28 июня 1995 года N 98-ФЗ
------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЕЖНЫХ И
ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Принят
Государственной Думой
26 мая 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет гарантии, общие прин-
ципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и
детских общественных объединений Российской Федерации (далее -
молодежные и детские объединения) на федеральном уровне в объеме
целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюд-
жетных фондов Российской Федерации, выделяемых на эти цели.
Под государственной поддержкой молодежных и детских объеди-
нений понимается совокупность мер, принимаемых органами госу-
дарственной власти Российской Федерации в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации в области государственной моло-
дежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономи-
ческих и организационных условий, гарантий и стимулов деятельнос-
ти таких объединений, направленной на социальное становление,
развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни,
а также в целях охраны и защиты их прав.
Приоритеты государственной молодежной политики определяются
Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным за-
коном
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о
государственной поддержке молодежных и детских
объединений
Статья 3. Принципы государственной поддержки молодежных и
детских объединений
Статья 4. Молодежные и детские объединения, являющиеся объ-
ектами государственной поддержки
Статья 5. Право молодежных и детских объединений на участие
в определении мер их государственной поддержки
Глава II. Основные направления и формы государственной
поддержки молодежных и детских объединений
Статья 6. Информационное обеспечение и подготовка кадров
молодежных и детских объединений
Статья 7. Предоставление льгот молодежным и детским
объединениям
Статья 8. Выполнение государственного заказа молодежными и
детскими объединениями
Статья 9. Федеральные и межрегиональные программы
государственной поддержки молодежных и детских
объединений
Статья 10. Государственная поддержка проектов (программ)
молодежных и детских объединений
Статья 11. Выделение субсидий молодежным и детским объедине-
ниям
Глава III. Организационные основы государственной
поддержки молодежных и детских объединений
Статья 12. Федеральные органы исполнительной власти, осу-
ществляющие меры государственной поддержки моло-
дежных и детских объединений
Статья 13. Федеральный реестр молодежных и детских объедине-
ний, пользующихся государственной поддержкой
Статья 14. Совет содействия детского объединения
Глава IV. Защита прав молодежных и детских объединений
Статья 15. Гарантии прав молодежных и детских объединений
Статья 16. Ответственность должностных лиц федеральных орга-
нов исполнительной власти и руководителей моло-
дежных и детских объединений за исполнение насто-
ящего Федерального закона
Статья 17. Судебная защита прав молодежных и детских объеди-
нений
Глава V. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 19. Приведение правовых актов в соответствие с насто-
ящим Федеральным законом
______________________________________________________________________________
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным за-
коном
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возни-
кающие в связи с установлением и осуществлением федеральными ор-
ганами исполнительной власти мер государственной поддержки моло-
дежных и детских объединений.
2. Иные отношения, в которые вступают молодежные и детские
объединения с федеральными органами государственной власти, юри-
дическими лицами и гражданами, регулируются соответствующими нор-
мативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется
на:
молодежные и детские коммерческие организации;
молодежные и детские религиозные организации;
молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессио-
нальными союзами;
молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создавае-
мые политическими партиями.
3. Требования в отношении молодежных и детских объединений,
устанавливаемые пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального зако-
на, не могут служить основанием для ограничения права детей и мо-
лодежи на объединение.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о
государственной поддержке молодежных и детских объединений
1. Законодательство Российской Федерации о государственной
поддержке молодежных и детских объединений состоит из настоящего
Федерального закона, основывающегося на положениях Конституции
Российской Федерации и являющегося частью законодательства Рос-
сийской Федерации об общественных объединениях.
2. Вопросы государственной поддержки молодежных и детских
объединений в субъектах Российской Федерации и на территориях,
подведомственных органам местного самоуправления, регулируются
законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Если международным договором Российской Федерации уста-
новлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным
законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы государственной поддержки молодежных и
детских объединений
Исходя из основных направлений государственной молодежной
политики государственная поддержка молодежных и детских объедине-
ний осуществляется в соответствии с принципами:
приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей
в деятельности молодежных и детских объединений;
равенства прав на государственную поддержку молодежных и
детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Феде-
рального закона;
признания самостоятельности молодежных и детских объединений
и их права на участие в определении мер государственной под-
держки;
содействия федеральных органов исполнительной власти физи-
ческим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной под-
держки молодежных и детских объединений.
Меры государственной поддержки молодежных и детских объеди-
нений не могут быть использованы федеральными органами исполни-
тельной власти, должностными лицами против законных интересов мо-
лодежных и детских объединений, а также в целях изменения харак-
тера их деятельности. Деятельность федеральных органов исполни-
тельной власти по реализации государственной молодежной политики
не может ограничиваться осуществлением мер государственной под-
держки молодежных и детских объединений.
