ОТМЕНЕН
ПРИКАЗОМ Генпрокуратуры РФ от 24.10.96 N 59
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 августа 1995 г. N 41
О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ
В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
Новое арбитражное законодательство расширило компетенцию
арбитражных судов, укрепило правовые начала их деятельности,
повысило гарантии законности и обоснованности разрешения
хозяйственных споров.
Это придает особую актуальность деятельности органов
прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе и
требует от прокуроров глубокого профессионализма,
принципиальности, высокой организованности в работе.
В целях полного и эффективного решения органами прокуратуры
задач в сфере арбитражного судопроизводства приказываю:
1. Прокурорам республик, краев, областей, г. г. Москвы и
Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов
и районов, военным, транспортным и иным специализированным
прокурорам принять, в пределах их компетенции, исчерпывающие меры,
направленные на полное, своевременное использование полномочий на
подготовку и предъявление в арбитражные суды исков в защиту
государственных и общественных интересов, участие в их
рассмотрении, обжалование и опротестование незаконных и
необоснованных судебных актов.
Участие прокуроров в арбитражном процессе рассматривать как
действенное средство укрепления законности и предупреждения
правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и
общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав
участников предпринимательской деятельности.
2. Использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях
оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений,
возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и
затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для
возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к
установленной законом ответственности.
2.1. При решении вопросов о подготовке и предъявлении исков
считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты
государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:
- выявления правонарушений, для устранения которых
законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (ст. 30
Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации", ст. ст. 4 и 7
Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий" и др.);
- занятия запрещенными видами деятельности либо занятия
коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо
специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или
просрочено;
- наличия данных о недействительности оспоримых сделок и о
ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также
совершенных с целью, противной основам правопорядка и
нравственности;
- нарушений природоохранительного законодательства, связанных
с причинением ущерба здоровью людей и природным объектам;
- невыполнения обязательств в пользу государства, если это
привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных
проектов, целевых программ;
- несоответствия учредительных документов юридических лиц
требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их
образования и государственной регистрации.
2.2. Особую взвешенность проявлять при подготовке исков в
интересах предприятий, организаций и граждан - предпринимателей.
Считать необходимым предъявление подобных исков в первую
очередь в защиту интересов государственных и муниципальных
предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда
они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо
такое обращение не последовало из-за недобросовестности
руководителей и других должностных лиц. В последнем случае наряду
с предъявлением иска следует решать вопросы о привлечении к
ответственности виновных.
Иски в интересах иных юридических лиц предъявлять в случаях
нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и
общественных (публичных) интересов (срыв выпуска социально
значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов
транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских,
образовательных учреждений, создание предпосылок экологических
катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).
3. Работу по подготовке, предъявлению и поддержанию исков в
арбитражные суды строить в тесном взаимодействии прокуратур
субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, их
подразделений, городских и районных прокуратур.
Ответственность за своевременную и качественную подготовку
проектов исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и
общественных интересов возложить на руководителей районных,
городских и приравненных к ним прокуратур, а также начальников
управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные
проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование
уголовных дел, проверку законности приговоров и решений по
уголовным и гражданским делам.
4. В целях создания надлежащих организационно-кадровых
предпосылок эффективного решения задач на актуальном направлении
прокурорской деятельности образовать до конца текущего года в
аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации на правах
самостоятельных подразделений отделы (группы) по обеспечению
участия прокуроров в арбитражном процессе. Укомплектовать их
подготовленными прокурорами, способными решать вопросы на высоком
профессиональном уровне.
5. Возложить на отделы (группы) по обеспечению участия
прокуроров в арбитражном процессе следующие основные обязанности:
- рассмотрение поступивших из других подразделений данной
прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих
реагирования в форме иска в арбитражные суды; оформление исковых
заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных
интересов и их направление согласно установленным правилам о
подсудности споров;
- участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров
в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное
обжалование решений, определений и постановлений по этим делам,
участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной
инстанциях;
- рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле, о проверке
законности и обоснованности решений, определений и постановлений
арбитражных судов, вступивших в законную силу; постановка в
установленном порядке вопросов о необходимости истребования таких
дел в органы прокуратуры;
- изучение по поручениям Генеральной прокуратуры Российской
Федерации арбитражных дел, решения, определения и постановления по
которым вступили в законную силу; подготовка представлений об
опротестовании в порядке надзора незаконных и необоснованных
судебных постановлений;
- анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур и
координация работы подразделений аппарата по подготовке и
предъявлению исков в защиту государственных и общественных
интересов, распространение передового опыта, участие в
мероприятиях по повышению деловой квалификации работников
прокуратуры.
