РАТИФИЦИРОВАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ - ФЗ ОТ 04.11.1995 N 163-ФЗ
КОНВЕНЦИЯ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
О ПРАВАХ И ОСНОВНЫХ СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА
Государства - участники Содружества Независимых Государств,
ниже именуемые Договаривающимися Сторонами, принимая во внимание
Всеобщую декларацию прав человека, Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах,
Международный пакт о гражданских и политических правах и
Факультативный протокол к этому последнему пакту, а также
международные обязательства по правам человека, принятые в рамках
ОБСЕ (СБСЕ), принимая во внимание, что упомянутые документы имеют
целью обеспечение всеобщего и эффективного признания и соблюдения
провозглашенных в них прав, принимая во внимание Декларацию глав
государств - участников Содружества Независимых Государств о
международных обязательствах в области прав человека и основных
свобод, считая, что соблюдение международных стандартов в области
прав человека всеми государствами - участниками Содружества
Независимых Государств, развитие и поощрение уважения к правам
человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола,
языка, политических убеждений, религии и социального происхождения
содействуют углублению демократических преобразований,
экономическому и социальному росту, укреплению законности и
правопорядка, стремясь к эффективному осуществлению обязательств
по защите прав человека и основных свобод, в духе сосредоточения
коллективных усилий Договаривающихся Сторон в деле утверждения
идеалов свободы и верховенства закона, предотвращения нарушений
прав человека и основных свобод, традиций терпимости и дружбы
народов, укрепления гражданского мира и согласия, полагая, что
такие усилия будут способствовать всеобщему уважению и соблюдению
прав человека и основных свобод в соответствии с основополагающими
международно - правовыми документами в области прав человека,
согласились о нижеследующем.
Статья 1
Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому человеку,
находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в
настоящей Конвенции.
Статья 2
1. Право каждого человека на жизнь охраняется законом. Никто
не может быть намеренно лишен жизни. Смертная казнь, пока она не
отменена, может применяться только по приговору суда за особо
тяжкие преступления.
2. Смертный приговор, как правило, не может быть вынесен
женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам,
находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности,
и смертный приговор не может быть исполнен в отношении женщин,
находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения
приговора.
3. Смертный приговор не может быть вынесен лицу за
преступление, совершенное им до достижения 18-летнего возраста.
4. Лишение жизни не рассматривается как нарушение положений
настоящей статьи, когда оно является результатом применения силы
только в случаях крайней необходимости и необходимой обороны,
предусмотренных национальным законодательством.
Статья 3
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому,
бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или
наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским или научным
опытам без своего свободного согласия.
Статья 4
1. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном
состоянии.
2. Никто не должен принуждаться к принудительному или
обязательному труду.
3. Термином "принудительный или обязательный труд" в настоящей
статье не охватываются:
а) какая бы то ни была работа, которая обычно должна
выполняться во время заключения, произведенного в соответствии с
положениями статьи 5 настоящей Конвенции, или в период условного
освобождения от такого заключения;
б) какая бы то ни была служба военного характера, а
применительно к Договаривающимся Сторонам, в которых признается
отказ лиц от несения такой службы по политическим или религиозно -
этическим мотивам, служба, выполнение которой требуется вместо
обязательной военной службы;
в) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях
чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или
благополучию населения;
г) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в
обыкновенные гражданские обязанности;
д) выполнение обязанностей родителями по созданию необходимых
условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию
нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.
Статья 5
1. Каждый человек имеет право на свободу и личную
неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как
в следующих случаях и в соответствии с процедурой, установленной
национальным законодательством:
а) законное содержание лица под стражей после его осуждения
компетентным судом;
б) законный арест или задержание лица;
в) законное задержание несовершеннолетнего с целью передачи
дела на расследование, вынесения решения о наказании или в суд.
2. Каждому арестованному при аресте сообщаются на понятном ему
языке причины его ареста.
3. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания
под стражей, в соответствии с национальным законодательством
принадлежит право на разбирательство судом его дела относительно
законности его ареста или содержания под стражей.
4. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное
обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Лица, подвергшиеся незаконному аресту или содержанию под
стражей, имеют право на компенсацию причиненного ущерба в
соответствии с национальным законодательством.
Статья 6
1. Все лица равны перед судом.
