ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 1995 г. N 287
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ,
ДОЛЖНОСТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ЗАДАЧАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящим Приказом довожу до сведения решение коллегии
Государственного таможенного комитета Российской Федерации по
вопросу "О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными
преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности
таможенных органов Российской Федерации".
Заслушав и обсудив информацию о деятельности таможенных
органов по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и
задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов
Российской Федерации, коллегия ГТК России отмечает, что общая
тенденция обострения криминогенной ситуации в стране, рост
таможенных правонарушений среди субъектов внешнеэкономических
связей, резкое увеличение кадрового состава и количества
таможенных органов, недостаточная материальная обеспеченность,
социальная и правовая защита сотрудников не позволили обеспечить
эффективность мер, принимаемых таможенными органами по искоренению
злоупотреблений.
Со стороны криминальных структур усилилось психологическое и
физическое давление, нередко сопряженное с риском для жизни
сотрудников таможенной службы. В 1994 году зафиксировано 113
нападений, несколько человек погибли, имели место случаи подрыва
квартир, умышленного поджога служебных помещений, установки
самодельных взрывных устройств, внедрения техники для снятия
служебной информации.
В отношении таможенников совершено более 100 провокаций.
Главными причинами, способствовавшими коррупции и другим
злоупотреблениям, явились серьезные недостатки в организаторской и
воспитательной работе таможенных органов.
В результате низкой эффективности профилактической работы в
1994 году за совершение преступлений осуждено 26 сотрудников
таможенных органов. Продолжается следствие еще по 102 уголовным
делам.
К дисциплинарной ответственности привлечено 683 человека,
утрачено 69 единиц газового оружия и 108 номерных печатей. По
результатам проведенных ревизий в 1994 году установлены недостачи,
незаконные выплаты денежных средств, утраты товарно-материальных
ценностей, а также убытки от непроизводительных расходов на
значительную сумму.
Различного рода злоупотребления служебным положением имели
место в Красноярской, Нерюнгринской, Калининградской, Наушкинской,
Забайкальской, Брянской, Новосибирской, Ульяновской,
Нижегородской, Великолукской, Вяртсильской, Екатеринбургской,
Пермской, Ставропольской, Таганрогской таможнях и ряде других
таможенных органов.
В отдельных таможнях вскрыты факты неправомерного занижения
сотрудниками размера таможенных пошлин, необоснованного
предоставления отсрочек таможенных платежей, возврата
конфискованного товара и валюты, лоббирование интересов
коммерческих структур.
В коллективах Астраханской, Ванинской, Корсаковской,
Мамоновской, Тюменской, Неманской, Читинской, Саратовской,
Сыктывкарской, Курской таможен сложилась обстановка благодушия,
порой безответственности при решении служебных вопросов,
отсутствия гласности при обсуждении проступков сотрудников.
Информация о серьезных нарушениях в таможенных органах и
проступках сотрудников в ГТК России представляется несвоевременно
и не в полном объеме, а конкретные организационные и
воспитательные меры не принимаются. В результате при наличии в
таможенных органах компрометирующих материалов на сотрудников
уголовные дела на них возбуждаются другими правоохранительными
органами.
Все это отрицательно сказывается на действенности мер по
пресечению таможенных правонарушений, подрывает авторитет
российской таможенной службы, наносит значительный ущерб экономике
страны.
В целях принятия мер для выполнения Указа Президента
Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах
по реализации Федеральной программы по усилению борьбы с
преступностью на 1994 - 1995 годы" и решения Межведомственной
комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с
преступностью и коррупцией от 31 марта 1994 года коллегия
Государственного таможенного комитета Российской Федерации решила:
1. Руководителям подразделений ГТК России, региональных
таможенных управлений и таможен считать работу по обеспечению
собственной безопасности, борьбе с коррупцией и должностными
преступлениями приоритетным направлением, призванным обеспечивать
эффективное функционирование таможенных органов Российской
Федерации.
Предупредить руководителей таможенных органов всех уровней об
их персональной ответственности за принятие и реализацию мер по
защите таможенных органов, жизни и здоровья сотрудников от
преступных посягательств, борьбе с коррупцией, должностными
преступлениями и проступками.
