ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 1995 г. N ЮБ-6-14/276
О РЕШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫМ МАШИНАМ
(с изм. и доп., согл. письма Роскомторга от 25.07.1995 N 11/8-109-2,
Изменений и дополнений, утв. ГМЭК 25.03.1997 (протокол N 2/34-97),
писем МНС РФ от 29.01.2001 N ВБ-6-16/79,
от 24.05.2001 N ВБ-6-16/418, протоколов заседания ГМЭК
от 18.04.2002 N 2/67-2002, от 26.09.2002 N 6/71-2002)
1. Решением Государственной межведомственной экспертной
комиссии по контрольно - кассовым машинам от 6 марта 1995 г.
(протокол N 2/18-95):
1.1. Утверждено Положение о порядке продажи, технического
обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской
Федерации (прилагается).
Указанное Положение введено в действие с даты принятия, за
исключением абзацев третьего и пятого пункта 2, абзацев второго,
третьего и четвертого пункта 4 и абзаца шестого пункта 6 этого
Положения, которые вводятся в действие с 1 июля 1995 года.
1.2. Продлен срок включения в Государственный реестр
контрольно - кассовых машин активной системной контрольно -
кассовой машины IPC-GRS-38001 СП с программным модулем
"СуперМАГ-УКМ" до 1 января 1999 года.
1.3. В Государственный реестр контрольно - кассовых машин,
используемых на территории Российской Федерации, включена на срок
до 1 января 1999 г. активная системная контрольно - кассовая
машина модели OMRON POS FIT-7000 (заявитель: СП "Развитие,
Информатика и Технология" (СП "РИТ", 129090, г. Москва,
ул. Б. Пионерская, 11, тел.: 284-77-77, факс: 284-74-17).
1.4. В дополнение к решению от 16.12.94 (протокол N 16),
доведенному письмом Госналогслужбы России от 30.12.94
N НИ-6-14/518, продлен срок использования до 1 января 1996 г.
следующих моделей контрольно - кассовых машин, импортированных на
территорию Российской Федерации до 15 ноября 1993 г.: ROYAL
GMS 118, ROYAL CMS 120.
2. Решением Государственной межведомственной экспертной
комиссии по контрольно - кассовым машинам от 29 марта 1995 г.
(протокол N 3/19-95):
2.1. Разрешено провести замену контрольно - кассовых машин
моделей ОКА-1400, ОКА-1401, ОКА-1600, ОКА-1600.0, ОКА-1600.1,
ОКА-1700, ОКА-1700.0, ОКА-1700.1, ОКА-4640, ОКА-4400, ОКА-4401,
ОКА-4440, ОКА-4441, исключенных из Государственного реестра
контрольно - кассовых машин, и контрольно - кассовых машин,
переделанных из моделей ОКА-1400, ОКА-4400, ОКА-4401, ОКА-4440,
ОКА-4441, под контролем органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в следующем порядке:
а) в городах Москве и Санкт - Петербурге во всех предприятиях
и организациях, кроме специализированных магазинов, торгующих
хлебобулочной, молочной или плодоовощной продукцией, школьно -
письменными принадлежностями, столовых, буфетов, аптек, ателье,
оказывающих бытовые услуги населению, - до 1 июля 1995 года.
В специализированных магазинах, торгующих хлебобулочной,
молочной или плодоовощной продукцией, школьно - письменными
принадлежностями, в столовых, буфетах, аптеках, в ателье,
оказывающих бытовые услуги населению, - до 1 октября 1995 года;
б) на остальной территории Российской Федерации:
во всех предприятиях и их структурных подразделениях,
торгующих автомобилями и запасными частями к ним, средствами
оргтехники, мехами и меховыми изделиями, ювелирными изделиями из
драгоценных металлов, драгоценными и полудрагоценными камнями,
антиквариатом, цветами, алкогольными напитками, мебелью, теле-,
видео- и радиоаппаратурой, в гостиницах, ресторанах, кафе, на
бензоколонках и платных автостоянках - до 1 июля 1995 года;
во всех предприятиях и их структурных подразделениях, в том
числе в стационарной мелкорозничной торговой сети, торгующих
книжной продукцией, стройматериалами, а также продовольственными и
непродовольственными товарами, кроме предприятий, перечисленных в
абзацах втором и четвертом настоящего подпункта, - до 1 октября
1995 года;
в специализированных магазинах, торгующих хлебобулочной,
молочной или плодоовощной продукцией, школьно - письменными
принадлежностями, в столовых, буфетах, аптеках, в ателье,
оказывающих бытовые услуги населению, в иных предприятиях и
организациях, не подпадающих под действие абзацев второго и
третьего настоящего подпункта, - до 1 января 1996 года;
в) сроки замены контрольно - кассовых машин, указанные в
подпункте "б" названного решения, на предприятиях, находящихся в
сельской местности, по решению органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации могут быть продлены до 1 апреля
1996 года;
г) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с названным решением
разработать графики замены контрольно - кассовых машин на
конкретных предприятиях и направить их в налоговые органы и
Государственную межведомственную экспертную комиссию по
контрольно - кассовым машинам до 1 июня 1995 года;
д) предложено налоговым органам снимать с регистрации
подлежащие замене контрольно - кассовые машины, если их замена не
осуществлена соответствующими предприятиями и организациями в
сроки, установленные этим решением.
