МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
25.05.94 г.Москва N 161
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНПРИРОДЫ РОССИИ"
Правительство Российской Федерации постановлением от 23 апреля
1994 г. N 375 утвердило Положение о Министерстве охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации". В связи с
возложением на Минприроды России и его территориальные органы
дополнительных задач и функций П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить "Примерное положение о территориальном органе
Минприроды России" (приложение 1), подготовленное на основании
Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации.
2. Руководителям территориальных органов Минприроды России:
в 3 месячный срок привести положения о министерствах,
комитетах, департаментах в соответствие с "Примерным положением о
территориальном органе Минприроды России" с учетом особенностей
природоохранной деятельности на территории, утвердить их в органах
исполнительной власти и представить в Минприроды России для
утверждения;
в случае необходимости уточнить структуру министерств,
комитетов, департаментов.
3. Утвердить порядок подготовки, представления, прохождения и
утверждения в Министерстве положений о территориальных органах
Минприроды России (приложение 2).
4. Главному управлению нормативно-правового регулирования
(Максименко) обеспечить соблюдение требований Министерства,
изложенных в "Примерном положении о территориальном органе
Минприроды России", регистрацию и оформление утвержденных
положений.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра А.А.Аверченкова.
Министр В.И.Данилов-Данильян
----------------------------------------------------------------
Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 25 мая 1994 г. N 161
" У Т В Е Р Ж Д А Ю " " У Т В Е Р Ж Д Е Н О
Министр охраны окружающей среды постановлением Администра-
и природных ресурсов Российской ции (Правительства) субъек-
Федерации та Российской Федерации
"___"________________199 г. "___"________________199 г.
П Р И М Е Р Н О Е П О Л О Ж Е Н И Е
о территориальном органе Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации в субъекте
Российской Федерации
1. Комитет, Министерство, Департамент и т.д. по охране окру-
жающей среды и природных ресурсов (далее сокращенное наименова-
ние) является территориальным органом Министерства охраны окру-
жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минпри-
роды России), осуществляющим государственное управление и коор-
динацию в области охраны окружающей среды, регулирования приро-
допользования, обеспечения экологической безопасности и наряду с
исполнительной властью субъекта Российской Федерации несет от-
ветственность за оздоровление и улучшение качества окружающей
среды на территории субъекта Российской Федерации (наименова-
ние). Территориальный орган Минприроды России при регулировании
природопользования согласовывает и утверждает региональные нормы
и правила использования природных ресурсов, а также правила ве-
дения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие
на окружающую природную среду.
2. В целях реализации полномочий территориальный орган Минп-
рироды России вправе создавать местные (городские, районные,
межрайонные) природоохранные органы по согласованию с соответс-
твующими органами местного самоуправления.
3. Территориальный орган Минприроды России является специаль-
но уполномоченным государственным органом Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды. Создаваемые террито-
риальным органом Минприроды России местные природоохранные орга-
ны являются также специально уполномоченными государственными
органами субъекта Российской Федерации в области охраны окружаю-
щей природной среды.
4. Территориальный орган Минприроды России действует на осно-
вании Положения о нем и осуществляет свою деятельность под конт-
ролем Минприроды России, а по вопросам, входящим в компетенцию
субъекта Российской Федерации, - под контролем органов власти
субъекта Российской Федерации. Территориальный орган Минприроды
России в своей деятельности руководствуется Конституцией Рос-
сийской Федерации, другими законодательными актами Российской
Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Феде-
рации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, приказами Минприроды России, правовыми актами субъек-
тов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. Численность аппарата, структуру, штаты и фонд оплаты труда
территориального органа определяет Минприроды России по согласо-
ванию с исполнительной властью субъекта Российской Федерации, с
учетом особенностей региона.
6. Решения территориального органа Минприроды России по воп-
росам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов го-
сударственного управления, юридических и физических лиц и эти
решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
7. Территориальный орган Минприроды России финансируется за
счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, а также иных источников финансирования, предусмотрен-
ных законодательством Российской Федерации.
8. Территориальный орган Минприроды России осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими органами государствен-
ного управления, органами власти субъекта Российской Федерации,
правоохранительными органами, общественными организациями, граж-
данами.
