ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 1995 г. N 01-13/6885
О ПРИМЕНЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с доп., согл. письма ГТК РФ от 16.08.1995 N 06-10/11658)
В дополнение к письму ГТК России N 01-13/843 от 19.01.95
сообщаем, что документы, выданные и имеющие юридическую силу на
территории одного государства могут быть использованы на
территории другого государства только после их соответствующего
удостоверения, если иного не предусмотрено международными
договорами, участниками которых являются государства. В настоящее
время наиболее широкое распространение получили 2 способа такого
удостоверения - консульская легализация и проставление апостиля.
Консульская легализация заключается в подтверждении
соответствия документов законодательству государства их
происхождения и представляет собой засвидетельствование
подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих
случаях, печати уполномоченного государственного органа на
документах и актах с целью использования их в другом государстве.
Иностранные документы, предназначенные для использования на
территории России, могут быть легализованы на территории того
государства, где эти документы выданы, или же непосредственно в
Российской Федерации. В первом случае документ сначала заверяется
в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе
государства, на территории которого выдан документ, а затем
легализуется в консульском учреждении Российской Федерации в
данном государстве. Во втором случае иностранный документ сначала
заверяется в дипломатическом представительстве или консульском
учреждении того государства, на территории которого был выдан
документ, а затем легализуется в Департаменте консульской службы
МИД России. И в этом и в другом случае при необходимости может
быть потребован нотариально заверенный перевод документа на
русский язык.
Как видно, процедура легализации достаточно сложна и требует
значительных затрат. Однако она несовершенна: документ, прошедший
такую многоступенчатую и трудоемкую процедуру, оказывается
действительным только для того государства, консульская служба
которого его легализовала.
В целях упрощения процесса признания иностранных документов в
1961 году в Гааге (Нидерланды) была подписана Конвенция,
отменяющая требование легализации иностранных официальных
документов (Гаагская конвенция). Для Российской Федерации она
вступила в силу 31 мая 1992 года. Текст Гаагской Конвенции, а
также перечень стран - участниц (помимо России) приведен в
Приложении N 1. <*>
--------------------------------
<*> Приложения N N 1, 3 включены в базу отдельными документами.
Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об
образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства
о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и
материалы по гражданским, семейным и уголовным делам и др. Статья
1 Конвенции предусматривает, что она не распространяется на
"документы, совершенные дипломатическими или консульскими
агентами", а также на "административные документы, имеющие прямое
отношение к коммерческой или таможенной операции" (доверенности на
совершение сделок, перемещение товаров через границу, договоры
(контракты) о поставке товаров и предоставлении услуг, о
выполнении различных работ и расчетов по ним). Это означает, что в
тех случаях, когда это предусмотрено внутренним законодательством
страны, на территории которой будут использоваться данные
документы, они должны легализовываться обычным путем, т.е.
применяется консульская легализация, включающая в себя
последовательное проставление удостоверительной надписи в
нескольких учреждениях. Сохранение многоступенчатости при
легализации такого рода документов позволяет осуществлять более
строгий контроль за деятельностью коммерческих предприятий.
В соответствии с Гаагской конвенцией на документах, совершенных
компетентными органами одного государства и предназначенных для
использования на территории другого государства, проставляется
специальный штамп (апостиль). Апостиль "удостоверяет подлинность
подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ,
и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым
скреплен этот документ" (ст. 5). Подпись, печать или штамп,
проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют
никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на
котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из
стран - участниц Гаагской конвенции.
Легализация и проставление апостиля не требуются, если
международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих
процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи
и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года
предусмотрено, что документы, которые на территории одной из
Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы
учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах
их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной
печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны
какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких
документов может быть потребован только их нотариально заверенный
перевод.
Перечень стран, с которыми Российская Федерация имеет
двусторонние договоры о правовой помощи, приведен в Приложении N
2.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам вступила в силу 19 мая
1994 года, а для Российской Федерации - с 10 декабря 1994 года.
Однако в соответствии со статьей 85 указанной Конвенции ее
действие распространяется и на правоотношения, возникшие до ее
вступления в силу. По состоянию на 1 мая 1995 года участниками
Конвенции являются следующие государства: Республика Армения,
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация,
Украина, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан,
Туркменистан. Текст Конвенции о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам приведен в
Приложении N 3.