Особое внимание уделять вопросам соблюдения таможенного
законодательства, выполнения требований правовых актов
Федерального Собрания Российской Федерации, указов Президента и
решений Правительства Российской Федерации, нормативных актов ГТК
России по вопросам борьбы с коррупцией и другими должностными
преступлениями, обеспечению безопасности таможенных органов.
2. Обратить внимание начальников Московского (Староха А.М.),
Дальневосточного (Свиридов О.Н.), Восточно-Сибирского
(Аноцкий В.Р.) таможенных управлений на необходимость
скорейшего комплектования подразделений собственной безопасности,
в том числе и за счет использования внутренних резервов,
повышения эффективности их работы.
3. Согласиться с концепцией Государственного таможенного
комитета Российской Федерации по обеспечению собственной
безопасности таможенных органов (Приложение 1) и "Основными
направлениями воспитательной работы в таможенных органах
Российской Федерации" (Приложение 2).
4. Одобрить:
- Положение об Управлении собственной безопасности
Государственного таможенного комитета Российской Федерации
(приложение 3 не рассылается);
- Типовое положение об Отделе собственной безопасности
регионального таможенного управления (Приложение 4).
5. Управлению собственной безопасности (Маметьев В.А.)
совместно с Правовым управлением (Галдин В.А.), Управлением кадров
и учебных заведений (Шамахов В.А.), ГНИВЦ (Чеботов Ю.А.),
Региональным таможенным управлением по материально-техническому
обеспечению таможенных учреждений Российской Федерации
(Уваров Н.В.) до 1 мая 1995 года разработать и представить на
утверждение руководства ГТК России комплекс мероприятий
по защите государственной и служебной тайны, конфиденциальной
информации, устранению причин и каналов ее утечки.
6. Обязать руководителей таможенных органов всех уровней
проводить тщательную проверку и расследование каждого
противоправного поступка, незамедлительно принимать
соответствующие меры.
Информацию о результатах служебных расследований в 10-дневный
срок представлять в Управление собственной безопасности ГТК
России.
Предупредить начальников таможенных органов об их личной
ответственности за своевременность представления в ГТК России
информации о происшествиях (с учетом развития ситуации).
Во исполнение указанного решения коллегии ГТК России
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию Государственного таможенного комитета
Российской Федерации по обеспечению собственной безопасности
таможенных органов (Приложение N 1 к решению коллегии).
1.2. Типовое положение об Отделе собственной безопасности
регионального таможенного управления (Приложение N 4 к решению
коллегии).
2. Начальникам управлений и самостоятельных отделов аппарата
ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений,
таможен и таможенных постов в своей работе с личным составом
руководствоваться одобренными коллегией ГТК России "Основными
направлениями воспитательной работы в таможенных органах
Российской Федерации" (Приложение N 2 к решению коллегии).
3. Руководителям таможенных органов организовать выполнение и
обеспечить контроль за реализацией указанного решения коллегии ГТК
России.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Первый заместитель Председателя
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
В.Ф.КРУГЛИКОВ
Приложение N 1
к решению коллегии
и Приказу ГТК России
от 26.04.95 N 287
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Концепция Государственного таможенного комитета Российской
Федерации по обеспечению собственной безопасности таможенных
органов дает теоретическое и практическое обобщение представлений
о собственной безопасности всей системы таможенных органов России.
Разработка и внедрение Концепции позволит решить главную
задачу - создать единую систему правовых, административно -
управленческих, социально-психологических, оперативно-розыскных и
технических мер, надежно обеспечивающих собственную безопасность и
устойчивое функционирование таможенных органов, а также надлежащее
выполнение своих обязанностей их сотрудниками.
Практическая реализация положений концепции возлагается на
службу собственной безопасности ГТК России, которая организационно
состоит из Управления собственной безопасности, оперативных
подразделений собственной безопасности региональных таможенных
управлений и таможен.
1. Общие положения
1.1. Собственная безопасность таможенных органов - это
состояние их защищенности от внешних и внутренних факторов,
обеспечивающее способность противостоять дезорганизующим их работу
деяниям, сохраняя свою работоспособность, необходимый оперативный
и технический потенциал.
