МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 16 мая 1995 г. N С-05/01-136
Московский городской комитет по охране природы
Комитет охраны окружающей среды и природных ре-
сурсов Воронежской области
Комитет экологии и природных ресурсов Ивановской
области
Комитет экологии и природных ресурсов г.Санкт-Пе-
тербурга и Ленинградской области
Министерство экологии и природопользования Респуб-
лики Марий-Эл
Краснодарский краевой комитет охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Свердловский областной комитет по охране природы
Комитет экологии и природных ресурсов Самарской
области
Минприроды России направляет на рассмотрение проект
"Временного положения о порядке взаимодействия органов
исполнительной власти Российской Федерации при аварийных выбросах
и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении
окружающей природной среды", разработанный с участием
заинтересованных министерств и ведомств в соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 г.
N А3-П9-О8О81.
Замечания и предложения к указанному документу просим
направить в адрес Минприроды России в возможно короткий срок.
Приложение: на 18 л.
Заместитель Министра В.Ф.Костин
Кузнецов 284-81-73
--------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГЕОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
--------------------------------------------------------------
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ АВАРИЙНЫХ
ВЫБРОСАХ И СБРОСАХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И
ЭКСТРЕМАЛЬНО ВЫСОКОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Издание официальное
МОСКВА - 1995
----------------------------------------------------------------
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке взаимодействия органов исполнительной
власти Российской Федерации при аварийных выбросах
и сбросах загрязняющих веществ и экстремально
высоком загрязнении окружающей природной среды
У Т В Е Р Ж Д Е Н О :
Заместитель Министра охраны Заместитель Министра Российской
окружающей среды и природ- Федерации по делам гражданской
ных ресурсов Российской обороны, чрезвычайным ситуациям
Федерации и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий
В.Ф.Костин С.В.Хетогуров
" "_____________ 1995г. " "____________ 1995г.
Заместитель Председателя Первый заместитель Министра
Госкомсанэпиднадзора России сельского хозяйства и продо-
вольствия Российской Федерации
В.Н.Щербак
" "____________ 1995г. " "____________ 1995г.
Первый заместитель Руково- Заместитель Председателя
дителя Росгидромета Роскомвода
В.И.Калацкий
" "____________ 1995г. " "_____________ 1995г.
Заместитель Председателя Заместитель Председателя
Роскомзема Роскомнедр
" "____________ 1995г. " "_____________ 1995г.
Первый заместитель Предсе- Заместитель Руководителя
дателя Роскомрыболовства Рослесхоза
А.В.Родин
" "____________ 1995г. " "_____________ 1995г.
СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
1. РАЗРАБОТАН Министерством охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гид-
рометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием заинте-
ресованных министерств и ведомств.
2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с " " ________________ 1995г.
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН в Минюсте России " "_________1995г. N
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение ................................................. 5
1. Порядок передачи информации и действий федеральных ор-
ганов исполнительной власти Российской Федерации и их тер-
риториальных органов при аварийных выбросах и сбросах за-
грязняющих веществ ....................................... 5
2. Порядок передачи информации и действий федеральных ор-
ганов исполнительной власти Российской Федерации и их тер-
риториальных органов при обнаружении экстремально высокого
загрязнения окружающей природной среды ................... 9
Приложение 1. Содержание информационных сообщений об ава-
рийных выбросах и сбросах загрязняющих ве-
ществ, экстремально высоком загрязнении ок-
ружающей природной среды и их последствий... 12
Приложение 2. Критерии экстремально высокого загрязнения
окружающей природной среды.................. 14
Приложение 3. Схема передачи информации об аварийных выб-
росах и сбросах загрязняющих веществ........ 17
Приложение 4. Схема передачи информации об экстремально
высоком загрязнении окружающей природной
среды....................................... 18
Введение
Настоящий документ разработан и утвержден в соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 г.
N АЗ-П9-08081 и определяет порядок взаимодействия МЧС России, Мин-
природы России, Госкомсанэпиднадзора России, Росгидромета, Роском-
вода, Роскомрыболовства, Роскомнедр, Роскомзема, Рослесхоза, Мин-
сельхозпрода России и их территориальных органов при чрезвычайных
и аварийных ситуациях, в результате которых произошло или может
произойти загрязнение окружающей природной среды и в случаях вы-
явления фактов экстремально высокого загрязнения окружающей при-
родной среды с целью ликвидации (снижения) их негативных последст-
вий для здоровья населения и окружающей природной среды.
