15 июля 1995 года N 101-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
16 июня 1995 года
Международные договоры образуют правовую основу межгосу-
дарственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и
безопасности, развитию международного сотрудничества в соответст-
вии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.
Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных
прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов госу-
дарств.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общеп-
ризнанными принципами и нормами международного права являются в
соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью
ее правовой системы. Международные договоры - существенный эле-
мент стабильности международного правопорядка и отношений России
с зарубежными странами, функционирования правового государства.
Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение
договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность осно-
вополагающему принципу международного права - принципу добросо-
вестного выполнения международных обязательств.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального
закона
Статья 2. Употребление терминов
Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
Статья 4. Международные договоры Российской Федерации, зат-
рагивающие полномочия субъекта Российской Федерации
Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в пра-
вовой системе Российской Федерации
Статья 6. Выражение согласия Российской Федерации на обяза-
тельность для нее международного договора
Статья 7. Информирование Федерального Собрания Российской
Федерации о международных договорах Российской Фе-
дерации
Раздел II. Заключение международных договоров Российской Фе-
дерации
Статья 8. Рекомендации о заключении международных договоров
Российской Федерации
Статья 9. Предложения о заключении международных договоров
Российской Федерации
Статья 10. Функции Министерства юстиции Российской Федерации
в связи с заключением международных договоров
Российской Федерации
Статья 11. Решения о проведении переговоров и о подписании
международных договоров Российской Федерации
Статья 12. Ведение переговоров и подписание международных
договоров Российской Федерации без необходимости
предъявления полномочий
Статья 13. Полномочия на ведение переговоров и на подписание
международных договоров Российской Федерации
Статья 14. Ратификация международных договоров Российской
Федерации
Статья 15. Международные договоры Российской Федерации, под-
лежащие ратификации
Статья 16. Порядок внесения на ратификацию международных до-
говоров
Статья 17. Решения о ратификации международных договоров
Российской Федерации
Статья 18. Подписание ратификационной грамоты
Статья 19. Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о
ратификации международных договоров Российской
Федерации на хранение депозитариям
Статья 20. Утверждение, принятие международных договоров
Статья 21. Присоединение Российской Федерации к международ-
ным договорам
Статья 22. Особый порядок выражения согласия на обязатель-
ность для Российской Федерации международных до-
говоров
Статья 23. Временное применение Российской Федерацией между-
народного договора
Статья 24. Вступление в силу международных договоров Рос-
сийской Федерации
Статья 25. Оговорки к международным договорам Российской Фе-
дерации
Раздел III. Регистрация и официальное опубликование междуна-
родных договоров Российской Федерации
Статья 26. Единая государственная система регистрации и уче-
та международных договоров Российской Федерации
Статья 27. Регистрация международных договоров Российской
Федерации в международных организациях
Статья 28. Хранение текстов международных договоров Рос-
сийской Федерации
Статья 29. Осуществление функций депозитария
Статья 30. Официальное опубликование международных договоров
Российской Федерации
Раздел IV. Выполнение международных договоров Российской Фе-
дерации
Статья 31. Выполнение международных договоров Российской Фе-
дерации
Статья 32. Обеспечение выполнения международных договоров
Российской Федерации
Статья 33. Меры, принимаемые в случае нарушения международ-
ного договора Российской Федерации другими его
участниками
Статья 34. Соответствие международных договоров Конституции
Российской Федерации
Раздел V. Прекращение и приостановление действия международ-
ных договоров Российской Федерации
Статья 35. Рекомендации о прекращении или приостановлении
действия международных договоров Российской Феде-
рации
Статья 36. Предложения о прекращении или приостановлении
действия международных договоров Российской Феде-
рации
Статья 37. Прекращение и приостановление действия междуна-
родных договоров Российской Федерации
Статья 38. Последствия прекращения международного договора
Российской Федерации
Статья 39. Последствия приостановления действия международ-
ного договора Российской Федерации
Статья 40. Официальные сообщения о прекращении или приоста-
новлении действия международных договоров Рос-
сийской Федерации
Раздел IV. Заключительные положения
Статья 41. Вступление настоящего Федерального закона в силу
______________________________________________________________________________
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального
закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключе-
ния, выполнения и прекращения международных договоров Российской
Федерации.
Международные договоры Российской Федерации заключаются, вы-
полняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принци-
пами и нормами международного права, положениями самого договора,
Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.
2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении меж-
дународных договоров Российской Федерации (межгосударственных,
межправительственных договоров и договоров межведомственного ха-
рактера) независимо от их вида и наименования (договор, соглаше-
ние, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и
наименования международных договоров).
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на междуна-
родные договоры, в которых Российская Федерация является стороной
в качестве государства - продолжателя СССР.
