ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 1995 г. N 416
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с решением коллегии ГТК России от 16 марта
1994 года "О кадровой политике таможенной службы Российской
Федерации" и программой ее реализации приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в
таможенных органах Российской Федерации.
2. Начальникам структурных подразделений ГТК России,
региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов,
руководителям учреждений и организаций, подведомственных ГТК
России, осуществлять организационные меры по исполнению настоящего
Приказа.
Считать организацию наставничества важнейшей задачей по
повышению профессионального уровня сотрудников, обеспечению
эффективного таможенного контроля, укреплению трудовой дисциплины
в коллективах.
3. Региональному таможенному управлению по материально -
техническому обеспечению таможенных учреждений Российской
Федерации (Уваров Н.В.) совместно с Управлением кадров и учебных
заведений (Шамахов В.А.) подготовить и согласовать с
Государственной герольдией при Президенте Российской Федерации
образец нагрудного знака "Лучший наставник таможенного органа
России".
4. Начальникам таможенных органов предусмотреть поощрительные
премии для стимулирования работы наставников за счет фонда
материального поощрения.
5. Настоящий Приказ довести до всех должностных лиц таможенных
органов, сотрудников учреждений и организаций, подведомственных
Государственному таможенному комитету Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого
заместителя председателя Государственного таможенного комитета
Российской Федерации Кругликова В.Ф.
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
А.С.КРУГЛОВ
Приложение
к Приказу ГТК России
от 27.06.95 N 416
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной
работы с впервые принятыми сотрудниками, не имеющими трудового
стажа служебной деятельности в таможенных органах, или с
сотрудниками, назначенными на должность, по которой они не имеют
опыта работы.
Правовой основой института наставничества являются настоящее
Положение, другие нормативные акты ГТК России, регламентирующие
вопросы профессиональной подготовки и воспитания сотрудников
таможенных органов.
I. Организационные основы наставничества
Руководство деятельностью наставников осуществляет Совет
наставников, создаваемый на основании приказа начальника
таможенного органа.
1. Совет наставников подбирает наставников из числа наиболее
профессионально подготовленных сотрудников, имеющих жизненный
опыт, стаж службы в таможенных органах не менее двух лет, в том
числе в занимаемой должности не менее одного года.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной
работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях Совета
наставников, а там, где Советы не созданы, - на заседаниях
аттестационной комиссии.
2. Основанием для утверждения наставничества является
письменный рапорт непосредственного начальника сотрудника,
согласованный с кадровой службой таможенного органа.
Назначение наставника производится с его согласия по
рекомендации Совета наставников или аттестационной комиссии
таможенного органа с указанием срока наставничества приказом
начальника таможенного органа.
3. Наставничество устанавливается над:
- впервые принятыми сотрудниками;
- выпускниками высших и средних специальных учебных заведений,
прибывшими в таможенный орган по распределению;
- сотрудниками таможенных органов, переведенными на другую
работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует
расширения профессиональных знаний и овладения новыми
практическими навыками.
4. Замена наставника производится приказом начальника
таможенного органа в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
II. Совет наставников
Совет наставников создается в таможенных органах при наличии
не менее десяти наставников, координирует свою деятельность с
Советом ветеранов и аттестационной комиссией.
Основными задачами Совета являются оказание помощи руководству
таможенных органов в подборе, обучении, воспитании наставников и
координация их деятельности.
На первом заседании Совета избираются председатель, его
заместитель и распределяются обязанности между членами Совета.
Совет наставников планирует работу на квартал и не реже одного
раза в год отчитывается о своей деятельности на общем собрании
наставников.
С учетом решения общего собрания наставников начальник
таможенного органа своим приказом вносит изменения в состав Совета
наставников.
Задачи Совета наставников:
а) принимать участие в подборе и создании резерва наставников;
б) оказывать методическую и практическую помощь наставникам в
планировании их работы, обучении и воспитании подшефных;
в) изучать, обобщать и распространять передовой опыт работы
наставников;
г) заслушивать на своих заседаниях отчеты наставников и
подшефных о проделанной работе.