Система взаимодействия указанных органов исполнительной влас-
ти Российской Федерации действует в рамках Российской системы пре-
дупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, утвержденной пос-
тановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992
г. N 261.
Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окру-
жающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному
хозяйству, производится в полном объеме виновными в этом предприя-
тиями, учреждениями, организациями и гражданами согласно статье 86
федерального Закона "Об охране окружающей природной среды".
По результатам практической реализации во Временное положение
могут быть внесены в установленном порядке соответствующие уточне-
ния.
1. Порядок передачи информации и действий
федеральных органов исполнительной власти
и их территориальных органов при аварий-
ных выбросах и сбросах загрязняющих веществ
1.1. Оценка последствий производится во всех случаях аварийных
выбросов и сбросов загрязняющих веществ промышленными и сельскохо-
зяйственными предприятиями, организациями, объектами, транспортны-
ми средствами, другими возможными источниками загрязнения незави-
симо от форм их собственности, расположенными на территории, кон-
тинентальном шельфе и в экономической зоне России.
1.2. Передача информации на местах об аварийных выбросах и
сбросах загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с ут-
верждаемой органами исполнительной власти (город, район, область,
край, республика) схемой, к разработке которой привлекаются все
заинтересованные территориальные органы федеральных органов испол-
нительной власти и их местные органы. Головной организацией по
разработке схем на местах являются территориальные органы МЧС Рос-
сии.
Содержание информационных сообщений об аварийных выбросах и
сбросах загрязняющих веществ и их последствиях и типовая схема пе-
редачи таких сообщений представлены в приложениях 1 и 3.
1.3. Типовой схемой предусмотрено:
1.3.1. Немедленное (не более одних суток) оповещение террито-
риальных органов МЧС России о всех видах аварийных (залповых) выб-
росах и сбросах загрязняющих веществ, включая образование несанк-
ционированных свалок токсичных отходов, а также об аварийных ситу-
ациях, которые могут повлечь загрязнение окружающей природной сре-
ды.
Информационные сообщения об этом направляются в территориаль-
ные органы МЧС России предприятиями, организациями, учреждениями,
объектами, гражданами, территориальными органами федеральных орга-
нов исполнительной власти и их местными органами.
Сокрытие и/или несвоевременное оповещение о таких фактах вле-
чет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации.
1.3.2. Передача территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти информации об авариях и их последствиях в
свои вышестоящие организации.
При этом производится проверка и взаимное уточнение данных о
последствиях аварий и уровнях загрязнения окружающей природной
среды.
1.3.3. Передача в территориальные органы МЧС России дополни-
тельной информации (по мере получения новых данных) о последствиях
аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, включая данные
оперативного контроля за зоной загрязнения, прогнозы ее распрост-
ранения и причиненного ущерба населению, окружающей природной сре-
де и народному хозяйству.
1.3.4. Передача территориальными органами МЧС России и других
федеральных органов исполнительной власти уточненной информации об
уровнях и характере аварийного загрязнения окружающей природной
среды территориальным органам Минприроды России, а также террито-
риальным органам Госкомсанэпиднадзора России - для оценки влияния
последствий аварийного загрязнения окружающей природной среды на
здоровье населения.
1.4. Порядок взаимодействия при получении информации об ава-
рийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ.
1.4.1. При получении информации об аварийном (залповом) выбро-
се (сбросе) загрязняющих веществ территориальные органы МЧС России:
информируют об аварийной ситуации соответствующие территори-
альные органы федеральных органов исполнительной власти и МЧС Рос-
сии;
осуществляют координацию работ по ликвидации последствий ава-
рий и катастроф, а также их руководство и проведение специальных
работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального
масштаба;
осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности населе-
ния.
1.4.2. Органы исполнительной власти городов, районов, облас-
тей, краев, республик в соответствии с Законом Российской Федера-
ции "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при-
родного и техногенного характера" (статья 11) организуют комиссию
для оценки последствий аварийной ситуации, состоящую из специалис-
тов территориальных и местных органов федеральных органов исполни-
тельной власти.
