ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ МИНПРИРОДЫ РОССИИ
ПИСЬМО от 18 июля 1995 г. N 163/15-90
Руководителям территориаль-
ных органов охраны окружаю-
щей среды и природных ресур-
сов.
Начальникам специнспекций
аналитического контроля.
Главное управление аналитического контроля и метрологического
обеспечения природоохранной деятельности при Минприроды России
направляет проект первой редакции методического пособия
"Классификация источников загрязнения водных объектов" и проект
нормативного документа "Осуществление государственного
экологического контроля. Основные положения".
Ваши замечания, предложения и дополнения просим направить в
адрес ГУАК (129041 Москва,ул.Средняя Переяславская,13,стр.2) до 15
августа 1995 г.
Начальник ГУАК Г.М.Цветков
Пономарева
280 75 33
------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТ.
I редакция
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
_____________ В.Ф.Костин
"___"__________ 1995 г.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Москва, 1995
------------------------------------------------------------------
Настоящее методическое пособие подготовлено ГУАК под методическим
руководством Департамента государственного экологического контроля
Минприроды Российской Федерации авторским коллективом в составе:
Цветков Г.М.,Шлихунов В.М.,Пономарева Л.С.,Евсеева Г.Б.
С утверждением настоящего пособия Инструкция НВН 33-5.3.03-85
"Классификация источников загрязнения водных объектов"Минводхоз
СССР.1985 отменяется.
------------------------------------------------------------------
Введение.
Настоящее методическое пособие разработано с целью
ориентировки органов государственного экологического контроля в
разнообразии источников загрязнения водных объектов,требующих
различий в приемах контроля,принятия управляющих
решений,установления требований и условий для снижения или
ликвидации загрязнения.
Предпринятая в настоящем пособии попытка классификации в
увязке с мерами управления и контроля демонстрирует необходимость
комплексного подхода к охране вод от загрязнения,которая не
исчерпывается традиционными мерами водоохраны,а включает в себя и
воздухоохранную деятельность,и соблюдение правил землепользования
и охраны почв и земель, и выполнение правил обращения с
химическими веществами и так называемыми "биологическими"
веществами и т.д.
Соответственно используются разнообразные методы
экологического контроля,требующие или не требующие участия
аналитической службы.При этом желателен конструктивный подход к
контролю-т.е. получение необходимого и достаточного количества
информации при минимальных затратах трудовых,материальных и пр.
ресурсов контролирующих органов.Составители надеются,что пособие
окажется полезным при организации государственного и
производственного экологического контроля и мониторинга источников
загрязнения как важнейших составляющих единой системы
экологического мониторинга и управления качеством вод.При этом
могут быть выявлены приоритетные и менее значимые объекты контроля
и контролируемые параметры,оценена относительная доля вклада
различных источников в общий объем загрязнения в
регионе. Инвентаризация источников с использованием предлагаемых
принципов классификации может оказаться полезной для выявления
существующих ограничений возможностей контроля - как
технических,так и нормативных (отсутствие
законодательно-нормативной базы или ее недостатки) и
способствовать развитию технического и нормативно-методического
обеспечения экологического контроля.
По мнению разработчиков применение понятия КОНТРОЛЬ правомерно
только по отношению к антропогенным управляемым (регулируемым)
источникам загрязнения.Это предполагает наличие обязательных
составляющих:
-норматив (правило,запрет,количественная норма),
-возможность получения информации для сопоставления с
нормативом,
-возможность использования результата сопоставления для
принятия законодательно закрепленного управляющего решения.
Для неуправляемых источников,равно как и для воздействий,не
регламентируемых нормативными документами,предпочтительнее
использовать иной термин,например,оценка.
Предлагаемая классификация в основном ориентирована на
управляемые источники загрязнения.
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
1.1. Настоящее методическое пособие устанавливает основные
принципы классификации источников загрязнения водных объектов в
увязке с основными аспектами контроля и управления воздействием
источников.