9. Основными задачами территориального органа Минприроды Рос-
сии являются:
(1) комплексное управление в области охраны окружающей при-
родной среды в субъекте Российской Федерации, проведение единой
научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов;
(2) координация деятельности территориальных органов минис-
терств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций,
в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
(3) оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на
окружающую среду, а также состояния и использования природных
ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;
(4) формирование региональной нормативно-методической базы в
области охраны окружающей среды, регулирования природопользова-
ния, обеспечения экологической безопасности;
(5) организация единой государственной системы экологического
мониторинга;
(6) организация и проведение государственной экологической
экспертизы;
(7) организация и осуществление государственного контроля в
области охраны окружающей среды и использования природных ресур-
сов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;
(8) обеспечение населения экологической информацией;
(9) управление природно-заповедным фондом, находящимся на
территории субъекта Российской Федерации, участие в ведении
Красной книги Российской Федерации, ведение Красной книги субъ-
екта Российской Федерации, организация природно-заповедного де-
ла;
(10) реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих
из членства России в международных организациях и участия в меж-
дународных договорах по охране окружающей среды и природных ре-
сурсов, осуществление международного сотрудничества в этой об-
ласти;
(11) развитие и эффективное использование материально-техни-
ческой базы местных природоохранных органов и подведомственных
организаций.
10. В соответствии с основными задачами территориальный орган
Минприроды России:
(1) разрабатывает предложения по основным направлениям госу-
дарственной экологической политики, совместно с территориальными
органами специально уполномоченных государственных органов Рос-
сийской Федерации в области охраны окружающей природной среды
организует разработку и реализацию территориальных программ по
охране окружающей среды и рациональному использованию природных
ресурсов, участвует в прогнозировании и подготовке программ со-
циально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
(2) подготавливает предложения по совершенствованию правовых
актов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к
компетенции территориального органа Минприроды России;
(3) организует и осуществляет в установленном порядке выдачу
(аннулирование) лицензий и разрешений на:
(а) комплексное природопользование с учетом заключений
территориальных органов специально уполномоченных органов по ох-
ране и использованию отдельных видов природных ресурсов;
(б) складирование, размещение и захоронение промышленных
и иных отходов (материалов, веществ);
(в) выбросы, сбросы загрязняющих веществ (включая ради-
оактивные) в окружающую среду, а также вредные физические воз-
действия на окружающую среду и потребление атмосферного воздуха
для производственных нужд в случаях, когда это может привести к
изменениям состояния атмосферы;
(г) добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку,
содержание, хранение, биологических коллекций, биологических
объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений,
занесенных в Красную книгу России, видов, подпадающих под дейс-
твие международных договоров и конвенций, их продуктов, частей и
дериватов, а также согласование экспортных лицензий на биологи-
ческие образцы и объекты;
(д) осуществление видов деятельности, связанных с работа-
ми (услугами) природоохранного назначения;
(4) согласовывает или утверждает по согласованию с соответс-
твующими территориальными органами специально уполномоченных го-
сударственных органов Российской Федерации в области охраны ок-
ружающей природной среды региональные нормы (нормативы) и прави-
ла использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты
(квоты) на их изъятие;
(5) подготавливает предложения по формированию и использова-
нию средств внебюджетного экологического фонда;
(6) осуществляет научное обеспечение подведомственных предп-
риятий и организаций и координацию работ, связанных с решением
проблем в области охраны окружающей среды, регулирования приро-
допользования и соблюдения норм экологической безопасности на
территории субъекта Российской Федерации, выявлением и предотв-
ращением отрицательных экологических последствий;
(7) организует учет и оценку природно-ресурсного потенциала
субъекта Российской Федерации, ведет учет объектов, загрязняющих
окружающую среду;
(8) во взаимодействии с территориальными органами других спе-
циально уполномоченных государственных органов Российской Феде-
рации в области охраны окружающей природной среды ведет комп-