Статья 2. Употребление терминов
Для целей настоящего Федерального закона:
а) "международный договор Российской Федерации" означает
международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с
иностранным государством (или государствами) либо с международной
организацией в письменной форме и регулируемое международным пра-
вом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном до-
кументе или в нескольких связанных между собой документах, а так-
же независимо от его конкретного наименования;
б) "ратификация", "утверждение", "принятие" и "присоедине-
ние" означают в зависимости от случая форму выражения согласия
Российской Федерации на обязательность для нее международного до-
говора;
в) "подписание" означает либо стадию заключения договора,
либо форму выражения согласия Российской Федерации на обяза-
тельность для нее международного договора в том случае, если до-
говор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным
образом установлена договоренность Российской Федерации и других
участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно
иметь такую силу, или намерение Российской Федерации придать под-
писанию такую силу вытекает из полномочий ее представителя либо
было выражено во время переговоров;
г) "заключение" означает выражение согласия Российской Феде-
рации на обязательность для нее международного договора;
д) "полномочия" означают документ, который исходит от компе-
тентного органа Российской Федерации и посредством которого одно
лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Феде-
рацию в целях:
ведения переговоров;
принятия текста договора или установления его аутентичности;
выражения согласия Российской Федерации на обязательность
для нее договора;
совершения любого другого акта, относящегося к договору;
е) "оговорка" означает одностороннее заявление, сделанное
при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или
присоединении к нему, посредством которого выражается желание
исключить или изменить юридическое действие определенных положе-
ний договора в их применении к Российской Федерации;
ж) "международная организация" означает межгосударственную,
межправительственную организацию;
з) "депозитарий" означает государство, международную органи-
зацию или ее главное исполнительное должностное лицо, которым
сдается на хранение подлинник международного договора и которые
выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные
международным правом.
Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заклю-
чение, прекращение и приостановление действия международных дого-
воров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федера-
ции.
2. Международные договоры Российской Федерации заключаются с
иностранными государствами, а также с международными организация-
ми от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры),
от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные
договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти
(договоры межведомственного характера).
Статья 4. Международные договоры Российской Федерации, зат-
рагивающие полномочия субъекта Российской Федерации
1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий
вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации,
заключается по согласованию с органами государственной власти за-
интересованного субъекта Российской Федерации, на которые возло-
жена соответствующая функция.
2. Основные положения или проект международного договора,
затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по пред-
метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Рос-
сийской Федерации, направляются федеральными органами исполни-
тельной власти органам государственной власти заинтересованного
субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствую-
щая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подго-
товке проекта договора.
3. При осуществлении согласования вопросов заключения между-
народного договора Российской Федерации органы государственной
власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на кото-
рые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными
органами исполнительной власти о предельных сроках направления
предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в
указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о зак-
лючении международного договора Российской Федерации.
4. Вопросы участия представителей органов государственной
власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта между-
народного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению
субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания реша-
ются федеральными органами исполнительной власти по согласованию
с органами государственной власти заинтересованного субъекта Рос-
сийской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.
Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в пра-
вовой системе Российской Федерации
1. Международные договоры Российской Федерации наряду с об-
щепризнанными принципами и нормами международного права являются
в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной
частью ее правовой системы.
2. Если международным договором Российской Федерации уста-
новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора.
3. Положения официально опубликованных международных догово-
ров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударст-
венных актов для применения, действуют в Российской Федерации не-
посредственно. Для осуществления иных положений международных до-
говоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые
акты.
Статья 6. Выражение согласия Российской Федерации на обяза-
тельность для нее международного договора
1. Согласие Российской Федерации на обязательность для нее
международного договора может выражаться путем:
подписания договора;
обмена документами, образующими договор;
ратификации договора;
утверждения договора;
принятия договора;
присоединения к договору;
применения любого другого способа выражения согласия, о ко-
тором условились договаривающиеся стороны.
2. Решения о согласии на обязательность для Российской Феде-
рации международных договоров принимаются органами государствен-
ной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией,
установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Феде-
ральным законом, иными актами законодательства Российской Федера-
ции.
Статья 7. Информирование Федерального Собрания Российской
Федерации о международных договорах Российской Федерации
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации инфор-
мирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собра-
ния Российской Федерации о заключенных от имени Российской Феде-
рации и от имени Правительства Российской Федерации международных
договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких дого-
воров или приостановлении их действия.
2. По запросам палат Федерального Собрания Российской Феде-
рации Правительство Российской Федерации обеспечивает предостав-
ление информации о готовящихся к подписанию международных догово-
рах.