К внешним факторам, влияющим на собственную безопасность
таможенных органов, относятся:
- противоправная внешнеэкономическая деятельность юридических
и физических лиц, наносящая ущерб экономическим интересам
Российской Федерации;
- устремления международных и российских преступных
формирований, а также отдельных лиц с противоправными намерениями
к структурам и сотрудникам таможенных органов в целях создания
благоприятных условий для проведения своих контрабандных операций
и совершения других преступлений;
- слабая материальная обеспеченность и правовая защищенность
сотрудников, а также лиц, оказывающих содействие таможенным
органам.
К внутренним факторам, влияющим на собственную безопасность
таможенных органов, относятся:
- низкая эффективность контроля за повседневной деятельностью
таможенных служащих со стороны руководителей различных степеней,
создающая условия и предпосылки к злоупотреблению служебным
положением и нарушениям таможенных правил некоторыми сотрудниками;
- упущения в управленческом и воспитательном процессе в
коллективах, порождающие нарушения трудовой и служебной
дисциплины, отклонения от действующих технологий таможенного
контроля;
- нарушения трудового законодательства, принципа
справедливости в решении кадровых, социальных и бытовых вопросов,
допускаемые некоторыми руководителями таможенных органов;
- недостатки в подборе и расстановке кадров, изъяны в
морально-психологическом климате в некоторых коллективах;
- коррумпированность и иная противоправная деятельность
таможенных служащих.
1.2. Обеспечение собственной безопасности таможенных органов -
это деятельность по реализации комплекса правовых,
организационно-управленческих, социально-психологических,
оперативно-розыскных и технических мер, направленных на
предотвращение ущерба деятельности таможенных органов со стороны
внешних и внутренних факторов.
1.3. Целью обеспечения собственной безопасности является
создание необходимых условий для выполнения таможенными органами
стоящих перед ними задач, ограждение и защита сотрудников, членов
их семей и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам,
документов, печатей, оружия, боеприпасов и спецсредств, процесса
служебной деятельности, зданий и помещений от действий преступных
сообществ и отдельных лиц, представляющих угрозу для собственной
безопасности таможенных органов, предотвращение и локализация
негативных последствий этих действий.
1.4. Задачами деятельности по обеспечению собственной
безопасности являются:
- выявление, анализ и оценка устремлений к таможенным органам,
сотрудникам и членам их семей со стороны преступных сообществ и
отдельных лиц с противоправными намерениями, ставящих целью
нанесение ущерба экономическим интересам Российской Федерации и
склонение отдельных сотрудников к совершению противоправных
деяний;
- предупреждение проникновения в кадровый состав лиц,
вынашивающих преступные намерения;
- защита жизни и здоровья сотрудников таможенных органов,
членов их семей и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие
органам, от преступных посягательств;
- выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции,
других должностных преступлений и нарушений таможенного
законодательства сотрудниками таможенных органов;
- информационное обеспечение руководства ГТК России об
отдельных элементах оперативной обстановки в интересах подготовки
и реализации решений по совершенствованию таможенной службы;
- оказание содействия руководителям таможенных органов в
организации технологического процесса, обеспечение контроля за
соблюдением на участках таможенной деятельности действующих
технологических схем; внесение предложений по их доработке и
качественному совершенствованию;
- участие совместно с руководителями и кадровыми аппаратами
таможенных органов в подборе и расстановке кадров, проведении
воспитательно-профилактической работы с ними, укреплении служебной
дисциплины, повышении бдительности таможенных служащих;
- содействие организации физической охраны и защиты помещений,
используемых таможенными органами, а также сохранности документов,
печатей, оружия, боеприпасов и спецсредств;
- обеспечение сохранности сведений, составляющих
государственную, служебную и коммерческую тайну.
1.5. Принципами обеспечения собственной безопасности являются:
- законность;
- соблюдение прав и свобод человека;
- адекватность внешним и внутренним факторам и разумная
достаточность в осуществлении различных мер собственной
безопасности;
- единство системы собственной безопасности и централизация ее
управления.
1.6. Основным критерием оценки состояния обеспечения
собственной безопасности таможенных органов является их
способность нормально функционировать и качественно решать
поставленные задачи по обеспечению экономической безопасности
Российской Федерации, а также надежность защиты сотрудников этих
органов.
