ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 1995 г. N 80К
Центральный банк Российской Федерации доводит до Вашего све-
дения, что органами Госналогслужбы России в I квартале т.г. про-
ведена массовая проверка выполнения требований Указа Президента
Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 в части соблюдения
условий работы с денежной наличностью.
Проверка показала, что банки и другие кредитные учреждения,
руководствуясь Порядком применения положений Указа Президента
Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет на-
логов и иных обязательных платежей", установленным Госналогслуж-
бой России, Минфином России и Центральным Банком России (письмо
от 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, 104, 104 и 104), принимают определен-
ные меры по организации и практическому осуществлению контроля за
соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями условий
работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опера-
ций, передачи налоговым органам материалов проверок, которыми ус-
тановлены нарушения, для рассмотрения дел об административных
правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных Указом. В
результате в проверенном периоде налоговыми органами по представ-
лениям банков взысканы штрафы с хозяйствующих субъектов и их
должностных лиц за осуществление расчетов наличными денежными
средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями
сверх установленных предельных сумм, неоприходование в кассу де-
нежной наличности, несоблюдение действующего порядка хранения
свободных денежных средств и накопление их в кассах сверх уста-
новленных лимитов на общую сумму 139,8 млрд. рублей.
Госналогинспекцией по Красноярскому краю за нарушение расче-
тов между юридическими лицами сверх установленных предельных сумм
бюро услуг "Интертурвиза" предъявлены финансовые санкции в сумме
752,5 млн. рублей, Госналогинспекцией по г. Москве по представле-
нию Первомайского филиала коммерческого банка "Мосиндустриалбанк"
применены финансовые санкции к филиалу "Энергомонтажтеплоизоля-
ция" АООТ "Энергозащита" в сумме 871,4 млн. рублей, Госнало-
гинспекцией по Оренбургской области акционерному обществу "Ормез"
по представлению Орского филиала Оренбургского коммерческого бан-
ка "Южный Урал" предъявлены финансовые санкции за накопление в
кассе наличных денег сверх установленного лимита в сумме 237,8
млн. рублей.
Вместе с тем, в организации контроля за соблюдением условий
работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
в Российской Федерации проверкой выявлены серьезные недостатки и
нарушения, вследствие чего проводимые мероприятия не дают должно-
го результата и требования Указа в этой части во многих случаях
не выполняются.
В отдельных регионах нормативные документы, регламентирующие
порядок работы с денежной наличностью и организацию контроля, до-
ведены не до всех коммерческих банков и других кредитных учрежде-
ний. В частности, в Волгоградской области они не были доведены до
коммерческих банков "Агропромбанк", "Меридиан-Плюс", "Волго-
фондбанк", "Газпромбанк", в Вологодской области - до банков "Бу-
меранг", "Соколбанк", "Череповецкомбанк", в Республике Башкортос-
тан - до коммерческого банка "Башкирия". Аналогичные факты выяв-
лены в Пермской и Самарской областях, г. г. Москве и Санкт-Петер-
бурге и других субъектах Российской Федерации.
В республиках Башкортостан, Марий Эл, Карелия, Мордовия, в
областях Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Ле-
нинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Омской,
Ростовской, Сахалинской, Свердловской, городах Москве и Санкт-Пе-
тербурге большое количество банков вообще не проводили проверки
по данному вопросу хозяйствующих субъектов, находящихся на их
расчетно-кассовом обслуживании.
Вследствие такой неудовлетворительной организации контроля
за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка
ведения кассовых операций, при наличии кассовых нарушений со сто-
роны хозяйствующих субъектов проверке подвергается крайне незна-
чительное их количество, что не способствует своевременному уст-
ранению имеющихся нарушений, а в итоге обеспечению полного пост-
упления в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также
укреплению денежного обращения в стране.
Коммерческим банком "Костромасоцбанк" (Костромская область)
в 1994 году проверками было охвачено всего лишь 0,9% находящихся
на расчетно-кассовом обслуживании предприятий, учреждений и орга-
низаций, "Наратбанк" (Саратовская область) - 1%, Новоторьяльским
отделением "Агропромбанка" (Республика Марий Эл) - 1,6%, Кун-
цевским филиалом Московского индустриального банка - 2,6%, ком-
мерческим банком "Московия" - 2,9%.
В Самарской области в 1994 году банками и кредитными учреж-
дениями в среднем проверено только 5% обслуживаемых клиентов -
юридических лиц, Краснодарском крае - 6,4%, Амурской области - 6,
8%, Читинской - 7%, Камчатской - 8,2%, Архангельской и Влади-
мирской областях - 10 процентов.
Многими учреждениями банков в нарушение действующего порядка
не устанавливаются обслуживаемым предприятиям, учреждениям и ор-
ганизациям, осуществляющим налично-денежные расчеты, лимиты ост-
атка денег в кассе или устанавливаются в значительно завышенных
размерах, что также не способствует зачислению денежных средств
на их расчетные счета и своевременной уплате налогов и других
обязательных платежей в бюджет.