Раздел II. Заключение международных договоров Российской Фе-
дерации
Статья 8. Рекомендации о заключении международных договоров
Российской Федерации
1. Рекомендации о заключении международных договоров Рос-
сийской Федерации могут представляться в зависимости от характера
затрагиваемых вопросов на рассмотрение Президента Российской Фе-
дерации или Правительства Российской Федерации каждой из палат
Федерального Собрания Российской Федерации, субъектами Российской
Федерации в лице их соответствующих органов государственной влас-
ти.
Такие рекомендации могут представляться также Верховным Су-
дом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Фе-
дерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации,
Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по пра-
вам человека по вопросам их ведения.
2. Президент Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации или по их поручению федеральный министр, руководитель
иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок
дают ответ на рекомендацию.
Статья 9. Предложения о заключении международных договоров
Российской Федерации
1. Предложения о заключении международных договоров от имени
Российской Федерации представляются Президенту Российской Федера-
ции, а предложения о заключении международных договоров от имени
Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Прави-
тельства Российской Федерации, представляются в Правительство
Российской Федерации.
2. Предложения о заключении международных договоров от имени
Российской Федерации представляются Президенту Российской Федера-
ции Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Другие федеральные органы исполнительной власти представляют
Президенту Российской Федерации предложения о заключении междуна-
родных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, вхо-
дящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел
Российской Федерации или по согласованию с ним.
Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации
предложения о заключении международных договоров от имени Рос-
сийской Федерации, требующие предварительного рассмотрения их
Правительством Российской Федерации, вносятся в Правительство
Российской Федерации. Решения Правительства Российской Федерации
о представлении Президенту Российской Федерации предложений о
заключении международных договоров от имени Российской Федерации
принимаются в форме постановления.
Предложения о заключении международных договоров от имени
Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Прави-
тельства Российской Федерации, представляются в порядке, установ-
ленном пунктом 3 настоящей статьи.
3. Предложения о заключении международных договоров от имени
Правительства Российской Федерации представляются в Правительство
Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Фе-
дерации.
Другие федеральные органы исполнительной власти представляют
в Правительство Российской Федерации предложения о заключении
международных договоров от имени Правительства Российской Федера-
ции по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Минист-
ерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию
с ним.
4. Предложения о заключении международных договоров Рос-
сийской Федерации межведомственного характера представляются в
Правительство Российской Федерации федеральными органами исполни-
тельной власти по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно
с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по сог-
ласованию с ним.
5. Предложения о заключении международных договоров Рос-
сийской Федерации до их представления Президенту Российской Феде-
рации или в Правительство Российской Федерации согласовываются с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
иными органами государственной власти Российской Федерации, орга-
нами государственной власти соответствующих субъектов Российской
Федерации.
Предложение о заключении международного договора должно со-
держать проект договора или его основные положения, обоснование
целесообразности его заключения, определение соответствия проекта
договора законодательству Российской Федерации, а также оценку
возможных финансово-экономических и иных последствий заключения
договора.
6. Федеральные органы исполнительной власти вправе проводить
по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Феде-
рации консультации с соответствующими органами иностранных госу-
дарств или международных организаций в целях подготовки проектов
международных договоров для представления в порядке, установлен-
ном пунктами 1 - 5 настоящей статьи, предложений об их заключении
Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской
Федерации.
Статья 10. Функции Министерства юстиции Российской Федерации
в связи с заключением международных договоров Российской Федера-
ции
1. Предложения о заключении международных договоров Рос-
сийской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмот-
ренные законодательством Российской Федерации, представляются
Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской
Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Фе-
дерации.
2. Министерство юстиции Российской Федерации дает, в част-
ности если это предусмотрено международным договором Российской
Федерации или является необходимым условием вступления его в си-
лу, заключения по вопросам соответствия положений договора зако-
нодательству Российской Федерации и их юридической силы в Рос-
сийской Федерации, а также по иным по вопросам, связанным с
вступлением в силу и выполнением такого договора.
Статья 11. Решения о проведении переговоров и о подписании
международных договоров Российской Федерации
1. Решения о проведении переговоров и о подписании междуна-
родных договоров Российской Федерации принимаются:
а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении до-
говоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам,
относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, Прави-
тельством Российской Федерации;
б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства
Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации принимает решения о прове-
дении переговоров и о подписании международных договоров по воп-
росам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации,
если это вызывается необходимостью.
3. Правительством Российской Федерации принимаются решения о
проведении переговоров о заключении международных договоров Рос-
сийской Федерации межведомственного характера.
Решения о подписании международных договоров межведомствен-
ного характера принимаются федеральным министром, руководителем
иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию
которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согла-
сованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации принимает решения о
подписании международных договоров межведомственного характера,
если соответствующие вопросы имеют важное значение для государст-
венных интересов Российской Федерации.
Статья 12. Ведение переговоров и подписание международных
договоров Российской Федерации без необходимости предъявления
полномочий
1. Президент Российской Федерации как глава государства
представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным
правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос-
сийской Федерации без необходимости предъявления полномочий.