1.4.3. Органы Минприроды России:
совместно с соответствующими органами исполнительной власти и
заинтересованными организациями обследуют предприятие (объект),
являющееся источником аварийного загрязнения, устанавливают причи-
ны возникновения аварии, возможность повторения выбросов (сбросов);
участвуют в разработке мер по ликвидации последствий аварии;
при необходимости выдают предписание на приостановку работы
предприятия (объекта);
устанавливают (уточняют) объемы выбросов (сбросов) загрязняю-
щих веществ и участвуют в определении уровней и зон загрязнения
объектов окружающей природной среды;
организуют работы по определению масштабов негативного воз-
действия аварийного загрязнения на окружающую природную среду с
учетом прогнозов органов Росгидромета по распространению зоны ава-
рийного загрязнения и совместно с другими органами исполнительной
власти принимают меры к ликвидации (снижению) его последствий;
контролируют ход выполнения мероприятий по ликвидации нега-
тивных последствий аварийного загрязнения для окружающей природной
среды;
совместно с другими органами исполнительной власти определяют
общий ущерб, причиненный окружающей природной среде в результате
аварийного загрязнения и применяют соответствующие санкции.
1.4.4. Органы Госкомсанэпиднадзора России:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного заг-
рязнения;
осуществляют контроль за качеством воды водных объектов с
точки зрения возможности ее использования для хозяйственно-пить-
евых и рекреационных нужд;
осуществляют контроль за составом атмосферного воздуха на
территории предприятий, в санитарно-защитной и селитебной зонах;
выявляют в окружающей среде биологические факторы воздействия
на здоровье населения;
оценивают степень влияния аварийного загрязнения на продукты
питания, здоровье населения и условия его проживания;
при необходимости приостанавливают работу предприятий (объек-
тов).
1.4.5. Органы Росгидромета:
обследуют зоны распространения аварийного загрязнения, произ-
водят отбор и анализ проб объектов окружающей природной среды (ат-
мосферного воздуха, поверхностных вод и почв) вне санитарно-защит-
ной зоны предприятия;
составляют оперативные прогнозы распространения зоны аварий-
ного загрязнения;
обеспечивают работу комиссии необходимой гидрометеорологичес-
кой информацией и данными об уровнях загрязнения окружающей при-
родной среды в районе аварии;
участвуют в установлении источника загрязнения.
1.4.6. Органы Роскомвода:
совместно с территориальными органами Минприроды России обс-
ледуют предприятие или иной источник аварийного загрязнения по-
верхностных вод суши и морских вод, устанавливают причины возник-
новения аварии, возможность повторения сбросов, другие факторы;
совместно с органами Росгидромета осуществляют контроль за
распространением зоны загрязнения;
устанавливают (уточняют) объемы сброса загрязняющих веществ;
при необходимости выдают предписание на приостановку работы
предприятия;
участвуют в разработке мероприятий по локализации и ликвида-
ции последствий аварийного загрязнения и контролируют ход их вы-
полнения;
участвуют в определении размера ущерба, причиненного в ре-
зультате аварийного загрязнения и применяют соответствующие санк-
ции.
1.4.7. Органы Роскомрыболовства:
осуществляют контроль за влиянием аварийного загрязнения на
жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а так-
же за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимо-
вальные ямы, нагульные площади, миграционные пути);
участвуют в разработке мероприятий по максимальному снижению
возможных потерь для рыбного хозяйства и контролируют ход их вы-
полнения;
определяют ущерб рыбному хозяйству в результате аварийного
загрязнения и применяют соответствующие санкции в пределах своей
компетенции.
1.4.8. Органы Роскомнедр совместно с Роскомводом:
осуществляют контроль за качеством подземных вод в зоне ава-
рийного загрязнения;
проводят расследование причин загрязнения подземных вод;
при необходимости выдают предписания на приостановку работы
предприятия (объекта) и на ликвидацию очага и последствий загряз-
нения подземных вод.
1.4.9. Органы Минсельхозпрода России:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного заг-
рязнения почв сельскохозяйственных угодий и определении размеров
причиненного ущерба;
принимают соответствующие меры по ликвидации последствий за-
грязнения.
1.4.10. Органы Роскомзема:
участвуют в обследовании зоны распространения аварийного заг-
рязнения земель;
обеспечивают перенесение в натуру границ зоны загрязнения и
отвод загрязненных земель.
