УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.03.98 N 332
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 1995 г. N 466
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве социальной
защиты населения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 167 "Об
утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения
Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 832).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Приложение
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 мая 1995 г. N 466
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Министерство социальной защиты населения Российской Феде-
рации (Минсоцзащиты России) является федеральным органом исполни-
тельной власти, обеспечивающим в пределах своей компетенции про-
ведение единой государственной политики в области социальной за-
щиты населения.
2. Минсоцзащиты России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим
Положением.
3. Минсоцзащиты России, подведомственные ему предприятия,
учреждения, организации, а также органы социальной защиты населе-
ния субъектов Российской Федерации образуют единую государствен-
ную систему социальной защиты населения, обеспечивающую госу-
дарственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства,
пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, ре-
ализацию государственной политики в области пенсионного обеспече-
ния.
4. Минсоцзащиты России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, ор-
ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, го-
сударственными внебюджетными фондами, органами местного самоуп-
равления, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен-
ными объединениями, гражданами.
5. Минсоцзащиты России является юридическим лицом, имеет са-
мостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреж-
дениях, печать с изображением Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печа-
ти, штампы и бланки.
Местонахождение Минсоцзащиты России - г. Москва.
II. Основные задачи, функции и права Минсоцзащиты России
6. Основными задачами Минсоцзащиты России являются:
разработка основ государственной политики в области соци-
альной защиты населения в пределах своей компетенции;
участие в разработке прогнозов социально-экономического раз-
вития Российской Федерации и ее регионов и проектов программных
документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного насе-
ления;
разработка на основе мониторинга и прогнозирования соци-
альных процессов и реализация федеральных и отраслевых программ
по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с
детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уво-
ленных с военной службы, и членов их семей;
разработка мер, направленных на реализацию законодательства
Российской Федерации в области социальной защиты населения;
участие в разработке предложений по совершенствованию прин-
ципов государственных социальных гарантий применительно к от-
дельным регионам, типам поселений, категориям и группам населе-
ния;
разработка социальных норм и нормативов в пределах своей
компетенции;
подготовка совместно с федеральными органами исполнительной
власти стандартов в области социальной защиты населения;
организация совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Фе-
дерации государственного пенсионного обеспечения;
создание совместно с федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации государственной системы социального обслуживания населе-
ния, содействие ее развитию, а также созданию и развитию муници-
пальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслужи-
вание населения;
организация медико-социальной экспертизы и реабилитации ин-
валидов, протезно-ортопедической помощи населению;
организация социальной поддержки семьи, материнства, от-
цовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;
участие в обеспечении функционирования и совершенствования
системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей;
организация международного сотрудничества по вопросам, отно-
сящимся к его компетенции, с учетом международных договоров Рос-
сийской Федерации;
участие в формировании и проведении финансово-экономической
и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и
мероприятий по социальной защите населения;
обеспечение функционирования ведомственной системы специ-
ального профессионального образования в области социальной защиты
населения;
взаимодействие с межведомственными комиссиями по вопросам,
относящимся к его компетенции;
подготовка заключений на проекты законодательных и иных ак-
тов, федеральных и иных программ, прогнозирование социальных пос-
ледствий принимаемых решений;
обеспечение контроля за правильным и единообразным примене-
нием законодательства Российской Федерации в области социальной
защиты населения по вопросам, относящимся к его компетенции;
разработка совместно с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федера-
ции предложений по совершенствованию законодательства Российской
Федерации в области социальной зашиты населения по вопросам, от-
несенным к его компетенции;
координация деятельности органов социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с
межрегиональными объединениями, союзами и ассоциациями социальной
защиты населения, общественными объединениями;
организация и координация разработки и внедрения в госу-
дарственной системе социальной зашиты населения современных ин-
формационных технологий, создание отраслевой автоматизированной
системы обработки информации в органах социальной защиты населе-
ния.
7. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцза-
щиты России осуществляет следующие функции:
а) в области пенсионного обеспечения:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в области пенсионного обеспечения и реализует ее во вза-
имодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации;
организует работу органов социальной защиты населения по
назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пен-
сий и осуществляет ее методическое обеспечение;
создает и развивает автоматизированные системы назначения и
выплаты государственных пенсий;
организует и осуществляет контроль за правильностью назначе-
ния и выплаты государственных пенсий, обоснованностью и целевым
расходованием денежных средств, выделяемых из федерального бюдже-
та органам социальной защиты населения;
содействует развитию негосударственных форм пенсионного
обеспечения;
подготавливает проекты международных договоров и соглашений
в области пенсионного обеспечения и организует работу по реализа-
ции международных договоров и соглашений Российской Федерации в
пределах своей компетенции;
осуществляет совместно с Пенсионным фондом Российской Феде-
рации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Рос-
сийской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации, международными договорами и соглашениями
Российской Федерации;
выполняет в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации функции, связанные с назначением и выплатой государствен-
ных пенсий, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан;
б) в области социального обслуживания населения:
организует совместно с федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации с учетом социально-демографических особенностей регионов
и потребностей различных категорий и групп населения создание и
развитие разветвленной сети комплексных и специализированных го-
сударственных, а также муниципальных, частных и иных служб, осу-
ществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и
нестационарных), - учреждений по реабилитации и социальному
обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отде-
лений социальной помощи на дому, центров социальной помощи семье
и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, соци-
альных приютов для детей и подростков, социально - реабилитацион-
ных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, остав-
шимся без попечения родителей, реабилитационных центров для детей
и подростков с ограниченными возможностями, кризисных центров и
других;
участвует в оказании помощи по обеспечению социальной защиты
граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц
без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужден-
ных переселенцев;
осуществляет координацию и методическое обеспечение дея-
тельности учреждений социального обслуживания независимо от их
организационно-правовых форм;
проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населе-
ния;
в) в области медико-социальной экспертизы, реабилитации ин-
валидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики по проблемам инвалидности и инвалидов и реализует ее во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
осуществляет меры по организации и развитию службы меди-
ко-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации
инвалидов;
координирует и контролирует реализацию федеральных программ
по социальной поддержке инвалидов;
осуществляет совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации меры по обеспечению инвалидов спе-
циальными транспортными средствами, приспособлениями производст-
венного и бытового характера, другими техническими средствами ре-
абилитации инвалидов и ухода за ними;
обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи на-
селению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предостав-
ляемых гражданам при протезировании;
содействует совместно с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации увеличению производства и совершенствованию технологии из-
готовления протезно-ортопедических изделий, производству их новых
видов, а также развитию сети предприятий различных форм собствен-
ности по производству протезно-ортопедических изделий;
участвует в формировании государственной политики в области
градостроительства в целях обеспечения доступности объектов соци-
альной инфраструктуры для инвалидов и пожилых граждан;
содействует созданию и совершенствованию деятельности науч-
но-исследовательских, конструкторско-технологических организаций,
центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвали-
дов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих
социальную защиту инвалидов, независимо от форм собственности;
способствует развитию физической культуры и спортивного дви-
жения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;
оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их
деятельности;
г) в области социальной поддержки пожилых граждан и ветера-
нов:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветера-
нов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами ис-
полнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
координирует в пределах своей компетенции разработку и реа-
лизацию федеральных программ по улучшению положения пожилых граж-
дан и ветеранов;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реали-
зацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и
ветеранов законодательством Российской Федерации;
д) в области социальной поддержки семьи, материнства, от-
цовства и детства:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в области социальной поддержки семьи, материнства, от-
цовства и детства и реализует ее во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
координирует в пределах своей компетенции разработку и реа-
лизацию федеральных программ по улучшению положения семьи, женщин
и детей, направленных в первую очередь на оказание государствен-
ной поддержки наиболее нуждающимся в ней;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реали-
зацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и де-
тей законодательством Российской Федерации;
осуществляет методическое обеспечение работы органов соци-
альной защиты населения по назначению и выплате пособий гражда-
нам, имеющим детей;
разрабатывает и осуществляет меры, направленные на создание
условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с
ограниченными возможностями;
разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, органами исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации, общественными ор-
ганизациями меры, направленные на устранение детской безнадзор-
ности, социального сиротства, профилактику асоциальных явлений
среди подростков, коррекцию девиантного поведения несовершенно-
летних, а также меры, связанные с охраной прав детей, созданием