2. Председатель Правительства Российской Федерации как глава
Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в
силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут
переговоры и подписывают международные договоры Российской Феде-
рации без необходимости предъявления полномочий.
3. Федеральный министр, руководитель иного федерального ор-
гана исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе
вести переговоры и подписывать международные договоры Российской
Федерации межведомственного характера без предъявления полномо-
чий.
4. Глава дипломатического представительства Российской Феде-
рации в иностранном государстве или глава представительства Рос-
сийской Федерации при международной организации вправе вести пе-
реговоры в целях принятия текста международного договора между
Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках дан-
ной международной организации без предъявления полномочий.
Статья 13. Полномочия на ведение переговоров и на подписание
международных договоров Российской Федерации
Полномочия на ведение переговоров и на подписание междуна-
родных договоров Российской Федерации предоставляются:
а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении до-
говоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам,
относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Пра-
вительством Российской Федерации. Полномочия на ведение перегово-
ров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Пре-
зидента Российской Федерации либо от имени Правительства Рос-
сийской Федерации Министерством иностранных дел Российской Феде-
рации;
б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства
Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Пол-
номочия на ведение переговоров и на подписание указанных догово-
ров оформляются от имени Правительства Российской Федерации Ми-
нистерством иностранных дел Российской Федерации;
в) в отношении договоров межведомственного характера - феде-
ральным министром, руководителем иного федерального органа испол-
нительной власти.
Статья 14. Ратификация международных договоров Российской
Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратифика-
ция международных договоров Российской Федерации осуществляется в
форме федерального закона.
Статья 15. Международные договоры Российской Федерации, под-
лежащие ратификации
1. Ратификации подлежат международные договоры Российской
Федерации:
а) исполнение которых требует изменения действующих или при-
нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные
правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы чело-
века и гражданина;
в) о территориальном разграничении Российской Федерации с
другими государствами, включая договоры о прохождении Государст-
венной границы Российской Федерации, а также о разграничении иск-
лючительной экономической зоны и континентального шельфа Рос-
сийской Федерации;
г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам,
затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопро-
сам разоружения или международного контроля над вооружениями, по
вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также
мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
д) об участии Российской Федерации в межгосударственных сою-
зах, международных организациях и иных межгосударственных объеди-
нениях, если такие договоры предусматривают передачу им осу-
ществления части полномочий Российской Федерации или устанавлива-
ют юридическую обязательность решений их органов для Российской
Федерации.
2. Равным образом подлежат ратификации международные догово-
ры Российской Федерации, при заключении которых стороны услови-
лись о последующей ратификации.
Статья 16. Порядок внесения на ратификацию международных до-
говоров
1. Международные договоры, решения о подписании которых были
приняты Президентом Российской Федерации, вносятся в Государст-
венную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на ратифи-
кацию Президентом Российской Федерации.
Международные договоры, решения о подписании которых были
приняты Правительством Российской Федерации, вносятся в Госу-
дарственную Думу на ратификацию Правительством Российской Федера-
ции.
Правительство Российской Федерации вправе в случае необходи-
мости представить Президенту Российской Федерации предложение о
внесении на ратификацию международного договора, решение о подпи-
сании которого было принято Правительством Российской Федерации.
2. Предложения об одобрении и внесении на ратификацию между-
народных договоров представляются соответственно Президенту Рос-
сийской Федерации и в Правительство Российской Федерации Минист-
ерством иностранных дел Российской Федерации самостоятельно либо
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти,
если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию.
Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации для
внесения на ратификацию международные договоры, выполнение кото-
рых требует предварительного рассмотрения их Правительством Рос-
сийской Федерации, представляются в Правительство Российской Фе-
дерации.
3. Решения Правительства Российской Федерации об одобрении и
о внесении на ратификацию международных договоров, а также об
одобрении и о представлении Президенту Российской Федерации для
внесения на ратификацию международных договоров принимаются в
форме постановления.
4. Предложение о ратификации международного договора должно
содержать заверенную копию официального текста международного до-
говора, обоснование целесообразности его ратификации, определение
соответствия договора законодательству Российской Федерации, а
также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий
ратификации договора, включая при необходимости предусмотренное
статьей 104 Конституции Российской Федерации заключение Прави-
тельства Российской Федерации.
5. В случае внесения в Государственную Думу на основании
статьи 104 Конституции Российской Федерации субъектом права зако-
нодательной инициативы, не упомянутым в пункте 1 настоящей
статьи, законопроекта по вопросу о ратификации международного до-
говора, который еще не вступил в силу для Российской Федерации,
но подлежит ратификации в соответствии со статьей 15 настоящего
Федерального закона, Государственная Дума направляет внесенный
законопроект Президенту Российской Федерации для предложений по
данному законопроекту.