Каждый имеет право при рассмотрении любого дела на
справедливое и публичное разбирательство в течение разумного срока
независимым и беспристрастным судом. Решения суда или приговор
выносятся публично, однако все судебное разбирательство или часть
его может иметь закрытый характер по соображениям общественного
порядка, сохранения государственной тайны либо когда того требуют
интересы подростков или защиты интимных сторон жизни участвующих в
деле лиц.
2. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается
невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону.
3. Каждый обвиняемый в совершении преступления имеет как
минимум следующие права:
а) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке,
который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему
обвинения;
б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей
защиты;
в) защищать себя лично или через посредство выбранного им
самим защитника или иметь назначенного ему защитника в любом
случае, когда интересы правосудия того требуют, а также
пользоваться в случаях, определенных национальным
законодательством, бесплатной помощью адвоката;
г) обращаться к суду с ходатайством о допросе свидетелей,
производстве осмотров, истребовании документов, назначении
экспертиз и других следственных действий;
д) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не
понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом
языке;
е) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя
или к признанию себя виновным.
Статья 7
1. Никто не может нести ответственность за деяние, которое
согласно действовавшему в момент его совершения национальному
законодательству или международному праву не признавалось
преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое
наказание, чем то, которое подлежало применению в момент
совершения преступления. Если после совершения преступления
законом устанавливается более легкое наказание или ответственность
за него устранена, применяется новый закон.
2. Никто не должен быть осужден или наказан вторично за
преступление, за которое он уже был осужден или понес наказание на
основе национального законодательства. Каждый осужденный имеет
право в соответствии с законом на пересмотр приговора суда
вышестоящей судебной инстанцией, а также просить о помиловании или
смягчении наказания.
Статья 8
Никто не может быть лишен свободы только на том основании, что
он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.
Статья 9
1. Каждый человек имеет право на уважение его личной и
семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки.
2. Не должно быть никакого вмешательства со стороны
государственных органов в пользовании этим правом, за исключением
случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и которое
необходимо в демократическом обществе в интересах государственной
и общественной безопасности, общественного порядка, охраны
здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод
других лиц.
Статья 10
1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и
вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию
или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как
индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный
культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и
действовать в соответствии с ними.
2. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь
ограничениям, предусмотренным законом и необходимым в
демократическом обществе в интересах государственной и
общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья
и нравственности населения или для защиты прав и свобод других
лиц.
Статья 11
1. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего
мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений,
получать и распространять информацию и идеи любым законным
способом без вмешательства со стороны государственных властей и
независимо от государственных границ.
2. Поскольку пользование этими свободами налагает обязанности
и ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями,
условиями и ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми
в демократическом обществе в интересах государственной или
общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и
свобод других лиц.
Статья 12
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на
свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и
вступать в таковые для защиты своих интересов.
2. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах государственной и
общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья
и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Настоящая статья не препятствует установлению законных ограничений
пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных
сил, правоохранительных или административных органов государства.
Статья 13
1. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право
вступать в брак и основывать семью согласно национальному
законодательству, регулирующему осуществление этого права.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном
согласии вступающих в брак.
3. В целях обеспечения необходимых условий для полного
развития семьи, которая является основной ячейкой общества,
Договаривающиеся Стороны обязуются содействовать экономической,
правовой и социальной защите семейной жизни такими средствами, как
социальные и семейные пособия, налоговые льготы, обеспечение семьи
жильем, пособия для молодоженов и другими надлежащими средствами.
Статья 14
1. Каждый человек имеет право на труд и на защиту об
безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную
работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении
труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы.
2. В целях обеспечения эффективного осуществления прав
работающих женщин Договаривающиеся Стороны обязуются:
а) предоставлять оплачиваемый отпуск, достаточное пособие по
социальному обеспечению или пособия из общественных фондов для
женщин, которые берут отпуск до и после родов сроком,
предусмотренным национальным законодательством;
б) считать незаконным, если предприниматель уведомляет
какую-либо женщину об увольнении во время ее отсутствия в связи с
отпуском по беременности или уведомляет ее об увольнении с работы
в такое время, когда срок уведомления истекает во время ее
отсутствия;
в) обеспечить, чтобы матери, кормящие своих грудных детей,
имели достаточное свободное время для этой цели;
г) регулировать прием на работу женщин для работы в ночную
смену в промышленности;
д) регулировать прием на работу женщин на подземных
горнорудных работах и соответственно на других видах работы,
которые не подходят для них по причине опасности, вредности для
здоровья или тяжести.
