ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 1995 г. N ВЗ-6-15/305
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
НАЛОГА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В соответствии с Планом основных мероприятий по усилению
контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1995 году
госналогинспекциями была проведена работа по проверке правильности
исчисления и уплаты налога на реализацию горюче-смазочных
материалов, поступающего в Федеральный дорожный фонд,
предприятиями - изготовителями горюче-смазочных материалов и
наиболее крупными их перепродавцами по состоянию на 1 января
1995 года.
Проверка осуществлялась в соответствии с Программой,
направленной Госналогслужбой России в адрес налоговых инспекций
02.02.95 N ВЗ-6-15/54 (срок представления информации был определен
до 20 марта 1995 года).
Как следует из представленных материалов, по состоянию на
01.01.95 налоговыми инспекциями по вопросам правильности
исчисления и уплаты налога на реализацию горюче-смазочных
материалов проверено свыше 8 тысяч плательщиков.
Более 60 процентов всех поступлений этого налога по Российской
Федерации приходится на регионы, на территории которых находятся
крупные предприятия - изготовители горюче-смазочных материалов:
Красноярский край, Ленинградская, Рязанская, Ярославская,
Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Омская, Иркутская области
и г. Москва.
В ходе проведенных проверок доначислен налог на реализацию
горюче-смазочных материалов в сумме 85,4 млрд. руб., из них
наиболее значительные суммы (36,9 млрд. руб. или 43,2%) по:
г. Москва - 10,0 млрд. руб.; Нижегородская область - 6,4 млрд.
руб.; Республика Башкортостан - 4,0 млрд. руб.; Пермская область -
3,6 млрд. руб.; Красноярский край - 3,5 млрд. руб.; Республика
Адыгея - 2,0 млрд. руб.; Волгоградская область - 1,8 млрд. руб.;
Саратовская область - 1,6 млрд. руб.; Московская область -
1,5 млрд. руб.; Ленинградская область - 1,4 млрд. руб.;
Хабаровский край - 1,1 млрд. руб.; применены штрафные санкции в
сумме 244,3 млрд. руб.
Недоимка по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов
по состоянию на 01.01.95 по Российской Федерации составляет
705 млрд. руб. или 29,6% к сумме начисленного налога. Наибольший
удельный вес всей недоимки по Российской Федерации (75%)
приходится на регионы: Республика Башкортостан (191,6 млрд. руб.
или 27,0%), Иркутская область (187,4 млрд. руб. или 26,5%),
Нижегородская область (109,2 млрд. руб. или 15,5%), Рязанская
область (42,2 млрд. руб. или 6,0%).
Как отмечается налоговыми инспекциями, основной причиной
образования недоимки является кризис платежей за отгруженные
горюче-смазочные материалы, отсутствие средств на расчетных,
депозитных и валютных счетах плательщиков.
В соответствии с Программой проверки налоговыми инспекциями
проводится работа по ликвидации имеющейся недоимки по налогу на
реализацию горюче-смазочных материалов путем выставления
инкассовых поручений на расчетные счета предприятий, обращения
взыскания платежей по налогу на валютные и депозитные счета
плательщиков, их дебиторскую задолженность.
Исполнение инкассовых поручений осуществляется по мере
поступления средств на счета предприятий. В случаях отсутствия
средств на счетах недоимщиков инкассовые поручения выставляются на
счета дебиторов этих недоимщиков.
Также в целях ликвидации недоимки налоговыми органами
проводятся взаимозачеты в счет уплаты налога на реализацию
горюче-смазочных материалов переплатой по другим видам налогов с
отражением этих операций в лицевых счетах плательщиков. Сведения
об этом содержатся в информации налоговых инспекций по
Республикам: Мордовия, Татарстан, Хакасия, Удмуртской, областям:
Иркутской, Пензенской, Псковской, Тамбовской, Тюменской.
Как результат проведения указанной работы, за 4 месяца
текущего года ликвидирована недоимка по заводам - изготовителям
горюче-смазочных материалов, расположенным в Красноярском крае
(Ачинский НПЗ), Омской области (Омский НПЗ). Существенно снижена
недоимка по этому налогу по Нижегородской области (АПО "Норси" -
со 108,2 до 52 млрд. руб.), Пермской области (АО "Лукойл -
Пермнефтеоргсинтез" - 25,7 до 18,4 млрд. руб.).
Вместе с тем для ряда областей характерен дальнейший рост
недоимки по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов.
Так, по Иркутской области (АО "Нефтехимическая компания"
недоимка возросла со 187 до 292 млрд. руб. или в 1,5 раза; по
Самарской области - с 23,5 до 78,5 млрд. руб. или в 3,3 раза (86%
суммы ее приходится на Новокуйбышевский НПЗ); по Саратовской
области (Саратовский НПЗ) - с 1,4 до 3,3 млрд. руб. или в
2,4 раза; по Хабаровскому краю (Комсомольский нефтезавод) - с 3,2
до 6,3 млрд. руб. или в 2 раза; Волгоградской области (АО
"Лукойл - Волгоград - нефтепереработка" - с 0,6 до 6,7 млрд. руб.
или в 11,2 раза; ПТ "Нефтяная компания Лукойл" - при отсутствии
недоимки по состоянию на 01.01.95 она составила 9,1 млрд. руб. по
состоянию на 01.05.95); г. Москве (Московский НПЗ) - с 17,3 до
73,5 млрд. руб. или в 4,2 раза; Ярославской области (АООТ
"Ярославльнефтеоргсинтез") - при отсутствии недоимки по состоянию
на 01.01.95 она составила 4,7 млрд. руб. по состоянию на
01.05.95); Рязанской области (Рязанский НПЗ) - с 42,2 до
71,1 млрд. руб. или в 1,7 раза.