Начальник Правового
управления ГТК РФ
В.А.ГАЛДИН
Приложение N 2
к письму ГТК России
от 17.05.95 N 01-13/6885
----T------------T-----------------------T-----------------------¬
¦NN ¦ Страна ¦ Дата подписания ¦ Дата вступления ¦
¦п/п¦ ¦ договора ¦ в силу ¦
+---+------------+-----------------------+-----------------------+
¦ 1.¦Азербайджан ¦22 декабря 1992 г. ¦не вступил в силу ¦
¦ 2.¦Алжир ¦23 февраля 1982 г. ¦29 марта 1984 г. ¦
¦ 3.¦Болгария ¦19 февраля 1975 г. ¦19 января 1976 г. ¦
¦ 4.¦Венгрия ¦15 июля 1958 г. ¦ 4 января 1959 г. ¦
¦ ¦ ¦19 октября 1971 г. <*>¦23 июня 1972 г. <*>¦
¦ 5.¦Вьетнам ¦10 декабря 1981 г. ¦11 октября 1982 г. ¦
¦ 6.¦Греция <**> ¦21 мая 1981 г. ¦ 1 сентября 1982 г. ¦
¦ 7.¦Ирак <***> ¦22 июня 1973 г. ¦22 апреля 1974 г. ¦
¦ 8.¦Италия <**> ¦25 января 1979 г. ¦ 8 августа 1986 г. ¦
¦ 9.¦Кипр ¦19 января 1984 г. ¦27 марта 1987 г. ¦
¦10.¦Китай ¦19 июня 1992 г. ¦14 ноября 1993 г. ¦
¦11.¦КНДР ¦16 декабря 1957 г. ¦ 5 марта 1958 г. ¦
¦12.¦Куба ¦28 ноября 1984 г. ¦ 7 августа 1986 г. ¦
¦13.¦Кыргызстан ¦14 сентября 1992 г. ¦25 февраля 1994 г. ¦
¦14.¦Латвия ¦ 3 февраля 1993 г. ¦не вступил в силу ¦
¦15.¦Литва ¦21 июля 1992 г. ¦21 января 1995 г. ¦
¦16.¦Молдова ¦25 февраля 1993 г. ¦не вступил в силу ¦
¦17.¦Монголия ¦23 сентября 1988 г. ¦12 ноября 1990 г. ¦
¦18.¦Йеменская ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республика ¦ 6 декабря 1985 г. ¦24 октября 1986 г. ¦
¦19.¦Польша ¦28 декабря 1957 г. ¦ 8 июня 1958 г. ¦
¦ ¦ ¦23 января 1980 г. <*>¦15 ноября 1980 г. <*>¦
¦20.¦Румыния ¦ 3 апреля 1958 г. ¦19 сентября 1958 г. ¦
¦21.¦Тунис ¦26 июня 1984 г. ¦13 июня 1986 г. ¦
¦22.¦Финляндия ¦ ¦ ¦
¦ ¦<**> ¦11 августа 1978 г. ¦ 9 августа 1980 г. ¦
¦23.¦Чехословакия¦ ¦ ¦
¦ ¦<****> ¦12 августа 1982 г. ¦ 4 июня 1983 г. ¦
¦24.¦Эстония ¦26 января 1993 г. ¦не вступил в силу ¦
¦25.¦Союзная ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республика ¦ ¦ ¦
¦ ¦Югославия ¦ ¦ ¦
¦ ¦<*****> ¦24 февраля 1962 г. ¦26 мая 1963 г. ¦
L---+------------+-----------------------+------------------------
--------------------------------
<*> Даты подписания дополнительных протоколов к договорам и
вступления их в силу.
<**> Принимаются без легализации только документы, передаваемые
в рамках правовой помощи.
<***> Документы, выданные или заверенные в должном порядке на
территории одной из Договаривающихся Сторон, принимаются на
территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с ее
законодательством.
<****> Фактически применяется между Российской Федерацией и
Словакией и Чехией. В настоящее время ведутся переговоры о
юридическом оформлении такого применения.
<*****> Правопреемник СФРЮ.
|