Статья 15
В целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану
здоровья Договаривающиеся Стороны обязуются, непосредственно или в
сотрудничестве с государственными или частными организациями,
предпринимать соответствующие меры, направленные, в частности, на:
а) устранение в максимально возможной степени причин ухудшения
здоровья;
б) обеспечение консультативных услуг и учебной базы для
укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах
здоровья;
в) обеспечение санитарно - гигиенических условий,
предотвращающих в максимально возможной степени возникновение
эпидемических, эндемических и других заболеваний.
Статья 16
1. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение,
включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других
случаях, установленных национальным законодательством.
2. В целях обеспечения эффективного осуществления права на
социальную и медицинскую помощь Договаривающиеся Стороны обязуются
обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств
и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из
других источников, в частности, за счет льгот в рамках системы
социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае
болезни - уход, необходимый в его состоянии.
3. В целях обеспечения эффективного осуществления права
матерей и детей на социальную и экономическую защиту
Договаривающиеся Стороны примут все надлежащие и необходимые меры
в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих
институтов или служб.
Статья 17
Каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты,
требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства.
Статья 18
В целях обеспечения эффективного осуществления права физически
и умственно нетрудоспособных лиц на восстановление
трудоспособности, профессиональную подготовку и возвращение к
общественной жизни Договаривающиеся Стороны обязуются:
а) принимать надлежащие меры по организации учебных заведений,
в том числе, в случае необходимости, государственных или частных
специализированных учреждений;
б) принимать надлежащие меры по трудоустройству
нетрудоспособных лиц, в том числе по созданию специализированных
служб по трудоустройству, учреждений со специальными условиями
труда и меры по поощрению работодателей принимать инвалидов на
работу.
Статья 19
Каждый человек, права и свободы которого нарушены, имеет право
на эффективное восстановление в правах и свободах в соответствии с
национальным законодательством.
Статья 20
1. Все люди равны перед законом и имеют право без всякой
дискриминации на равную защиту закона.
2. Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей
Конвенции, гарантируется без дискриминации по какому бы то ни было
признаку, как-то: пола, расы, цвета кожи, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, принадлежности к национальному меньшинству,
имущественного и должностного положения, места рождения или иного
обстоятельства.
Статья 21
Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, не может
быть отказано в праве индивидуально, совместно и беспрепятственно
выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую,
культурную или религиозную самобытность.
Статья 22
1. Каждому, кто законно находится на территории какой-либо
Договаривающейся Стороны, принадлежит в пределах этой территории
право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая
свою собственную.
3. Права, изложенные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не
могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые
предусмотрены законом в интересах государственной или общественной
безопасности, общественного порядка, для охраны здоровья и
нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц.
4. Права, изложенные в пункте 1 настоящей статьи, могут в
конкретных районах также явиться объектом ограничений,
установленных в соответствии с законом и обоснованных
общественными интересами.
Статья 23
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на
признание его правосубъектности.
Статья 24
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства
или права изменить свое гражданство.
Статья 25
1. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в
результате коллективного мероприятия с территории государства,
гражданином которого он является.
2. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию
государства, гражданином которого он является.
3. Иностранец, законно находящийся на территории любой
Договаривающейся Стороны, может быть выслан только во исполнение
законно принятого решения и должен иметь возможность представить
доводы против высылки.
4. Коллективная высылка иностранцев запрещается.
Статья 26
1. Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на
собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме
как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении
условий, предусмотренных национальным законодательством и
общепризнанными принципами международного права.
2. Вышеизложенные положения, однако, никоим образом не
затрагивают права Договаривающейся Стороны принимать такие законы,
которые она считает необходимыми для контроля над использованием
предметов, изъятых из общего оборота в государственных и
общественных интересах.
Статья 27
1. Никому не может быть отказано в праве на образование. При
осуществлении любых функций, которые Договаривающаяся Сторона
приняла на себя в отношении образования и обучения, она должна
уважать право родителей обеспечивать своим детям такое образование
и обучение, которое соответствует их собственным убеждениям и
национальным традициям.
2. Начальное, основное общее образование является обязательным
и бесплатным.
3. Каждая Договаривающаяся Сторона устанавливает возрастной
минимум, до которого среднее образование является обязательным и
который не может быть ниже установленного законом в соответствии с
международно признанными стандартами минимального возраста приема
на работу.
