ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июля 1995 г. N С1-7/ОП-434
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ, ПРИНЯТЫХ НА СОВЕЩАНИЯХ
ПО СУДЕБНО-АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ
На совещаниях по судебно-арбитражной практике в Высшем Ар-
битражном Суде Российской Федерации обсужден ряд вопросов и выра-
ботаны рекомендации, которые в порядке информации доводятся до
арбитражных судов.
1. О правомерности проведения конкурса на право заключать
договор аренды нежилого помещения до истечения срока действия ра-
нее заключенного договора аренды этого помещения
Действующим законодательством не запрещено проведение кон-
курса на право заключать договор аренды нежилого помещения до ис-
течения срока действия ранее заключенного арендного договора. Од-
нако при проведении арендодателем такого конкурса в условиях его
проведения должно быть указано, что новый договор может быть зак-
лючен только после истечения срока действия первоначального дого-
вора. Если же на конкурс выставлено имущество, обремененное соот-
ветствующими обязательствами, но без этой оговорки, арендатор
вправе предъявить в суд требование о признании конкурса недейст-
вительным.
При проведении конкурса арендодатель должен поставить в из-
вестность его участников о том, что арендатор, имеющий с арендо-
дателем договор, обладает преимущественным перед другими лицами
правом на его возобновление.
Поскольку согласно пункту 3 статьи 86 Основ гражданского за-
конодательства арендатор, надлежащим образом исполнявший свои
обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных
условиях преимущественное перед другими лицами право на возобнов-
ление договора, он вправе потребовать от арендодателя возобновить
с ним договор на условиях, на которых договор мог быть заключен с
победителем конкурса, независимо от того, являлся ли арендатор
участником конкурса или не являлся.
Если с победителем конкурса договор аренды еще не заключен,
а арендодатель уклоняется от заключения договора с прежним арен-
датором, последний вправе обратиться в арбитражный суд с иском об
обязании арендодателя заключить с ним договор аренды на условиях,
предложенных победителем конкурса. При доказанности требований
арендатора они подлежат удовлетворению.
В случае, когда с победителем конкурса уже заключен договор
аренды, прежний арендатор может предъявить к арендодателю соот-
ветствующий иск о возобновлении с ним договора аренды. При этом в
качестве третьего лица привлекается победитель конкурса, с кото-
рым заключен договор. При подтверждении требований прежнего арен-
датора суд производит замену арендатора, заключившего договор
аренды, указывая об этом в решении.
2. О применении Правил перевозки экспортных и импортных гру-
зов, следующих через морские порты и пограничные станции не в
прямом международном сообщении в случаях отгрузки таких грузов
портами, расположенными в Литовской, Эстонской и Латвийской рес-
публиках
Правилами перевозок экспортных и импортных грузов, следующих
через морские порты и пограничные станции не в прямом международ-
ном сообщении, утвержденными 22.01.91 МПС СССР, Минморфлотом СССР
и Минвнешэкономсвязи СССР по поручению Совета Министров СССР
(Постановление Совета Министров СССР от 13.12.90 N 1274), были
установлены: порядок отгрузки импортных грузов из морских портов,
определение их количества и веса при погрузке в вагоны и ответст-
венность морских портов и железных дорог за утрату, недостачу,
порчу и повреждение импортных грузов, прибывших в пункт назначе-
ния в исправном вагоне и с неповрежденной пломбой порта. Это Пос-
тановление не вносило изменений в Устав железных дорог.
По сообщению компетентных органов Латвийской, Литовской и
Эстонской республик, на территориях этих государств Правила пере-
возки экспортных и импортных грузов, следующих через морские пор-
ты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, не
применяются.
Порты, отгружающие импортные грузы, являются обычными грузо-
отправителями, и железные дороги при приеме от порта к перевозке
импортного груза не проверяют количество, его вес.
Долевая ответственность железной дороги и порта перед полу-
чателем за утрату, недостачу, порчу и повреждение импортных гру-
зов, прибывших в пункт назначения в исправном вагоне и с непов-
режденной пломбой порта, установлена Постановлением Совета Ми-
нистров СССР N 1274 и указанными выше Правилами, которые не при-
меняются на территориях Латвийской, Литовской, Эстонской респуб-
лик. Поэтому на железную дорогу не может быть возложена ответст-
венность за недостачу, порчу и повреждение грузов, поступивших из
портов указанных государств за исправными пломбами портов и в
исправных вагонах.