III. Руководство работой наставника
1. Организация работы наставников и контроль за их
деятельностью возлагается на начальника таможенного органа и
начальника отдела кадров, которые:
- взаимодействуют с Советом наставников, координируют и
направляют его деятельность;
- анализируют, обобщают и распространяют положительный опыт
работы наставников;
- создают необходимые условия для совместного несения службы
наставника с подшефными;
- определяют меры поощрения наставников.
2. Непосредственную ответственность за работу наставников с
подшефными несут начальники подразделений таможенных органов,
которые:
- представляют подшефного сотрудникам таможенного органа и
объявляют приказ начальника таможенного органа о назначении
наставника;
- утверждают индивидуальный план работы наставника;
- проводят инструктажи наставников и их подшефных,
обеспечивают им возможность осуществления своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
- осуществляют систематический контроль за ходом обучения и
работой наставника;
- утверждают отчеты подшефного и наставника;
- вносят на аттестационную комиссию свои предложения о
сотрудниках, прошедших испытательный срок и обучение с
наставником.
IV. Обязанности наставника
Наставник обязан:
а) знать Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон
Российской Федерации "О таможенном тарифе", требования нормативных
актов, определяющих служебную деятельность подшефного, основные
вопросы прохождения службы и профессиональной подготовки
сотрудников таможенных органов;
б) изучать деловые и морально-психологические качества
подшефных, их отношение к службе, поведение в коллективе;
в) оказывать подшефному всестороннюю помощь в овладении
избранной специальностью, отрабатывать с ним приемы и способы
качественного выполнения операций, предусмотренных технологией
таможенного контроля и оформления;
г) своевременно принимать профилактические меры по недопущению
нарушений законности и дисциплины подшефным;
д) содействовать расширению кругозора, повышению
общеобразовательного и культурного уровня подшефного;
е) вносить предложения непосредственному начальнику о
поощрении или наложении взыскания на подшефного, удовлетворении
его запросов;
ж) составлять ежеквартальный план работы с подшефным и
отчитываться о работе с ним перед начальником службы,
подразделения, Советом наставников, вести журналы (дневники)
работы наставника;
з) составлять отчет по итогам обучения.
V. Обязанности подшефного
Подшефный обязан:
а) изучать Таможенный кодекс Российской Федерации, нормативные
акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты,
особенности деятельности подразделения и функциональные
обязанности по занимаемой должности;
б) выполнять индивидуальный план обучения в установленные
сроки;
в) постоянно работать над повышением профессионального
мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой
должности;
г) учиться у наставника передовым методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним;
д) совершенствовать свой общеобразовательный и культурный
уровень, хранить и приумножать лучшие традиции таможенной службы;
е) периодически отчитываться о своей работе перед
непосредственным начальником.
VI. Стимулирование работы и ответственность наставников
За исполнение обязанностей наставника, предусмотренных
настоящим Положением, сотруднику выплачивается ежемесячная
надбавка в размере 10 процентов от должностного оклада за каждого
подшефного, но не более 50 процентов. Указанная надбавка
выплачивается за счет и в пределах средств, выделяемых таможенным
органам Российской Федерации для выплаты надбавок за высокие
достижения в труде или за выполнение особо важной работы.
Выплата производится на основании приказа руководителя
таможенного органа о закреплении подшефного за наставником.
За выполнение своих обязанностей наставники могут быть
поощрены начальником таможенного органа на основании представления
Совета наставников или кадровой службы таможенного органа.
За успешное обучение и воспитание сотрудников в течение пяти
лет наставник может быть представлен к награждению нагрудным
знаком "Лучший наставник таможенного органа России".
VII. Документы, регламентирующие наставничество
в таможенных органах
К документам, регламентирующим деятельность наставников,
относятся:
- план работы Совета наставников;
- протоколы общих собраний наставников и заседаний Совета;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту;
- переписка по вопросам деятельности Совета и наставников.
|