1.2. Пособие применяется при инвентаризации источников
загрязнения вод,организации их мониторинга и контроля,составлении
программ проверок и работ по расследованию обстоятельств и объема
загрязнения,при составлении картосхем,ситуационных планов,банков
данных,иных рабочих,учетных или демонстрационных материалов.
1.3. Пособие предназначено для органов государственного
экологического контроля системы Минприроды Российской
Федерации,может использоваться государственными органами в области
охраны водных ресурсов,экологическими службами
предприятий,организациями,осуществляющими общественный
экологический контроль.
1.4. Положения настоящего пособия не являются исчерпывающими.
При необходимости допускается применение иных признаков
классификации, выделение разновидностей в пределах соответствующих
логических рядов, введение низших уровней классификации.
2.НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.
- Закон Российской Федерации об охране окружающей природной
среды.
- Правила охраны поверхностных вод .(Типовые положения) 1991.
- ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши.Термины и определения."
- ГОСТ 17.1.1.07.77 "Охрана природы.Гидросфера.Классификация
водных объектов".
- ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы.Гидросфера.Использование и
охрана вод.Основные термины и определения."
3.КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ.
Общие положения.
3.1. Источники загрязнения водных объектов классифицируются по
признакам:
- управляемости
- наличия процесса загрязнения
- стационарности
- продолжительности воздействия
- происхождения
- локализации воздействия
- вида носителя загрязняющего вещества
- вида загрязнения
3.2.В пределах признака классификации выделяются разновидности
одного,двух или более уровней.
Признак классификации определяет общие направления управления
и контроля,оценки.Разновидности имеют значение при детализации
способов осуществления контроля,оценки.
3.3.Разновидностям источников загрязнения могут быть присвоены
цифровые индексы,используемые при нанесении на
картосхемы,ситуационные планы и т.д.При индексации применяются
индексы с наибольшим количеством цифр (3-х или 2-х значные,если
при классификации не выделены более низкие уровни).
Может быть разработана другая форма индексации,удобная для
практического использования,но не нарушающая логического
построения классификации.
3.4.Схема классификации,понятия и определения приведены в
таблицах 1 и 2.
Таблица 1
СВЯЗЬ КЛАССИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
-T----------T-----------------------T---------------------------------------------------------------------------------------------------
¦ Признак ¦ Основные аспекты ¦ Разновидность источников и детализация аспектов управления и контроля
¦классифика¦ управления и контроля +----------T--T---------------------------T----------T---T------------------------------------------
N¦ ции ¦ ¦ Разновид-¦ин¦ Управление и контроль ¦ Разновид-¦ин-¦ Управление и контроль
¦ ¦ ¦ ность ¦де¦ ¦ ность ¦де-¦
¦ ¦ ¦ ¦кс¦ ¦ ¦кс ¦
-+----------+-----------------------+----------+--+---------------------------+----------+---+------------------------------------------
1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9
-+----------+-----------------------+----------+--+---------------------------+----------+---+------------------------------------------
1 По управ- Оформляется или не управляе- 11 Документация должна быть антропоген 111 Подлежат нормированию и экологическому
ляемости оформляется документа- мые оформлена ные контролю в системе управления деятель-
ция, регулирующая дея- ностью
тельность источника
неуправ- 12 Документация не оформляется природные 121 Последствия воздействия источников под-
ляемые лежат экологической оценке для выработки
военные 122 мер спасения людей, материальных цен-
действия ностей, ликвидации последствий
2 По наличию Определяются программы действи- 21 Программы контроля должны первичные 211 Организуется производственный аналити-
факта (про и участники контроля тельные включать в себя аналити- (непосред- ческий контроль и мониторинг источника
цесса) за- (оценки) ческие работы ственные) загрязнения + государственный контроль с
грязнения участием аналитиков
вторичные 221 Организуется обследование, оценка с по-
следующей ликвидацией источника загряз-
нения и причины его возникновения, ес-
ли они выявлены
потенци- 22 Осуществляется контроль за
альные техническим состоянием обо-
рудования, соблюдением тех-
нологической дисциплины,вы-
полняется контроль меропри-
ятий по предотвращению ава-
рий и т.п. (инспекцион-
но-технологический надзор).