1.7. Правовую основу обеспечения собственной безопасности в
таможенных органах составляют Конституция и Таможенный кодекс
Российской Федерации, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности
в Российской Федерации", другие законы России и правовые акты
Президента и Правительства России, касающиеся таможенной службы, а
также ведомственные нормативные акты в сфере обеспечения
собственной безопасности, в том числе соответствующие положения об
Управлении собственной безопасности Государственного таможенного
комитета Российской Федерации и о подразделении собственной
безопасности таможенного органа.
1.8. Соблюдение прав и свобод сотрудников таможенных органов,
в процессе обеспечения собственной безопасности гарантируется
Конституцией и законами Российской Федерации, Таможенным кодексом
Российской Федерации, нормативными актами ГТК России,
регламентирующими деятельность таможенных органов, а также задачи,
функции и права сотрудников подразделений собственной
безопасности.
2. Система обеспечения собственной безопасности
2.1. Создание и функционирование системы обеспечения
собственной безопасности таможенных органов осуществляется в
соответствии с целями и принципами настоящей Концепции.
2.2. Система обеспечения собственной безопасности
функционирует на двух уровнях:
- общем уровне деятельности по обеспечению собственной
безопасности, реализуемом всеми подразделениями таможенных
органов;
- специальном уровне деятельности по обеспечению собственной
безопасности, реализуемом Управлением собственной безопасности и
соответствующими подразделениями на местах.
2.3. Ответственность за организацию и состояние работы по
обеспечению собственной безопасности в таможенных органах
возлагается в пределах установленной компетенции на руководителей
таможенных органов и Управление собственной безопасности ГТК
России.
Общее руководство по обеспечению собственной безопасности в
системе таможенных органов осуществляет председатель ГТК России.
2.4. Управление собственной безопасности (УСБ) ГТК России в
пределах своей компетенции разрабатывает и реализует совместно с
заинтересованными подразделениями и правоохранительными органами
программы обеспечения безопасности центрального аппарата и
региональных таможенных органов, а также координирует деятельность
подразделений собственной безопасности таможенных органов.
2.5. В региональных таможенных управлениях создаются
подразделения собственной безопасности - отделы (группы).
Организационная структура и штат подразделений собственной
безопасности устанавливается в зависимости от конкретных задач и
объема работы.
Подразделения собственной безопасности подчиняются
непосредственно первым руководителям соответствующих региональных
таможенных органов.
2.6. Задачи, функции и права сотрудников Управления,
подразделений собственной безопасности других таможенных органов
регулируются соответствующими положениями об Управлении и отделах
региональных подразделений собственной безопасности, утверждаемыми
приказами председателя ГТК Российской Федерации.
Управление и подразделения собственной безопасности в пределах
своей компетенции осуществляют установленную законодательством
Российской Федерации и нормативными актами Комитета оперативно -
розыскную деятельность.
2.7. Подразделения таможенных органов, не входящих в систему
подразделений собственной безопасности, правами ведения
оперативно-розыскной деятельности в отношении сотрудников Комитета
и его органов наделяются в исключительных случаях с санкции
председателя и по согласованию с Управлением собственной
безопасности.
Проверка информации, относящейся к собственной безопасности и
поступившей в отношении сотрудников таможенных органов,
осуществляется подразделениями собственной безопасности.
2.8. Взаимодействие Управления и подразделений собственной
безопасности таможенных органов с Федеральной службой
контрразведки, Департаментом налоговой полиции, Министерством
внутренних дел, Пограничными войсками, Службой внешней разведки,
Главным управлением охраны, Федеральным агентством
правительственной связи и информации при Президенте России, с
таможенными органами стран СНГ и других государств осуществляется
в порядке, определенном международными договорами, правовыми
актами Президента и Правительства Российской Федерации, а также
нормативными актами ГТК России и соответствующими
межведомственными соглашениями.
