СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ТУРКМЕНИСТАНА ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
И НАПРАВЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
Правительство Российской Федерации и Правительство
Туркменистана, далее именуемые Сторонами,
руководствуясь Договором о дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Туркменистаном от 31 июля 1992 г., а также
основополагающими документами Содружества Независимых Государств,
в целях дальнейшего углубления и развития широкого
сотрудничества в торгово-зкономической, научно-производственной и
гуманитарной сферах на долгосрочных взаимовыгодных и равноправных
основах в интересах обоих государств и повышения благосостояния их
народов,
считая важным создание благоприятных условий для развития
рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, исходя из
необходимости сохранения и рационализации на новых основах
хозяйственных, научно-технических и
производственно-технологических связей между предприятиями,
организациями и другими субъектами рынка, активизации совместных
усилий по стабилизации национальных экономик и сотрудничества в
эффективном использовании экономического потенциала обеих стран,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Экономическое сотрудничество Сторон основывается на принципах
государственного суверенитета, равноправия, стратегического
партнерства, взаимной выгоды и осуществляется путем
непосредственной договоренности и прямого взаимодействия
хозяйствующих субъектов независимо от их формы собственности и
подчиненности, а также государственными органами с соблюдением
действующих в обоих государствах законодательств и с учетом
общепризнанных международных норм и правил.
Каждая из Сторон воздержится от действий, способных нанести
ущерб другой Стороне, будет создавать условия наибольшего
благоприятствования государственным и местным органам,
хозяйствующим субъектам, имеющим право на внешнеэкономическую
деятельность и сотрудничающих на долгосрочной основе, обеспечивать
неприкосновенность их прав собственности на имущество на своей
территории в соответствии с национальным законодательством,
содействовать упорядочению платежно-расчетных отношений и
своевременному погашению взаимной задолженности между ними.
Ответственность за выполнение хозяйственных договоров и
контрактов несут субъекты, их заключившие.
Статья 2
Стороны создадут постоянно действующую Российско-Туркменскую
комиссию по экономическому сотрудничеству для разработки
долгосрочных комплексных программ развития двусторонних
экономических отношений и механизмов их реализации.
Статья 3
В области торгово-экономического сотрудничества Стороны
предпримут практические шаги по увеличению взаимного товарооборота
и объема оказываемых услуг, реализации на своих территориях
принципов свободной торговли, равных правовых и экономических
условий для хозяйствующих субъектов, сбалансированности взаимных
экспортно-импортных операций.
Статья 4
Стороны считают приоритетными взаимные поставки товаров, в том
числе осуществляемые на взаимосвязанной эквивалентной основе,
удовлетворяющие важнейшие государственные потребности. Перечни
таких товаров определяются ежегодно отдельными протоколами.
Статья 5
Стороны учредят в городе Москве и городе Ашхабаде свои
торгово-экономические представительства, будут содействовать
открытию и деятельности на территориях своих государств
представительств внешнеэкономических ведомств, организаций и
хозяйствующих субъектов, обмену торгово-экономическими делегациями
двух стран. Задачи, функции и права представительств будут
определены отдельными соглашениями уполномоченных органов Сторон.
Статья 6
Стороны считают приоритетным направлением экономического
сотрудничества создание эффективных платежно-расчетных механизмов
банковских отношений. Стороны предпримут согласованные меры по
развитию внутренних валютных рынков, обеспечению взаимной
конвертируемости национальных валют на основе установления
согласованных валютных курсов, поддержания стабильности рубля и
маната, а также другие мероприятия, нацеленные на формирование
общего финансового рынка.
Статья 7
В области инвестиционного сотрудничества Стороны считают
целесообразным формирование двусторонних межправительственных
целевых программ с участием национальных и транснациональных
консорциумов банков, инвестиционных и финансовых компаний,
промышленных и других предприятий и объединений для финансирования
перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение
экспортных потенциалов обоих государств, задействование их
производственных мощностей и трудовых ресурсов.
Статья 8
В области производственной интеграции Стороны будут
содействовать сохранению, рационализации и развитию традиционных
связей между предприятиями на базе сложившейся специализации,
производственно-технологической общности, способствовать развитию
кооперационных производственных связей в интересах увеличения
объемов продукции, повышения ее конкурентной способности,
расширения номенклатуры и наращивания взаимопоставок.
Стороны будут способствовать формированию совместных
финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний, в
том числе с государственным участием, окажут содействие
образованию и деятельности транснациональных объединений и
совместных предприятий, развитию других прогрессивных форм
сотрудничества национальных капиталов в производственной,
инвестиционной, банковской и коммерческой сферах, обеспечат
благоприятные условия для взаимных инвестиций, их защиты,
предотвращения двойного налогообложения. По этим вопросам будут
подготовлены и подписаны отдельные соглашения.
Статья 9
В области совместного инвестирования Туркменская Сторона
выражает заинтересованность в объектах и предприятиях лесной и
деревообрабатывающей промышленности, производстве
сельскохозяйственных машин, комплектующих и запасных частей к ним,
перерабатывающего оборудования для агропромышленного комплекса,
пассажирского и грузового автотранспорта, готового проката черных
и цветных металлов, энергетического нефтегазового оборудования;
Российская Сторона - в объектах и предприятиях
хлопкоперерабатывающей и нефтегазовой промышленности,
железнодорожного и трубопроводного транспорта,
проектно-изыскательских работах.