Химико-аналитические работы
проводятся при необходи-
мости выявления возможных
последствий "перехода"
источника из потенциального
в действительный: для про-
верки неизменности состава
депонируемых веществ,подт-
верждения отсутствия заг-
рязнения.
3 По стацио- Определяются места и стационар- 31 Места контроля, точек про-
нарности способы осуществления ные боотбора, как правило, не-
контроля, оценки. Осу- изменны. Затраты времени и
ществляется выбор транспортные расходы на
транспортных средств и осуществление проверок мо-
оборудования для сбора гут быть заранее рассчитаны
информации о факте и
степени загрязнения или передвиж- 32 Государственный контроль
об обеспеченности его ные требует использования вод-
предотвращения ных или воздушных транспорт
ных средств доставки инспек
тирующих служб
4 По продол- Определяется возмож- постоянные 41 Устанавливается согласован-
жительнос- ность или невозможность ный план-график производст-
ти воздей- планирования контроля; венного экологического кон-
ствия осуществляется выбор троля. Госконтрольные про-
сроков и оперативности верки планируются
проведения государст-
венного контроля периодичес-42 Устанавливается согласован-
кие ный план-график производст-
венного экологического кон-
троля. Госконтрольные про-
верки планируются и приуро-
чиваются к срокам (сезонам,
периодам) деятельности ис-
точника
эпизодичес 43 Планирование контроля заг-
кие (слу- рязнения водных объектов не-
чайные,не- возможно. Выполняются опе-
предусмот- ративные выезды для оценки
ренные) воздействия и расчета ущер-
ба, предъявления иных санк-
ций.
Примечание:
Источники с индексом 22 мо-
гут входить только в группу
с индексом 43
5 По проис- а) Определяет специфику коммуналь- 51 жизнедея- 511 Показатели органического (БПК, ХПК,общий
хождению состава загрязняющих ные тельность органический углерод), биогенного (N,P)
веществ, выбор перечней человека загрязнения, ПАВ, взвешенные вещества,
а)отрасле- нормируемых и контроли- показатели бактериологического и гель-
вой руемых параметров минтологического загрязнения; твердые
принцип бытовые отходы (ТБО)
б)ведомст- б).Определяет ведомство
венный -владельца источника медицинс- 512 Показатели биологического загрязнения,
принцип (вышестоящую организа- кое обслу- органика, опасные вещества (например,
цию) живание ртуть, дезинфицирующие обеззараживающие
(Разновидности даны по препараты)
варианту а))
химчистки 513 ПАВ (фосфор), опасные вещества (органи-
и прачеч- ческие растворители)
ные
торговля 514 ТБО
фотография 515 Органические вещества, серебро
.....................................................
промышлен- 52 отрасли и 521 Специфические загрязняющие вещества,про-
ные подотрасли;... мышленные отходы
технологии ...
...........
сельско- 53 животновод 531 Показатели органического и биогенного
хозяйст- ство (зве- загрязнения, дезинфицирующие препараты,
венные роводство, белковые, витаминные и пр.добавки; пока-
рыбоводство) затели биологического загрязнения,отходы
земледелие 532 Взвешенные вещества, показатели биоген-
ного загрязнения, минерализация, металлы
(из состава удобрений), опасные вещества
- пестициды
транспорт- 54 автомобил. 541 ¬ Показатели выбросов, нефтепродукты,
ные авиационн. 542 ¦ взвешенные вещества, вещества в соста-
железнодо- 543 - ве перевозимых грузов
рожный
трубопро- 544 Транспортируемые вещества
водный
водный, в 545 Вещества в составе перевозимых грузов,
т.ч. лесо- окраски подводной части; показатели выб-
сплав росов, бытовой деятельности на судах,
нефтепродукты; вещества, применяемые при
обработке древесины перед сплавом
военные 55 Управление и контроль по
специальным программам
6 По локали- Определяет вид устанав- точечные 61 Может быть установлен чис-
зации воз- ливаемого норматива воз (организо- ленный норматив состава и
действия действия в виде числен- ванные) количества поступающих заг-
ного значения или пра- рязняющих веществ (ПДС, ли-
вила (требования), раз- мит ВСС, нормы состава вод,
решающего или исключаю- сбрасываемых с судов).Кон-
щего поступление заг- троль ведется в точке сброса
рязняющих веществ
Определяет выбор место- диффузные 62 Воздействие источника регу- линейные 621 Регулируется обычно правилами землеполь-
положения точек (верти- (неточеч- лируется правилами или кос- зования и охраны поверхности водосбора.