2.2. Разрешено до 1 июля 1995 г. использовать
контрольно - кассовые машины моделей Искра-362СП и Ким-2СП для
осуществления денежных расчетов с населением при приеме
коммунальных платежей и оформлении подписных изданий.
2.3. Поручено коммерческим банкам до 1 июня 1995 г. обеспечить
применение контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением при купле - продаже валюты.
Разрешено использовать при осуществлении денежных расчетов с
населением при купле - продаже валюты контрольно - кассовые машины
моделей Электронмаш-NCR 2113-1103, Электронмаш-NCR 2113-3003,
ЭКР-4101.2, IPC GRS-38001 СП.
3. Решением Государственной межведомственной экспертной
комиссии по контрольно - кассовым машинам от 23 января 1995 г.
(протокол N 1/17-95) в Государственный реестр контрольно -
кассовых машин включена контрольно - кассовая машина SHARP
ER-A250R (заявитель: АОЗТ "УЭБ Текнолоджи", 113405, г. Москва,
Варшавское шоссе, 125, тел.: 249-99-13, 249-08-23, факс:
292-65-11) на срок до 1 января 1996 года.
Госналогслужба России обязывает:
обеспечить контроль за применением контрольно - кассовых машин
предприятиями, другими организациями и гражданами -
предпринимателями в соответствии с указанными в настоящем письме
решениями Государственной межведомственной экспертной комиссии по
контрольно - кассовым машинам.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Ю.А.БАЧУРИН
Приложение
к письму Госналогслужбы
России от 16.05.95
N ЮБ-6-14/276
Утверждено
решением
Государственной межведомственной
экспертной комиссии
по контрольно-кассовым машинам
от 6 марта 1995 года N 2/18-95
(с изменениями и дополнениями, внесенными
протоколами N 5/21-95 от 23 июня 1995 года,
N 2/34-97 от 25 марта 1997 года,
N 5/59-2000 от 4 декабря 2000 года,
N 2/61-2001 от 24 апреля 2001 года,
N 2/67-2002 от 18 апреля 2002 года,
N 6/71-2002 от 26 сентября 2002 года)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОДАЖИ, ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Положение имеет целью создание эффективно действующей сети
предприятий по продаже, ремонту и техническому обслуживанию
контрольно-кассовых машин, защиту интересов физических и
юридических лиц, использующих контрольно-кассовые машины для
осуществления денежных расчетов с населением.
1. Общие положения
1.1. Положение подготовлено в соответствии с Законом
Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993 года
N 5215-1, Указом Президента Российской Федерации "Об обязательном
применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности при осуществлении денежных
расчетов с населением" от 16 февраля 1993 года N 224,
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1993 года N 745 "Об утверждении Положения по
применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 904), Постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 года N 903
"О Государственной межведомственной экспертной комиссии по
контрольно-кассовым машинам" (с изменениями и дополнениями,
внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от
12 августа 1994 года N 911, от 19 сентября 1997 года N 1201, от 6
марта 1998 года N 286 и от 22 сентября 1999 года N 1071), иными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
1.2. В Положении использованы следующие понятия:
- заявитель контрольно-кассовых машин (далее - заявитель) -
юридическое лицо, по инициативе которого модель
контрольно-кассовой машины внесена в Государственный реестр
контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской
Федерации (далее - Государственный реестр);
- генеральный поставщик контрольно-кассовых машин (далее -
генеральный поставщик) - юридическое лицо, организующее продажу,
техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин
определенных моделей;
- центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин
(далее - ЦТО) - юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке
контрольно-кассовых машин к эксплуатации, их техническому
обслуживанию и ремонту;
- продавец контрольно-кассовых машин (далее - продавец) -
юридическое лицо, осуществляющее продажу контрольно-кассовых
машин;
- потребитель - юридическое или физическое лицо, которое в
соответствии с законодательством Российской Федерации применяет
контрольно-кассовые машины;
- эталонный образец модели (версии модели) контрольно-кассовой
машины (далее - эталонный образец) - образец модели (версии
модели) контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный
реестр Российской Федерации, прошедшей технические испытания,
сертификацию и хранящейся в Лаборатории эталонных образцов.