Статья 17. Решения о ратификации международных договоров
Российской Федерации
1. Государственная Дума рассматривает предложения о ратифи-
кации международных договоров и после предварительного обсуждения
в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответст-
вующие решения.
Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратифи-
кации международных договоров Российской Федерации подлежат в со-
ответствии с Конституцией Российской Федерации обязательному
рассмотрению в Совете Федерации.
2. Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации феде-
ральный закон о ратификации международного договора Российской
Федерации направляется в соответствии с Конституцией Российской
Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обна-
родования.
Статья 18. Подписание ратификационной грамоты
На основании федерального закона о ратификации международно-
го договора Российской Федерации Президентом Российской Федерации
подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его
печатью и подписью министра иностранных дел Российской Федерации.
Статья 19. Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о
ратификации международных договоров Российской Федерации на хра-
нение депозитариям
Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратифика-
ции международных договоров Российской Федерации на хранение де-
позитариям производятся, если не имеется иной договоренности, Ми-
нистерством иностранных дел Российской Федерации либо по его по-
ручению дипломатическим представительством Российской Федерации в
иностранном государстве или представительством Российской Федера-
ции при международной организации.
Статья 20. Утверждение, принятие международных договоров
1. Утверждение, принятие международных договоров, которые
подлежат утверждению, принятию, осуществляются:
а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации, по вопросам, указанным в пункте 1 статьи 15 настоящего
Федерального закона, - в форме федерального закона в порядке, ус-
тановленном статьей 17 настоящего Федерального закона для ратифи-
кации международных договоров;
б) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации (за исключением договоров, предусмотренных подпунктом
"а" настоящего пункта), - Президентом Российской Федерации, а в
отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации,
по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Феде-
рации, - Правительством Российской Федерации;
в) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства
Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации принимает решения об ут-
верждении, о принятии международных договоров по вопросам, отно-
сящимся к ведению Правительства Российской Федерации, если это
вызывается необходимостью.
3. Утверждение, принятие международных договоров межведомст-
венного характера, предусматривающих вступление их в силу после
утверждения, принятия, осуществляются федеральными органами ис-
полнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.
4. Предложения об утверждении, о принятии международных до-
говоров в форме федерального закона представляются в порядке, ус-
тановленном статьей 16 настоящего Федерального закона, в ост-
альных случаях - в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего
Федерального закона.
Статья 21. Присоединение Российской Федерации к международ-
ным договорам
1. Решения о присоединении Российской Федерации к междуна-
родным договорам принимаются:
а) в отношении договоров, присоединение к которым произво-
дится от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в
пункте 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, - в форме фе-
дерального закона в порядке, установленном статьей 17 настоящего
Федерального закона для ратификации международных договоров;
б) в отношении договоров, присоединение к которым произво-
дится от имени Российской Федерации (за исключением договоров,
предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта), - Президентом
Российской Федерации, а в отношении договоров, присоединение к
которым производится от имени Российской Федерации, по вопросам,
относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Пра-
вительством Российской Федерации;
в) в отношении договоров, присоединение к которым произво-
дится от имени Правительства Российской Федерации, - Прави-
тельством Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации принимает решения о присо-
единении к международным договорам по вопросам, относящимся к ве-
дению Правительства Российской Федерации, если это вызывается не-
обходимостью.
3. Присоединение к международным договорам межведомственного
характера осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 и 4
статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. Предложения о присоединении к международным договорам,
осуществляемом в форме федерального закона, представляются в по-
рядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, в
остальных случаях - в порядке, предусмотренном статьей 9 настоя-
щего Федерального закона.
Статья 22. Особый порядок выражения согласия на обяза-
тельность для Российской Федерации международных договоров
Если международный договор содержит правила, требующие изме-
нения отдельных положений Конституции Российской Федерации, реше-
ние о согласии на его обязательность для Российской Федерации
возможно в форме федерального закона только после внесения соот-
ветствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пе-
ресмотра ее положений в установленном порядке.
Статья 23. Временное применение Российской Федерацией между-
народного договора
1. Международный договор или часть договора до его вступле-
ния в силу могут применяться Российской Федерацией временно, если
это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута до-
говоренность со сторонами, подписавшими договор.
2. Решения о временном применении Российской Федерацией меж-
дународного договора или его части принимаются органом, принявшим
решение о подписании международного договора, в порядке, установ-
ленном статьей 11 настоящего Федерального закона.
Если международный договор, решение о согласии на обяза-
тельность которого для Российской Федерации подлежит в соответст-
вии с настоящим Федеральным законом принятию в форме федерального
закона, предусматривает временное применение договора или его
части либо договоренность об этом достигнута со сторонами ка-
ким-либо иным образом, то он представляется в Государственную Ду-
му в срок не более шести месяцев с даты начала его временного
применения. По решению, принятому в форме федерального закона, в
порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона
для ратификации международных договоров, срок временного примене-
ния может быть продлен.