1.4.11. Органы Рослесхоза:
обследуют зону загрязнения лесов;
организуют расследование причин загрязнения, повреждения или
гибели лесов;
определяют ущерб лесному хозяйству и применяют соответствую-
щие санкции в пределах своей компетенции.
1.5. В случаях особо крупных аварий, повлекших человеческие
жертвы, а также эвакуацию населения и загрязнение источников пить-
евой воды, МЧС России вносит предложения о создании Правитель-
ственной комиссии по расследованию причин аварий и принятию необ-
ходимых мер по ликвидации их последствий.
2. Порядок передачи информации и действий
федеральных органов исполнительной власти
и их территориальных органов при обнару-
жении экстремально высокого загрязнения
окружающей природной среды
2.1. В ходе режимных наблюдений за состоянием окружающей при-
родной среды, проводимых территориальными органами Росгидромета и
других федеральных органов исполнительной власти, могут быть выяв-
лены факты экстремально высокого загрязнения окружающей природной
среды.
Случаи экстремально высокого загрязнения окружающей природной
среды могут быть выявлены также другими организациями и гражданами.
Критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природ-
ной среды приводятся в приложении 2.
2.2. Оценке последствий подлежат все выявленные случаи экстре-
мально высокого загрязнения.
2.3 Схема передачи информации при выявлении случаев экстре-
мально высокого загрязнения окружающей природной среды представле-
на в приложении 4.
2.3.1. Территориальные органы федеральных органов исполнитель-
ной власти при получении информации об экстремально высоком загряз-
нении окружающей природной среды должны наиболее оперативными сред-
ствами связи информировать об этом территориальные органы Минприро-
ды России, а в случаях загрязнения окружающей природной среды ми-
кроорганизмами и биологическими веществами - территориальные органы
Госкомсанэпиднадзора России.
2.4. Порядок действий при выявлении случаев экстремально высо-
кого загрязнения окружающей природной среды.
2.4.1. Территориальные органы Минприроды России в соответствии
с возложенными на них обязанностями принимают меры по созданию ко-
миссий из представителей соответствующих территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти с целью:
установления источника и причин загрязнения;
выявления негативных последствий экстремально высокого заг-
рязнения окружающей природной среды и оценки нанесенного ущерба;
подготовки акта по оценке последствий экстремально высокого
загрязнения, представляемого территориальным органам федеральных
органов исполнительной власти и территориальной администрации;
приостановки при необходимости работы предприятия (объекта) -
источника загрязнения.
2.4.2. Органы Госкомсанэпиднадзора России:
оценивают возможность и степень влияния экстремально высокого
загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и ус-
ловия его проживания;
при необходимости приостанавливают работу предприятия (объек-
та) - источника загрязнения и/или использование населением соот-
ветствующих видов природных ресурсов.
2.4.3. Органы Роскомрыболовства:
осуществляют контроль за влиянием экстремально высокого заг-
рязнения поверхностных вод суши и морских вод на жизнедеятельность
рыб, других водных организмов и растений, а также за состоянием
мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, на-
гульные площади, миграционные пути);
разрабатывают и осуществляют меры по максимальному снижению
возможных потерь от экстремально высокого загрязнения поверхност-
ных вод суши и морских вод для рыбного хозяйства;
определяют ущерб рыбному хозяйству в результате экстремально
высокого загрязнения поверхностных вод суши и морских вод и приме-
няют соответствующие санкции в пределах своей компетенции.
2.4.4. Органы Росгидромета:
составляют оперативные прогнозы распространения зоны экстре-
мально высокого загрязнения;
обеспечивают работу комиссии данными об уровнях загрязнения
окружающей природной среды в зоне экстремально высокого загрязне-
ния;
участвуют в установлении источника загрязнения.
2.4.5. Органы Роскомнедр:
обследуют зону распространения экстремально высокого загряз-
нения подземных вод;
составляют оперативный прогноз распространения зоны экстре-
мально высокого загрязнения и качества подземных вод в зоне влия-
ния источника загрязнения;
участвуют в установлении источника загрязнения;
разрабатывают рекомендации по ликвидации последствий экстре-
мально высокого загрязнения подземных вод.
2.5. Вопросы, подлежащие освещению в процессе расследования и
в сообщениях об экстремально высоком загрязнении окружающей при-
родной среды, представлены в приложении 1.