1.3. К организациям и предприятиям, участвующим в установлении
порядка продажи, технического обслуживания и ремонта
контрольно-кассовых машин, а также осуществляющим непосредственно
продажу, техническое обслуживание, ремонт контрольно-кассовых
машин и контроль за этими видами деятельности, относятся:
- Государственная межведомственная экспертная комиссия по
контрольно-кассовым машинам (далее - Государственная комиссия);
- Государственный комитет Российской Федерации по
стандартизации и метрологии и его территориальные органы (далее -
органы Госстандарта России);
- органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
(далее - налоговые органы);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Федеральное агентство правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации (далее - ФАПСИ);
- заявители;
- генеральные поставщики;
- продавцы;
- центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин;
- потребители.
2. Государственная межведомственная экспертная комиссия по
контрольно-кассовым машинам:
- принимает решения по вопросам регулирования продажи,
технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин,
обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
всеми юридическими и физическими лицами;
- утверждает по согласованию с заявителем генерального
поставщика модели контрольно-кассовой машины;
- представляет заинтересованным организациям и лицам
информацию о моделях контрольно-кассовых машин, допущенных к
эксплуатации на территории Российской Федерации;
- информирует органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, налоговые органы, органы Госстандарта России
об утверждении ею генеральных поставщиков контрольно-кассовых
машин;
- требует от генерального поставщика представления информации
о развитии сети ЦТО, обслуживающих контрольно-кассовые машины
соответствующих моделей;
- исключает из Государственного реестра модели (версии
моделей) контрольно-кассовых машин, если в течение 6 месяцев со
дня внесения в Государственный реестр не организовано их
техническое обслуживание и ремонт;
- координирует работу органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам организации продажи, технического
обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин; организует
проведение аттестации центров технического обслуживания
контрольно-кассовых машин не реже 1 раза в 3 года;
- организует контроль за соответствием продаваемых
контрольно-кассовых машин эталонным образцам, за состоянием
технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;
- принимает решения и контролирует проведение экспериментов с
целью определения оптимальных условий эксплуатации и технического
обслуживания конкретных моделей контрольно-кассовых машин;
- обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии
технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в
Российской Федерации, представляет эту информацию в Правительство
Российской Федерации;
- рассматривает жалобы и обращения, связанные с продажей,
техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин.
3. Органы Госстандарта России:
- проводят проверку обеспечения ЦТО в части безопасности
рабочих мест и оборудования;
- проводят проверку средств измерений, используемых ЦТО для
ремонта, настройки и контроля контрольно-кассовых машин;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении
из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин в
случае их несоответствия сертифицируемым параметрам;
- по поручению Государственной комиссии:
осуществляют выборочный контроль за соответствием
контрольно-кассовых машин сертифицируемым параметрам (по
безопасности, радиопомехам, функциональным характеристикам);
дают экспертное заключение о качестве ремонта
контрольно-кассовых машин, производимого ЦТО.
4. Налоговые органы:
- ставят и снимают с учета ЦТО в соответствии с решениями
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
имеют оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;
- регистрируют контрольно-кассовые машины, допущенные к
использованию в Российской Федерации и поставляемые на техническое
обслуживание в ЦТО, ведут учет зарегистрированных
контрольно-кассовых машин;
- снимают с регистрации контрольно-кассовые машины тех моделей
(версий моделей), которые не допущены к использованию
Государственной комиссией;
- ведут регистрационные карточки, в которых отмечают
постановку на учет или снятие с учета контрольно-кассовых машин, а
также постановку на ремонт и ввод в эксплуатацию после ремонта;
- проверяют наличие пломбы на контрольно-кассовой машине,
установленной ЦТО;
- вводят пароль налогового инспектора и контролируют включение
фискальной памяти контрольно-кассовой машины, контролируют
фискальную память в процессе эксплуатации машины;
- проверяют доступными им способами исправность применяемых
контрольно-кассовых машин, привлекая для участия в таких проверках
специалистов ЦТО, в которых контрольно-кассовые машины находятся
на обслуживании;
- направляют замечания и предложения о качестве технического
обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Государственную
комиссию, органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении
из Государственного реестра моделей (версий моделей)
контрольно-кассовых машин, не обеспечивающих контроль за полнотой
учета выручки;
- рассматривают жалобы, связанные с применением
контрольно-кассовых машин;
- проводят обучение работников налоговых органов;
- вносят предложения соответствующим органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации об аннулировании регистрации
ЦТО в случаях, когда нарушение законодательства и других
нормативных документов о применении контрольно-кассовых машин
допущено по вине работников ЦТО.
