УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 04.09.2003 N 547
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 1995 г. N 738
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и тер-
риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-
тера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N
35, ст. 3648) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки населения в об-
ласти защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Установить, что подготовка населения Российской Федерации
в области зашиты от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-
ного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) ведется
по соответствующим возрастным или социальным группам. Подготовка
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется на
предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и орга-
низациях независимо от их организационно-правовой формы, а также
по месту жительства.
3. Методическое руководство, координацию и контроль за под-
готовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций воз-
ложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий.
4. Министерству образования Российской Федерации и Госу-
дарственному комитету Российской Федерации по высшему образованию
с участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий при разработке государственных образовательных стан-
дартов и образовательных программ предусматривать обязательный
минимум содержания подготовки населения в области защиты от чрез-
вычайных ситуаций.
5. Комитету Российской Федерации по печати, Федеральной
службе России по телевидению и радиовещанию, Министерству Рос-
сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си-
туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другим фе-
деральным органам исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуп-
равления, предприятиям, учреждениям и организациям обеспечивать
широкую пропаганду знаний в области защиты населения от чрезвы-
чайных ситуаций, в том числе с использованием средств массовой
информации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 1995 г. N 738
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящий Порядок определяет основные задачи, формы и ме-
тоды подготовки населения Российской Федерации в области защиты
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (да-
лее именуются - чрезвычайные ситуации), а также группы населения,
которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций под-
лежат:
население, занятое в сферах производства и обслуживания,
учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования;
руководители федеральных органов исполнительной власти, ор-
ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-
нов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организа-
ций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты
в области защиты от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - спе-
циалисты);
работники федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в
составе сил единой государственной системы предупреждения и лик-
видации чрезвычайных ситуаций;
население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
3. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвы-
чайных ситуаций являются:
обучение всех групп населения правилам поведения и основным
способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой
медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллектив-
ными и индивидуальными средствами защиты;
обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управ-
ления действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
выработка у руководителей и специалистов федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприя-
тий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению
силами и средствами, входящими в единую государственную систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
практическое усвоение работниками в составе сил единой госу-
дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си-
туаций своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
4. Подготовка населения, занятого в сферах производства и
обслуживания и не входящего в состав сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осу-
ществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоя-
тельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно ре-
комендуемым программам с последующим закреплением полученных зна-
ний и навыков на учениях и тренировках.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреж-
дений начального, среднего и высшего профессионального образова-
ния осуществляется в учебное время по образовательным программам
в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Программы утверждаются Министерством образования Российской
Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по
высшему образованию по согласованию с Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
5. Подготовка руководителей и специалистов в области защиты
от чрезвычайных ситуаций осуществляется:
руководителей федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - на
ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых Начальником
гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Прави-
тельства Российской Федерации;
руководителей и специалистов федеральных органов исполни-
тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российск-
ой Федерации - в Академии гражданской защиты Министерства Рос-
сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си-
туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
руководителей, командно-начальствующего состава невоенизиро-
ванных формирований и специалистов органов местного самоуправле-
ния - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также в
ходе учений и тренировок;
руководителей командно-начальствующего состава невоенизиро-
ванных формирований и работников предприятий, учреждений и орга-
низаций - на курсах гражданской обороны городов и районов;
работников предприятий, учреждений и организаций в составе
аварийно-спасательных, военизированных и специализированных фор-
мирований, постоянной готовности - в учебных заведениях повышения
квалификации и переподготовки кадров, учебно - тренировочных
центрах, центрах подготовки министерств и ведомств Российской Фе-
дерации;
работников предприятий, учреждений и организаций в составе
невоенизированных формирований - непосредственно по месту работы.
6. В целях проверки подготовленности населения в области за-
щиты от чрезвычайных ситуаций регулярно проводятся командно -
штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток
проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в
два года, в органах местного самоуправления - один раз в три го-
да. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприяти-
ях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год про-
должительностью до одних суток.
При проведении командно-штабных учений в федеральных органах
исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в
установленном порядке привлекаться оперативные группы военных ок-
ругов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил
Российской Федерации, внутренних войск и органов Министерства
внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления - силы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми ча-
сов проводятся с формированиями предприятий, учреждений и органи-
заций один раз в три года, с формированиями повышенной готовности
- один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток прово-
дятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на
предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность
работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреж-
дениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в
три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми ча-
сов.
Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и уч-
реждений начального, среднего и высшего профессионального образо-
вания проводятся ежегодно.
7. Подготовка населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания, осуществляется путем проведения бесед, лекций,
просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по
месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и па-
мяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в об-
ласти защиты от чрезвычайных ситуаций.
8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий осуществляет координацию, методическое руководство и
контроль за подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуа-
ций, а также определяет объем программ и периодичность обучения в
Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации и на курсах гражданской обороны городов и районов.
9. Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:
на информирование о риске, которому они могут подвергнуться
в ходе учений и тренировок;
на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью
на учениях и тренировках;
на сохранение средней заработной платы по месту работы на
период участия в учениях и тренировках за счет средств организа-
ций, планирующих и проводящих учения и тренировки.
10. Финансирование подготовки руководителей и специалистов
федеральных органов исполнительной власти, организации учений и
тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, проводимых
федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в
пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации фи-
нансируются содержание учебно-методических центров по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации,
курсов гражданской обороны городов и районов, подготовка руково-
дителей, специалистов и работников в составе территориальных не-
военизированных формирований, проведение учений и тренировок, а
также обучение населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания.
За счет средств местных бюджетов финансируются подготовка
руководителей и обучение работников в составе невоенизированных
формирований, тренировки и учения, проводимые органами местного
самоуправления, а также участие в учениях, проводимых органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
|