калей, створов) пробо- ные,неор- венно - через численные нор- Воздействие контролируется отбором проб
отбора или установки ганизован- мативы выбросов и/или при- природных вод вдоль линии воздействия
датчиков контроля соб- ные) менения веществ, препаратов (поверхностного стока, разгрузки грунто-
людения нормативов воз- вых вод и т.п.) и за его пределами
действия или оценки (сравниваемый фон)
влияния источника
Контроль воздействия - по площадные 622 Регулируется главным образом нормами и
данным анализа природных правилами охраны атмосферного воздуха;
вод. недопустимостью вторичных (внутриводоем-
Масса поступившего вещества ных) источников загрязнения; правилами
в водотоке может быть оце- ведения дноуглубительных работ, добычи
нена как разность Мн-Мф,где полезных ископаемых и других работ в
Мн - масса вещества в ство- водном объекте.
ре ниже источника,Мф - то же Контроль воздействия - по данным отбора
в фоновом створе (выше ис- проб природных вод, размещение точек -
точника). Масса оценивается равномерно по площади воздействия и за
за избранный период времени его пределами (сравниваемый фон)
по данным измерений расхода
и концентраций.
Масса вещества,поступившего
в водоем (водный объект с
замедленным водообменом),
может быть оценена как сум-
ма масс веществ, содержа-
щихся в объеме вод, ограни-
ченном изолиниями концент-
раций и глубиной загрязнен-
ного слоя.
Размещение створов,вертика-
лей и горизонтов - по руко-
водствам Роскомгидромета
или специальным программам
7 По виду Определяет возможные вода 71 возвратные 711 Устанавливаются нормы сброса (объем, со-
носителя, пути загрязнения при воды став и содержание веществ) в виде ПДС и
загрязня- лицензировании приро- лимита ВСС; масса сброса оценивается по
ющих ве- допльзования и последу- данным аналитического контроля и объема
ществ ющем контроле; опреде- сброса возвратных вод
ляет возможность прог-
ноза загрязнения на подземные 712 Аналитический контроль состава инфиль-
основе оценки содержа- воды трационных вод практически невозможен.
ния веществ в составе Инфильтра- Контролируется результат (по данным от-
носителя и его объема. ционные - бора проб воды водоносных горизонтов).
Имеет значение при загрязняют Аналитический контроль грунтового стока
установлении норматива подземные (отбор проб подземных вод по потоку) и
воздействия, выборе водные объ- результата - отбор проб поверхностных
объекта контроля екты. Грун- вод в местах разгрузки
товый сток -
поверхност-
ные воды
поверхност 713 Регулируется требованиями по установле-
ный (скло- нию и обустройству водоохранных зон, пе-
новый) сток рехвату и очистке ливневых вод, их на-
коплению и использованию, по проведению
противоэрозийных мероприятий, по увели-
чению инфильтраций и т.д.
Выполняется инспекционный контроль соб-
людения требований по снижению воз-
действия.
Воздействие на водный объект оценивается
в зависимости от локализации воздействия
(см.61 или 621). Возможен прогноз в за-
висимости от вида землепользования (тре-
буется проведение специальных исследова-
ний).
прямые ат- 714 Регулируется требованиями по охране воз-
мосферные духа. Возможен прогноз и расчетные оцен-
выпадения ки при проведении специальных исследова-
на поверх- ний
ность вод-
ного объек-
та
твердые 72 Регулируется разрешением
отходы (или запретом) сброса (дам-
пинга). Возможен прогноз на
основе анализа состава и
объема сброшенных отходов.