Статья 4. Молодежные и детские объединения, являющиеся
объектами государственной поддержки
1. Государственная поддержка в соответствии с настоящим Фе-
деральным законом оказывается зарегистрированным в установленном
законом порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным
органам исполнительной власти:
молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет,
объединившихся на основе общности интересов для осуществления
совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных
и иных нематериальных потребностей, социальное становление и раз-
витие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и
свобод;
детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте
до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для сов-
местной деятельности, направленной на удовлетворение интересов,
развитие творческих способностей и социальное становление членов
объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
2. Государственная поддержка общероссийских, международных и
межрегиональных молодежных и детских объединений осуществляется
при соблюдении ими следующих условий:
объединение является юридическим лицом и действует не менее
одного года с момента его государственной регистрации;
в объединении насчитывается не менее 3000 членов либо заяв-
ленный объединением для финансирования проект (программа) предус-
матривает предоставление социальных услуг не менее чем 3000 детей
и (или) молодых граждан.
Соответствие обращающегося за государственной поддержкой мо-
лодежного или детского объединения установленным настоящим Феде-
ральным законом требованиям определяется федеральным органом ис-
полнительной власти по реализации государственной молодежной по-
литики.
3. Объединение молодежного или детского объединения в ассо-
циацию (союз) с другими молодежными или детскими общественными
объединениями при сохранении им организационной самостоятельности
не может служить основанием для исключения его из числа объектов
государственной поддержки.
4. Для осуществления совместной деятельности молодежные и
детские объединения могут создавать координационные советы из
числа своих представителей.
Статья 5. Право молодежных и детских объединений на участие
в определении мер их государственной поддержки
1. Федеральные органы исполнительной власти при разработке
мер государственной поддержки молодежных и детских объединений
учитывают их предложения. Молодежные и детские объединения имеют
право:
готовить доклады Президенту Российской Федерации и Прави-
тельству Российской Федерации о положении детей и молодежи,
участвовать в обсуждении докладов федеральных органов исполни-
тельной власти по указанным вопросам, а также вносить предложения
по реализации государственной молодежной политики;
вносить предложения субъектам права законодательной инициа-
тивы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых
актов, затрагивающих интересы детей и молодежи;
участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных
программ в области государственной молодежной политики.
2. Представители молодежных и детских объединений, их коор-
динационных советов имеют право участвовать в заседаниях феде-
ральных органов исполнительной власти при принятии решений по
вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.
Глава II. Основные направления и формы государственной
поддержки молодежных и детских объединений
Статья 6. Информационное обеспечение и подготовка кадров
молодежных и детских объединений
1. Федеральные органы исполнительной власти обязаны информи-
ровать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуе-
мых мероприятиях в области государственной молодежной политики.
2. Органы юстиции Российской Федерации осуществляют информи-
рование и государственную регистрацию общероссийских и междуна-
родных молодежных и детских объединений.
3. По запросам молодежных и детских объединений федеральный
орган исполнительной власти по реализации государственной моло-
дежной политики организует подготовку и переподготовку кадров
этих объединений в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на
эти цели.
Статья 7. Предоставление льгот молодежным и детским
объединениям
1. Молодежные и детские объединения пользуются налоговыми
льготами, установленными налоговым законодательством.
2. Молодежные и детские объединения, отвечающие требованиям
пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона и включенные в
Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся
государственной поддержкой, в порядке, предусмотренном статьей 13
настоящего Федерального закона, на период своей деятельности мо-
гут получать в пользование имущество, находящееся в государствен-
ной собственности.
Федеральные органы исполнительной власти могут в определяе-
мом ими порядке устанавливать льготы молодежным и детским объеди-
нениям при пользовании имеющимся в распоряжении указанных органов
имуществом.
3. Расходы государственных предприятий, учреждений и органи-
заций, связанные с безвозмездным либо на льготных условиях пре-
доставлением в пользование молодежным и детским объединениям зда-
ний, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, воз-
мещаются федеральными органами исполнительной власти в пределах
бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку
молодежных и детских объединений.
Статья 8. Выполнение государственного заказа молодежными и
детскими объединениями
1. Федеральные органы исполнительной власти могут привлекать
молодежные и детские объединения к выполнению государственного
заказа на создание социальных служб, информационных, инновацион-
ных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку
и реализацию проектов (программ) по организации социальной рабо-
ты, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры,
здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспри-
зорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на на-
учные исследования и осуществление иных видов деятельности, явля-
ющихся приоритетными при реализации государственной молодежной
политики.
2. Государственный заказ выполняется на договорной основе.