Наряду с вышеуказанными регионами проведению работы по
ликвидации недоимки большое внимание должны уделять налоговые
инспекции по Краснодарскому краю, Ленинградской области,
Республикам Северная Осетия и Кабардино-Балкарской, у которых
удельный вес ее в общей сумме начисленного налога по состоянию на
01.01.95 составляет от 35,4 до 81,4 процента.
В случаях обнаружения фактов несвоевременной сдачи
предприятиями и организациями платежных поручений в банк на уплату
налога на реализацию горюче-смазочных материалов налоговыми
органами (ГНИ по г. Москве) применяются принудительные меры
взыскания платежей: выставляются инкассовые поручения, налагаются
административные штрафы на руководителей предприятий и
организаций.
Ряд налоговых инспекций хорошо организовали работу по
взысканию доначисленных сумм налога и штрафных санкций. Наиболее
полно взыскиваются налоги и штрафные санкции налоговыми
инспекциями по г. Москве и Волгоградской области, которые
обеспечили взыскание налога в размере 100,0 и 94,7 процента и
соответственно штрафных санкций - 44,2 и 82,3 процента.
Однако в целом результаты работы налоговых инспекций по
контролю за взысканием доначисленных сумм налога и штрафных
санкций нельзя признать удовлетворительными. Так, из доначисленных
сумм налога по Российской Федерации взыскано 17,4 процента,
штрафных санкций - 11,8 процента. Полностью данные о взысканных
суммах налога и санкций отсутствуют в информации, представленной
налоговыми инспекциями по Краснодарскому краю, Красноярскому краю,
Ханты-Мансийскому автономному округу, областям: Пермской, Томской,
Иркутской и другим.
В ходе проверок установлено, что основными нарушениями в
исчислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов
являются неправильное определение налогооблагаемой базы, занижение
облагаемого оборота по реализации этих материалов за счет
невключения в облагаемый оборот операций по бартеру, оборота по
реализации горюче-смазочных материалов на экспорт, неправильное
применение снабженческо-сбытовых надбавок, неначисление налога при
осуществлении разовых операций по перепродаже горюче-смазочных
материалов.
Следует отметить хорошее выполнение Программы проверки и
представление наиболее подробной информации о результатах
проведенных проверок предприятий - изготовителей и перепродавцов
горюче-смазочных материалов налоговыми инспекциями по Республикам:
Башкортостан, Коми, краям: Красноярскому, Приморскому, областям:
Нижегородской, Самарской, Ленинградской, Пермской, Саратовской,
Волгоградской, Мурманской, Кемеровской, Калужской, Липецкой,
Ивановской, Калининградской, Псковской, Тамбовской, Ростовской,
Свердловской, Челябинской, Тюменской, г. Москве.
Вместе с тем не всеми налоговыми инспекциями информация
представлена в полном объеме и в установленный срок.
Не представили информацию налоговые инспекции по Республике
Горный Алтай, Усть-Ордынскому автономному округу, Агинскому
Бурятскому автономному округу.
Не соблюдены сроки представления информации налоговыми
инспекциями по Республикам: Мордовия, Адыгея, Карачаево -
Черкесия, Кабардино-Балкарской; Ненецкому автономному округу;
краям: Ставропольскому, Алтайскому; областям: Магаданской,
Сахалинской, Еврейской автономной, Оренбургской, Ленинградской;
г. Санкт-Петербургу.
Недостаточная информация, не освещающая большинства вопросов,
поставленных в Программе проверки, представлена налоговыми
инспекциями по Республике Бурятия и Ненецкому автономному округу.
Кроме того, анализ представленных материалов свидетельствует о
неправильном понимании рядом налоговых инспекций налогового
законодательства в части применения снабженческо-сбытовой надбавки
и исчисления налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных
фондах в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями,
внесенными в него Законом Российской Федерации от 25.12.92
N 4226-1, не установлено обязательное применение предприятиями -
перепродавцами снабженческо-сбытовой надбавки к цене реализации
горюче-смазочных материалов.
В случае реализации горюче-смазочных материалов по цене их
приобретения у предприятий - перепродавцов отсутствует объект
налогообложения по налогу на реализацию горюче-смазочных
материалов, в связи с чем они не являются плательщиками этого
налога.
Порядок применения снабженческо-сбытовых надбавок
хозяйствующими субъектами, осуществляющими перепродажу горюче -
смазочных материалов, определен Указом Президента Российской
Федерации от 17.09.92 N 1089 "О государственном регулировании цен
на отдельные виды энергоресурсов", постановлениями Комитета
Российской Федерации по политике цен, письмом Госналогслужбы
России, согласованным с Госкомцен России и Минфином России, от
28.07.93 N ВЗ-6-15/241.
Вышеназванным Указом установлена снабженческо-сбытовая
надбавка к ценам на нефтепродукты в размере до 8 процентов. Таким
образом, применение снабженческо-сбытовой надбавки ниже
8 процентов не является нарушением действующего законодательства.
Учитывая изложенное, Госналогслужба России считает, что
налоговым инспекциям при проверках следует обратить особое
внимание на правильность исчисления, а также своевременность и
полноту перечисления платежей по налогу на реализацию горюче -
смазочных материалов в Федеральный дорожный фонд, усилить контроль
за погашением недоимки по этому налогу, и в первоочередном порядке
по заводам - изготовителям и крупным перепродавцам горюче -
смазочных материалов.
При этом необходимо строго руководствоваться действующими
законодательными нормативными актами, определяющими порядок
исчисления и уплаты налога на реализацию горюче-смазочных
материалов.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
|