Контроль воздействия - по
п.62
жидкие 73 Регулируется разрешением
отходы (или запретом) сброса (дам-
пинга). Возможен прогноз на
основе анализа состава и
объема сброшенных отходов.
Контроль воздействия - по
п.61 или 62
плавучий 74 Регулируется разрешением на
объект применение веществ для об-
работки древесины, окраски
судов, а также требованиями
по снижению засорения вод.
Возможен прогноз - при про-
ведении специальных иссле-
дований.
Контроль воздействия - как
правило расчетным путем
без носи- 76 Регулируется запретом
теля сброса, потерь. Прогноз за-
труднен.Оценивается резуль-
тат загрязнения (расчет или
отбор проб природных вод по
61 или 62)
8 По виду Определяет выбор мето- химическое 81 органичес- 811 Применяются утвержденные и согласованные
загрязне- дик и способов: кое в установленном порядке методики и
ния отбора, консервации и неоргани- 812 средства измерения
хранения проб; ческое
анализа, измерений,тес-
тирования физическое 82 тепловое 821
радиацион- 822
ное
биологичес 83 бактериаль 831
кое ное
гельминтоз 832
Таблица 2
--------------------------------------------------------------
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Индекс Термины Определение, пояснение Типичные примеры
по по
табл.1 таблице 1
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
11 Управляемый Источник, для которого имеется принципиаль- Любые источники, связанные с бы-
источник ная возможность предотвращения, ограничения товой или хозяйственной деятель-
загрязнения (регулирования) или устранения его воздей- ностью человека
ствия с использованием организационных,
правовых, экономических, инженерно-техничес-
ких мероприятий.
Для управляемых источников устанавливаются
нормативы и нормы воздействия, соблюдение
которых контролируется для принятия последо-
вательных (предупредительных,оперативных,
перспективных) управляющих решений
12 Неуправляемый Противоположное понятие. Глобальный пере-
источник Нормативы воздействия установить не- нос; природные явления (вулка-
загрязнения возможно, следовательно, невозможно проведе- низм, селевые потоки, "красный
ние контроля. прилив" и т.п.).
Выполняется оценка последствий воздействия Привнесение веществ в водную сре-
источника с целью выработки мер спасения ду в результате военных действий
(населения, материальных ценностей), жизнео- и крупных техногенных аварий
беспечения и ликвидации последствий.
21 Действительный Источник, оказывающий в данный момент не- Сброс сточных вод, поверхностный
источник посредственное воздействие смыв. Разливы, потери веществ.
Экстракция веществ при лесосплаве
211 первичный Источник, оказывающий на водный объект воздей- То же
ствие,характерное для конкретного вида хозяй-
ственной или иной деятельности.
212 вторичный Образование (возникновение) в водном объекте Развитие водорослей, в т.ч. сине-
веществ или организмов, вызванное изменения- зеленых (далее выделение токси-
ми состояния водной среды нов) как результат эвтрофирова-
ния; экстракция веществ из заг-
рязненных донных отложений; за-
морные явления в результате
окисления накопившихся ранее ве-
ществ
22 Потенциальный Источник, в данный момент не оказывающий Накопители, помето- и навозохра-
источник воздействие на водную среду, но при опреде- нилища; замкнутые производствен-
загрязнения ленных условиях становящийся источником заг- ные циклы; танкеры (нефтеналив-
рязнения ные, химовозы и т.п.) и иные су-
да, перевозящие опасные грузы,
нефте- и продуктопроводы.