3. Если в международном договоре не предусматривается иное
либо соответствующие государства не договорились об ином, времен-
ное применение Российской Федерацией договора или его части прек-
ращается по уведомлении других государств, которые временно при-
меняют договор, о намерении Российской Федерации не стать участ-
ником договора.
Статья 24. Вступление в силу международных договоров Рос-
сийской Федерации
1. Международные договоры вступают в силу для Российской Фе-
дерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и в поряд-
ке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между
договаривающимися сторонами.
2. Официальные сообщения Министерства иностранных дел Рос-
сийской Федерации о вступлении в силу международных договоров
Российской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и
от имени Правительства Российской Федерации, опубликовываются в
порядке, предусмотренном статьей 30 настоящего Федерального зако-
на.
Статья 25. Оговорки к международным договорам Российской Фе-
дерации
1. При подписании, ратификации, утверждении, принятии между-
народных договоров Российской Федерации или присоединении к дого-
ворам могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора
и соответствующих норм международного права.
2. Оговорки могут быть сняты в любое время (если международ-
ным договором Российской Федерации не предусмотрено иное) в том
же порядке, в каком они были сделаны.
3. Принятие сделанной другим договаривающимся государством
оговорки к международному договору Российской Федерации или воз-
ражение против нее осуществляются в соответствии с условиями са-
мого договора и нормами международного права органом, принимающим
решение о согласии на обязательность для Российской Федерации
международного договора.
Предложения о принятии или возражении против оговорок, осу-
ществляемом в форме федерального закона, представляются в поряд-
ке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, в
остальных случаях - в порядке, предусмотренном в статье 9 настоя-
щего Федерального закона.
Раздел III. Регистрация и официальное опубликование междуна-
родных договоров Российской Федерации
Статья 26. Единая государственная система регистрации и уче-
та международных договоров Российской Федерации
Единая государственная система регистрации и учета междуна-
родных договоров Российской Федерации находится в ведении Минист-
ерства иностранных дел Российской Федерации.
Статья 27. Регистрация международных договоров Российской
Федерации в международных организациях
Регистрация международных договоров Российской Федерации в
Секретариате Организации Объединенных Наций и в соответствующих
органах других международных организаций осуществляется Минист-
ерством иностранных дел Российской Федерации.
Статья 28. Хранение текстов международных договоров Рос-
сийской Федерации
1. Подлинники (заверенные копии, официальные переводы) меж-
дународных договоров Российской Федерации, заключенных от имени
Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федера-
ции, сдаются на хранение в Министерство иностранных дел Российск-
ой Федерации в двухнедельный срок со дня их подписания (получения
от депозитария заверенных копий, официальных переводов), а копии
этих договоров в двухнедельный срок со дня их вступления в силу
рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной
власти и органам государственной власти соответствующих субъектов
Российской Федерации.
2. Подлинники международных договоров Российской Федерации
межведомственного характера хранятся в архивах соответствующих
федеральных органов исполнительной власти, а заверенные копии
этих договоров в двухнедельный срок со дня их подписания (получе-
ния от депозитария заверенных копий, официальных переводов) нап-
равляются в Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Статья 29. Осуществление функций депозитария
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации осу-
ществляет функции депозитария многосторонних международных дого-
воров, если в соответствии с условиями этих договоров такие
функции возложены на Российскую Федерацию.
2. Переписка с органами иностранных государств, международ-
ными организациями или их главными исполнительными должностными
лицами, выполняющими функции депозитария многосторонних междуна-
родных договоров, осуществляется Министерством иностранных дел
Российской Федерации.
Статья 30. Официальное опубликование международных договоров
Российской Федерации
1. Вступившие в силу для Российской Федерации международные
договоры, решения о согласии на обязательность которых для Рос-
сийской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат
официальному опубликованию по представлению Министерства иност-
ранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Рос-
сийской Федерации.
2. Вступившие в силу для Российской Федерации международные
договоры (за исключением договоров межведомственного характера)
официально опубликовываются по представлению Министерства иност-
ранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных
договоров.
3. Международные договоры Российской Федерации межведомст-
венного характера опубликовываются по решению федеральных органов
исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры,
в официальных изданиях этих органов.
Раздел IV. Выполнение международных договоров Российской Фе-
дерации
Статья 31. Выполнение международных договоров Российской Фе-
дерации
1. Международные договоры Российской Федерации подлежат доб-
росовестному выполнению в соответствии с условиями самих междуна-
родных договоров, нормами международного права, Конституцией Рос-
сийской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами
законодательства Российской Федерации.