5. ФАПСИ:
- организует изготовление электронных контрольных лент
защищенных (далее - ЭКЛЗ) для контрольно-кассовых машин в
количествах, необходимых для удовлетворения заявок генеральных
поставщиков и ЦТО, гарантирует соответствие ЭКЛЗ установленным
требованиям;
- организует выполнение и осуществляет контроль инициализации
ЭКЛЗ в доверенном центре ФАПСИ с записью в ЭКЛЗ регистрационного
номера и ключевой информации и ведения базы данных
инициализированных ЭКЛЗ;
- организует консультации работников генеральных поставщиков и
ЦТО по установке, замене и активизации ЭКЛЗ в контрольно-кассовых
машинах, а персонала налоговых органов - по контролю за работой
контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ;
- оказывает методическую помощь налоговым органам в оснащении
программными и техническими средствами для использования
информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ;
- участвует в разработке методической документации по
установке, замене, хранению и контролю за функционированием и
применением ЭКЛЗ;
- организует обеспечение заявок на оборудование и программные
продукты для контроля ЭКЛЗ автономно от контрольно-кассовой
машины;
- организует сбор данных о работе и отказах ЭКЛЗ в процессе их
эксплуатации и хранения, разработку мероприятий по повышению
надежности ЭКЛЗ.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации:
- принимают меры по обеспечению исполнения настоящего
Положения на территории субъекта Российской Федерации;
- регистрируют предприятия в качестве ЦТО при выполнении ими
условий, изложенных в пункте 11 настоящего Положения;
- снимают с регистрации ЦТО, не прошедшие в установленные
сроки аттестацию в Государственной комиссии, а также в случае
нарушения требований настоящего Положения по собственной
инициативе, по представлению налоговых органов, Госстандарта
России и его территориальных органов;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении
из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин в
случае нарушения настоящего Положения.
7. Заявители:
- осуществляют поставки контрольно-кассовых машин,
соответствующих эталонным образцам моделей (версий моделей),
внесенных в Государственный реестр;
- обеспечивают приведение поставляемых ими контрольно-кассовых
машин в соответствие с техническими требованиями к
контрольно-кассовым машинам в случае изменения технических
требований;
- выполняют заявки генерального поставщика на поставку
стендового оборудования, тестового программного обеспечения,
запасных частей и принадлежностей, ремонтной и эксплуатационной
документации в течение всего срока использования
контрольно-кассовой машины, определенного Государственной
комиссией;
- несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации за несоответствие
поставляемых ими контрольно-кассовых машин эталонным образцам или
за конструктивные дефекты контрольно-кассовых машин;
- выполняют функции генеральных поставщиков заявленных ими
моделей контрольно-кассовых машин на территории Российской
Федерации, если они утверждены в этом качестве Государственной
комиссией или заключают договор с юридическим лицом, принимающим
на себя обязанности генерального поставщика, которого представляют
на утверждение в этом качестве в Государственную комиссию;
- вправе выполнять функции продавца и центра технического
обслуживания при условии соблюдения ими требований, установленных
соответственно пунктами 9 и 11 настоящего Положения;
- вправе проводить проверку исправности контрольно-кассовой
машины и составлять техническое заключение об исправности
контрольно-кассовой машины в процессе ее эксплуатации.
8. Генеральные поставщики:
- устанавливают на контрольно-кассовые машины средства
визуального контроля генерального поставщика, удостоверяющие их
соответствие моделям, включенным в Государственный реестр
контрольно-кассовых машин, и несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации за
несоответствие поставляемых контрольно-кассовых машин эталонным
образцам;
- оснащают контрольно-кассовые машины паспортом версии модели
контрольно-кассовой машины (далее - паспорт версии), устанавливают
ЭКЛЗ и делают отметку в паспорте версии об установке ЭКЛЗ;
- создают на договорной основе сеть продавцов и ЦТО,
координируют и контролируют их деятельность;
- заключают договоры с продавцами на продажу им
контрольно-кассовых машин, с ЦТО - на техническое обслуживание и
ремонт контрольно-кассовых машин;
- несут ответственность за ненадлежащую организацию работы
продавцов и центров технического обслуживания;
- заключают с заявителями договоры на поставку
контрольно-кассовых машин;
- обеспечивают через ЦТО гарантийный ремонт
контрольно-кассовых машин в соответствии с требованиями ГОСТ
23411-84 "Машины электронные контрольно-регистрирующие. Общие
технические условия", несут обязательства по обеспечению ЦТО
запасными частями и принадлежностями, ремонтной и эксплуатационной
документацией в течение всего срока использования
контрольно-кассовой машины, определенного Государственной
комиссией;
- проводят обучение продавцов и работников ЦТО, их аттестацию,
выдают им соответствующие удостоверения;
- участвуют в проведении обучения налоговыми органами
работников налоговых органов по вопросам применения