В Камчатской области коммерческим банком "Пико-банк" лимиты
остатка денежных средств в кассе установлены 5 хозяйствующим
субъектам из 90 обслуживаемых (5,5%), банком "Нефтепродукт" - со-
ответственно 16 из 52 (30,7%), а банком "Востокмежкомбанк" лимиты
остатка денег в кассе клиентам вообще не устанавливались. В Омск-
ой области Корниловским отделением "Агропромбанка" не были уста-
новлены лимиты 218 и Называевским отделением этого же банка - 155
юридическим лицам.
Кировским филиалом Межкомбанка (Кировская область) индивиду-
ально-частному предприятию "ВС" при среднедневной торговой выруч-
ке 87 тыс. рублей лимит остатка денег в кассе установлен в разме-
ре 2 млн. рублей, Гусь-Хрустальным филиалом "Владинвестбанка"
(Владимирская область) предприятие "Эдельвейс" при ежедневной вы-
ручке 44 тыс. рублей лимит установлен также в размере 2 млн. руб-
лей. "Камчаткомагропромбанком" совместному предприятию "Камкайдо"
при фактическом поступлении в кассу выручки в сентябре, октябре и
ноябре 1994 года соответственно 3,4 млн. рублей, 3,3 млн. рублей
и 20 млн. рублей лимит установлен в размере 25 млн. рублей. Фили-
алом "Кредитпромбанка" (Новосибирская область) лимит остатка де-
нежных средств в кассе акционерному обществу "Юнникс" установлен
в сумме 10 млн. рублей вместо 600 тысяч рассчитанных, исходя из
среднедневной выручки за три предшествующих месяца. Зубово-По-
лянским отделением "Агропромбанка" (Республика Мордовия) колхозу
"Знамя труда" лимит завышен в 6,4 раза, Мордовскому заводу ду-
бильных экстрактов - в 3,4 раза.
Учреждениями банков практически повсеместно не выполняются
требования Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994
г. N 1006 и совместных указаний Госналогслужбы России, Минфина
России и Центрального Банка России о порядке применения его поло-
жений в части направления в налоговые органы представлений для
рассмотрения дел об административных правонарушениях. Во многих
случаях такие представления не направляются вообще или направля-
ются с длительной задержкой, что не позволяет налоговым органам
принимать решение о привлечении виновных в нарушениях должностных
лиц к административной ответственности в связи с истечением для
этого установленного срока.
Коммерческим банком "Уникомбанк" (Московская область) в 1994
г. и I квартале т.г. при проверке обслуживаемых предприятий, уч-
реждений и организаций установлено 213 случаев нарушений условий
работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опера-
ций, а представления налоговым органам направлены только по 16
фактам нарушений (7,5%). Калмыцким коммерческим банком "Бульба"
за этот же период проведено 117 проверок, нарушения установлены
при 62 проверках, а представления в налоговые органы направлены
по 4 проверкам.
Учреждениями банков в Амурской области представления в нало-
говые органы направляются лишь по каждой шестой проверке, которой
установлены нарушения, Владимирской области - каждой четвертой,
Приморского края - каждой второй проверке, а учреждениями банков
в Республике Северная Осетия представления не направлялись вовсе.
Муромским филиалом Московского индустриального банка с задержкой
более чем на 2 месяца переданы представления по 17 материалам
проверок из 26, направленных в налоговые органы. Факты несвоевре-
менного направления в налоговые органы представлений по нарушени-
ям условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассо-
вых операций выявлены и во многих других регионах Российской Фе-
дерации.
Качество представлений и материалов проверок, направляемых
банками в налоговые органы, не всегда отвечает предъявляемым тре-
бованиям. Во многих из них нечетко излагаются характер, виды и
размеры нарушений, не заполняется раздел IV справки "Распоряжение
руководителя учреждения банка о принятии мер по результатам про-
верки" Рекомендаций Центрального Банка России от 30.09.94 N 113,
не указываются конкретные должностные лица, ответственные за до-
пущенные нарушения. В результате, значительное количество предст-
авлений возвращаются на доработку и дооформление, что в значи-
тельной мере задерживает принятие по ним правомерных решений.
По указанным выше причинам налоговыми органами Липецкой об-
ласти из 120 представлений возвращены на дооформление 75 предст-
авлений. Практически все материалы возвращались банковским учреж-
дениям госналогинспекциями по г. Нижнеудинску и Заларинскому ра-
йону Иркутской области, налоговыми органами Тульской области.
Недостаточно активно учреждения банков реагируют на информа-
ции налоговых органов о нарушениях условий работы с денежной на-
личностью и порядка ведения кассовых операций, выявленных при до-
кументальных проверках соблюдения налогового законодательства хо-
зяйствующими субъектами, и не организуют по ним проверки. При
этом многие из них необоснованно считают, что они не должны про-
водить проверки и направлять налоговым органам представления по
нарушениям, допущенным при осуществлении расчетов наличными де-
нежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и орга-
низациями.