нормальных условий для их жизнедеятельности;
осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов
и школ - интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их
попечения, на начальном этапе самостоятельной жизни;
участвует в создании системы государственной поддержки ода-
ренных детей - сирот и детей из малообеспеченных семей;
обеспечивает совместно с федеральными органами исполни-
тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации и негосударственными организациями и объедине-
ниями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул;
е) в области социальной защиты граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей:
подготавливает проекты нормативных правовых актов, феде-
ральных и иных программ, касающихся социальной поддержки ветера-
нов войны и военной службы;
координирует взаимодействие федеральных органов исполни-
тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российск-
ой Федерации, общественных объединений и субъектов хозяйственной
деятельности при разработке и реализации межрегиональных программ
и мер по социальной адаптации граждан, уволенных с военной служ-
бы;
обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей
военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призы-
ву;
координирует создание и совершенствование системы социальной
реабилитации инвалидов военной службы;
осуществляет организационно-техническое обеспечение работы
Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
осуществляет информационное и методическое обеспечение дея-
тельности органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с воен-
ной службы, и членов их семей;
участвует в разработке и осуществлении программ и планов ме-
роприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и
сохранению российских воинских захоронений за рубежом и контроли-
рует исполнение указанных программ и планов;
ж) в области международного социально-экономического сотруд-
ничества:
обеспечивает совместно с федеральными органами исполни-
тельной власти участие Российской Федерации в деятельности между-
народных организаций в области социальной политики;
взаимодействует в установленном порядке по вопросам госу-
дарственной политики в области социальной защиты населения с со-
ответствующими органами государств - участников Содружества Неза-
висимых Государств, а также других зарубежных стран;
осуществляет внешнеэкономическое сотрудничество по вопросам,
входящим в его компетенцию;
з) в области финансово-экономической и инвестиционной поли-
тики:
финансирует подведомственные ему предприятия, учреждения и
организации, федеральные программы и мероприятия по социальной
защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из
федерального бюджета, а также осуществляет анализ расходов на ре-
ализацию региональных программ и мероприятий по социальной защите
населения;
подготавливает экономические обоснования организации на фе-
деральном уровне различных видов социальной помощи населению;
участвует в пределах своей компетенции в подготовке предло-
жений по формированию налоговой политики в отношении предприятий,
учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную
с оказанием населению социальной помощи, а также в отношении от-
дельных социально уязвимых групп населения;
осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по со-
вершенствованию организации и нормирования труда работников под-
ведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;
рассматривает балансы и отчеты финансово-хозяйственной дея-
тельности подведомственных ему предприятий, учреждений и органи-
заций;
организует и проводит на подведомственных ему предприятиях,
в подведомственных ему учреждениях и организациях контрольно -
ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый
контроль;
проводит совместно с органами исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации инвестиционную политику, обеспечивающую
оптимальное использование государственных централизованных капи-
тальных вложений на строительство новых и реконструкцию и техни-
ческое перевооружение действующих предприятий, учреждений и орга-
низаций государственной системы социальной защиты населения;
привлекает внебюджетные средства для финансирования феде-
ральных целевых программ по социальной защите населения и укреп-
лению материальной базы государственной системы социальной зашиты
населения;
осуществляет лицензирование деятельности физических и юриди-
ческих лиц в социальной сфере и сертификацию их продукции и услуг
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) в области подготовки, повышения квалификации кадров и на-
учно-исследовательской деятельности:
разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными
предприятиями, учреждениями и организациями социальной защиты на-
селения программы кадрового обеспечения государственной системы
социальной защиты населения, организует подготовку и повышение
квалификации работников органов социальной защиты населения;
осуществляет организационно-методическое руководство дея-
тельностью подведомственных ему учебных заведений и курсов повы-
шения квалификации руководящих работников и специалистов госу-
дарственной системы социальной защиты населения и контроль за
ней;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке по согла-
сованию с Министерством труда Российской Федерации тарифно - ква-
лификационные характеристики работников государственной системы
социальной защиты населения;
определяет направления научных исследований по вопросам со-
циальной защиты населения, координирует эти исследования и прово-
дит в установленном порядке экспертизу эффективности их результа-
тов;
к) в области охраны труда, обеспечения социальных льгот и
гарантий для работников подведомственных ему предприятий, учреж-
дений и организаций:
разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на
обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение норм
и правил по охране труда работников подведомственных ему предпри-
ятий, учреждений и организаций;
осуществляет совместно с Министерством труда Российской Фе-
дерации методическое руководство службами охраны труда подве-
домственных ему предприятий, учреждений и организаций, разрабаты-
вает и утверждает инструкции, разъяснения, рекомендации для этих
служб, организует обучение их руководителей;
осуществляет контроль за соблюдением государственных соци-
альных льгот и гарантий, установленных для работников подведомст-
венных ему предприятий, учреждений и организаций;
в установленном порядке участвует в разработке, заключении и
выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве предста-
вителя работодателя от лица подведомственных ему предприятий, уч-
реждений и организаций, а от лица иных предприятий, учреждений и
организаций - при условии делегирования ими Минсоцзащиты России
соответствующих полномочий.
8. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцза-
щиты России имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке от феде-
ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц независимо
от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности
материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его ком-
петенцию;
проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, ор-
ганизовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим
в его компетенцию;
привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и
специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относя-
щихся к его ведению.
III. Организация деятельности Минсоцзащиты России
9. Минсоцзащиты России возглавляет Министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Фе-
дерации по предложению Председателя Правительства Российской Фе-
дерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Минсоцзащиты России задач и осуществление им своих
функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и осво-
бождаемых от должности по его представлению Правительством Рос-
сийской Федерации.
10. Министр социальной защиты населения Российской Федера-
ции:
руководит на принципах единоначалия деятельностью Минсоцза-
щиты России, координирует и контролирует деятельность подведомст-
венных ему предприятий, учреждений и организаций;
распределяет обязанности между заместителями министра;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппа-
рата Минсоцзащиты России в пределах установленных Правительством
Российской Федерации численности работников и фонда оплаты труда,
а также смету расходов на его содержание в пределах средств, вы-
деляемых из федерального бюджета на содержание федеральных орга-
нов исполнительной власти;
утверждает положения о подразделениях Минсоцзащиты России,
уставы (положения) подведомственных ему предприятий, учреждений и
организаций;
назначает на должность и освобождает от должности работников
центрального аппарата Минсоцзащиты России, а также в установлен-
ном порядке руководителей подведомственных ему предприятий, уч-
реждений и организаций, заключает, изменяет и расторгает с ними
трудовые договоры (контракты).
11. В структуру центрального аппарата Минсоцзащиты России
наряду с функциональными подразделениями входят департаменты, ве-
дающие организацией деятельности основных подотраслей социальной
защиты населения и образуемые решениями Правительства Российской
Федерации.
Руководители департаментов назначаются в порядке, установ-
ленном действующим законодательством.
12. Минсоцзащиты России на основе и во исполнение законода-
тельства Российской Федерации в пределах своей компетенции издает
приказы и инструкции, обязательные для исполнения федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и ор-
ганизациями независимо от их организационно-правовых форм и ве-
домственной подчиненности.
13. В Минсоцзащиты России образуется коллегия в составе ми-
нистра социальной защиты населения Российской Федерации (предсе-
датель коллегии), его заместителей по должности, руководящих ра-
ботников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии
могут также входить руководители и специалисты предприятий, уч-
реждений и организаций системы социальной защиты населения.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должнос-
ти, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной зашиты
населения.
Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в
жизнь приказами министра.
14. В ведении Минсоцзащиты России находится Республиканский
(федеральный) фонд социальной поддержки населения, действующий в
соответствии с положением о нем, утвержденным Правительством Рос-
сийской Федерации.
15. При Минсоцзащиты России действует Инспекция негосударст-
венных пенсионных фондов, осуществляющая разрешительные и
контрольные функции в отношении негосударственных пенсионных фон-
дов и специализированных компаний по управлению активами негосу-
дарственных пенсионных фондов, а также содействующая развитию не-
государственного пенсионного обеспечения.
Инспекция действует в соответствии с положением о ней, ут-
вержденным Правительством Российской Федерации.
16. Для научного анализа проблем социальной защиты населения
в Минсоцзащиты России образуется научно-методический совет, а в
целях обеспечения научного руководства и координации работ по ре-
ализации федеральных программ по социальной поддержке инвалидов -
экспертный совет (советы).
В состав научно-методического и экспертного советов могут
входить представители федеральных органов исполнительной власти,
ведущие ученые и специалисты, занимающиеся социальными вопросами.
Составы научно-методического и экспертного советов и положения о
них утверждаются Министром социальной защиты населения Российской
Федерации.
-----------------------------------------------------------------
"Собрание законодательства РФ", 22.05.95, N 21, ст. 1973,
"Российская газета", N 98, 23.05.95
|