31 Стационарный Источник, не изменяющий своего местоположе- Населенные пункты, предприятия и
источник ния относительно водного объекта в течение т.д.; буровые вышки и нефтедобы-
длительного времени (в т.ч. года, сезона) вающие платформы; участки загряз-
ненного донного грунта, места
разгрузки грунтовых вод
32 Передвижной Источник, перемещающийся в пределах водного Водный транспорт. Лесосплав
источник объекта
41 Постоянный Источник поступления загрязняющих веществ, Населенный пункт (сточные воды),
источник действующий непрерывно в течение длительного предприятия с непрерывным произ-
загрязнения времени (не менее 1 года) водством
42 Периодический Источник, действующий в течение некоторого
источник срока (сезона, периода), обусловленного кли-
загрязнения матическими, технологическими и иными причи-
нами
421 регулярный Источник, действующий с заранее известной Предприятия по переработке сель-
периодичностью хозпродуктов (сахарные, консерв-
ные и т.п. заводы); осеннее опо-
рожнение рыбоводных прудов; опо-
рожнение накопителей в периоды
паводка; сброс вод с рисовых че-
ков; судоходство
422 нерегулярный Противоположное понятие Ливневой (поверхностный) сток,
поливомоечные воды
43 Эпизодический Источник, воздействие которого заранее не Аварийные ситуации.Нарушение тех-
(случайный) прогнозируется нологии.
Потери и разливы веществ, вредных
микроорганизмов, разрывы нефтеп-
роводов и т.п. природные явления
и катастрофы
51 Коммунальный Хозяйственный объект, из которого происходит Сточные воды населенных пунктов.
источник вынос загрязняющих веществ (организмов), по- Полигоны, свалки бытовых отходов.
загрязнения лученных или образовавшихся в процессе жиз- Поверхностный сток селитетных
недеятельности людей и бытового обслуживания территорий
52 Промышленный Хозяйственный объект, из которого происходит Выпуски возвратных вод; полигоны
источник вынос загрязняющих веществ (организмов, теп- пром.отходов; накопители, хвосто-
загрязнения ла), полученных в процессе промышленного хранилища; добыча полезных иско-
производства, являющихся продуктами промыш- паемых, в т.ч. в пределах водных
ленной переработки объектов
53 Сельскохозяй- Хозяйственный объект, из которого происходит Любые источники, связанные с
ственный вынос загрязняющих веществ, образовавшихся в растениеводством (в т.ч. с лесо-
источник процессе сельскохозяйственного производства водством) и и животноводством (в
загрязнения т.ч. звероводство, рыбоводство,
марикультура)
54 Транспортный Хозяйственный объект, оказывающий воздейст- Водный, наземный, воздушный, тру-
источник вие в процессе эксплуатации транспортных бопроводный транспорт, лесосплав
загрязнения средств
55 Военный ис- Объект, связанный с эксплуатацией оборонных Эксплуатация и обслуживание воен-
точник за- объектов и военной деятельностью ной техники; склады оружия и дру-
грязнения гих средств обороны; химсклады;
полигоны для проведения учений
61 Точечный Источник, воздействие которого осуществля- Водоотводящее устройство: труба,
источник ется через техническое устройство или пони- в т.ч.с рассеивающими оголовками,
загрязнения жение рельефа местности с так называемым лоток, канал
(организован- "фиксированным устьем", ограничивающим об-
ный) ласть перехода загрязняющих веществ (тепла,
микроорганизмов) в водный объект и принимае-
мым за точку по отношению к последнему
62 Диффузный Противоположное понятие Поверхностный, склоновый, почвен-
(неточечный) ный, грунтовой сток, инфильтра-
источник ция, атмосферные выпадения, выще-
лачивание, экстракция, химобра-
ботка, внесение химических ве-
ществ для подавления "цветения";
"цветение" в водных объектах и др.
621 Линейный Источник, оказывающий воздействие вдоль ка- Поверхностный, склоновый сток с
источник кого-либо направления (линейно) берега; место разгрузки подземных
загрязнения вод
622 Площадной Источник, влияние которого проявляется рас- Атмосферные выпадения, химавиаоб-
источник средоточенно по площади водного объекта работка, выщелачивание из загряз-
загрязнения ненных грунтов, дноуглубительные
работы, "цветение" и химобработка
для его подавления; нефтяное пятно
7 Виды носителей
загрязняющих веществ
71 Вода Загрязняющие компоненты находятся в виде
истинных, коллоидных водных растворов,
взвесей, эмульсий поверхностной пленки или
входят в их состав
711 Возвратные Воды, организованно отводимые с помощью тех- Сточные воды промышленного и
воды нических сооружений или по понижениям рель- сельскохозяйственного произ-
ефа из хозяйственного звена круговорота воды водства;
в водные объекты: обобщающее понятие любых хозяйственно-бытовые сточные воды;
вод, сброс которых связан с антропогенной сбросные воды орошения; воды ох-
деятельностью лаждения, шахтного водоотлива,
ливневые и поливомоечные и т.п.