6. Обеспечить качество, правовую и фактическую обоснованность
обращений в арбитражный суд, оформление процессуальных документов
в строгом соответствии с требованиями законодательства.
В целях реального исполнения решений судов, минимизации
материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во
всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о применении
мер по обеспечению иска.
7. Принимать обязательное участие в судебном разбирательстве
всех дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в первой,
апелляционной и кассационной инстанциях.
7.1. Эту обязанность выполнять, как правило, силами аппаратов
прокуратур субъектов Российской Федерации по месту нахождения
арбитражного суда, рассматривающего дело.
7.2. Прокурорам, обратившимся с исковым заявлением
(заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный
суд не по месту нахождения данной прокуратуры, одновременно с
направлением материалов в суд выслать копии документов
соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с письмом
о необходимости участия в процессе подчиненных ему работников, а
также информировать об этом арбитражный суд.
7.3. Прокурор, направивший исковое заявление (заявление),
апелляционную или кассационную жалобу в арбитражный суд другой
территории, должен незамедлительно извещаться о результатах их
рассмотрения прокурором, принимавшим участие в суде.
8. На всех стадиях арбитражного процесса позицию прокуроров
определять в строгом соответствии с требованиями закона,
материалами дел и внутренним убеждением, последовательно
отстаивать ее, руководствуясь принципами законности, равенства
организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и
равноправия сторон.
8.1. Своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном
порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Постановку
вопросов в жалобах увязывать с определенными законом полномочиями
апелляционной и кассационной инстанций по пересмотру состоявшихся
решений.
В необходимых случаях заявлять перед арбитражным судом
кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения
решения, постановления, принятых в первой и апелляционной
инстанциях.
9. Использовать все имеющиеся процессуальные возможности в
целях реального исполнения решений арбитражных судов по делам по
искам прокуроров.
10. При рассмотрении обращений лиц, участвующих в деле, о
проверке законности и обоснованности решений, определений и
постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу,
своевременно ходатайствовать перед Генеральной прокуратурой
Российской Федерации об истребовании дел; использовать полномочия
по проведению проверок доходов заявителей, в том числе по
истребованию дополнительных документов и иных доказательств.
При наличии оснований для принесения протеста в порядке
надзора обращаться с соответствующим представлением к Генеральному
прокурору Российской Федерации или его заместителю. При отказе в
таком обращении составлять мотивированное заключение по делу,
сообщать об этом заявителям.
11. Учитывая, что ст. 51 Федерального конституционного закона
"Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривает
порядок, согласно которому судьи арбитражного суда осуществляют
правосудие в мантиях, прокуроры, участвующие в заседаниях
арбитражного суда и имеющие классные чины, должны быть в форменном
обмундировании.
12. Отделу по обеспечению участия прокуроров в арбитражном
процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно
изучать и направлять деятельность нижестоящих прокуратур по
реализации ими полномочий в арбитражном процессе, принимать меры к
ее совершенствованию. Обеспечить взаимодействие в этой работе с
другими управлениями и отделами, научными организациями и учебными
заведениями Генеральной прокуратуры.
13. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном
судопроизводстве исходя из совокупности данных, характеризующих
оперативность и обоснованность подготовки и предъявления исков,
качество поддержания их в суде, эффективность обжалования решений
и постановлений об отказе в удовлетворении исковых требований,
обоснованность представлений об опротестовании в порядке надзора
судебных постановлений.
Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
Кехлерова С.Г.
Приказ направить прокурорам республик, краев, областей,
г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных
округов, Волжскому природоохранному прокурору, прокурорам городов
и районов, военным, транспортным и иным специализированным
прокурорам.
Считать недействующим указание Генерального прокурора
Российской Федерации от 16.11.92 N 48/8 (в части, касающейся
арбитражного судопроизводства).
И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации -
Государственный советник
юстиции 1 класса
А.Н.ИЛЬЮШЕНКО
------------------------------------------------------------------
|