лексный территориальный кадастр природных ресурсов субъекта Рос-
сийской Федерации;
(9) организует и ведет региональный государственный регистр
опасных отходов (в том числе радиоактивных);
(10) обеспечивает создание и функционирование экологических
информационных систем; организует сбор, хранение, обработку,
анализ и распространение информации по проблемам охраны окружаю-
щей среды и природных ресурсов, ведет совместно с соответствую-
щими органами управления банки данных об окружающей среде, при-
родных ресурсах и их использовании, об инновационных природоох-
ранных и ресурсосберегающих технических, технологических и орга-
низационно-экономических решениях;
(11) подготавливает предложения по разработке экологических
требований для учета их в государственных стандартах, ведомс-
твенных инструктивно-методических и нормативно-технических доку-
ментах;
(12) организует совместно с территориальными органами других
министерств и ведомств работу по нормативному и метрологическому
обеспечению, стандартизации и сертификации в области охраны ок-
ружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения
экологической безопасности;
(13) осуществляет контроль за экологической паспортизацией
хозяйственных объектов на территории субъекта Российской Федера-
ции;
(14) осуществляет общее руководство созданием и функциониро-
ванием единой государственной системы экологического мониторинга
на территории субъекта Российской Федерации;
(15) организует и проводит государственную экологическую экс-
пертизу предплановых, предпроектных и проектных материалов по
объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории
субъекта Российской Федерации, независимо от их сметной стоимос-
ти и принадлежности, а также экологических обоснований лицензий
и сертификатов;
(16) организует и осуществляет на территории субъекта Рос-
сийской Федерации государственный экологический контроль;
(17) участвует в организации системы всеобщего непрерывного
экологического воспитания, образования и просвещения, ведет ра-
боту по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды.
(18) в пределах своей компетенции координирует деятельность
территориальных органов специально уполномоченных государствен-
ных органов Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, в том числе по вопросам:
(а) учета, оценки и ведения кадастров отдельных видов
природных ресурсов;
(б) разработки и утверждения инструктивно-методической
документации по установлению и взиманию платы за пользование
природными ресурсами, определению и компенсации ущерба, наноси-
мого нерациональным использованием природных ресурсов;
(в) экологического мониторинга;
(г) осуществления государственного контроля за использо-
ванием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод,
атмосферного воздуха (в том числе за осуществлением мер по пре-
дотвращению истощения озонового слоя атмосферы), лесов и иной
растительности, животного мира (в том числе рыбных запасов), а
также по другим вопросам в области охраны окружающей среды и
природных ресурсов;
(е) лицензирования в области проведения наблюдений за
загрязнением окружающей среды;
(19) организует подготовку ежегодного доклада о состоянии ок-
ружающей природной среды в субъекте Российской Федерации;
(20) управляет в пределах своей компетенции особо охраняемыми
природными территориями, находящимися в ведении Минприроды Рос-
сии на территории субъекта Российской Федерации; осуществляет
меры по развитию системы особо охраняемых природных территорий в
субъекте Российской Федерации, сохранению биологического разно-
образия, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов жи-
вотных и растений, уникальных природных объектов и комплексов;
(21) ведет Красную книгу субъекта Российской Федерации; обес-
печивает представление материалов для ведения Красной книги Рос-
сийской Федерации, согласовывает материалы по созданию другими
министерствами и ведомствами особоохраняемых природных террито-
рий;
(22) организует совместно с территориальными органами других
федеральных органов исполнительной власти выполнение обязатель-
ств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных
организациях и участия в международных договорах по охране окру-
жающей среды и природных ресурсов, участвует в международном
сотрудничестве в этой области, изучает, обобщает и распространя-
ет зарубежный опыт в данной области;
(21) участвует в организации переподготовки и повышении ква-
лификации кадров для природоохранных органов субъекта Российской
Федерации;
(22) в пределах предоставленных полномочий осуществляет уп-
равление подведомственными органами и организациями, осуществля-
ет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым исполь-
зованием ими финансовых и материальных ресурсов;
(23) обеспечивает развитие и эффективное использование мате-
риально-технической базы местных подведомственных органов.