Так, в I квартале т.г. налоговыми органами Волгоградской об-
ласти в банки было направлено 96 информаций об имеющихся наруше-
ниях по указанным выше вопросам, а обратно от них получено
представлений для рассмотрения дел об административных правонару-
шениях и наложении штрафов только по 44 информациям. Налоговыми
органами Московской области представления получены по 13-ти своим
информациям из 49, направленных учреждениям банков. Коммерческим
банком "Уникомбанк" было получено от налоговых органов 15 инфор-
маций о нарушениях, а проверки проведены только по 3 информациям.
Учитывая, что в соответствии со ст. 4 п. 2 Федерального за-
кона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и ор-
ганизует их обращение, в целях сокращения неоправданного налично-
го денежного оборота в хозяйстве Российской Федерации поручаем
Вам:
- обратить внимание кредитных организаций на необходимость
усиления контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и
организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы
с денежной наличностью, неукоснительного выполнения положений
Указа Президента России от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет на-
логов и иных обязательных платежей", активизацию работы в части
осуществления проверок по данному вопросу и обязательное информи-
рование органов Госналогслужбы Российской Федерации по фактам вы-
явленных нарушений;
- при инспектировании кредитных организаций обращать серьез-
ное внимание на выполнение нормативных актов Российской Федера-
ции, указаний Банка России по данному вопросу и предъявлять к
банкам требования, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- проанализировать за I полугодие и 9 месяцев 1995 г. сло-
жившееся положение в регионе по соблюдению предприятиями, учреж-
дениями и организациями порядка ведения кассовых операций и усло-
вий работы с денежной наличностью и выполнению п. 9 Указа Прези-
дента N 1006;
- о результатах сообщить Департаменту регулирования денежно-
го обращения соответственно к 15 августа и 15 октября текущего
года с приложением справки о проверках соблюдения порядка ведения
кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Первый заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
А.А.ХАНДРУЕВ
Приложение
СПРАВКА
О ПРОВЕРКАХ СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
------------------------------------T-------T-------------T------¬
¦ Показатели ¦ Всего ¦ Кред. ¦ РКЦ ¦
¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦
+-----------------------------------+-------+-------------+------+
¦ 1. Количество обслуживаемых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ организаций в регионе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2. Фактически проверено ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3. Процент охвата проверками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (п. 2 : п. 1 x 100%) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4. Количество предприятий и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ организаций, допустивших ¦ ¦ ¦ ¦
¦ нарушения, - всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5. В % к числу проверенных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (п. 4 : п. 2 x 100%) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6. Виды нарушений: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ а) превышение лимита остатка кассы¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество случаев ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б) расчеты н/д свыше 2,0 млн. руб.¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество случаев ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в) неоприходование (неполное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ оприходование) денег, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ полученных в банке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество случаев ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ г) другие виды нарушений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество случаев ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7. Сумма нарушений - всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8. Количество материалов проверок,¦ ¦ ¦ ¦
¦ переданных на рассмотрение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - налоговым органам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - правоохранительным органам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - другие меры (указать какие) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9. Принятые меры (штрафные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ санкции) к предприятиям и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ организациям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ а) за расчеты свыше 2,0 млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б) за неоприходование денег, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ полученных в банке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в) за сверхлимитную кассовую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ наличность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество случаев ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦10. Принятые меры к руководителям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ предприятий и организаций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Количество в регионе КБ и РКЦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12. Количество проверенных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ комбанков: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - Расчетно-кассовыми центрами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - Главными управлениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - Органами Госналогслужбы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - Совместные проверки ¦ ¦ ¦ ¦
¦13. По результатам проверок ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выявлены нарушения в части: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - невыполнения указаний Банка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ России по осуществлению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ контроля за кассовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ дисциплиной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - установления лимита остатков ¦ ¦ ¦ ¦
¦ касс обслуживающим ¦ ¦ ¦ ¦
¦ предприятиям и организациям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - осуществления проверок ¦ ¦ ¦ ¦
¦ кассовой дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - направления сведений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ налоговым инспекциям о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выявленных нарушениях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - другие виды нарушений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (указать какие) ¦ ¦ ¦ ¦
¦14. Применены меры воздействия к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учреждениям банков, не ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выполняющим требования п. 9 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Указа Президента РФ от 23.05.94¦ ¦ ¦ ¦
¦ N 1006: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ а) штрафы в соотв. со ст. 75 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Закона "О Центральном банке РФ"¦ ¦ ¦ ¦
¦ - количество ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - сумма (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б) направлены предписания и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ рекламации об устранении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выявленных нарушений (кол-во) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - РКЦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - Главными управлениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - Органами Госналогслужбы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в) другие меры (указать какие) ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------+-------+-------------+-------
|