712 Поверхностный Воды, стекающие в водный объект по земной Воды, в том числе талые, дожде-
сток поверхности, временным водотоком при вые, поливомоечные, с промплоща-
отсутствии организованных водоотводящих уст- док, селитебных или сельскохо-
ройств зяйственных территорий, естест-
венных (ненарушенных) территорий
713 Подземные воды Воды, находящиеся в виде временных или Любые (почвенные,почвенно-грунто-
постоянных скоплений в почвогрунтах или во- вые; воды водоносных горизонтов и
доносных горизонтах, в том числе являющиеся бассейнов т.д.) воды, гидравли-
источниками питания водных объектов чески связанные с поверхностными
или подземными водными объектами
72 Атмосферные Загрязняющие компоненты поступают на поверх- Загрязненные атмосферные осадки;
осадки и вы- ность водного объекта с атмосферными осадка- авиаспособы внесения агрохимикатов
падения ми или при выпадении аэрозолей, пыли
73 Твердые отходы Загрязняющие компоненты поступают в водный Бытовые, производственные отходы,
производства объект в составе или в виде твердых веществ мусор, навоз и помет; грунт - при
и потребления дампинге; свалка загрязненного
снега и льда
74 Жидкие отходы Загрязняющие компоненты поступают в водный Отработанные растворители, кубо-
производства объект в составе высококонцентрированных вые остатки, рабочие растворы
и потребления растворов или смесей жидких веществ гальванических ванн, загрязненные
или обводненные масла и нефтепро-
дукты
75 Плавучий Загрязняющие компоненты поступают в водный Сплавляемая древесина; средства
объект объект при выщелачивании, вымывании, экстра- водного транспорта (окраска под-
гировании из плавающих в воде предметов, тех- водной части); мусор
нических устройств
76 Без носителя Загрязняющие компоненты попадают в водный Разливы нефтепродуктов, потери
объект в чистом виде или в виде смесей других веществ. Преднамеренные и
непреднамеренные сбросы или поте-
ри нефти и нефтепродуктов, других
веществ или их смесей
8 Виды загрязнений
81 Химическое Поступление или образование в водном объекте
загрязнение органических и неорганических веществ
82 Физическое Поступление в водный объект тепла, радиоак-
загрязнение тивных веществ; шумовое, электромагнитное
воздействие
83 Биологическое Поступление в водную среду или размножение в
загрязнение ней нежелательных (болезнетворных, токсико-
генных, чуждых данной водной экосистеме) ор-
ганизмов или превышение естественного (в
пределах максимального уровня) развития ком-
понентов гидробиоценозов
------------------------------------------------------------------
Приложение 1
справочное
Структура построения условного обозначения
источника загрязнения
--¬ -¬ -¬ -¬ -¬ -¬ -¬ -¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦индекс управляемости
L--+--+--+--+--+--+--+------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦индекс факта загрязнения
L--+--+--+--+--+--+------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦индекс стационарности
L--+--+--+--+--+------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦индекс продолжительности воздействия
L--+--+--+--+------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦индекс происхождения
L--+--+--+------------------------------------
¦ ¦ ¦индекс локализации
L--+--+------------------------------------
¦ ¦индекс вида носителя
L--+------------------------------------
¦индекс вида загрязнения
L------------------------------------
------------------------------------------------------------------
Приложение 2
рекомендуемое
Дополнения
1. К индексу 111.
1.1. Возможно выделение декларируемых и недекларируемых
источников (зарегистрированных и описанных в документации по при-
родопользованию).