Федеральные органы исполнительной власти направляют оферты моло-
дежным и детским объединениям для последующей трактации.
Статья 9. Федеральные и межрегиональные программы
государственной поддержки молодежных и детских объединений
1. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают
федеральные и межрегиональные программы государственной поддержки
молодежных и детских объединений с учетом предложений молодежных
и детских объединений в соответствии со статьей 5 настоящего Фе-
дерального закона.
Меры государственной поддержки молодежных и детских объеди-
нений предусматриваются также в разделах (подпрограммах) и
пунктах федеральных программ в области государственной молодежной
политики и защиты детства и других социальных программ.
2. Федеральные органы исполнительной власти и молодежные и
детские объединения могут принимать совместные программы меропри-
ятий в области государственной молодежной политики, финансирова-
ние которых производится из средств, выделяемых на государствен-
ную поддержку молодежных и детских объединений.
Статья 10. Государственная поддержка проектов (программ)
молодежных и детских объединений
1. Решение о государственной поддержке проектов (программ)
молодежных и детских объединений принимается федеральным органом
исполнительной власти по реализации государственной молодежной
политики по результатам конкурса указанных проектов (программ).
2. Конкурсный проект (программа) молодежного или детского
объединения должен отражать цель, основные задачи, содержание и
план реализации данного проекта (программы), финансовые, матери-
альные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого
объединения по реализации проекта (программы). Федеральный орган
исполнительной власти по реализации государственной молодежной
политики в необходимых случаях оказывает помощь молодежным и
детским объединениям в надлежащем оформлении их проектов (прог-
рамм) и проведении расчетов.
3. Федеральный орган исполнительной власти по реализации го-
сударственной молодежной политики при условии соответствия кон-
курсного проекта (программы) молодежного или детского объединения
требованиям настоящего Федерального закона определяет объем
средств для его финансирования в срок, не превышающий трех меся-
цев после принятия положительного решения по данному проекту
(программе), либо очередность предоставления необходимых средств.
4. Финансирование проектов (программ) молодежных и детских
объединений производится из средств федерального бюджета в форме
бюджетных ассигнований, а также из средств внебюджетных фондов
Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти
по реализации государственной молодежной политики может устанав-
ливаться целевой порядок использования указанных средств.
Временно свободные средства, выделяемые из внебюджетных фон-
дов Российской Федерации, могут размещаться на депозитах и в го-
сударственных ценных бумагах.
5. Расходы на финансирование проектов (программ) молодежных
и детских объединений из средств федерального бюджета и внебюд-
жетных фондов Российской Федерации не должны превышать половины
общей суммы расходов.
Получившие одобрение конкурсные проекты (программы) молодеж-
ных и детских объединений могут финансироваться в полном объеме,
если федеральным органом исполнительной власти по реализации го-
сударственной молодежной политики признано, что привлечение иных
финансовых средств невозможно.
Статья 11. Выделение субсидий молодежным и детским
объединениям
1. Выделение субсидий молодежным и детским объединениям, от-
вечающим требованиям пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального
закона и включенным в Федеральный реестр молодежных и детских
объединений, пользующихся государственной поддержкой в соответст-
вии со статьей 13 настоящего Федерального закона, производится
один раз в год в объеме, пропорциональном числу членов объедине-
ния, с учетом итогов его деятельности в предыдущем году и приори-
тетности планируемых для реализации проектов (программ).
2. Объем средств на субсидии молодежным и детским объедине-
ниям устанавливается Правительством Российской Федерации в преде-
лах бюджетных ассигнований, выделяемых на мероприятия в области
государственной молодежной политики. Указанные средства включают-
ся в смету расходов федерального органа исполнительной власти по
реализации государственной молодежной политики для распределения
между молодежными и детскими объединениями, которым выделяются
субсидии.
3. Федеральный орган исполнительной власти по реализации го-
сударственной молодежной политики несет ответственность за право-
мерность выделения субсидий молодежным и детским объединениям,
осуществляет контроль за обоснованностью расходования выделяемых
средств.
4. Устанавливаются следующие виды субсидий, выделяемых моло-
дежным и детским объединениям на:
осуществление деятельности, направленной на удовлетворение
духовных и иных нематериальных потребностей детей и молодежи, на
защиту их прав и свобод, а также на предотвращение угрозы их здо-
ровью;
осуществление деятельности, направленной на интеграцию в об-
ществе, профессиональную подготовку, повышение уровня образова-
ния, культуры наиболее социально уязвимых групп детей и молодежи;
проведение мероприятий по организации досуга детей и молоде-
жи;
подготовку кадров молодежных и детских объединений;
обеспечение функционирования органов молодежных и детских
объединений, содержание помещений, приобретение оборудования, ма-
териалов;
развитие международных связей молодежных и детских объедине-
ний;
другие виды субсидий.