контрольно-кассовых машин;
- оказывают методическую помощь ЦТО в организации обучения
работников налоговых органов и потребителей по вопросам применения
контрольно-кассовых машин;
- проводят сбор и обобщение информации об эксплуатации
поставляемых ими контрольно-кассовых машин и передают ее
заявителям и в Государственную комиссию по запросам;
- вправе выполнять функции продавца и центра технического
обслуживания при условии соблюдения ими требований, установленных
пунктами 9 и 11 настоящего Положения;
- контролируют качество выполнения продавцами функций по
продаже контрольно-кассовых машин, ЦТО - по техническому
обслуживанию и ремонту и дают обязательные для них указания по
вопросам организации продажи, технического обслуживания и ремонта
контрольно-кассовых машин;
- вправе проводить проверку исправности контрольно-кассовой
машины и составлять техническое заключение об исправности
контрольно-кассовой машины в процессе ее эксплуатации;
- выполняют решения Государственной комиссии, отчитываются
перед ней о своей деятельности, представляют ежегодно по состоянию
на 1 марта текущего года материалы об имеющейся сети продавцов и
ЦТО по обслуживанию соответствующих моделей, ежеквартально
представляют информацию о количествах и моделях (версиях моделей)
реализованных контрольно-кассовых машин;
- несут ответственность за незаполнение разделов паспорта или
формуляра на контрольно-кассовую машину, определяющих гарантийные
обязательства и приемку по качеству. Кроме этого в паспорте должны
быть указаны полное наименование и почтовый адрес генерального
поставщика, а также данные о региональных ЦТО, производящих
гарантийный ремонт.
Генеральные поставщики моделей контрольно-кассовых машин,
являющиеся заявителями, выполняют помимо функций поставщика также
функции, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения.
9. Продавцы:
- осуществляют продажу контрольно-кассовых машин при наличии
договора с генеральным поставщиком о продаже контрольно-кассовых
машин соответствующих моделей (версий моделей) и договора с ЦТО о
принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых
машин этих моделей (версий моделей);
Примечание. Продавцы вправе продавать контрольно-кассовые
машины только в те регионы, где имеются ЦТО, с которыми продавцом
заключен договор о принятии на техническое обслуживание и ремонт
контрольно-кассовых машин соответствующих моделей.
- оказывают содействие покупателю в заключении с ЦТО договора
о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;
Примечание. В случае необходимости продажи контрольно-кассовых
машин одним потребителем другому потребителю такая продажа
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации при наличии соответствующей отметки налоговых органов о
снятии с учета по месту предыдущей регистрации. Продаже
контрольно-кассовой машины с ЭКЛЗ должно предшествовать снятие
ЭКЛЗ с контрольно-кассовой машины и передача снятой ЭКЛЗ
пользователю, осуществляющему продажу, для хранения в
установленном порядке.
- вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в
аренду предприятиям и организациям, применяющим
контрольно-кассовые машины, с последующей их регистрацией в
налоговых органах указанными предприятиями и организациями;
- проверяют наличие средств визуального контроля генерального
поставщика на реализуемых ими контрольно-кассовых машинах, а также
комплектность, исправность контрольно-кассовых машин и наличие
необходимых документов.
10. Потребители:
- заключают договоры купли-продажи контрольно-кассовых машин с
продавцами и договоры на техническое обслуживание и ремонт
контрольно-кассовых машин с центром технического обслуживания.
Договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых
машин заключается с ЦТО, в котором приобретена контрольно-кассовая
машина или который имеет соответствующий договор с продавцом
контрольно-кассовой машины;
- регистрируют в налоговых органах приобретенные
контрольно-кассовые машины;
- используют контрольно-кассовые машины только после их
принятия на техническое обслуживание в ЦТО и регистрации в
налоговых органах;
- проводят работы, связанные с распаковкой контрольно-кассовых
машин от заводской упаковки, только при участии представителей
ЦТО;
- своевременно информируют ЦТО о необходимости замены ЭКЛЗ в
эксплуатируемой контрольно-кассовой машине в случае заполнения,
завершения установленного срока эксплуатации или неисправности
ЭКЛЗ, а также в случае перерегистрации контрольно-кассовой машины;
- не вправе пользоваться в целях технического обслуживания и
ремонта контрольно-кассовых машин услугами каких-либо предприятий
или физических лиц, кроме ЦТО, где контрольно-кассовые машины
находятся на техническом обслуживании;
- не вправе использовать контрольно-кассовые машины, не
зарегистрированные в налоговых органах. В случае нарушения данного
пункта Положения налоговые органы имеют право налагать штраф на
потребителя как за неиспользование контрольно-кассовых машин;
- оборудуют рабочие места для контрольно-кассовых машин в
соответствии с требованиями эксплуатационной документации на них и
действующими нормативными актами;
- участвуют в пусконаладочных работах и оформлении акта ввода
контрольно-кассовой машины в эксплуатацию;
