Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 25.07.1995 N 4579/94 О ПРЕДПРИЯТИЯХ, ДОПУСТИВШИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ, УСЛУГ НАРУШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕН И ПОЛУЧИВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ИЗЛИШНИЕ СУММЫ, ПРИМЕНЯЮТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

     ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 25 июля 1995 г. No. 4579/94
   
       Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации  под
   председательством    Председателя    Высшего   Арбитражного   Суда
   Российской  Федерации,   с   участием   заместителя   Генерального
   прокурора  Российской  Федерации  рассмотрел  протест Председателя
   Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  на  решение  от
   16.03.94,  постановление  от  06.06.94  Высшего  арбитражного суда
   Республики Коми и постановление коллегии Высшего Арбитражного Суда
   Российской  Федерации  по  проверке в порядке надзора законности и
   обоснованности решений арбитражных судов,  вступивших  в  законную
   силу, от 04.10.94 по делу No. 02-28.48.
       Заслушав и  обсудив  доклад  судьи  и  заключение  заместителя
   Генерального   прокурора   Российской   Федерации,   поддержавшего
   протест, Президиум установил следующее.
       Государственное предприятие  "Коминефтепродукт"  обратилось  в
   Высший  арбитражный  суд  Республики  Коми  с  иском  о  признании
   недействительным  решения  управления  по  ценам   Госкомэкономики
   Республики  Коми  от  02.03.93  No.  5 о взыскании с него штрафа в
   сумме 1160540098 руб.  за нарушение государственной дисциплины цен
   и об обязании управления принять решение о возврате штрафа.
       Решением суда от 16.03.94 иск удовлетворен в  части  признания
   недействительным решения  управления  по   ценам   Госкомэкономики
   Республики   Коми  от  02.03.93  No.  5,  на  том  основании,  что
   распоряжением  Совета  Министров  Республики   Коми   от  24.11.92
   No. 797-р     государственное    предприятие    "Коминефтепродукт"
   освобождено от наложения штрафных  санкций  за  завышение  цен  на
   нефтепродукты.
       В части   обязания   управления   по   ценам   Госкомэкономики
   Республики Коми принять решение о возврате штрафа производство  по
   делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному
   суду.
       Коллегия Высшего арбитражного суда Республики Коми по проверке
   в  кассационном  порядке  законности  и   обоснованности   решений
   арбитражных судов,  не вступивших в законную силу,  постановлением
   от  06.06.94  решение оставила без изменения,  мотивируя тем,  что
   снабженческо-сбытовая  организация,  каковой  является  истец,  не
   несет   ответственность   за   завышение  цены  на  нефтепродукты,
   установленной изготовителем.
       Заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  принесен  протест,  в  котором  предлагалось  решение и
   постановление отменить,  дело направить на  новое  рассмотрение  в
   Высший  арбитражный  суд Республики Коми для исследования вопросов
   правомерности  применения  истцом  при  реализации  нефтепродуктов
   наценки  за услуги,  взимания железнодорожного тарифа,  завышенной
   торговой надбавки, платы за внеплановую отгрузку.
       При разрешении спора в надзорной инстанции протест заместителя
   Председателя Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  по
   существу   поставленных   в   нем   вопросов   не  рассматривался.
   Постановлением  надзорной  коллегии  Высшего   Арбитражного   Суда
   Российской   Федерации   от  04.10.94  No.  К4-Н7/1835  решение  и
   постановление Высшего арбитражного суда Республики Коми  изменено.
   В  части  иска  о признании недействительным решения управления по
   ценам  Госкомэкономики  Республики  Коми   от   02.03.93   No.   5
   производство  по делу прекращено,  так как названное управление не
   обладает правами юридического лица и не может выступать ответчиком
   в арбитражном процессе.
       В протесте Председателя Высшего Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации  предлагается  состоявшиеся  по спору решения отменить в
   части признания недействительным решения управления по  ценам  как
   не соответствующие законодательству. В иске в этой части отказать.
   Постановление надзорной  коллегии  отменить  в  части  прекращения
   производства  по  делу.  В остальной части указанное постановление
   оставить без изменения.
       Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       В соответствии  со  ст.  29  ранее действовавшего Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации   в    случаях,
   установленных   законодательными   актами   Российской  Федерации,
   ответчиками могут быть органы государственной власти и управления,
   не являющиеся юридическими лицами.
       Статьей 12   Гражданского   кодекса    Российской    Федерации
   установлено,  что  защита  гражданских  прав  осуществляется путем
   признания недействительным акта государственного органа.
       Органам ценообразования  и  контроля  за  ценами предоставлены
   правомочия по принятию решений о взыскании в доход  бюджета  сумм,
   полученных  предприятиями  в  результате нарушения государственной
   дисциплины цен,  и о взимании штрафа (п.  3.1  Порядка  применения
   экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен,
   утвержденного 01.02.92 Комитетом Российской Федерации по  политике
   цен, Министерством финансов Российской Федерации и Государственной
   налоговой службой Российской Федерации).
       Из Положения  об управлении по ценам Государственного комитета
   по экономике Республики Коми следует,  что  названному  управлению
   предоставлено  право  принимать решения о применении к нарушителям
   государственной дисциплины  цен  экономических  санкций  (п.   4.3
   Положения).
       Таким образом,  возможность  участия  в  арбитражном  процессе
   управления  по ценам как государственного органа ценообразования и
   контроля за ценами  в  качестве  ответчика  по  иску  о  признании
   принятого    им    акта    недействительным   обусловлено   фактом
   предоставления этому  органу  права  принимать  решения,  влекущие
   юридические   последствия.   Иначе   лицо,   которому   адресовано
   незаконное решение,  не сможет реализовать право на  защиту  своих
   интересов в судебном порядке.
       Заявленное истцом  требование  о  признании   недействительным
   решения  управления  по  ценам  Госкомэкономики Республики Коми от
   02.03.93  No.  5   подлежит   рассмотрению.   Надзорная   коллегия
   неправомерно прекратила производство по делу.
       Согласно решению   управления   по    ценам    Госкомэкономики
   Республики Коми от 02.03.93 No. 5 с объединения "Коминефтепродукт"
   взыскано в  доход  бюджета  1160540098  руб.  штрафа  за нарушения
   государственной  дисциплины  цен,   зафиксированные   в   справках
   названного управления.
       Признавая недействительным     указанное    решение,    Высший
   арбитражный суд Республики Коми необоснованно пришел  к  выводу  о
   том,  что  ответственность за правильность установления цены несут
   только заводы-изготовители.   Снабженческо-сбытовые   организации,
   фактически применившие при расчетах со своими  потребителями  цену
   на продукцию (без учета надбавок), превышающую цену, установленную
   изготовителем,  могут быть субъектом названного нарушения и должны
   нести ответственность.
       Из справки   управления   по   ценам  о  результатах  проверки
   соблюдения государственной  дисциплины  цен  от  26.10-02.11.92  и
   расчета   к   ней  видно,  что  поставка  истцу  нефтепродуктов  с
   Ухтинского нефтеперерабатывающего завода  производилась  по  ценам
   прейскуранта  No.  04-02-01,  введенного  в  действие  с 18.05.92.
   Предприятие "Коминефтепродукт" с 07.10.92 отгружало нефтепродукцию
   потребителям по  новым,  более  высоким  ценам,  не  согласованным
   изготовителем   с   потребителями  и  установленным  с  нарушением
   требований  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  17.09.92
   No. 1089  "О  государственном  регулировании цен на отдельные виды
   энергоресурсов".
       Ухтинский нефтеперерабатывающий  завод   телетайпограммой   от
   19.10.92  No.  1460  сообщил предприятию "Коминефтепродукт" о том,
   что в связи с отсутствием согласованной цены на  нефть  в  октябре
   действуют   цены,   установленные   с   18.05.92.   Поэтому  истец
   неправомерно применил при расчетах с потребителями новую  цену  на
   нефтепродукты,  за  что по решению управления по ценам от 02.03.93
   No. 5  был  подвергнут  штрафу  в  сумме  1160540098 руб.,  из них
   1140329167 руб. - за завышение цен.
       Остальные 20210931  руб.  составляют  штраф  за  неправомерное
   дополнительное   взимание   железнодорожного   тарифа,  уплату  за
   внеплановую отгрузку, наценку за услуги, торговую надбавку.
       Согласно справке    о    результатах    проверки    соблюдения