5. Молодежное или детское объединение вправе избрать вид
субсидий, установленных пунктом 4 настоящей статьи.
6. Субсидии, выделяемые на государственную поддержку моло-
дежных и детских объединений, указываются в федеральном бюджете
отдельной строкой.
Глава III. Организационные основы государственной
поддержки молодежных и детских объединений
Статья 12. Федеральные органы исполнительной власти, осу-
ществляющие меры государственной поддержки молодежных и детских
объединений
1. Федеральный орган исполнительной власти по реализации го-
сударственной молодежной политики осуществляет меры государствен-
ной поддержки молодежных и детских объединений, а также координи-
рует деятельность по осуществлению этих мер на межрегиональном
уровне.
2. Правительство Российской Федерации поручает федеральным
министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти
осуществление отдельных мер государственной поддержки молодежных
и детских объединений и обеспечивает финансирование этих мер в
пределах целевого финансирования из средств федерального бюджета
и внебюджетных фондов Российской Федерации.
Статья 13. Федеральный реестр молодежных и детских
объединений, пользующихся государственной поддержкой
1. Федеральным органом исполнительной власти по реализации
государственной молодежной политики формируется Федеральный ре-
естр молодежных и детских объединений, пользующихся государствен-
ной поддержкой.
Включение молодежных и детских объединений в указанный Феде-
ральный реестр осуществляется бесплатно в течение месяца после
представления ими письменного заявления и документов, подтвержда-
ющих соответствие объединения требованиям пункта 2 статьи 4 наст-
оящего Федерального закона.
2. Молодежное или детское объединение, внесенное в Феде-
ральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся го-
сударственной поддержкой, вправе заявить о своем исключении из
него. Если такое объединение получило ежегодную субсидию в соот-
ветствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, то оно
исключается из указанного Федерального реестра только после
представления в федеральный орган исполнительной власти по реали-
зации государственной молодежной политики финансового отчета
объединения об использовании этой субсидии или после ее возвраще-
ния.
Статья 14. Совет содействия детского объединения
1. Представителем детского объединения в его отношениях с
иными субъектами правоотношений по его поручению может являться
совет содействия, если таковой формируется при детском объедине-
нии. Порядок формирования, состав и полномочия совета содействия
определяются уставом детского объединения.
Представители федеральных органов исполнительной власти не
входят в состав советов содействия детских объединений.
2. Совет содействия принимает предусмотренные уставом детск-
ого объединения меры для эффективного использования предоставляе-
мой ему государственной поддержки.
Глава IV. Защита прав молодежных и детских объединений
Статья 15. Гарантии прав молодежных и детских объединений
1. Права молодежных и детских объединений, установленные
настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми ак-
тами Российской Федерации, осуществляются молодежными и детскими
объединениями непосредственно либо через уполномоченных ими
представителей в полном объеме.
2. В случае необходимости определения порядка их осуществле-
ния федеральные органы исполнительной власти обязаны определить
такой порядок. При этом до установления указанного порядка моло-
дежные и детские объединения могут осуществлять свои права в са-
мостоятельно избираемом порядке, не противоречащем законода-
тельству Российской Федерации.
При ликвидации молодежного или детского объединения имущест-
во, предоставленное им в пользование федеральными органами испол-
нительной власти, используется только на реализацию мероприятий в
области государственной молодежной политики.
Статья 16. Ответственность должностных лиц федеральных орга-
нов исполнительной власти и руководителей молодежных и детских
объединений за исполнение настоящего Федерального закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной влас-
ти несут ответственность за соблюдение положений настоящего Феде-
рального закона в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ог-
раничивающие права молодежных и детских объединений либо устанав-
ливающие такой порядок осуществления этих прав, который сущест-
венно затрудняет их использование, признаются недействительными в
установленном законодательством порядке.
2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными
лицами федеральных органов государственной власти своих обязан-
ностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за
собой дисциплинарную, административную, уголовную или граж-
данско-правовую ответственность в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
3. Руководители молодежных и детских объединений, предоста-
вившие ложные сведения о составе и деятельности этих объединений
в целях получения государственной поддержки, несут ответствен-
ность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
возмещают нанесенный ущерб.
Статья 17. Судебная защита прав молодежных и детских
объединений
За защитой своих прав молодежные и детские объединения впра-
ве обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Рос-
сийской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-
циального опубликования.
Статья 19. Приведение правовых актов в соответствие с насто-
ящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Прави-
тельству Российской Федерации привести свои правовые акты в соот-
ветствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
28 июня 1995 года.
N 98-ФЗ
|