- организуют ведение, учет, хранение и списание документов,
связанных с техническим обслуживанием и ремонтом
контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную
ответственность за их хранение;
- осуществляют хранение использованных ЭКЛЗ в соответствии с
Методическими указаниями по применению электронных контрольных
лент защищенных в контрольно-кассовых машинах (далее -
Методические указания по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых
машинах), утвержденными Государственной комиссией (протокол
N 4/69-2002 от 25 июня 2002 года);
- обеспечивают эксплуатацию контрольно-кассовых машин в
соответствии с эксплуатационной документацией на них и Типовыми
правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением, утвержденными Минфином России
30.08.93, N 104, и Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в
контрольно-кассовых машинах;
- своевременно представляют ЦТО эксплуатируемые
контрольно-кассовые машины для ежегодной проверки исправности;
- выполняют указания работников ЦТО и налоговых органов по
надлежащей эксплуатации контрольно-кассовых машин;
- обеспечивают обучение работе на контрольно-кассовых машинах
своего персонала;
- представляют налоговым органам и ЦТО по их требованию
документацию, связанную с приобретением, техническим обслуживанием
и ремонтом контрольно-кассовых машин, а также необходимые
объяснения, справки и сведения по этим вопросам;
- обеспечивают беспрепятственный доступ работников налоговых
органов и ЦТО к используемым контрольно-кассовым машинам при
условии предъявления ими служебных документов с фотографией и
печатью организации, выдавшей документ;
- обеспечивают работникам ЦТО возможность проведения плановых
мероприятий по техническому обслуживанию контрольно-кассовых
машин;
- прекращают использование контрольно-кассовых машин в случае
нарушения пломбы, средств визуального контроля генерального
поставщика или ЦТО, неисправности ЭКЛЗ, выявления других
неисправностей контрольно-кассовых машин, а также наложения
запрета налоговыми органами или работниками ЦТО на использование
контрольно-кассовой машины;
- вносят в Государственную комиссию предложения по улучшению
качества предпродажной подготовки, технического обслуживания и
ремонта контрольно-кассовых машин;
- незамедлительно ставят в известность ЦТО о любых
неисправностях, включая повреждение пломбы, средств визуального
контроля генерального поставщика или ЦТО, обнаруженных в процессе
эксплуатации контрольно-кассовой машины;
- незамедлительно сообщают в налоговые органы о повреждениях
пломбы кожуха контрольно-кассовой машины или средств защиты
фискальной памяти от несанкционированного доступа.
11. Центр технического обслуживания (ЦТО)
11.1. Условия регистрации и деятельности ЦТО
11.1.1. Регистрация предприятия в качестве ЦТО осуществляется
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при
условии представления ему:
- заявления на регистрацию в качестве ЦТО с указанием
наименования или организационно-правовой формы юридического лица,
номера расчетного счета и соответствующего банка;
- копии договора(ов) с генеральным(и) поставщиком(ами) о
техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;
- перечня моделей контрольно-кассовых машин, принимаемых на
техническое обслуживание и ремонт в соответствии с договорами
между генеральными поставщиками и ЦТО;
- копии Устава и, если она не заверена нотариусом, - с
предъявлением оригинала;
- копии свидетельства о государственной регистрации
предприятия;
- копии договора на аренду или документа, подтверждающего
наличие в собственности производственных помещений;
- справки предприятия о наличии полного комплекта
документации, рекомендуемой генеральным поставщиком для
качественного проведения технического обслуживания и ремонта
контрольно-кассовых машин, заверенной поставщиком;
- справки предприятия о наличии оборудования и измерительных
приборов, рекомендуемых генеральным поставщиком для технического
обслуживания, программирования, диагностики и ремонта
контрольно-кассовых машин, заверенной поставщиком;
- справки предприятия о наличии специалистов, прошедших
обучение у поставщика или в организации, получившей право на
обучение от поставщика, заверенной поставщиком;
- актов органов Государственного пожарного надзора и
Государственного санитарно-эпидемиологического надзора о
соответствии помещения для проведения технического обслуживания и
ремонта установленным требованиям для данных помещений.
Недопустимо создание ЦТО, находящихся в ведомственной или иной
подчиненности от предприятий и организаций, применяющих
контрольно-кассовые машины.
Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовой машины
вне ЦТО, где она находится на учете, запрещены.
ЦТО вправе привлекать к ремонту снятых им блоков и узлов
(кроме фискальной памяти и ЭКЛЗ) контрольно-кассовых машин,
находящихся на техническом обслуживании в данном ЦТО, другие
юридические лица на договорных началах в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Ремонт фискальной памяти контрольно-кассовых машин
специалистами ЦТО или привлекаемых организаций запрещен.
Допускается замена специалистами ЦТО модуля фискальной памяти в
соответствии с утвержденным Порядком замены фискальной памяти
контрольно-кассовых машин.
