ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
от 9 июня 1995 г. N 28-О
по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской
Федерации от 25 января 1995 года N 72 "О государственной поддержке
структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в
г. Железногорске Красноярского края" в связи с запросом
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председатель-
ствующего Н.Т.Ведерникова, судей Э.М.Аметистова, Ю.М.Данилова
В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, В.И.Олейника, В.Г.Стрекозова, В.А. Тумано-
ва, О.С.Хохряковой,
заслушав в открытом заседании выступления представителей сторон
и экспертов по вопросу о подведомственности данного дела Конституци-
онному Суду Российской Федерации, а также изучив дополнительные мате-
риалы, приобщенные в связи с этим к делу,
рассмотрев в закрытом совещании вопрос о возможности дальнейшего
производства по делу о проверке конституционного Указа Президента
Российской Федерации от 25 января 1995 года N 72 "О государственной
поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности
в г. Железногорске Красноярского края",
установил:
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
от 24 февраля 1995 года приняла постановление об обращении в Консти-
туционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности
Указа Президента Российской Федерации "О государственной поддержке
структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Же-
лезногорске Красноярского края" N 72 от 25 января 1995 года. Факти-
чески в запросе идет речь о проверке конституционности только положе-
ний пунктов 1, 2, 3 Указа, в которых предусмотрено:
продолжение строительства завода РТ-2 для регенерации отработав-
шего ядерного топлива атомных электростанций с обязательным проведе-
нием государственной экологической экспертизы доработанного проекта;
поручение соответствующим государственным органам при формирова-
нии государственных инвестиционных программ, рассматривать вопрос о
финансировании продолжения этого строительства;
разрешение Горно-химическому комбинату принимать с целью после-
дующей переработки отработавшее ядерное топливо с зарубежных атомных
электростанций.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу следует
признать лишь пункты 1, 2, 3 данного Указа в частях, содержащих наз-
ванные выше положения.
В ходе рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федера-
ции пришел к следующим выводам.
Оспариваемые положения являются составной частью Указа Президен-
та Российской Федерации об основных направлениях структурной перес-
тройки и конверсии оборонного производства только одного Горно-хими-
ческого комбината, расположенного в г. Железногорске Красноярского
края. Они, в частности, направлены на продолжение строительства одно-
го конкретного завода РТ-2 для регенерации отработавшего ядерного
топлива атомных электростанций с реакторами определенного типа. Для
этого Министерству экономики Российской Федерации и Министерству фи-
нансов Российской Федерации совместно с Министерством Российской Фе-
дерации по атомной энергии поручено рассматривать вопрос о выделении
Горно-химическому комбинату необходимых средств.
Тому же Горно-химическому комбинату разрешается принимать отра-
ботавшее ядерное топливо с зарубежных ядерных электростанций, постро-
енных как по отечественным проектам, так и по проектам других стран.
Однако такое разрешение дано лишь данному конкретному комбинату, но
не упомянутым зарубежным электростанциям, и не порождает каких-либо
прав и обязанностей для последних.
Рассматриваемые положения Указа имеют оперативно-распорядитель-
ный характер, содержат ограниченные во времени конкретные предписа-
ния, адресованные определенным субъектам и касающиеся развития и де-
ятельности конкретного промышленного объекта - Красноярского Гор-
но-химического комбината. Следовательно, они не являются нормативны-
ми.
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Рос-
сийской Федерации и подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3 Фе-
дерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о
соответствии Конституции Российской Федерации лишь нормативных актов
Президента Российской Федерации. Поэтому разрешение вопроса, постав-
ленного в обращении Государственной Думы Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации о проверке конституционности вышеупомянутого Указа
Президента Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Фе-
дерации не подведомственно.
Статьей 68 Федерального конституционного закона "О Конституцион-
ном Суде Российской Федерации" установлено, что Конституционный Суд
Российской Федерации прекращает производство по делу в случае, если в
ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения
к рассмотрению. С учетом этого производство по настоящему делу подле-
жит прекращению.
Однако это не исключает решения вопросов, поставленных в обраще-
нии Государственной Думы, другими органами, поскольку законодатель-
ство Российской Федерации предусматривает возможность защиты прав и
законных интересов физических и юридических лиц в случае их нарушения
ненормативными актами, в частности, в общих и арбитражных судах.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом "а" части
2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта
1 части первой статьи 3, пунктом 1 части первой статьи 43, статьями
68, 71, 72, 74, 75 Федерального конституционного закона "О Конститу-
ционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской
Федерации определил:
1. Производство по настоящему делу прекратить.
2. Определение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает
в силу немедленно после его провозглашения.
Председательствующий -
судья Конституционного Суда
Российской Федерации Н.Т.Ведерников
|