2. Российская Федерация до вступления для нее международного
договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм меж-
дународного права от действий, которые лишили бы договор его
объекта и цели.
3. Международный договор подлежит выполнению Российской Фе-
дерацией с момента вступления его в силу для Российской Федера-
ции.
Статья 32. Обеспечение выполнения международных договоров
Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации и Правительство Российской
Федерации принимают меры, направленные на обеспечение выполнения
международных договоров Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию
которых входят вопросы, регулируемые международными договорами
Российской Федерации, обеспечивают выполнение обязательств Рос-
сийской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Сто-
роны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполне-
нием другими участниками договоров их обязательств.
3. Органы государственной власти соответствующих субъектов
Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий вы-
полнение международных договоров Российской Федерации.
4. Общее наблюдение за выполнением международных договоров
Российской Федерации осуществляет Министерство иностранных дел
Российской Федерации.
Статья 33. Меры, принимаемые в случае нарушения международ-
ного договора Российской Федерации другими его участниками
В случае нарушения обязательств по международному договору
Российской Федерации другими его участниками Министерство иност-
ранных дел Российской Федерации либо другие федеральные органы
исполнительной власти совместно с Министерством иностранных дел
Российской Федерации представляют в зависимости от того, в чьей
компетенции находятся вопросы, регулируемые договором, Президенту
Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации
предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами
международного права и условиями самого договора.
Статья 34. Соответствие международных договоров Конституции
Российской Федерации
1. Конституционный Суд Российской Федерации в прядке, опре-
деляемом федеральным конституционным законом, разрешает дела о
соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в си-
лу для Российской Федерации международных договоров либо от-
дельных их положений, разрешает споры о компетенции между феде-
ральными органами государственной власти, а также между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государст-
венной власти субъектов Российской Федерации в связи с заключени-
ем международных договоров Российской Федерации.
2. Не вступившие в силу для Российской Федерации международ-
ные договоры, признанные Конституционным Судом Российской Федера-
ции не соответствующими Конституции Российской Федерации, не под-
лежат введению в действие и применению.
Раздел V. Прекращение и приостановление действия международ-
ных договоров Российской Федерации
Статья 35. Рекомендации о прекращении или приостановлении
действия международных договоров Российской Федерации
1. Рекомендации о прекращении или приостановлении действия
международных договоров Российской Федерации могут представляться
в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, ре-
гулируемые договором, на рассмотрение Президента Российской Феде-
рации или Правительства Российской Федерации каждой из палат Фе-
дерального Собрания Российской Федерации, субъектами Российской
Федерации в лице их соответствующих органов государственной влас-
ти.
Такие рекомендации могут представляться также Верховным Су-
дом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Фе-
дерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации,
Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по пра-
вам человека по вопросам их ведения.
2. Президент Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации или по их поручению федеральный министр, руководитель
иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок
дают ответ на рекомендацию.
Статья 36. Предложения о прекращении или приостановлении
действия международных договоров Российской Федерации
1. Предложения о прекращении или приостановлении действия
международных договоров Российской Федерации, заключенных от име-
ни Российской Федерации и от имени Правительства Российской Феде-
рации, представляются в зависимости от того, кем принято решение
о согласии на обязательность для Российской Федерации договора,
Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской
Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации са-
мостоятельно или по согласованию с другими федеральными органами
исполнительной власти, иными органами государственной власти Рос-
сийской Федерации, органами государственной власти соответствую-
щих субъектов Российской Федерации.
2. Предложения о прекращении или приостановлении действия
международных договоров Российской Федерации, решения о согласии
на обязательность которых для Российской Федерации были приняты в
форме федерального закона, вносятся в Государственную Думу Прези-
дентом Российской Федерации или Правительством Российской Федера-
ции в зависимости от того, кем было представлено предложение, на
основании которого Федеральное Собрание Российской Федерации да-
вало согласие на заключение международного договора Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации вносит, если это вызывается
необходимостью, в Государственную Думу предложения о прекращении
или приостановлении действия международных договоров Российской
Федерации, решения о согласии на обязательность которых для Рос-
сийской Федерации были приняты в форме федерального закона на ос-
новании представления Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе в случае необходи-
мости представить Президенту Российской Федерации предложение о
внесении в Государственную Думу предложения о прекращении или
приостановлении действия международного договора Российской Феде-
рации, решение о согласии на обязательность которого для Рос-
сийской Федерации было принято в форме федерального закона на ос-
новании представления Правительства Российской Федерации.
Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации для
внесения в Государственную Думу предложения о прекращении или
приостановлении действия международных договоров Российской Феде-
рации, требующие предварительного рассмотрения Правительством
Российской Федерации, представляются в Правительство Российской
Федерации.