Ремонт и разборка ЭКЛЗ запрещены. ЭКЛЗ, замененные или снятые
специалистами ЦТО с контрольно-кассовых машин, подлежат передаче
пользователям для хранения в соответствии с Методическими
указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах.
11.1.2. Один и тот же ЦТО вправе заключать договоры о
техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин с
несколькими генеральными поставщиками.
Генеральный поставщик вправе заключать договоры о техническом
обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин с несколькими ЦТО
на территории одного и того же субъекта Российской Федерации.
11.1.3. В случае расторжения договора между генеральным
поставщиком и ЦТО последний утрачивает право на техническое
обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующей
модели, а генеральный поставщик обязан обеспечить потребителей,
обслуживаемых этим ЦТО, услугами другого ЦТО.
11.1.4. ЦТО осуществляет свои функции в отношении предприятий
(в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица), организаций и
учреждений, применяющих контрольно-кассовые машины, на договорных
началах.
11.1.5. ЦТО вправе иметь на территории субъектов Российской
Федерации филиалы или пункты ЦТО, его филиалы или пункты подлежат
постановке на учет в налоговых органах по месту его нахождения.
ЦТО не вправе принимать на техническое обслуживание
контрольно-кассовые машины, используемые на территории других
субъектов Российской Федерации, если они не зарегистрированы в
качестве ЦТО в органах исполнительной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации.
11.1.6. ЦТО вправе выполнять функции продавца при условии
соблюдения ими требований, установленных пунктом 9 настоящего
Положения.
11.1.7. ЦТО вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых
машин в аренду предприятиям и организациям, применяющим
контрольно-кассовые машины, с последующей их регистрацией в
налоговых органах указанными предприятиями и организациями.
11.1.8. Технический персонал ЦТО должен пройти обучение по
обслуживанию контрольно-кассовых машин соответствующих моделей на
курсах, организованных генеральным поставщиком, а также иметь
квалификационную группу электробезопасности не ниже третьей.
11.1.9. Работники ЦТО при посещении предприятий, применяющих
контрольно-кассовые машины, в целях осмотра контрольно-кассовых
машин должны предъявлять служебное удостоверение с фотокарточкой и
задание на техническое обслуживание и ремонт, полученное ЦТО.
До начала работы по техническому обслуживанию и ремонту
контрольно-кассовой машины работники ЦТО обязаны оформить
документы, предусмотренные Типовыми правилами эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением (формы 27, 30).
По окончании работы производится передача исправной
контрольно-кассовой машины предприятию, которому принадлежит
контрольно-кассовая машина, выдается квитанция о проведенных
работах или вносятся отметки в задание ЦТО и делается запись в
журнале технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых
машин. Для контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ, кроме того,
оформляются документы, предусмотренные Методическими указаниями по
применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах.
11.2. Права и обязанности ЦТО:
- обеспечивают выполнение решений и поручений Государственной
комиссии;
- заключают договоры с генеральными поставщиками в целях
технического обслуживания и ремонта соответствующих моделей
контрольно-кассовых машин, другие договоры;
- разрабатывают и согласовывают с генеральными поставщиками
документы, устанавливающие порядок оказания услуг по техническому
обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин;
- формируют и поддерживают фонды документации, устанавливающей
технические требования на обслуживание контрольно-кассовых машин,
методы их испытаний, правила эксплуатации, технического
обслуживания и ремонта, а также фонд документации на используемые
при испытаниях и ремонте средства измерений и оборудование;
- имеют необходимое сервисное и диагностическое оборудование,
ЭКЛЗ и запасные части к контрольно-кассовым машинам;
- имеют резерв контрольно-кассовых машин для замены в случае
необходимости неисправных контрольно-кассовых машин и для передачи
в аренду;
- осуществляют ввод в эксплуатацию контрольно-кассовых машин,
в том числе их предпродажную подготовку, расконсервацию,
регулировку, наладку и входной контроль функциональных
характеристик, устранение обнаруженных неисправностей и
устанавливают средство визуального контроля ЦТО, удостоверяющего
исправность конкретной контрольно-кассовой машины;
- осуществляют установку, замену и снятие ЭКЛЗ в соответствии
с Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в
контрольно-кассовых машинах;
- производят сверку паспортных данных машин с данными на
шильдике контрольно-кассовой машины и делают отметку в паспорте
машины о том, что на контрольно-кассовую машину установлены
средства визуального контроля генерального поставщика и ЦТО;
- составляют техническое заключение об исправности
контрольно-кассовой машины при ее постановке на техническое
обслуживание, ежегодной проверке исправности, ремонте,