Статья 28
В целях обеспечения эффективного осуществления права на
профессиональное обучение Договаривающиеся Стороны обязуются:
1. Обеспечивать или поощрять, по мере необходимости,
техническое или профессиональное обучение всех лиц, включая
инвалидов, по согласованию с профсоюзными объединениями и
предоставлять возможность для получения высшего образования исходя
исключительно из индивидуальных способностей.
2. Обеспечивать или содействовать созданию, по мере
необходимости:
а) надлежащей и широко доступной учебной базы для рабочих;
б) специальных центров для переподготовки рабочих, вызванной
техническим прогрессом или новыми тенденциями в области занятости.
3. Содействовать полному использованию льгот, предоставляемых
в связи с соответствующими мерами, в том числе для:
а) сокращения или упразднения всяких сборов и начислений;
б) предоставления в соответствующих случаях материальной
помощи;
в) включения по просьбе работодателя в нормальный рабочий день
времени, затраченного на дополнительную подготовку рабочего во
время его работы;
г) обеспечения при соответствующем контроле по согласованию с
профсоюзными объединениями эффективности подготовки учеников и
других учебных мероприятий для молодых рабочих, а также
соответствующей защиты интересов молодых рабочих в целом.
Статья 29
Каждый человек в соответствии с национальным законодательством
имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он
является:
а) принимать участие в управлении и ведении государственных
дел как непосредственно, так и через свободно избранных
представителей;
б) голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на
основе всеобщего и равного избирательного права при тайном
голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к
государственной службе.
Статья 30
Ничто в статьях 11, 12 и 20 не рассматривается как
препятствующее Договаривающимся Сторонам вводить ограничения на
политическую деятельность иностранных граждан и лиц без
гражданства.
Статья 31
Ничто в настоящей Конвенции не может истолковываться как
предоставляющее какой-либо Договаривающейся Стороне, группе лиц
или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или
совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод,
изложенных в настоящей Конвенции.
Статья 32
Ограничения, допускаемые по настоящей Конвенции в отношении
указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей,
кроме тех, для которых они предусмотрены.
Статья 33
Ничто в настоящей Конвенции не может истолковываться как
ограничение или ущемление любых из прав человека и основных
свобод, которые признаются или гарантируются согласно
законодательству соответствующей Договаривающейся Стороны, а также
основополагающим международным документом в области прав человека,
участником которой она является.
Статья 34
Наблюдение за выполнением настоящей Конвенции осуществляется
Комиссией по правам человека Содружества Независимых Государств
(КПЧ СНГ), Положение о которой является неотъемлемой частью
настоящей Конвенции.
Статья 35
1. В период войны или иного чрезвычайного положения,
угрожающего высшим интересам каждой из Договаривающихся Сторон,
каждая из них может принять меры в отступление от своих
обязательств, принятых по настоящей Конвенции, только в той
степени, в какой это требуется серьезностью положения, при
условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам
по международному праву и не влекут за собой дискриминации по
признакам, перечисленным в статье 20 настоящей Конвенции.
2. Никакое отступление на основании пункта 1 настоящей статьи
от статьи 2 настоящей Конвенции, за исключением случаев гибели
людей в результате правомерных военных действий, или от статьи 3,
пункта 1 статьи 4 и статьи 7 настоящей Конвенции не допускается.
3. Любая Договаривающаяся Сторона, воспользовавшаяся правом
отступления от обязательств, ставит в известность депозитария о
принятых мерах и причинах их принятия. Она также ставит его в
известность, когда такие меры прекратили свое действие и положения
Конвенции вновь выполняются в полном объеме.
Статья 36
1. Каждая Договаривающаяся Сторона при подписании настоящей
Конвенции или при сдаче на хранение своей ратификационной грамоты
может сделать оговорку в отношении любого конкретного положения
Конвенции о том, что какой-либо закон, действующий в этот период
на ее территории, не соответствует этому положению. Оговорки
общего характера по настоящей статье не допускаются.
2. Любая оговорка, сделанная в соответствии с настоящей
статьей, должна содержать краткое изложение соответствующего
закона.
Статья 37
1. Любая Договаривающаяся Сторона может денонсировать
настоящую Конвенцию по истечении шести месяцев после извещения,
содержащегося в уведомлении, направленном депозитарию, который
информирует другие Договаривающиеся Стороны.