Объекты, порядок и условия совместного инвестирования
определяются отдельными соглашениями между уполномоченными
организациями и ведомствами Сторон.
Статья 10
В области транспорта и связи Стороны обеспечат на территории
своих государств на основе взаимности благоприятные условия
осуществления перевозок пассажиров и грузов между двумя странами
всеми видами транспорта, а также операции через линии связи и
электрические сети в порядке и на условиях, которые будут
предусмотрены отдельными соглашениями Сторон.
Статья 11
В области нефтегазовой промышленности Стороны будут
содействовать сохранению, рационализации и развитию традиционных
связей между предприятиями обоих государств на базе
производственно-технологической связанности, способствовать
кооперационным связям в области подготовки сырьевой базы, проектов
и разработок технико-экономических обоснований в добыче,
переработке и транспортировке нефти и газа.
Статья 12
Стороны согласны в том, что хозяйствующие субъекты Российской
Федерации примут участие в проектно-изыскательских работах,
строительстве и эксплуатации железных дорог и магистральных
нефтегазопроводов в Туркменистане. Формы и условия этого участия
будут определяться отдельными соглашениями и контрактами
российских участников и уполномоченных органов Туркменской
Стороны.
Статья 13
В области научно-технического сотрудничества Стороны
предпримут практические шаги по созданию совместных
научно-исследовательских организаций на базе национальных научных
центров, разработке и реализации представляющих взаимный интерес
фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов и
программ.
Стороны поручат уполномоченным ведомствам и организациям в
1995 году разработать согласованные предложения о порядке и
условиях формирования конкретных совместных
научно-исследовательских организаций, проектов и программ, их
конкурсного отбора и финансирования.
Статья 14
Стороны выражают намерение углублять сотрудничество в области
природопользования и охраны окружающей среды, предпримут
согласованные действия,направленные на рациональное и экологически
безопасное использование промышленного и биологического
потенциалов Каспийского моря.
Стороны с участием других прикаспийских государств будут
способствовать скорейшему урегулированию международного правового
статуса Каспийского моря.
Статья 15
Стороны считают хозяйственное и социально-культурное
взаимодействие регионов, областей, городов Российской Федерации и
Туркменистана важным фактором и перспективным направлением
углубления экономического сотрудничества, укрепления исторических
корней дружбы и доброжелательных отношений между народами обеих
стран.
Стороны предпримут необходимые организационно-правовые меры,
облегчающие и поощряющие установление прямых договорных
экономических и социально-культурных связей между субъектами
Российской Федерации и Туркменистаном, будут содействовать
формированию и развитию межрегиональных торгово-экономических
отношений, обменов в области народного образования, культуры,
спорта, туризма.
Статья 16
Стороны примут дополнительные меры по развитию социального и
гуманитарного сотрудничества, научного, культурного и
информационного взаимодействия, укреплению здоровья населения и
улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, соблюдению и
защите прав, интересов и свобод граждан, обеспечат свободное
перемещение рабочей силы, создадут условия, исключающие любые
формы дискриминации по национальному или иным признакам в области
миграции, занятости, социального обеспечения.
В этих целях Стороны заключат соглашения о создании культурных
центров, о сотрудничестве в области образования, подготовки кадров
высшей квалификации, культуры, печати и информации,
здравоохранения и санитарно-курортного лечения граждан обоих
государств с учетом социальных, культурных,
образовательно-информационных потребностей этнических россиян,
проживающих в Туркменистане, и этнических туркмен, проживающих в
Российской Федерации.
Статья 17
Каждая из Сторон гарантирует постоянно проживающим на ее
территории гражданам государства другой Стороны получение пособий,
пенсий, других форм социального обеспечения наравне с гражданами
своего государства, а также одинаковые условия реализации права на
охрану труда, здоровья, поддержку материнства, детства, ветеранов
войны и труда, инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.
Стороны обеспечат скоординированное взаимодействие и
сотрудничество компетентных органов в социальных и миграционных
вопросах, поручат им наладить взаимный обмен информацией в целях
сближения законодательства в этих областях.
Статья 18
Стороны усилят координацию, разработают и осуществят
совместные дополнительные меры по борьбе с преступностью в
экономической сфере и другими особо опасными видами преступлений
на территории обоих государств, укрепят организационно-правовую
базу взаимодействия компетентных органов своих государств с учетом
заключенных двусторонних и многосторонних соглашений государств -
участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и
взаимодействии правоохранительных органов, органов безопасности и
специальных служб в сфере борьбы с организованной преступностью.
Статья 19
Стороны поручат соответствующим органам осуществлять
регулярный и безвозмездный обмен информацией по вопросам
национально-государственного строительства, рыночных
преобразований, социально-экономического развития,
внешнеэкономической деятельности, двусторонних
торгово-экономических отношений, борьбы с организованной
преступностью.
Статья 20
В случае возникновения споров по толкованию или применению
положений настоящего Соглашения Стороны будут разрешать их путем
переговоров с учетом норм международного права.
По обоюдному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть
внесены изменения или дополнения.
Статья 21
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и
действует по 18 мая 2000 г.
Совершено в Москве 18 мая 1995 г. в двух подлинных
экземплярах, каждый на русском и туркменском языках, причем оба
текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации Туркменистана
О. Сосковец С. Ниязов
|