УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 23.06.2005 N 20
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 1995 г. N 20
О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с принятием Федерального закона "О введении в дейст-
вие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
1. В соответствии с Федеральным законом "О введении в дейст-
вие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
(далее - Закон) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Фе-
дерации (далее - Кодекс), за исключением главы 21, вводится в
действие с 1 июля 1995 года.
Арбитражным судам следует иметь в виду, что нормы Кодекса,
кроме содержащихся в главе 21, применяются при рассмотрении после
1 июля 1995 года дел, в том числе поступивших до этой даты.
2. В соответствии с частью 2 статьи 3 Кодекса порядок судоп-
роизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных
судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской
Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных
судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодек-
сом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними
другими федеральными законами.
В связи с этим арбитражным судам при принятии исковых заяв-
лений и рассмотрении дел следует иметь в виду, что в соответствии
со статьей 22 Кодекса к подведомственности арбитражного суда фе-
деральным законом могут быть отнесены другие дела помимо перечис-
ленных в этой статье. Однако без внесения в Кодекс соответствую-
щих изменений и дополнений федеральным законом не могут быть
изъяты из компетенции арбитражного суда подведомственные ему де-
ла, изменена подсудность, по иному решены другие процессуальные
вопросы.
3. В соответствии с частью 6 статьи 22 Кодекса к подведомст-
венности арбитражных судов отнесены дела с участием иностранных
организаций, организаций с иностранными инвестициями, международ-
ных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осу-
ществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не пре-
дусмотрено международным договором Российской Федерации.
В связи с этим арбитражным судам следует принимать с своему
производству дела с участием указанных лиц, если исковые заявле-
ния поступили с 1 июля 1995 года.
Арбитражным судам следует также принимать к своему произ-
водству после 1 июля 1995 года дела с участием названных в абзаце
первом лиц, если ранее им было отказано в принятии искового заяв-
ления или производство по делу прекращено по мотиву неподведомст-
венности спора арбитражному суду.
4. Арбитражным судам следует иметь в виду, что с 1 июля 1995
года вводится апелляционная инстанция. Поэтому кассационные жало-
бы на решения арбитражных судов в субъектах Российской Федерации,
поданные до 1 июля 1995 года и не рассмотренные к 1 июля 1995 го-
да, должны рассматриваться с 1 июля 1995 года арбитражными суда-
ми, в которых приняты решения, в порядке, предусмотренном главой
20 Кодекса.
5. В соответствии со статьей 2 Закона глава 21 Кодекса "Про-
изводство в кассационной инстанции" вводится в действие по мере
образования федеральных арбитражных судов округов, но не позднее
1 января 1996 года.
Арбитражным судам следует исходить из того, что федеральный
арбитражный суд округа считается образованным для выполнения воз-
ложенных на него функций после назначения председателя суда, соз-
дания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа су-
дей, назначенных в этот суд, или судей другого арбитражного суда,
на которых Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции возложены полномочия по проверке в кассационном порядке за-
конности решений, определений и постановлений, принятых арбитраж-
ными судами в субъектах Российской Федерации, и издания председа-
телем федерального арбитражного суда округа приказа о начале ра-
боты суда.
6. При поступлении кассационных жалоб, адресованных феде-
ральному арбитражному суду округа, арбитражным судам следует
иметь в виду, что глава 21 "Производство в кассационной инстан-
ции" вводится в действие по мере образования федеральных арбит-
ражных судов округов. Поэтому кассационные жалобы, адресованные
федеральному арбитражному суду округа, который еще не образован,
направляются вместе с делами в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации для решения вопроса о принесении протеста в порядке
надзора, если эти дела рассматривались в апелляционной инстанции.
Государственная пошлина в данном случае возврату не подлежит.
После образования федерального арбитражного суда округа кас-
сационная жалоба на вступившее в законную силу решение должна
быть направлена арбитражным судом, принявшим решение, определе-
ние, постановление, вместе с делом в федеральный арбитражный суд
округа, к ведению которого относится рассмотрение кассационных
жалоб на решения этого арбитражного суда в соответствии со
статьей 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных
судах в Российской Федерации".
7. Согласно пункту 2 части 2 статьи 31 Кодекса в случаях,
когда невозможно рассмотреть дело в арбитражном суде, к подсуд-
ности которого оно относится, это дело передается для рассмотре-
ния в другой арбитражный суд того же уровня. При определении
конкретного суда, в который может быть передано дело, в том числе
в связи с невозможностью создания судебного состава для рассмот-
рения жалобы в порядке апелляционного производства, суду следует
иметь в виду, что из арбитражного суда автономного округа дело
передается в арбитражный суд края, области, в которые входит дан-
ный автономный округ.
При необходимости передачи дела из арбитражного суда респуб-
лики, края, области, города в другой арбитражный суд вопрос о
том, в какой арбитражный суд передать дело, решает Высший Арбит-
ражный Суд Российской Федерации по запросу соответствующего суда.
8. При определении состава суда для рассмотрения дела арбит-
ражным судам следует исходить из того, что дело, рассматривавшее-
ся до 1 июля 1995 года коллегиально и отложенное на срок после 1
июля 1995 года либо переданное на новое рассмотрение после отмены
решения или определения после 1 июля 1995 года, может быть
рассмотрено по решению председателя арбитражного суда коллеги-
ально и в том случае, если в соответствии со статьей 14 Кодекса
оно подлежит рассмотрению единолично.
9. Протесты и заявления о принесении протестов, не рассмот-
ренные в арбитражных судах республик до 1 июля 1995 года, направ-
ляются вместе с делами в Высший Арбитражный Суд Российской Феде-
рации.
10. В связи с изменением полномочий Пленума Высшего Арбит-
ражного Суда Российской Федерации протесты, принесенные в Пленум
до 1 июля 1995 года и не рассмотренные до этого срока, подлежат
рассмотрению Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Фе-
дерации.
11. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона протесты, при-
несенные до 1 июля 1995 года в коллегию Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации по проверке в порядке надзора законности и
обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную
силу, рассматриваются этой коллегией и после 1 июля 1995 года,
поэтому указанная коллегия действует впредь до рассмотрения всех
протестов, принесенных в нее до 1 июля 1995 года.
12. Арбитражным судам не следует возвращать после 1 июля
1995 года исковые заявления по мотиву несоблюдения досудебного
(претензионного) порядка, кроме заявлений по спорам, для которых
он сохранен.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом "О
связи", принятым вместо Временного положения о связи в Российской
Федерации, сохранен досудебный (претензионный) порядок разрешения
споров.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
А.М.ХАЧИКЯН
|