2. Такая денонсация не освобождает Договаривающуюся Сторону,
заявившую о денонсации настоящей Конвенции, от взятых по ней
обязательств в отношении любого действия, которое могло явиться
нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до
вступления денонсации в силу.
Статья 38
1. Настоящая Конвенция, включая Положение о Комиссии по правам
человека Содружества Независимых Государств, вступает в силу со
дня сдачи депозитарию третьего уведомления, подтверждающего
выполнение Договаривающимися Сторонами внутригосударственных
процедур, необходимых для ее вступления в силу.
2. Для других Договаривающихся Сторон настоящая Конвенция
вступает в силу с даты получения депозитарием уведомления о
выполнении ими внутригосударственных процедур, указанных в
пункте 1 настоящей статьи.
Статья 39
К настоящей Конвенции после ее вступления в силу могут
присоединиться другие государства, разделяющие ее цели и принципы,
путем сдачи депозитарию уведомления, подтверждающего выполнение
ими внутригосударственных процедур, указанных в пункте 1 статьи 38
настоящей Конвенции. Дата получения депозитарием указанного
уведомления является датой вступления в силу настоящей Конвенции
для такого государства.
Совершено в городе Минске 26 мая 1995 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в
Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству, подписавшему настоящую
Конвенцию, ее заверенную копию.
Конвенцию не подписали Азербайджан, Казахстан, Туркменистан,
Узбекистан, Украина.
Утверждено
Решением Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
об утверждении Положения
о Комиссии по правам человека
Содружества Независимых Государств
от 24 сентября 1993 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Настоящее Положение регулирует деятельность Комиссии по правам
человека Содружества Независимых Государств (далее - Комиссия),
предусмотренной в статье 33 Устава Содружества Независимых
Государств, с целью осуществления наблюдения за выполнением
обязательств по правам человека, взятых на себя государствами -
членами (далее - Сторонами) в рамках Содружества.
Часть I. СОСТАВ КОМИССИИ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЕ РАБОТЫ
1. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами
Сторон, обладающие высокими нравственными качествами и признанной
компетентностью в области прав человека. Принимается во внимание
полезность участия лиц, обладающих юридическим опытом.
2. Каждая из Сторон определяет своего представителя и
заместителя представителя в состав Комиссии, фамилии которых
сообщаются в Исполнительный Секретариат Содружества не позднее чем
через 30 дней после утверждения настоящего Положения.
Исполнительный Секретариат Содружества уведомляет Стороны о
получении таких сообщений.
3. Каждая из Сторон может быть представлена на сессии Комиссии
лицами, замещающими представителя и заместителя представителя,
советниками и экспертами.
4. Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств
созывает первую сессию Комиссии путем направления соответствующего
уведомления Сторонам. Последующие сессии Комиссии созываются в
соответствии с правилами процедуры, но не реже одного раза каждые
шесть месяцев независимо от количества вопросов повестки дня.
Стороны могут согласовать порядок созыва специальных сессий
Комиссии.
5. Комиссия проводит, как правило, закрытые заседания, за
исключением случаев, когда решением большинства присутствующих на
сессии и участвующих в голосовании представителей Сторон в
Комиссии предусмотрено иное.
6. Представители Сторон председательствуют на сессиях Комиссии
поочередно в порядке русского алфавита названий государств -
членов Содружества. В период между сессиями председатель
завершившейся сессии Комиссии продолжает действовать от имени
Комиссии в пределах своих полномочий, связанных с текущими делами,
до начала исполнения обязанностей следующим председателем.
7. Рабочим языком Комиссии является русский язык.
8. Для рассмотрения конкретных вопросов Комиссия имеет право
создавать рабочие группы. К работе в таких группах, помимо лиц,
указанных в пункте 2 настоящей части, могут привлекаться эксперты,
кандидатуры которых согласовываются Сторонами.
При необходимости Комиссия и с ее согласия рабочие группы
могут обращаться за информацией и консультациями в соответствующие
международные и национальные организации.
9. Комиссия принимает свои правила процедуры, в которых, в
частности, должно быть предусмотрено следующее:
а) две трети от числа представителей Сторон в Комиссии или
лиц, их замещающих, образуют кворум;
б) решения Комиссии принимаются двумя третями голосов
присутствующих на сессии и участвующих в голосовании
представителей Сторон в Комиссии или лиц, их замещающих.
10. Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей,
заключений и рекомендаций в соответствующих документах на русском
языке, заверенные копии которых передаются Исполнительным
Секретариатом Содружества каждой из Сторон. Такие документы носят
открытый характер, за исключением случаев, когда Сторонами принято
иное решение.
11. Комиссия представляет Совету глав государств Содружества
ежегодный доклад о своей деятельности.
Часть II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
В КОМИССИИ ОБРАЩЕНИЙ СТОРОН
1. Каждая из Сторон имеет право направлять любой из Сторон
письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав
человека какой-либо из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии.
2. Если вопрос, по которому направлен запрос, упомянутый в
пункте 1 настоящей части, в течение шести месяцев после его
получения не решен к удовлетворению запрашивающей Стороны, она
имеет право передать этот вопрос в Комиссию, уведомив об этом
другую заинтересованную Сторону.
3. Комиссия рассматривает переданный ей вопрос по существу
только после того, как она удостоверится, что все доступные
внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны и
после этого прошло не более шести месяцев.
4. По любому переданному на ее рассмотрение вопросу Комиссия
имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой
представить любую относящуюся к делу информацию. Заинтересованные
Стороны должны представить такую информацию в Комиссию либо, в
случае отказа, дать мотивированный ответ.
Заинтересованные Стороны могут делать свои представления при
рассмотрении вопроса Комиссией устно или письменно.
5. Если вопрос, переданный в Комиссию, не решен к
удовлетворению заинтересованных Сторон, Комиссия может с их
согласия назначить специальную согласительную подкомиссию из числа
уполномоченных представителей любой из Сторон. Членом такой
подкомиссии не может быть гражданин какой-либо из заинтересованных
Сторон.
Подкомиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам
с просьбой предоставить любую относящуюся к делу информацию. Отказ
предоставить такую информацию должен быть мотивированным.
По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет
Комиссии заключение для направления его заинтересованным Сторонам.
Часть III. ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ КОМИССИЕЙ ОБРАЩЕНИЙ
ЛИЦ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные
обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам,
связанным с нарушениями прав человека любой из Сторон и входящим в
компетенцию Комиссии, в соответствии со своими правилами
процедуры.
2. Комиссия не рассматривает никаких обращений по существу,
пока не удостоверится в том, что:
а) поставленный в обращении вопрос не рассматривается в
соответствии с другой процедурой международного разбирательства
или урегулирования;
б) заявитель исчерпал все доступные внутригосударственные
средства правовой защиты и с этого момента прошло не более шести
месяцев;
в) обращение не является анонимным.
3. При рассмотрении какого-либо вопроса Комиссия может
заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых
рассматриваются, или их представителей.
Часть IV. ПОВЕСТКА ДНЯ СЕССИИ КОМИССИИ
1. Повестка дня сессии Комиссии состоит из вопросов,
предусмотренных в пункте 2 части II и пункте 1 части III
настоящего Положения.
2. Каждая из Сторон имеет право поднимать в Комиссии вопросы,
возникающие как до сессии Комиссии, так и непосредственно во время
ее проведения, при условии, что для рассмотрения таких вопросов во
время текущей сессии требуется согласие всех заинтересованных
Сторон.
3. На каждой сессии Комиссии заслушиваются также доклады о
мерах, принятых Сторонами по заключениям и рекомендациям
предыдущих сессий Комиссии.
Часть V. РАСХОДЫ
1. Каждая из Сторон несет расходы, связанные с ее участием в
работе Комиссии.
2. Финансирование деятельности Комиссии определяется в
отдельном Соглашении.
Заключительная часть
1. Настоящее Положение применяется без ущерба для процедур в
области прав человека, предписываемых Уставом и конвенциями ООН и
ее специализированных учреждений, и не препятствует Сторонам
прибегать к другим процедурам разрешения споров на основании
действующих для них международных соглашений.
2. Местопребывание Комиссии - город Минск. Юридический адрес
Комиссии: 220000, г. Минск, ул. Кирова, 17, Комиссия по правам
человека Содружества Независимых Государств.
3. По согласию Сторон в настоящее Положение могут вноситься
дополнения и изменения, если они не затрагивают по существу прав и
обязательств, вытекающих из положений Устава Содружества.
* * *
Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4
ноября 1995 года N 163-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 45, ст. 4239).
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 августа
1998 года.
|