11. Территориальный орган Минприроды России, его местные ор-
ганы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеет
право:
(1) запрашивать и получать в установленном порядке от терри-
ториальных органов министерств и ведомств, предприятий, учрежде-
ний и организаций, расположенных или осуществляющих свою дея-
тельность на территории субъекта Российской Федерации, информа-
цию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружаю-
щей среды, регулирования природопользования, обеспечения норм
экологической безопасности;
(2) заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений
и организаций по вопросам соблюдения экологических требований
законодательства Российской Федерации, законодательных (право-
вых) актов субъекта Российской Федерации, выполнения планов и
программ осуществления природоохранных мероприятий;
(3) беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, орга-
низации (в том числе в установленном порядке режимные), охраняе-
мые территории, другие объекты вне зависимости от их ведомствен-
ной принадлежности, расположенные и осуществляющие свою деятель-
ность на территории субъекта Российской Федерации, составлять по
результатам проверок акты и протоколы, давать обязательные пред-
писания по устранению нарушений требований законодательства в
области охраны окружающей среды и использования природных ресур-
сов;
(4) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке
деятельность предприятий или иных объектов, осуществляющих свою
деятельность на территории субъекта Российской Федерации, неза-
висимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация
осуществляется с нарушением требований природоохранительного за-
конодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с
превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а
также давать предписания о прекращении финансирования таких ра-
бот;
(5) в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, рассматривать дела об административных правонарушени-
ях в области охраны окружающей среды и использования природных
ресурсов;
(6) в установленном порядке аннулировать или давать предписа-
ния об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование от-
дельными видами природных ресурсов при осуществлении деятельнос-
ти с нарушением условий, определенных в них;
(7) вносить предложения об изъятии в установленном порядке
земельных участков при использовании их способами, приводящими к
развитию эрозии и деградации земель, химическому, биологическому
и радиоактивному загрязнению, а также о запрещении использования
загрязненных и деградированных земель;
(8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство ко-
торых выполнено с нарушением экологических норм и правил; во
взаимодействии с территориальными органами других специально
уполномоченных органов останавливать и осматривать российские и
иностранные суда и другие плавучие средства для проверки фактов
нарушения требований природоохранительного законодательства и
задерживать их до решения вопроса о компенсации ущерба в случае
установления нарушения;
(9) во взаимодействии с территориальными органами других спе-
циально уполномоченных органов останавливать, задерживать и про-
верять транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в слу-
чае нарушения ими экологических норм и правил;
(10) запрещать ввоз на территорию субъекта Российской Федера-
ции, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически
опасных грузов (изделий), сырьевых ресурсов, осуществляемых с
нарушением экологических норм и правил;
(11) взыскивать в установленном порядке задолженность по пла-
тежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные
воздействия на нее;
(12) предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в ре-
зультате нарушения природоохранительного законодательства;
(13) утверждать уставы подведомственных учреждений и органи-
заций в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Государс-
твенным комитетом Российской Федерации по управлению государс-
твенным имуществом;
(14) назначать на должность и освобождать от должности руко-
водителей подведомственных учреждений и организаций, заключать,
изменять и расторгать контракты с этими руководителями в поряд-
ке, установленным действующим законодательством;
(15) публиковать либо передавать для публикации информацию о
качестве окружающей среды и другие данные, имеющие прямое отно-
шение к экологической безопасности населения.
12. По решению органов государственной власти субъекта Рос-
сийской Федерации и по согласованию с Министерства охраны окру-
жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации террито-
риальный орган Минприроды России может наделяться дополнительны-
ми функциями, не противоречащими статусу специально уполномочен-
ного государственного органа Российской Федерации в области ох-
раны окружающей природной среды
13. Территориальный орган (Комитет, Министерство, Департамент
и т.д.) Минприроды России возглавляет Руководитель (Председа-
тель, Министр, Начальник и т.д.), назначаемый Министром охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по
представлению Администрации (Правительства) субъекта Российской
Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.
14. Руководитель территориального органа Минприроды России:
(1) осуществляет общее руководство деятельностью территори-
ального органа Минприроды России на основе единоначалия и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на терри-
ториальный орган задач, утверждает в пределах установленной чис-
ленности работников аппарата и фонда оплаты труда структуру,
штатное расписание и положения о подразделениях аппарата, поло-
жения о местных природоохранных органах;
(2) издает приказы, указания, инструкции и иные акты в соот-
ветствии с его компетенцией, обязательные для исполнения работ-
никами территориального органа Минприроды России и подведомс-
твенных организаций и учреждений;
(3) назначает на должность и освобождает от занимаемой долж-
ности по согласованию с органами местного самоуправления руково-
дителей местных (городских, районных, межрайонных) природоохран-
ных органов.