3. Предложение о прекращении или приостановлении действия
международного договора Российской Федерации должно содержать за-
веренную копию официального текста международного договора, обос-
нование целесообразности его прекращения или приостановления его
действия, а также оценку возможных финансово-экономических и иных
последствий прекращения или приостановления действия договора,
включая при необходимости предусмотренное статьей 104 Конституции
Российской Федерации заключение Правительства Российской Федера-
ции.
4. Решения Правительства Российской Федерации о внесении в
Государственную Думу предложений о прекращении или приостановле-
нии действия международных договоров Российской Федерации, а так-
же о представлении Президенту Российской Федерации для внесения в
Государственную Думу предложений о прекращении или приостановле-
нии действия международных договоров Российской Федерации прини-
маются в форме постановления.
5. В случае внесения в Государственную Думу на основании
статьи 104 Конституции Российской Федерации субъектом права зако-
нодательной инициативы, не упомянутым в пункте 2 настоящей
статьи, законопроекта по вопросу о прекращении или приостановле-
нии действия международного договора Российской Федерации Госу-
дарственная Дума направляет внесенный законопроект Президенту
Российской Федерации для предложений по данному законопроекту.
Статья 37. Прекращение и приостановление действия междуна-
родных договоров Российской Федерации
1. Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление
действия международных договоров Российской Федерации осуществля-
ются в соответствии с условиями самого договора и нормами между-
народного права органом, принявшим решение о согласии на обяза-
тельность международного договора для Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации принимает, если это вызы-
вается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении
действия международных договоров Российской Федерации, согласие
на обязательность которых для Российской Федерации давалось Пра-
вительством Российской Федерации.
3. Государственная Дума рассматривает предложения о прекра-
щении или приостановлении действия международных договоров Рос-
сийской Федерации и после предварительного обсуждения в комитетах
и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие реше-
ния.
Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекра-
щении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия
международных договоров Российской Федерации подлежат в соот-
ветствии с Конституцией Российской Федерации обязательному
рассмотрению в Совете Федерации.
Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации феде-
ральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приос-
тановлении действия международного договора Российской Федерации
направляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
4. Действие международного договора Российской Федерации,
решение о согласии на обязательность которого для Российской Фе-
дерации принималось в форме федерального закона, может быть при-
остановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих
принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным
информированием Совета Федерации и соответствующего федерального
закона.
В случае отклонения Государственной Думой проекта феде-
рального закона о приостановлении действия международного догово-
ра Российской Федерации действие договора подлежит незамедли-
тельному возобновлению.
5. Прекращение и приостановление действия международных до-
говоров Российской Федерации межведомственного характера произво-
дятся федеральными органами исполнительной власти, от имени кото-
рых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством
иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, органами государст-
венной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и с
разрешения Правительства Российской Федерации.
6. Правительство Российской Федерации принимает решения о
прекращении или приостановлении действия международных договоров
Российской Федерации межведомственного характера, если соответст-
вующие вопросы имеют важное значение для государственных интере-
сов Российской Федерации.
7. Решения о прекращении (в том числе о денонсации) и приос-
тановлении действия международных договоров, в которых Российская
Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя
СССР, принимаются органами государственной власти Российской Фе-
дерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конститу-
цией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными
актами законодательства Российской Федерации.
Внесение соответствующих предложений и законопроектов осу-
ществляется применительно к порядку, установленному статьей 36
настоящего Федерального закона.
Статья 38. Последствия прекращения международного договора
Российской Федерации
Прекращение международного договора Российской Федерации,
если договором не предусматривается иное или не имеется иной до-
говоренности с другими его участниками, освобождает Российскую
Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем
и не влияет на права, обязательства или юридическое положение
Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора
до его прекращения.
Статья 39. Последствия приостановления действия международ-
ного договора Российской Федерации
1. Приостановление действия международного договора Рос-
сийской Федерации, если договором не предусматривается иное или
не имеется иной договоренности с другими его участниками, осво-
бождает Российскую Федерацию от обязательства выполнять в течение
периода приостановления договор в своих отношениях с теми его
участниками, с которыми приостанавливается действие договора, и
не влияет в остальном на установленные договором правовые отноше-
ния Российской Федерации с другими его участниками.
2. В период приостановления действия международного договора
Российской Федерации органы государственной власти Российской Фе-
дерации и органы государственной власти соответствующих субъектов
Российской Федерации воздерживаются от действий, которые могли бы
помешать возобновлению действия договора.
Статья 40. Официальные сообщения о прекращении или приоста-
новлении действия международных договоров Российской Федерации
Официальные сообщения Министерства иностранных дел Российск-
ой Федерации о прекращении или приостановлении действия междуна-
родных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Рос-
сийской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации,
опубликовываются в порядке, предусмотренном статьей 30 настоящего
Федерального закона.
Раздел IV. Заключительные положения
Статья 41. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-
циального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
15 июля 1995 года.
N 101-ФЗ
|