1.2. Подразделение имеет значение при взимании платежей,
предъявлении исков и иных санкций. В частности, для недекларируе-
мых источников не может быть установлен норматив, и его воз-
действие предусматривает компенсацию ущерба по максимальному нор-
мативу.
2. К индексу 21.
2.1. Возможно выделение видимых и невидимых источников.
2.2. В первом случае имеется возможность использовать доста-
точно простые визуальные средства обнаружения, оценки воздействия,
уточнения мест пробоотбора. Во втором - требуется большой объем
работ с применением специальных методов идентификации и анализа.
3. К индексам 21 и 22.
3.1. Возможно подразделение по относительному воздействию на
водоток (иными словами, по степени использования речного стока,
требующегося для разбавления массы загрязняющих веществ до норм
С
ПДК или Е---=1). Подразделение условное, не зависящее от наличия
ПДК
или отсутствия разбавляющей способности и не учитывающее естест-
венное содержание веществ.
3.2. Применение указанного принципа классификации помогает
определить приоритетность разработки и реализации мероприятий по
снижению загрязнения в зависимости от степени опасности источника
(возрастает от 4 к 1)
---------------T-------------------------------------------------
Степени ¦ Соотношения
опасности ¦
---------------+-------------------------------------------------
¦ n Mi
4 ¦ Е ---- < 0.5*Y*Q
¦ i=1 ПДКi
---------------+-------------------------------------------------
¦ n Mi
3 ¦ Y*Q > Е ---- > 0.5*Y*Q
¦ i=1 ПДКi =
---------------+-------------------------------------------------
¦ n Mi
2 ¦ Е ---- = Y*Q
¦ i=1 ПДКi
---------------+-------------------------------------------------
¦ n Mi
1 ¦ Е ---- > Y*Q
¦ i=1 ПДКi =
¦
¦ Требуемая кратность разбавления по результату
¦биотестирования более 300 (гипертоксичные воды),
¦независимо от реально обеспечиваемого разбавления
¦возвратной воды речной (Одобрено решением комиссии
¦по биотестированию вод при Минприроды России от
¦12.02.95)
---------------+-------------------------------------------------
где:
Е - знак суммы
М - фактическая (или прогнозируемая) масса вещества, поступа-
ющая в водный объект
Q - объем речной воды в единицу времени при расчетной водности
(95% обеспеченности)
Y - коэффициент смещения, показывающий , какая часть речного
расхода смешивается с возвратной водой в максимально заг-
рязненной струе данного контрольного створа
3.3. Под знаком суммы может быть одно (в частности, минерали-
зация, БПК, ХПК, взвешенные вещества, загрязняющие вещества 3 и 4
класса опасности - по СанПиН) или несколько веществ, относящихся к
одному и тому же лимитирующему признаку вредности (ЛПВ).
3.4. При классификации могут использоваться ПДК и распределе-
ние по ЛПВ по СанПиН или рыбохозяйственным нормативам в зависи-
мости от категории водного объекта и вида водопользования.
Классификация проводится по индивидуально нормируемым вещест-
вам и всем классам ЛПВ и при определении степени опасности исполь-
зуются максимальные величины:
Мi
Е ----
ПДКi
3.5. При классификации следует обращать внимание на единицы
измерения параметров. Так, размерность Q должна соответствовать
размерности М (за период t):
------T-------T---------T------------T------------T---------
¦ л ¦ м.куб ¦ тыс.м.куб ¦ млн.м.куб ¦ км.куб
Q ¦ --- ¦ ----- ¦ --------- ¦ ---------- ¦ ------
¦ t ¦ t ¦ t ¦ t ¦ t
------+-------+---------+------------+------------+---------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
М ¦ мг ¦ г ¦ кг ¦ т ¦ тыс.т.
------+-------+---------+------------+------------+---------
3.6. На настоящем этапе указанную классификацию предпочти-
тельно использовать для сбросов возвратных вод и прогнозов
опасности залповых сбросов накопителей, некоторых видов отходов.
|