15. В территориальном органе Минприроды России образуется
Коллегия в составе Руководителя (Председатель), его заместителей
по должности, руководителей управлений и отделов, ведущих ученых
и специалистов.
Персональный состав Коллегии утверждается приказом Министра
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федера-
ции по представлению Администрации (правительства) субъекта Рос-
сийской Федерации (кроме лиц, входящих в нее по должности).
16. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности тер-
риториального органа Минприроды России, подведомственных учреж-
дений, организаций и предприятий, результаты проверок исполнения
принятых решений, вопросы международного сотрудничества, подбо-
ра, расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает
руководителей органов управления и других должностных лиц по
вопросам, относящимся к компетенции территориального органа
Минприроды России.
17. В территориальном органе Минприроды России создаются:
(1) Научно-технический совет из ученых, высококвалифицирован-
ных специалистов, а также представителей научных, инженерных об-
ществ и других организаций;
(2) Совет государственной экологической экспертизы.
Персональный состав указанных советов и положения о них ут-
верждаются Руководителем территориального органа Минприроды Рос-
сии.
18. Территориальный орган Минприроды России является юриди-
ческим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков,
печать с изображением Государственного герба Российской Федера-
ции и со своим наименованием.
------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------
Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 25 мая 1994г. N 161
П О Р Я Д О К
подготовки, представления, прохождения и утверждения
в Министерстве положения о территориальном органе
Минприроды России
1. Территориальный орган Минприроды России на основании "При-
мерного положения о территориальном органе Минприроды России"
разрабатывает проект Положения о нем.
2. Проект Положения о территориальном органе Минприроды Рос-
сии направляется разработчиком на утверждение в Администрацию
(Правительство) субъекта Российской Федерации.
3. Утвержденный (что должно быть подтверждено наличием печа-
ти Администрации (Правительства) субъекта Российской Федерации)
проект Положения о территориальном органе Минприроды России (7
экз.) поступает в Минприроды России в Главное управление норма-
тивно-правового регулирования (ГУНПР). Входной контроль в ГУНПР
осуществляет Отдел учета и систематизации нормативных и правовых
актов (Королева).
4. ГУНПР проверяет комплектность (наличие печати и 7 экз.) и
регистрирует проект Положения о территориальном органе Минприро-
ды России на общих основаниях. Если поступившие документы не-
комплектны, то ГУНПР возвращает их территориальному органу для
доукомплектования или дооформления (при отсутствии печати).
5. Проверку соблюдения требований Министерства в Положении о
территориальном органе Минприроды России (на соответствие "При-
мерному положению о территориальном органе Минприроды России") в
ГУНПР проводит Отдел природоохранительного законодательства
(Кузьмин).
6. Оформление (шнурование, проставление печати Минприроды
России) и регистрацию утвержденных положений о территориальных
органах Минприроды России осуществляет в ГУНПР Отдел учета и
систематизации нормативных и правовых актов (Королева).
7. Утверждение проекта Положения в Минприроды России осущест-
вляет ответственный представитель территориального органа Минп-
рироды России.
8. Утвержденные, оформленные и зарегистрированные в Минпри-
роды России экземпляры положения о территориальном органе Минп-
рироды России распределяются следующим образом:
(а) 1 экз. остается в Главном управлении нормативно-право-
вого регулирования (Отдел учета и систематизации нормативных и
правовых актов) Минприроды России;
(б) 1 экз. остается в Главном организационно-распоряди-
тельном управлении (в Архиве) Минприроды России;
(в) 5 экз. Главным организационо-распорядительным управле-
нием Минприроды России заказным письмом (или передается на руки
ответственному представителю территориального органа) направля-
ется в территориальный орган Минприроды России.
9. Территориальный орган Минприроды России передает:
(а) 1 экз. - в органы исполнительной власти субъекта Рос-
сийской Федерации;
(б) 1 экз. - в финансовый орган исполнительной власти по
месту нахождения территориального органа Минприроды России;
(в) 1 экз. - в Банк по месту нахождения территориального
органа Минприроды России для открытия счетов;
(г) 1 экз. - в официальные средства массовой информации
субъекта Российской Федерации.
(д) 2 экз. остаются в территориальном органе Минприроды
России.
Начальник Главного управления
нормативно-правового регулирования
Минприроды России Ю.Л.Максименко
-----------------------------------------------------------------
|