2.6. Порядок взаимного обмена информацией о фактах загрязне-
ния окружающей природной среды, не достигшего экстремально высо-
кого уровня, и проведения расследования этих случаев устанавлива-
ется территориальными органами федеральных органов исполнитель-
ной власти по взаимному соглашению.
Приложение 1
к Временному положению о порядке
взаимодействия органов
исполнительной власти Российской
Федерации при аварийных выбросах и
сбросах загрязняющих веществ и
экстремально высоком загрязнении
окружающей природной среды
Содержание информационных сообщений об аварийных
выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, экстремально
высоком загрязнении окружающей природной среды и их
последствиях
1. Источник информации (специально уполномоченный орган, об-
щественные организации, граждане), дата, время поступления.
2. Дата, время, место (республика, край, область, район,
населенный пункт, наименование водного объекта, район моря (коор-
динаты) выявления экстремальной ситуации.
3. Характеристика экстремальной ситуации (залповый или ава-
рийный выброс в атмосферу, сброс неочищенных сточных вод, авария
на трубопроводе, хранилище, авария технологического оборудования,
в т.ч. связанная с вредными физическими воздействиями и выходами
биологических агентов и т.п.).
4. Критерии, по которым отмечена экстремальная ситуация с
указанием количественных характеристик (концентрации загрязняющих
веществ в природных средах, объем сбросов (выбросов) загрязняющих
веществ, площадь покрытия пленкой, интенсивность и характер запа-
ха, масштабы гибели рыбы, других водных организмов, растений, жи-
вотных, уровни физических воздействий, биологические агенты и
т.п.).
5. Причины возникновения экстремальной ситуации (выход из
строя очистных сооружений, установок по очистке отходящих газов,
разрыв трубопровода, прорыв дамбы, отключение электроэнергии, пов-
реждение судна во время шторма и т.п.).
6. Виновник возникновения экстремальной ситуации с указанием
ведомственной принадлежности и формы собственности (полное наиме-
нование предприятия, учреждения, министерства).
7. Сведения об организациях, получивших информацию об экстре-
мальной ситуации и передавших ее специально уполномоченному органу.
8. Предпринимаемые меры по локализации, ликвидации экстре-
мальной ситуации, ее последствий.
9. Прогноз распространения зоны экстремального загрязнения.
По результатам обследования, по мере выяснения дополнительных дан-
ных передается информация:
уточнение сведений по пп.1-8, сведения о перемещении зоны
загрязнения, концентрации загрязняющих веществ в ней;
уточнение объема выброса (сброса) загрязняющих веществ;
данные о причиненном ущербе;
сведения об угрозе здоровью человека, окружающей природной
среде (невозможность использования воды для питьевого, промышлен-
ного, сельскохозяйственного водоснабжения, невозможность использо-
вания сельскохозяйственных культур для питания и т.п.);
уточнение прогноза перемещения зоны загрязнения, сведения о
передаче прогноза заинтересованным организациям,
другие дополнительные сведения.
Приложение 2
к Временному положению о порядке
взаимодействия органов исполнительной
власти Российской Федерации при ава-
рийных выбросах и сбросах загрязняю-
щих веществ и экстремально высоком
загрязнении окружающей природной среды
Критерии экстремально высокого загрязнения
окружающей природной среды
Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной
среды понимается:
1. Для атмосферного воздуха:
содержание одного или нескольких веществ, превышающее пре-
дельно допустимую концентрацию (ПДК)*":
- в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток;
- в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 и более раз;
визуальные и органолептические признаки:
- появление устойчивого, не свойственного данной местности
(сезону) запаха;
- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека -
резь в глазах, слезоточение, привкус во рту, затрудненное дыхание,
покраснение или другие изменения кожи, рвота и др. (одновременно у
нескольких десятков человек);
- выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков,
появление у осадков специфического запаха или несвойственного
привкуса.
_________________________________________________________________
*" с возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения
экстремально высокого загрязнения до его обнаружения
2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
максимальное разовое содержание для нормируемых веществ 1-2
класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК в 5 и более раз,
для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз *" ;
появление запаха, не свойственного воде ранее, интенсивностью
более 4 баллов;
покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхожде-
ния) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой пло-
щади до 6 кв.км;
снижение содержания растворенного в воде кислорода до 2 и ме-
нее мг/л;
увеличение биохимического потребления кислорода (БПК ) свыше
40 мг О /л;
массовая гибель рыбы, моллюсков, раков, лягушек, водорослей,
других водных организмов и водной растительности.
