и ФСЗ России.
Коллегия решила:
1. Одобрить решение ученых советов Института развития
профессионального образования Минобразования России и Российского
учебного центра ФСЗ России по вопросу "Научно-методические основы
переподготовки безработных граждан и незанятого населения"
(прилагается).
2. Региональным органам занятости:
совместно с органами управления образованием осуществить
дополнительные меры по совершенствованию профессионального
обучения безработных граждан;
организовать внедрение в практику работы методических
материалов по обучению безработных граждан, разработанных
Институтом развития профессионального образования Минобразования
России и Российским учебным центром ФСЗ России.
3. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на
заместителя руководителя ФСЗ России Гончарова В.М.
Приложение
РЕШЕНИЕ
УЧЕНЫХ СОВЕТОВ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ
И РОССИЙСКОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФСЗ РОССИИ ОТ 3 ИЮЛЯ
1995 ГОДА ПО ВОПРОСУ "НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ"
Ученые советы отмечают, что разработка проблемы "Научно -
методические основы переподготовки безработных граждан и
незанятого населения" осуществлялась в соответствии с Договором о
сотрудничестве Министерства образования РФ и Федеральной службы
занятости в тесном взаимодействии с ИРПО, Российским учебным
центром ФСЗР.
Важный вклад в решение задач научно-организационного,
методического и информационного обеспечения профессионального
обучения безработных граждан и незанятого населения внесла
совместная лаборатория, в рамках деятельности которой:
определены наиболее актуальные направления НИР по проблеме
профессионального обучения незанятого населения, в том числе
молодежи;
сформулированы организационно-педагогические условия
профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения;
выявлена необходимость разработки педагогических технологий
профессиональной переподготовки различных категорий безработных
граждан;
подготовлены методические рекомендации по разработке учебных
планов и программ для подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан в различных сферах
профессиональной деятельности;
проведены первые совместные курсы повышения квалификации
работников служб занятости и системы профессионального образования
по проблемам профессионального обучения безработных граждан и
незанятого населения.
Итоги деятельности Института и лаборатории представлены
научной продукцией и публикациями:
Вариативно-модульная учебно-программная документация для
профессионального обучения безработных граждан по профессиям
сварки, строительства, сельского хозяйства;
Комплект материалов по применению интенсивных методов обучения
при профессиональной переподготовке безработных граждан и
незанятого населения;
Сборники нормативных документов по проблемам профессионального
образования и профессионального обучения незанятого населения;
Современное состояние и перспективы профессионального обучения
безработных граждан и незанятого населения (аналитический обзор);
Методические аспекты профессиональной подготовки безработных
граждан в учебных центрах службы занятости (рекомендации для
преподавателей);
Организационно-педагогические основы профессионального
обучения безработных граждан и незанятого населения (курс лекций);
Учебно-программная документация для профессиональной
подготовки безработных граждан (общие требования);
Библиографический указатель литературы для использования в
профориентационной работе специалистами служб занятости;
Типовые учебные планы для профессионального обучения
безработных и ряд других работ.
Экспертиза научно-методических разработок, осуществляемая РУЦ
ФСЗР (В.А. Похвощев), позволяет адаптировать их к различным формам
организации учебного процесса в учреждениях профессионального
образования и способствует обеспечению необходимого уровня и
качества профессионального обучения безработных граждан.
Вместе с тем остается немало нерешенных проблем в области
научно-методического обеспечения профессионального обучения
безработных граждан и незанятого населения.
Отсутствуют методические материалы по современным
педагогическим технологиям с учетом их применения для
переподготовки незанятого населения, имеющего различный
интеллектуальный потенциал, дифференцированные возрастные
особенности и навыки учебной деятельности.
Методические службы профессионального образования слабо
подготовлены в области профориентационной работы, профдиагностики
и психологической поддержки незанятого населения и безработных
граждан.
Не создана в системе начального профессионального образования
информационная сеть, позволяющая в режиме реального времени
обеспечивать регионы и отдельные учебные заведения
квалифицированно разработанными учебными материалами для
переподготовки безработных по конкретным профессиям и
специальностям.
Руководители и методисты учреждений профессионального
образования слабо ориентируются в потребностях рынка труда,
недостаточно владеют нормативно-методическими основами
профессионального обучения безработных.
Ученые советы постановляют:
1. Одобрить работу совместной лаборатории научно -
методического обеспечения переподготовки незанятого населения.
2. Продолжить дальнейшую совместную разработку проблем
профессионального обучения и профориентации безработных граждан,
незанятого населения, в том числе молодежи, сконцентрировав
внимание на:
разработке педагогических технологий профессионального
обучения различных категорий незанятого населения, создания
опытно-экспериментальных площадок для их апробации;
определении специфических особенностей реализации требований
государственного стандарта профессионального образования в
процессе профессионального обучения безработных граждан;
создании системы оперативного информационно-методического
обеспечения образовательных учреждений начального
профессионального образования, осуществляющих профессиональное
обучение безработных граждан и незанятого населения на основе
новых информационных технологий;
выявлении методов и средств обеспечения взаимосвязи
профессионального обучения и профориентации безработных граждан и
незанятого населения;
оценке эффективности профессионального обучения безработных
граждан и незанятого населения в учреждениях начального
профессионального образования;
повышении квалификации специалистов в области начального
профессионального образования безработных граждан и незанятого
населения.
3. Поручить лаборатории научно-методического обеспечения
переподготовки незанятого населения ИРПО и кафедрам
профессионального обучения незанятого населения, профессиональной
ориентации и психологической поддержки РУЦ осуществлять
координацию совместных работ.
4. На базе факультета повышения квалификации ИРПО совместно с
РУЦ организовать подготовку педагогов - мультипликаторов и
менеджеров образовательных услуг для организации профессионального
обучения незанятого населения в учреждениях начального
профессионального образования.
5. Считать целесообразным совместное организационно -
методическое сопровождение проекта разработки и создания учебной
литературы для начального профессионального образования граждан.
6. Подготовить предложения Министерству образования РФ и
Федеральной службе занятости России по пролонгации Договора о
сотрудничестве на 1996 - 1997 гг.
------------------------------------------------------------------
|