Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 26 июля 1995 г.
------------------------------------------------------------------
(Извлечение)
Е. 15 февраля 1995 г. обратился в суд с иском к администрации
г. Челябинска и администрации Челябинской области о восстановлении
на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и
возмещении морального вреда. В обоснование иска он указал, что по
контракту с администрацией г. Челябинска работал заместителем
главы администрации города, а затем - первым заместителем, с
должности которого незаконно был уволен с 30 января 1995 г. по
постановлению главы администрации области от 30 января 1995 г. и
затем по распоряжению главы администрации города от 8 февраля
1995 г. со ссылкой на ч. 2 ст. 254 КЗоТ РФ и Указ Президента
Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в
системе государственной службы". Незаконность освобождения от
занимаемой должности, по мнению истца, заключается в том, что он
не совершал действий, предусмотренных упомянутым Указом, да и Указ
на него вообще не распространяется, поскольку он не является
служащим государственного аппарата, а работает по контракту в
органе местного самоуправления, каковым является администрация
г. Челябинска, вопросы приема и увольнения первого заместителя
главы администрации города относятся к компетенции главы
администрации города, и глава администрации области не имел права
издавать такого постановления.
Решением Челябинского областного суда в иске Е. отказано.
В кассационных жалобах истец Е. и его представитель,
сославшись на необоснованное распространение названного Указа на
истца, не являющегося государственным служащим, на нарушение
процедуры увольнения, произведенного фактически по постановлению
главы администрации области, поставили вопрос об отмене решения и
направлении дела на новое судебное рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
26 июля 1995 г. решение отменила по следующим основаниям.
Отказывая Е. в иске, суд исходил из того, что он являлся
государственным служащим, в течение 1992 - 1994 гг. находился в
коррумпированных связях с иностранными фирмами, их представителями
Левиантом и Сегалом, оказывал им не предусмотренное законом
содействие в осуществлении предпринимательской деятельности,
получая за это вознаграждение, услуги, и в соответствии со ст. 2
Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г.
"О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" и ч. 2
ст. 254 КЗоТ РФ мог быть освобожден от занимаемой должности
первого заместителя главы администрации г. Челябинска.
Однако с таким выводом согласиться нельзя, поскольку, вопреки
требованиям ст. ст. 50, 56 ГПК РСФСР, он сделан без принятия
необходимых мер для выяснения действительных обстоятельств дела,
прав и обязанностей сторон, без всесторонней, полной и объективной
оценки имеющихся в материалах дела доказательств, без учета норм
материального права.
Действительно, согласно ст. 2 Указа Президента Российской
Федерации от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе
государственной службы" служащие государственного аппарата за
нарушение запрета оказывать любое, не предусмотренное законом
содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего
служебного положения в осуществлении предпринимательской
деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы
наряду с другой предусмотренной законом ответственностью подлежат
освобождению от занимаемой должности. Это не означает, что
служащие иных организаций не могут быть освобождены от должности
за совершение подобных действий, но такое увольнение должно
производиться не в соответствии с названным Указом, а по
предусмотренным трудовым законодательством основаниям с
соблюдением всех предусмотренных им условий.
Делая вывод о том, что Е. - служащий государственного
аппарата, суд не учел положения Закона Российской Федерации от
6 июля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями)
"О местном самоуправлении в Российской Федерации", Указов
Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. "Об основных
началах организации государственной власти в субъектах Российской
Федерации", от 26 октября 1993 г. "О реформе местного
самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 11, 12, 131
Конституции Российской Федерации, согласно которым администрация
городов (за исключением администраций городов Москвы и
Санкт-Петербурга) относится к органам местного самоуправления, не
входящим в систему органов государственной власти.
В решении суд указал, что в соответствии с постановлением
главы администрации области от 16 ноября 1994 г. и утвержденным
им Положением о главе администрации города, района Челябинской
области главы администрации города, района до формирования органов
местного самоуправления входят в единую систему исполнительной
власти в области, назначается на должность и освобождается главой
администрации области и несет ответственность за деятельность
руководимого им органа исполнительной власти города; органы
местного самоуправления в области не образованы, структура их не
определена.
Однако указанные обстоятельства не могут изменить
установленного Конституцией РФ и другим законодательством
правового положения администраций городов и районов, не дают
оснований относить работников аппарата этих органов, назначаемых и
освобождаемых от должности самим главой соответствующей
администрации, к государственным служащим.
В решении суд также указал, что Е. оказывал незаконное
содействие иностранным предпринимателям и до принятия Указа
Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. "О реформе
местного самоуправления в Российской Федерации" и Конституции РФ
от 12 декабря 1993 г. Однако при этом суд не учел, что правовое
положение Е. следовало определять по законодательству,
действующему на день освобождения его от должности.
В обоснование вины Е. в совершение незаконных действий суд
сослался на материалы уголовного дела, возбужденного в отношении
Сегала, его показания при производстве предварительного следствия.
Однако при этом не учтено, что в соответствии со ст. 146 ГПК РСФСР
суд обязан был непосредственно исследовать доказательства по делу,
в частности заслушать показания свидетелей. Сегал же по настоящему
делу в качестве свидетеля не допрашивался.
Суд не дал надлежащей оценки и доводам истца о незаконности
постановления главы администрации области, не правомочного решать
вопрос об освобождении от должности первого заместителя главы
администрации города.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и
обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое
рассмотрение.
|