ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 1995 г. N 788-1 ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С НАПРАВЛЕНИЕМ
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И
ОБНАРОДОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации в связи с
направлением Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования принятых Государственной Думой федеральных законов".
Председатель Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
И.П.РЫБКИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 1995 года
ОБРАЩЕНИЕ
К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С НАПРАВЛЕНИЕМ
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И
ОБНАРОДОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
В связи с возникшим вопросом о направлении Президенту
Российской Федерации для подписания и обнародования принятых
Государственной Думой федеральных законов Государственная Дума
считает необходимым изложить свою позицию по данной проблеме.
Конституция Российской Федерации не содержит положений,
конкретизирующих порядок направления Президенту Российской
Федерации для подписания и обнародования федеральных законов,
принятых Государственной Думой и не рассмотренных в установленные
Конституцией Российской Федерации сроки Советом Федерации.
Норма, регламентирующая такую ситуацию, содержится в
Регламенте Государственной Думы. Согласно части третьей статьи 116
Регламента Государственной Думы "в случаях, если принятый
Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному
рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или
статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение
14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти
дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования".
Поскольку данная норма Регламента Государственной Думы не была
оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации,
Государственная Дума с полным правом руководствуется ею при
направлении Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования принятых федеральных законов. Именно в таком порядке
были направлены Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть
первая) и другие федеральные законы. Их подписание не вызвало
никаких недоразумений, поэтому нельзя согласиться, что такая
практика приводила к игнорированию мнения Совета Федерации в
законодательном процессе.
Таким образом, сложился конституционный обычай, базирующийся
на Регламенте Государственной Думы, и довольно долгое время
законодательные и исполнительные органы власти успешно следовали
этому обычаю.
Юридико-технические трудности, связанные с подписанием
федеральных законов, стали возникать с того момента, когда Совет
Федерации перестал считаться с положениями Конституции Российской
Федерации, устанавливающими строго определенные сроки рассмотрения
этой палатой принятых Государственной Думой федеральных законов.
Этим же, вероятно, следует объяснить и тот факт, что к
Президенту Российской Федерации одновременно поступают два текста
одного и того же федерального закона. Разумеется при этом, что
подлинным является текст федерального закона, принятый
Государственной Думой, так как в соответствии с Конституцией
Российской Федерации (статьи 105 - 108) Совет Федерации
уполномочен рассматривать принятые Государственной Думой
федеральные законы, одобрять или отклонять их, но не вправе
вносить в них изменения.
Положения регламентов обеих палат Федерального Собрания в
развитие положений Конституции Российской Федерации устанавливают
порядок рассмотрения законопроектов, порядок повторного
рассмотрения Государственной Думой федеральных законов,
отклоненных Советом Федерации, и порядок повторного рассмотрения
федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации.
Из этих положений однозначно вытекает, что изменение текста
федерального закона во всех случаях возможно только
Государственной Думой.
В случае рассмотрения и одобрения Советом Федерации
федерального закона, принятого Государственной Думой, Совет
Федерации направляет Президенту Российской Федерации без изменений
именно текст федерального закона, принятый Государственной Думой.
Практика законодательной деятельности за период с января
1994 года по настоящее время подтвердила, что соблюдение
установленного Конституцией Российской Федерации и регламентами
палат Федерального Собрания порядка позволяет избежать
недоразумений и обеспечить эффективность законодательного
процесса.
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|