3. Для почв и земель:
содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по сани-
тарно-токсикологическим критериям или 10 и более ПДК по фитотокси-
ческим критериям;
содержание загрязняющих веществ технологического происхожде-
ния в концентрациях 50 и более ПДК **";
наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловия-
ми), выражающихся в изреженности или повреждении посевов на площа-
ди более 50% отдельного поля;
наличие несанкционированных свалок токсичных отходов.
_________________________________________________________________
*" Содержание веществ в поверхностных водах суши и морских водах
сопоставляется с наиболее "жесткими" ПДК в ряду одноименных пока-
зателей. Для веществ, на которые нормативными документами пре-
дусмотрено полное отсутствие их в воде водных объектов, в качестве
ПДК условно принимается содержание 0,01 мкг/л.
**" Для веществ, на которые не установлены ПДК для почв и земель -
превышение 100-кратной величины среднего регионального фона.
4. Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:
мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности,
измеренная на высоте 1м от поверхности земли, составила 60 и более
мкР/ч;
концентрация радионуклидов в пробах объектов окружающей при-
родной среды (атмосфера, поверхностные воды суши, почва, морская
среда) превысила значение ДКб (допустимая концентрация радионукли-
дов для населения группы Б), приведенные в Нормах радиационной бе-
зопасности НРБ-76/87, а при отсутствии данных о радионуклидном
составе пробы - концентрация суммарной бета-активности в атмосфер-
ном воздухе по данным первых измерений (через одни сутки после
окончания отбора проб) превысила 3700*10 Бк/м ;
суммарная бета-активность выпадений по результатам первых из-
мерений (через одни сутки после отбора проб) превысила 110
Бк/м сутки;
концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной и
лесной продукции превысила принятые ВДУ.
5. При негативном воздействии на флору и фауну:
массовая гибель (заболевание) рыбы и/или других водных орга-
низмов и растений, отклонение от нормального развития икры, личи-
нок и молоди рыбы, сокращение и потеря мест нагула, нереста и зи-
мовальных ям рыбы, нарушение путей миграции рыбы и других водных
организмов, приобретение посторонних запахов и привкусов,
несвойственных им ранее;
массовая гибель (заболевание) животных, в том числе диких,
при которых уровень смертности (заболеваемости) превышает сред-
нестатистический в три и более раз;
наличие изменений в состоянии лесных экосистем (не связанных
с гидрометеоусловиями), выражающихся в изменении окраски хвои
(листвы), несвойственной древесным и кустарниковым породам в дан-
ной местности (сезоне), опадении (дефолиации) или усыхании (деси-
кации) 30-50% хвои (листвы) и других признаках природного и техно-
генного воздействия на лесную среду.
Приложение 3
к Временному положению о порядке
взаимодействия органов исполнительной
власти Российской Федерации при ава-
рийных выбросах и сбросах загрязняю-
щих веществ и экстремально высоком
загрязнении окружающей природной среды
Схема передачи информации об аварийных
выбросах и сбросах загрязняющих веществ
-------------------T-----------------T------------------¬
¦ ¦ ¦
-------------¬ -------+-----¬ -------+-----¬ --------+---------¬
¦ МЧС России ¦ ¦ Минприроды ¦ ¦ Госкомсан- ¦ ¦Росгидромет, ¦
¦ ¦ ¦ России ¦ ¦ эпиднадзор ¦ ¦Роскомвод, ¦
L------------- L------------- ¦ России ¦ ¦Роскомзем, ¦
L------------- ¦Роскомнедр, ¦
¦ ¦ ¦Рослесхоз, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минсельхозпрод ¦
¦ ¦ ¦ ¦России, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Роскомрыболовство¦
¦ ¦ ¦ L------------------
¦ ¦ ¦
г=====¦======¬ -------+------¬ -------+------¬ --------+--------¬
¦ Территори- ¦ ¦Территориаль-¦ ¦Территориаль-¦ ¦Территориальные ¦
¦ альные ор- ¦---+ные органы ¦ ¦ные органы ¦ ¦органы федераль-¦
¦ ганы МЧС ¦-- |