   государственной дисциплины цен в объединении "Коминефтепродукт" от
   10.11.92  -  10.01.93  при  отгрузке  предприятием  нефтепродуктов
   железнодорожным  транспортом  с  покупателей,   расположенных   на
   территории   Российской  Федерации,  сверх  цен  на  нефтепродукты
   дополнительно  взимались  железнодорожный   тариф   и   плата   за
   внеплановую отгрузку. Сумма завышения составила 13193824 руб.
       Кроме того,  с  покупателей  взималась   наценка   за   услуги
   (оформление документов на отгрузку,  информирование покупателей об
   отгрузке) в размере 0,6%  к стоимости  отгруженных  нефтепродуктов
   без налога  на  добавленную  стоимость.  Сумма завышения составила
   4611859 руб.
       В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от
   17.09.92  No.  1089  "О  государственном  регулировании   цен   на
   отдельные  виды  энергоресурсов"  реализация  нефтепродуктов через
   организации  нефтепродуктообеспечения  осуществляется   по   ценам
   промышленности   на   условиях  франко-вагон  станция  назначения,
   включая  снабженческо-сбытовые  надбавки,  в  которых  учитываются
   комиссионные сборы за посреднические услуги, транспортные и другие
   расходы посредников.
       Поскольку в  ценах  франко-вагон станция назначения учтены все
   расходы по доставке груза железнодорожным транспортом  до  станции
   назначения,  дополнительное  взимание с покупателей нефтепродуктов
   железнодорожного тарифа,  платы за внеплановую  отгрузку  в  сумме
   13193824 руб. и наценки за услуги в сумме 4611859 руб. произведено
   истцом неправомерно.
       Как следует  из  справки  от  10.11.92 - 10.01.93,  реализация
   нефтепродуктов   потребителям   через   автозаправочные    станции
   неправомерно  производилась  по завышенным ценам,  что повлекло за
   собой завышение  абсолютной  суммы  торговой  надбавки  в  размере
   2405248 руб.
       Таким образом,   предприятием   "Коминефтепродукт"    допущены
   нарушения государственной дисциплины цен.
       В соответствии  с  п.  1.5  Порядка  применения  экономических
   санкций  за нарушение государственной дисциплины цен экономические
   санкции применяются к  предприятиям,  допустившим  при  реализации
   продукции, товаров, услуг нарушения государственной дисциплины цен
   и  получившим  в  результате  этого  излишние  суммы,  которые   в
   бесспорном  порядке изымаются из прибыли в доход бюджета.  В таком
   же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.
       Поскольку предприятие        "Коминефтепродукт"       нарушило
   государственную  дисциплину  цен,  оно  правомерно  привлечено   к
   ответственности  в  виде взыскания штрафа по решению управления по
   ценам Госкомэкономики Республики Коми 02.03.93 No. 5.
       В связи  с  изменением  организационно-правовой  формы истца и
   реорганизацией  ответчика  Президиум  Высшего  Арбитражного   Суда
   Российской    Федерации    производит    замену   сторон   на   их
   правопреемников   в   соответствии   со   ст.   40    Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации. Истцом по настоящему
   спору    выступает    акционерное    общество    открытого    типа
   "Коминефтепродукт",  ответчиком - отдел цен департамента финансов,
   кредитов и цен Министерства экономики Республики Коми.
       Учитывая изложенное и руководствуясь  ст.  ст.  40,  187,  188
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
   
                          п о с т а н о в и л:
   
       заменить истца       -       государственное       предприятие
   "Коминефтепродукт"  на   акционерное   общество   открытого   типа
   "Коминефтепродукт",    ответчика    -    управление    по    ценам
   Государственного комитета по экономике Республики Коми - на  отдел
   цен  департамента финансов,  кредитов и цен Министерства экономики
   Республики Коми.
       Решение от   16.03.94  и  постановление  от  06.06.94  Высшего
   арбитражного суда Республики Коми по делу No.  02-28/48 отменить в
   части  признания  недействительным  решения  управления  по  ценам
   Госкомэкономики Республики Коми от 02.03.93 No.  5.  В иске в этой
   части   отказать.   Постановление   надзорной   коллегии   Высшего
   Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.10.94 No. К4-Н-7/1835
   отменить  в  части  прекращения производства по делу.  В остальной
   части постановление оставить без изменения.
   
                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Ф. ЯКОВЛЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz