ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 мая 1995 г. N ВП-6-16/263
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
(в ред. письма Госналогслужбы РФ от 13.06.95
N ВП-6-16/321)
В связи с письмом Центросоюза Российской Федерации от 23.03.95
N ЦС-3/24 о некоторых вопросах налогообложения предприятий и
организаций потребительской кооперации Государственная налоговая
служба Российской Федерации сообщает.
По Закону Российской Федерации "О потребительской кооперации в
Российской Федерации" потребительское общество является
юридическим лицом, имеющим свои предприятия с различными видами
деятельности в основном в сельской местности: торговля, заготовка
и переработка сельскохозяйственной продукции, оптово-закупочная
деятельность, общественное питание и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" установление налогов,
сборов и других платежей, а также льгот их плательщикам
осуществляется органами законодательной (представительной) власти.
1. О налогообложении закупленного сырья на пользователей
автомобильных дорог на каждой стадии производства и реализации и
правильности ведения бухгалтерского учета на этих предприятиях для
исчисления налога.
В соответствии с Инструкцией Минфина России и Госналогслужбы
России от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и
поступления их и иных средств в дорожные фонды" объектом
налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог по
заготовительной и торговой деятельности предприятий является
товарооборот, отраженный по вписываемой строке 101 формы 2 "Отчет
о финансовых результатах и их использовании". Налог исчисляется
по ставке 0,03 процента (если иная ставка не установлена органами
законодательной (представительной) власти субъектов Российской
Федерации).
Реализация изделий собственного производства заготовительными
и торговыми предприятиями в том случае, если она осуществляется
через торговые точки (магазины), числящиеся на балансе этих
предприятий, также относится к товарообороту и отражается по
строке 101 формы 2.
В случае, если указанные предприятия реализуют продукцию
собственного производства на сторону, то есть через торговые точки
(магазины), не принадлежащие данному предприятию, то для целей
налогообложения они обязаны вести раздельный учет производства и
реализации этой продукции и уплачивать налог на пользователей
автомобильных дорог по ставке 0,4 процента (если иная ставка не
установлена органами законодательной (представительной) власти
субъектов Российской Федерации), исключив при этом из общего
товарооборота эту налогооблагаемую базу.
2. О налогообложении доходов (в виде процентов) от
предоставленных потребкооперацией займов гражданам (работникам
потребкооперации, пайщикам и населению).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 3 Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" не
подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доход физических
лиц суммы доходов в виде процентов и выигрыши по вкладам в
учреждениях банков и других кредитных учреждениях, находящихся на
территории Российской Федерации, по государственным казначейским
обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам
бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а также облигациям и ценным бумагам, выпущенным
органами местного самоуправления. Проценты, выплачиваемые
организациями потребкооперации, не имеющими лицензии на
осуществление банковских операций, не являются доходами, на
которые распространяется названная льгота.
Не может быть применена в данном случае и льгота,
предусмотренная подпунктом "ю" пункта 1 статьи 3 Закона,
в соответствии с которым не включаются в совокупный
налогооблагаемый доход полученные физическими лицами в календарном
году суммы дивидендов, выплачиваемые предприятиями в случае
инвестирования их внутри предприятия на техническое
перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства,
включая затраты на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, строительство и реконструкцию
объектов социальной инфраструктуры, а также направленные на
прирост оборотных средств, так как проценты, выплачиваемые
гражданам по заемным средствам, дивидендами не являются. Дивиденды
- это доход акционера на каждую акцию, формирующийся за счет части
прибыли акционерного общества, выпустившего эти акции.
Поэтому налог с полученных физическим лицом доходов от
предоставленных займов должен исчисляться тем более, что проценты
по этим средствам относятся на затраты производства организаций
потребкооперации.
3. О распространении льготы по налогу на имущество для
предприятий потребительской кооперации, перерабатывающих
сельскохозяйственную продукцию.
В соответствии с пунктами "б" статьи 4, "в" статьи 5 Закона
Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий", с последующими изменениями и дополнениями,
предприятия потребительской кооперации, перерабатывающие
сельскохозяйственную продукцию, имеют право на полное или
частичное льготирование по налогу на имущество предприятий в том
случае, если они в своей деятельности занимаются первичной
переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции.
Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России
доведен перечень предприятий по первичной переработке и хранению
сельскохозяйственной продукции как до системы налоговых органов
письмом от 10.06.92 N ВГ-6-01/187, так и до налогоплательщиков
путем опубликования в периодической печати (газета "Экономика и
жизнь" N 27 за июль 1992 года).
В частности, к таким предприятиям относятся убойные пункты,
хладобойни, мясоптицекомбинаты, солодовенное производство,
имущество которых относится к имуществу по первичной переработке
сельхозпродукции, в том числе мясо при забое животных в убойных
пунктах и хладобойнях, кожевенное сырье при первичной обработке
(засолка, сушка).
При определении сельскохозяйственной продукции предприятиям
потребительской кооперации следует руководствоваться действующим
Общесоюзным классификатором "Промышленная и сельскохозяйственная
продукция", утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985
году.
4. О методике ведения учета в части организации раздельного
аналитического учета по видам реализуемых товаров для исчисления и
уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 3 Положения о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации организации сами устанавливают
организационную форму бухгалтерской работы, методы и технологию
учета, систему внутрипроизводственного учета, обеспечивая при этом
полную и достоверную информацию для налоговых и других органов,
при этом не определено согласование с налоговыми органами.
В случаях, если в расчетных документах (поручениях,
требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с
аккредитива), подтверждающих стоимость приобретенного
предприятиями розничной торговли товара, не выделена сумма налога
на добавленную стоимость, то исчисление ее расчетным путем не
производится и она не учитывается в расчете средней ставки. При
реализации этих товаров исчисления налога производится по средней
расчетной ставке с облагаемого оборота.
5. О налоговой амнистии в 1993 году и применении штрафных
санкций в трехкратном размере.
В соответствии с официальным разъяснением
Государственно-правового управления Президента Российской
Федерации от 28.12.94 N 8 отдельных положений Указа Президента
Российской Федерации от 27.10.93 N 1773 "О проведении налоговой
амнистии в 1993 году" "сокрытые от налогообложения доходы"
понимаются как полный объем подлежащих уплате налоговых платежей,
включающий сокрытый или заниженный доход (прибыль) и суммы налогов
за иные сокрытые или неучтенные объекты налогообложения, не
зачисленные плательщиками всех видов налогов и налоговых платежей
в 1993 году и предшествующие годы в бюджеты соответствующих
уровней или во внебюджетные фонды до 30 ноября 1993 г.
включительно.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации письмом от
24.02.95 N С1-7/ОП-123 довел содержание указанного официального
разъяснения до арбитражных судов для того, чтобы они при
разрешении споров впредь применяли пункт 3 Указа официального
разъяснения Государственно-правового управления Президента
Российской Федерации от 28.12.93 N 8.
6. О налогообложении имущества в случае консервации
предприятия.
Пунктом "з" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91
N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с последующими
изменениями и дополнениями определено, что имущество, используемое
для образования запасов, созданных в соответствии с решениями
соответствующих органов государственной власти и управления, с
1 июля 1992 года налогом на имущество не облагается. На указанные
основные фонды также не начисляется износ.
К таким запасам относятся основные средства, другие
материальные ценности, временно законсервированные или выведенные
в резерв в соответствии с решением органов государственной власти
и управления, а также мобилизационные мощности и мобилизационный
резерв, созданные в соответствии с мобилизационным планом
экономики.
При определении соответствующих органов государственной власти
и управления, которые могут принять решение о консервации
указанного имущества, следует исходить из того, что предприятия
потребительской кооперации не являются государственными
предприятиями, и поэтому, решение о консервации их имущества
должен принимать законодательный (представительный) орган субъекта
Российской Федерации или соответствующий орган исполнительной
государственной власти по месту расположения этого юридического
лица. При наличии такого решения предприятия потребительской
кооперации могут пользоваться указанной выше льготой по налогу на
имущество предприятий.
7. О налогообложении и исчислении налога на пользователей
автомобильных дорог на предприятиях общественного питания при
реализации продукции собственного производства на сторону.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог
предприятиями общественного питания, изложенный в письме
Госналогслужбы России от 22.12.93 N 15-2-06/681, применяется в
настоящее время.
8. О составе затрат вспомогательных производств.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56
(с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом Минфина
России от 28.12.94 N 173) затраты вспомогательных производств,
в том числе обеспечивающих транспортное обслуживание, учитываются
на счете 23 "Вспомогательное производство". К затратам,
учитываемым на данном счете, относятся также расходы по оплате
труда и отчисления во внебюджетные фонды от сумм начисленной по
всем основаниям оплаты труда.
Учитывая, что по кредиту данного счета в корреспонденции со
счетом 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражаются сумы
фактически выполненных работ и оказанных услуг, предприятия и
организации потребительской кооперации, осуществляющие свою
уставную деятельность в соответствии с учредительными документами
в торговле, снабжении и иной посреднической деятельности, должны
составлять расчет суммы издержек обращения, приходящейся на
остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.
9. О расчетах налога на добавленную стоимость и применении
штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской
Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость"
(в редакции Закона Российской Федерации "О внесении изменений и
дополнений в налоговую систему России" от 16 июля 1992 г.
N 3317-1) с 1 января 1992 года предусмотрен вычет сумм налога на
добавленную стоимость по приобретаемым материальным ресурсам
только в части их стоимости, отнесенной в отчетном периоде на
издержки производства и обращения.
Для обобщения информации об издержках снабженческих, сбытовых
и торговых предприятий предназначен счет 44 "Издержки обращения".
При этом в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета,
утвержденным Приказом Минфина России от 01.11.91 N 56, не все
суммы произведенных предприятием расходов относятся в отчетном
периоде на издержки обращения. В соответствии с установленным
порядком транспортные расходы подлежат распределению между
реализованными товарами и остатками товаров на конец отчетного
периода.
10. О начислении страховых взносов.
Вопросы, касающиеся порядка, размера начислений страховых
взносов, входят в компетенцию Фонда социального страхования
Российской Федерации.
11. О налогообложении доходов, получаемых иностранными
юридическими лицами из источников в России.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 06.05.94
N ЮУ-4-06/58н "О некоторых видах доходов из источников в России,
получаемых иностранными юридическими лицами и подлежащих
налогообложению", зарегистрированным Минюстом России 23.05.94,
регистрационный N 572, доходы иностранного юридического лица,
полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно
от имени данного иностранного юридического лица, и связанные с
ввозом в Россию товаров, налогообложению у источника не подлежат.
Вместе с тем при отсутствии документов, свидетельствующих о
ввозе иностранным юридическим лицом товаров из-за границы для их
реализации на территории России, доходом, источник которого
находится на территории России, считается валовая выручка,
выплаченная иностранному юридическому лицу за реализованный товар.
В этом случае налог на доход иностранного юридического лица должен
удерживаться по ставке 20 процентов при каждой выплате дохода.
12. О налогообложении налогом на добавленную стоимость дохода,
полученного от передачи во временное пользование финансовых
ресурсов и средств, полученных безвозвратно.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 Закона
Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную
стоимость" от уплаты этого налога освобождены операции по выдаче и
передаче ссуд. В связи с этим средства, передаваемые во временное
пользование, полученные на принципах возвратности в установленном
порядке по договору займа, не должны облагаться налогом на
добавленную стоимость.
Вместе с тем, предоставление кредитов (ссуд) является
банковской операцией и может проводиться только банком либо
другими кредитными учреждениями, имеющими лицензии на
осуществление отдельных банковских операций. При отсутствии
лицензии, в соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской
Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"
доход по данным операциям включается в оборот, облагаемый налогом
на добавленную стоимость.
В связи с изложенным доход от передачи ссуды по договору
займа, полученный предприятиями, не имеющими лицензии на
проведение банковских операций, подлежит обложению налогом на
добавленную стоимость в соответствии с пунктом 14 вышеназванного
Указа.
13. Об объекте налогообложения по налогу на пользователей
автомобильных дорог.
Объектом налогообложения по налогу на пользователей
автомобильных дорог является выручка (валовой доход) от реализации
продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой
и торговый оборот, определяемые по данным бухгалтерского учета по
кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
14. О налогообложении стоимости основных средств при их
реализации.
Для налогообложения данных от реализации основных фондов
принимается во внимание рыночная их стоимость за минусом
начисленного износа.
В случае реализации основных фондов по учету полностью
изношенных определяется сторонами процент фактического износа
реализованных основных фондов, которые могут быть использованы в
работе.
15. Об отнесении расходов по аренде автомобиля у физического
лица на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.
Согласно пункту 10 Положения о составе затрат по производству
и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.08.92 N 552, в составе себестоимости продукции (работ, услуг)
по элементу "Прочие затраты" отражается плата за аренду отдельных
объектов основных производственных фондов.
В связи с тем, что принадлежащий частному лицу автомобиль не
относится к основным производственным фондам, расходы по его
аренде подлежат отнесению за счет прибыли, остающейся в
распоряжении организаций (предприятий).
(в ред. письма Госналогслужбы РФ от 13.06.95 N ВП-6-16/321)
16. О введении местными органами власти дополнительных налогов
и сборов, уплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия.
В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской
Федерации от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского
бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации в 1994 году" субъектам Российской
Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право
вводить на их территорию дополнительные налоги и сборы, не
предусмотренные статьями 20, 21 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации". При этом уплата
этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет
прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты
налога на прибыль. Считаем, что убыточные предприятия могут
освобождаться от уплаты этих налогов. Такое право предоставлено
органу, принимающему решение на установление дополнительных видов
местных налогов и сборов.
17. Об отражении налогов в бухгалтерском учете (налог на
имущество, сбор на содержание милиции, на благоустройство
территорий, на нужды образования).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество
предприятий" расходы предприятий и организаций по уплате целевого
сбора на содержание милиции, на благоустройство территорий, на
нужды образования и др. цели; налога на имущество предприятий
относятся на финансовые результаты деятельности. Суммы целевого
сбора и налога на имущество предприятий, рассчитанные в
установленном порядке, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту
счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 80 "Прибыли и убытки"
по статье "внереализационные расходы".
18. Об отнесении суммы налога на добавленную стоимость и
спецналога по процентам за выданные ссуды.
Доход в виде процента за выданные ссуды по договору займа,
полученный предприятиями, не имеющими лицензии на проведение
банковских операций, включается в оборот, облагаемый налогом на
добавленную стоимость и спецналогом в соответствии с пунктом 14
Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О
некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях
бюджетов различных уровней".
Сумма полученного дохода в виде процентов по предоставленным
ссудам за минусом уплаты НДС и спецналога отражается в
бухгалтерском учете на счете N 80 "Прибыли и убытки" как
внереализационные доходы.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.И.ПОТАПОВ
|