В Правилах перевозки экспортных и импортных грузов, следую-
щих через морские порты и пограничные станции не в прямом между-
народном сообщении, которые применяются на территории Российской
Федерации, предусмотрено, что выдача импортных грузов получателям
на станции назначения, в том числе прибывших в исправных вагонах
с неповрежденными пломбами, производится приемосдатчиком железной
дороги с проверкой количества мест, а в соответствующих случаях -
массы и состояния груза.
Следовательно, дорога при выдаче грузополучателям импортного
груза, отгруженного морскими портами Литовской, Латвийской и Эст-
онской республик, должна проверить количество, вес и состояние
груза, а при установлении недостачи, порчи и повреждения груза -
составить коммерческий акт и в том случае, когда груз поступил в
исправном вагоне и с исправными пломбами порта.
3. О правомерности применения к банкам, нарушающим п. 2.3
Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, санкций,
предусмотренных п. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об осно-
вах налоговой системы в Российской Федерации" и пп. "з" пункта 12
"Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации"
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона Российской Феде-
рации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" бан-
кам и кредитным учреждениям запрещено задерживать исполнение по-
ручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или
во внебюджетный фонд и использовать неперечисленные налоги в ка-
честве кредитных ресурсов. При установлении таких фактов налого-
вому органу предоставлено право взыскивать полученный доход в фе-
деральный бюджет и привлекать руководителей этих учреждений к ад-
министративной ответственности. Эта ответственность не освобожда-
ет банк от других видов ответственности.
Часть 4 ст. 15 Закона об ответственности банков и кредитных
учреждений за несвоевременное выполнение поручений налогопла-
тельщиков по перечислению суммы налога следует применять в сово-
купности с частью 3 этой статьи. При этом банки и кредитные уч-
реждения обязаны выполнять поручения налогоплательщиков о пере-
числении в бюджет или во внебюджетный фонд суммы налогов в сроки,
указанные в п. 2.3 Положения о безналичных расчетах в Российской
Федерации.
Предусмотренная частью 4 статьи 15 Закона "Об основах нало-
говой системы в Российской Федерации" ответственность банков и
кредитных учреждений наступает за нарушение установленных п. 2.3
Положения сроков выполнения поручения налогоплательщиков по пере-
числению налогов и в том случае, когда банк перечислил суммы в
установленные для налогоплательщика сроки уплаты налогов.
4. На какие акционерные общества распространяется действие
пункта 9.10 Государственной программы приватизации государствен-
ных и муниципальных предприятий
До какого момента правовое положение акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации, регулируется законодательством
о приватизации
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284
утверждена Государственная программа приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федера-
ции предусмотрено, что особенности правового положения акционер-
ных обществ, созданных путем приватизации государственных и муни-
ципальных предприятий, определяются законами и иными правовыми
актами о приватизации этих предприятий. В соответствии с пунктом
1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О приватизации государст-
венных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" Госу-
дарственной программой приватизации устанавливаются цели, приори-
теты и ограничения при проведении приватизации. В связи с этим,
нормы, содержащиеся в Государственной программе приватизации, не
могут применяться к отношениям вне сферы приватизации. Поэтому
Государственная программа приватизации государственных и муници-
пальных предприятий в Российской Федерации, и, в частности, пункт
9.10 о защите прав акционеров, распространяется на акционерные
общества, созданные в процессе приватизации. Последний абзац
пункта 9.10.2 указанной программы применяется в случае, когда в
государственной (муниципальной) собственности находится не более
25 процентов акций данного акционерного общества.
Законами и иными правовыми актами о приватизации государст-
венных и муниципальных предприятий следует руководствоваться до
полного завершения процесса приватизации, то есть до полной
распродажи акций, принадлежащих государству, или до прекращения
действия золотой акции, если иное не будет предусмотрено законом
или другим правовым актом.
|