ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 1995 г. N ВЗ-6-15/401
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ПО ВОПРОСУ
ПРАВИЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ В БЮДЖЕТ И ПРОВЕРКИ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ ПО ВОПРОСУ НАЧИСЛЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВУ
В соответствии с Планом основных мероприятий по усилению
контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1995 году
госналогинспекциями была проведена работа по проверке правильнос-
ти распределения (согласно установленным нормативам) и своевре-
менности перечисления в бюджет доходов от приватизации, а также
акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет
дивидендов по акциям, принадлежащим государству, по состоянию на
01.01.95.
Проверка осуществлялась в соответствии с Программой, направ-
ленной Госналогслужбой России в адрес налоговых инспекций 02.02.
95 N ВЗ-6-15/54. Срок представления информации был определен до
20 апреля 1995 года.
Поступление в бюджетную систему России доходов от приватиза-
ции за 1994 год составило 734,7 млрд. рублей, в том числе в феде-
ральный бюджет - 113,5 млрд. рублей.
В ходе проведенных проверок доначислено 2455 млн. руб., из
них наиболее значительные суммы по следующим регионам (в млн.
руб.): Республика Башкортостан - 742, Приморский край - 198, Но-
восибирская область - 184, Самарская область - 143, Чувашская
Респ. - 127.
В ходе проведения проверок начислены пени в сумме 1772 млн.
руб.
Материалы проведенных госналогинспекциями проверок показыва-
ют наличие серьезных недостатков в работе органов, занимающихся
вопросами приватизации на местах, по мобилизации средств и их
распределению, а именно:
- несоблюдение утвержденных нормативов распределения
средств, поступивших от приватизации (выявлено по Приморскому
краю, а также по областям: Московской, Рязанской, Тверской,
Курской, Тюменской);
- несоблюдение фондами имущества и комитетами по управлению
имуществом сроков перечисления в бюджеты доходов от приватизации
(выявлено в республиках: Кабардино-Балкарская, Коми, Марий Эл,
Чувашская; областях: Архангельская, Владимирская, Волгоградская,
Воронежская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Сара-
товская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Ярос-
лавская и др.);
- использование комитетами по управлению имуществом и фонда-
ми имущества средств от приватизации для финансирования коммер-
ческих структур с целью извлечения прибыли;
- в ряде регионов завышаются отчисления в местный бюджет за
счет средств, причитающихся к перечислению в федеральный и об-
ластной бюджеты (например, по Вологодской области в местный бюд-
жет излишне перечислено 2,7 млн. рублей);
- в некоторых регионах у фондов имущества не открыты специ-
альные счета и все средства от приватизации поступают на их рас-
четные счета или на внебюджетные счета администрации района (вы-
явлено в Алтайском и Красноярском краях, а также в Ивановской и
Кемеровской областях);
- нецелевое использование средств от приватизации (так в
Костромской области за счет средств от приватизации муниципальных
предприятий в 1994 году администрацией Кологривского района об-
ласти оплачена задолженность леспромхоза отделению железной доро-
ги, выданы ссуды акционерному обществу "Кологривское" и главе ад-
министрации района, оплачено приобретение ГСМ местной нефтебазе,
а также оплачены другие хозяйственные расходы района, в Амурской
области не по назначению использовано средств от приватизации на
сумму 46,4 млн. руб., а также перечислено на счет областного бюд-
жета 308 млн. руб. без указания оснований; зачислено на расчетный
счет Фонда имущества Амурской области 36,5 млн. руб. процентов по
депозитному счету, на который в нарушение полномочий фонда нап-
равлено со спецсчета 100 млн. руб. средств от приватизации);
- использование средств от приватизации на покрытие расходов
фондов имущества сверх сумм, определенных законодательством (Ал-
тайский край - завышена на 1,0 млн. руб. сумма отчислений в фонд
продавца; Амурская область - излишне направлено средств на рас-
четный счет Фонда имущества в сумме 55,1 млн. руб.; Псковская об-
ласть - завышена сумма отчислений продавцу на 0,7 млн. руб.);
- не применяются финансовые санкции к покупателям объектов
приватизации за несвоевременное перечисление средств на счета
продавцов (Ленинградская область, Республика Чувашия, Костромск-
ая, Тверская, Кемеровская и Самарская области, Алтайский край).
Учитывая указанные недостатки в работе по мобилизации в бюд-
жет доходов от приватизации, налоговым органам следует усилить
контроль за правильностью распределения, полнотой и своевремен-
ностью перечисления продавцом объектов приватизации названных до-
ходов.
По данным материалов, представленных госналогинспекциями,
проверено 5429 акционерных обществ, которыми по акциям, принадле-
жащим государству, были начислены дивиденды в сумме 115,3 млрд.
руб. Фактически перечислено в бюджеты различного уровня 78,9
млрд. руб. В результате проведенных проверок доначислено 11,2
млрд. рублей. Размер предъявленной пени составил 8,6 млрд. руб-
лей.
