ПРЕЗИДИУМ СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 1995 года
Президиум Совета Судей Российской Федерации заслушал
информацию председателя финансовой комиссии Совета судей
Бабенко А.М. о результатах изучения и анализа исполнения
бюджета за 1994 год Министерством юстиции Российской
Федерации и органами юстиций регионов. В ходе изучения
финансовых документов и обсуждения Президиум считает, что
финансирование и материально - техническое обеспечение
судебной деятельности в 1994 году нельзя признать
удовлетворительным.
Министерство финансов в нарушение Закона об утверждении
бюджета на 1994 года недофинансировало на содержание судов 86
миллиардов рублей и указанная сумма до настоящего времени не
возвращена. Министерством юстиции не принято достаточных мер
к возвращению долга, оно не добилось при утверждении бюджета
на 1995 год, чтобы возвращение указанной суммы было
предусмотрено законом о бюджете на текущий год. В связи с
этим долг в сумме 86 миллиардов рублей возвращен не будет.
Выделенные Министерству юстиции кредиты на содержание
судов использовались и распределялись не рационально,
допускались факты грубого нарушения финансовой дисциплины,
денежные средства расходовались не по их целевому назначению,
расходовались на цели, не имеющие какого-либо отношения к
судебной деятельности.
Министерством юстиции из имевшихся у него средств
неправомерно значительные суммы не были направлены для оплаты
труда судьям и работникам аппарата судов.
В 1994 году было открыто кредитов Министерству юстиции
для оплаты труда республиканским, краевым и областным судам
более 52 миллиардов рублей, а фактически было выделено лишь
36,5 миллиардов, то есть недодано 15,5 миллиарда рублей. На
оплату труда горрайсудам было открыто кредитов на 224
миллиарда рублей, фактически выделено 190 миллиардов рублей,
то есть недодано 34 миллиарда рублей.
Взамен пайкового довольствия Министерством юстиции
недодано областным судам 2,9 миллиарда рублей, горрайсудам 10
миллиардов рублей.
Таким образом всего недодано только по оплате труда
судьям и работникам аппарата судов в 1994 году более 61
миллиарда рублей (суммы округлены).
В то же время органы юстиции финансировались на эти цели
в полном объеме и даже с превышением выделенных средств. Так
в 1994 году по смете на оплату труда работников органов
юстиции в регионах было выделено около 9 миллиардов рублей,
фактически выплаченные суммы составили 10 миллиардов рублей.
Следовательно Министерством юстиции в 1994 году
применялся явно несправедливый и незаконный принцип
финансирования судов, было предусмотрено приоритетное и
льготное финансирование органов юстиции, в то же время суды
были поставлены в унизительное положение.
С грубым нарушением финансовой дисциплины в 1994 году
финансировались областные суды, которым кредиты на оплату
труда выделялись не по штатному расписанию, а по фактически
занятым должностям, что является недопустимым. Это привело к
явному несоответствию оплаты труда выполняемому объему
работы.
Подобные факты приводили к справедливому возмущению судей
и работников аппарата судов, обострялась социальная
напряженность среди работников. Министерство юстиции на
неоднократные обращения и острые обсуждения на совещаниях,
конференциях, советах судей не реагировало, ссылаясь на
отсутствие финансирования, чем умышленно вводило судейское
сообщество в заблуждение.
Сэкономленные таким образом деньги Министерство юстиции
расходовало по своему усмотрению на цели, не связанные с
судебной деятельностью. В частности, направлялись денежные
средства на приобретение автомашин, оргтехники для органов
юстиции, ремонт для них зданий и технических помещений и
другие нужды. Без каких-либо оснований было выделено 1,8
миллиарда рублей Российскому Федеральному центру судебных
экспертиз. Из средств, выделенных на содержание судов,
оплачивались многочисленные командировочные расходы за рубеж
лицам, не имеющим отношения к судебной деятельности,
оплачивались и другие расходы.
В целом по России не был установлен единый
предусмотренный законом порядок оплаты премий и материальной
помощи. Вместо 4 премий и 2 окладов материальной помощи в год
в отдельных регионах выдавались лишь по одной-две премии и
одному окладу материальной помощи, что вызывало справедливое
возмущение судей, и их многочисленные обращения в
Министерство юстиции и в Совет судей России.
В Президиум Совета судей поступают до настоящего времени
такие обращения.
Органы юстиции на местах допускали многочисленные
нарушения финансовой дисциплины, связанные с незаконным
расходованием денежных средств, выделенных на содержание
судов, не по целевому назначению. Денежные средства
расходовались на нужды аппарата органов юстиции в виде премий
и материальной помощи (Смоленская, Ярославская, Тюменская,
Ростовская и другие районы), приобреталась сельхозтехника для
работников аппарата органа юстиции (Ивановская область),
выдавались кредиты и на другие нужды. Установленные
контрольно-ревизионным отделом Министерства юстиции указанные
и другие факты серьезных нарушений отражены в актах проверок,
однако Министерство юстиции эти нарушения не пресекало,
требований не предъявляло, в отдельных случаях ограничивалось
лишь направлением писем на имя начальника органа юстиции за
подписью заместителя Министра юстиции РФ Радько Т.Н.
При явном недостаточном финансировании судов органы
юстиции на местах без каких-либо оснований допустили в 1994
году экономию в сумме 20 миллиардов рублей.
Министерство юстиции и его органы на местах принимают
явно недостаточно мер и по выполнению требований Закона "О
статусе судей в Российской Федерации". 13 апреля 1995 года
финансовая комиссия направила в письменном виде министру свои
предложения по решению ряда вопросов. До настоящего времени
нет сведений о реализации этих предложений. Лишь издан
23.06.95 приказ "О мерах по укреплению взаимодействия органов
юстиции и судейского сообщества". Однако этот приказ не
предусматривает какого-либо взаимодействия аппарата
Министерства с Президиумом Совета судей и не устраняет
препятствий в работе по изучению и анализу официальных
документов. В этой части данный приказ не соответствует
первоначальному проекту приказа, согласованному с Президиумом
Совета судей.
До настоящего времени Министерство юстиции еще не
приступило к исполнению Указа Президента России N 521 от
23.05.95 "О некоторых организационных мерах по ускорению
проведения реформы в Российской Федерации", хотя уже истекло
более месяца со дня его издания. Ни основные мероприятия по
реализации названного Указа, ни лица, ответственные за его
осуществление не определены.
В связи с изложенным, Президиум Совета судей Российской
Федерации
постановляет:
1. Информацию принять к сведению и поручить Бабенко А.М.
довести ее содержание до участников совещания 27-28 июня 1995
года.
2. Предложить министру юстиции Российской Федерации
Ковалеву В.А.
- издать приказ о категорическом запрещении использования
не по целевому назначению денежных средств, выделенных на
содержание судов;
- значительно ужесточить контроль за хозяйственно-
финансовой деятельностью органов юстиции субъектов федерации;
- автомашины, оргтехнику, штатную численность, которые
приобретены и содержаться за счет средств, выделенных на
содержание судов, немедленно из органов юстиции передать в
суды;
- проинформировать Президиум Совета судей РФ о реализации
предложений финансовой комиссии от 13.04.95;
- обеспечить беспрепятственный доступ членов Президиума к
изучению и анализу документов финансово-хозяйственного
значения в Министерстве юстиции;
- безотлагательно принять меры к исполнению Указа
Президента от 23.05.95 N 521.
3. Постановление направить министру юстиции Российской
Федерации и для сведения всем членам Совета судей РФ.
Председатель
Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
|