регистрации, снятии с учета в налоговых органах, в иных случаях
при невозможности дальнейшего использования контрольно-кассовой
машины;
- ставят на техническое обслуживание только те
контрольно-кассовые машины, модели (версии моделей) которых
допущены к использованию Государственной комиссией, снабжены
средствами визуального контроля генерального поставщика,
удостоверяющими их соответствие моделям, включенным в
Государственный реестр контрольно-кассовых машин, приобретенные
потребителем в ЦТО или у иных продавцов, имеющих договор
обслуживания контрольно-кассовых машин с ЦТО;
- заключают договор с потребителем о техническом обслуживании
и ремонте контрольно-кассовых машин;
- проверяют выполнение потребителем необходимых условий
эксплуатации контрольно-кассовых машин, снимают с
контрольно-кассовой машины средство визуального контроля ЦТО в
случае систематических нарушений потребителем правил эксплуатации
контрольно-кассовой машины, а также невыполнения потребителем
условий договора на техническое обслуживание, ставят в известность
налоговые органы о снятии контрольно-кассовой машины с
технического обслуживания в ЦТО;
- осуществляют опломбирование контрольно-кассовой машины после
ее технического осмотра, технического обслуживания и ремонта;
- представляют в налоговые органы Российской Федерации оттиски
используемых ЦТО пломбиров и печатей;
- выдают в случае утраты паспортов на контрольно-кассовые
машины или иных приравниваемых к ним документов дубликаты этих
документов, не допуская при этом изменения наименования модели и
номера версии модели контрольно-кассовой машины;
- извещают налоговые органы о вновь вводимых в эксплуатацию
контрольно-кассовых машинах для организации их учета, а также обо
всех случаях применения неисправных контрольно-кассовых машин, об
изъятии из эксплуатации ККМ для их ремонта;
- передают в налоговые органы образцы оттисков клейм для
опломбирования контрольно-кассовых машин, а также образцы оттисков
штампов и подписей обслуживающих контрольно-кассовые машины
механиков;
- обеспечивают гарантийный и послегарантийный ремонт
контрольно-кассовых машин в срок не более 36 часов с момента
передачи вызова в условиях города, в срок не более 72 часов - в
условиях сельской местности, или замену контрольно-кассовой машины
в эти же сроки на контрольно-кассовую машину из резерва ЦТО на
время ремонта. Контрольно-кассовые машины резерва должны быть
зарегистрированы в налоговых органах. В контрольно-кассовых
машинах с ЭКЛЗ на время замены используется новая ЭКЛЗ;
- вносят в паспорт (формуляр) контрольно-кассовой машины
сведения о вводе машины в эксплуатацию, проведении технического
обслуживания и ремонта;
- вносят в паспорта версий контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ
регистрационные номера установленных или замененных в них ЭКЛЗ;
- регистрируют выполнение работ в журнале вызова технических
специалистов, хранящемся у потребителя;
- содействуют в обеспечении потребителей эксплуатационными
материалами;
- фиксируют совместно с налоговыми органами показания денежных
и операционных счетчиков контрольно-кассовой машины при вводе в
эксплуатацию, а также до и после проведения технического
обслуживания и ремонта в отчетных ведомостях, заверенных штампом и
подписью представителя ЦТО, проводят совместно с налоговыми
органами активизацию фискальной памяти;
- оказывают потребителям консультационные услуги по вопросам
использования контрольно-кассовых машин;
- осуществляют программирование и перепрограммирование
контрольно-кассовых машин в соответствии с письменной заявкой
потребителя;
- производят разборку и утилизацию контрольно-кассовых машин,
а также узлов и блоков, снятых с машин и не подлежащих
восстановлению в соответствии с действующим порядком;
- получают от потребителя справки и объяснения по вопросам,
относящимся к эксплуатации контрольно-кассовых машин;
- выдают потребителям предписания с указанием допущенных
нарушений правил эксплуатации контрольно-кассовых машин и мер по
устранению этих нарушений;
- создают в регионе сеть филиалов и пунктов по техническому
обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин, совместно с
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации
определяют их территориальное размещение, устанавливают
обслуживаемые ими зоны;
- проводят обязательное обучение привлеченных к работе
специалистов, организуют подготовку кассиров-операционистов, а
также работников налоговых органов по вопросам применения
контрольно-кассовых машин;
- не допускают к работе технический персонал, имеющий
квалификационную группу по электробезопасности ниже третьей;
- обеспечивают сбор и анализ информации о качестве находящихся
на техническом обслуживании контрольно-кассовых машин, замеченных
недостатках, предложениях и замечаниях потребителей и направляют
на безвозмездной основе соответствующие материалы в
Государственную межведомственную экспертную комиссию по
контрольно-кассовым машинам;
- организуют ведение, учет, хранение и списание документов,
связанных с техническим обслуживанием и ремонтом
контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную
ответственность за их хранение.
|