Наиболее значительные суммы пени начислены в следующих реги-
онах (в млн. руб.): Нижегородская область - 4742, Ростовская об-
ласть - 341, Московская область - 297, Ленинградская область -
283, Кабардино-Балкарская Республика - 249, Пермская область -
174, Владимирская область - 168.
При документальных проверках акционерных обществ налоговыми
инспекциями выявлены следующие характерные нарушения:
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечисля-
ются в соответствующий бюджет несвоевременно;
- акционерные общества часто не начисляют дивиденды по при-
вилегированным акциям типа "Б", расчет размера дивидендов по ак-
циям типа "Б" делается неправильно;
- в нарушение письма Минфина РФ и ГНС РФ от 25.08.94 N
113/ВЗ-4-15/98н "О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим
государству" акционерными обществами удерживается 15-процентный
налог на дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- во многих акционерных обществах по итогам года не проводи-
лись собрания акционеров и прибыль распределялась Советом дирек-
торов или вообще не распределялась;
- необоснованное направление дивидендов по принадлежащим го-
сударству акциям на содержание объектов соцкультбыта.
Вместе с тем, представленные материалы проверок свиде-
тельствуют о том, что многие госналогинспекции при начислении пе-
ни за несвоевременное перечисление дивидендов по акциям, принад-
лежащим государству, в соответствующий бюджет применяли ставку 0,
7%, установленную по налогам, вместо применяемой по обязательным
неналоговым платежам ставки 0,05% за каждый день просрочки.
Не представили необходимую информацию в соответствии с Пла-
ном основных мероприятий по усилению контроля за поступлением
платежей в бюджетную систему в 1995 году налоговые инспекции по
Республике Горный Алтай; автономным округам: Усть-Ордынскому,
Эвенкийскому, Ненецкому, Таймырскому.
По вопросам, связанным с начислением и направлением дивиден-
дов по акциям, принадлежащим государству, а также доначислениям
прибыли и дивидендов, Госналогслужба России на основании норма-
тивно-законодательных актов разъясняет.
1. В соответствии со статьей 6 Положения о коммерциализации
государственных предприятий с одновременным преобразованием в ак-
ционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президен-
та Российской Федерации от 01.07.92 N 721, общее собрание акцио-
неров принимает решение о размере дивиденда, выплачиваемого на
обыкновенную акцию.
Если собрание акционеров приняло решение о невыплате диви-
дендов по обыкновенным акциям, то это решение распространяется и
на дивиденды по акциям, принадлежащим государству, держателем ко-
торых временно является фонд имущества.
Если государству (фонду имущества) принадлежат привилегиро-
ванные акции типа Б, то в соответствии со статьей 5 вышеуказанно-
го Положения владельцы привилегированных акций типа Б имеют право
на получение ежегодного фиксированного дивиденда.
При наличии прибыли, достаточной для выплаты фиксированных
дивидендов по привилегированным акциям, общество не вправе отка-
зать держателям указанных акций в выплате дивидендов, в противном
случае фонд имущества обязан потребовать выплаты дивидендов через
суд (Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов
по облигациям, утвержденное зам. министра экономики и финансов
Российской Федерации 10.01.92 на основании Постановления Совета
Министров РСФСР от 25.12.90 N 601).
2. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета фи-
нансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по
его применению, утвержденных Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N
56, с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом Минфина
России от 28.12.94 N 173, заниженная прибыль отражается в следую-
щей отчетности нарастающим итогом как прибыль прошлых лет, выяв-
ленная в отчетном году.
Дивиденды на нее начисляются в следующем году.
3. В соответствии с Основными положениями Государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприя-
тий собственности, могут направляться на содержание объектов со-
циально-культурного и коммунально-бытового назначения, передавае-
мых при преобразовании предприятия в акционерное общество соот-
ветствующим органам государственной власти (органам местного са-
моуправления), а при отсутствии таких объектов направляются в со-
ответствующий бюджет.
В случае принятия указами или распоряжениями Президента Рос-
сийской Федерации решений об ином направлении дивидендов по акци-
ям, закрепленным в федеральной собственности, или средств от про-
дажи акций, принадлежащих государству (для целевого финансирова-
ния технического перевооружения, реконструкции и расширения про-
изводственных мощностей, на проведение природоохранных мероприя-
тий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ), то при проверках своевременности уплаты в бюджет акцио-
нерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащих государст-
ву, следует руководствоваться положениями таких указов и распоря-
жений.
Направляя настоящий обзор итогов контрольный работы за 1993
- 1994 гг., Госналогслужба России предлагает госналогинспекциям
по субъектам Российской Федерации рассмотреть имеющиеся недостат-
ки и нарушения на этом участке работы налоговых органов и принять
конкретные меры по их устранению.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
|