3. Основные направления деятельности по
обеспечению собственной безопасности на общем уровне
3.1. В области кадровой работы:
- совершенствование системы комплектования таможенных органов,
в том числе путем постепенного ввода при приеме на службу
контрактной основы, предусматривающей, наряду с другими
положениями, обязанности и права вновь принимаемого сотрудника,
связанные с обеспечением собственной безопасности таможенных
органов;
- в необходимых случаях использование в установленном порядке
методов психофизиологического тестирования сотрудников таможенных
органов;
- повышение качества подготовки слушателей Российской
таможенной академии, а также сотрудников таможенных органов по
вопросам оперативно-боевой подготовки, таможенного
законодательства, бдительности, личной безопасности, развитие у
них патриотизма, необходимых морально-психологических качеств;
- обеспечение надежного хранения материалов личных дел
сотрудников и ограничение доступа к ним;
- организация учета в информационных системах сотрудников,
уволенных из таможенных органов по компрометирующим
обстоятельствам;
- запрещение сотрудникам таможенных органов заниматься любыми
видами предпринимательской деятельности, работать по
совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях,
кроме занятия преподавательской и творческой деятельностью, а
также участия в благотворительных организациях и других случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также
нормативными актами Комитета;
- соблюдение принципа департизации в деятельности таможенных
органов, запрещение сотрудникам участвовать в организации
забастовок и их проведении;
- изучение с использованием возможностей психологических и
социологических служб морально-психологического климата в
коллективах, оказание необходимой консультативной помощи при
возникновении у сотрудников стрессовых состояний, которые могут
повлиять на уровень их личной и собственной безопасности органов;
- осуществление мер, направленных на повышение правовой,
материальной и социальной защищенности, улучшение условий труда,
отдыха и быта таможенных служащих;
- оказание содействия сотрудникам, уволенным из таможенных
органов по выслуге лет, сокращению штатов или болезни, в адаптации
к новым условиям, решении бытовых вопросов, помощи в работе
организациям ветеранов таможенных органов.
3.2. В области оперативной деятельности:
- ориентация оперативных сил и средств таможенных органов на
добывание сведений об устремлениях участников внешнеэкономической
деятельности, преступных сообществ и отдельных лиц, вынашивающих
преступные намерения, к таможенным органам, их силам и средствам,
о готовящихся акциях против сотрудников и членов их семей,
негласных источников и возможных каналах утечки оперативно -
служебной информации;
- совершенствование мер обеспечения личной безопасности
сотрудников при организации и проведении оперативно-розыскных
мероприятий и следственных действий;
- осуществление тщательной проверки лиц, используемых в
активных мероприятиях, выполняющих задания в условиях
соприкосновения с преступной средой, их соответствующей подготовки
в интересах обеспечения собственной безопасности таможенных
органов;
- сокращение количества документов (в том числе архивных),
содержащих сведения, раскрывающие источники информации;
- ограничение круга сотрудников, имеющих право пользоваться
оперативными учетами;
- ограничение использования сведений, полученных в результате
оперативных и оперативно-технических мероприятий, в различных
документах, а также на совещаниях;
- разработка и реализация совместно со спецслужбами России и
правоохранительными органами правовых и организационных мер по
обеспечению безопасности сотрудников таможенных органов,
выезжающих в служебные командировки за границу, а также
определяющих ответственность и обязательства сторон при обмене
оперативной информацией.
3.3. В области обеспечения сохранности информации:
- организация централизованного учета материалов и информации
по оперативной деятельности;
- последовательное осуществление принципа дифференцированного
допуска сотрудника любого уровня к секретной информации только в
рамках служебной необходимости;
- совершенствование системы делопроизводства в сочетании с
мерами защиты информации и устранение причин и условий утечки
информации;
- противодействие техническому проникновению преступных
сообществ и отдельных лиц с преступными намерениями к информации о
деятельности таможенных органов;
- совершенствование оперативных учетов;
- совершенствование оперативной работы по выявлению,
предупреждению и пресечению возможного несанкционированного
подключения к используемым оперативными подразделениями таможенных
органов линиям связи;
- оснащение средствами экстренного уничтожения оперативной
информации и документальных материалов таможенных органов на
случай чрезвычайных ситуаций.
3.4. В области обеспечения безопасности зданий, помещений и
сооружений (объектов) таможенных органов:
- разработка, внедрение и проверка эффективности защиты
объектов таможенных органов;
- выявление и устранение предпосылок к чрезвычайным
происшествиям при функционировании объектов;
- регулярная оценка степени защищенности объектов таможенных
органов, установление необходимого режима безопасности;
- совершенствование системы мер по физической и технической
охране зданий, помещений и сооружений;
- разработка соответствующих защитных мероприятий на случай
возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы захвата объектов;
- обеспечение оперативных групп таможенных органов, созданных
для предупреждения и пресечения экстремистских проявлений,
необходимыми комплектами специальных средств, оружием, средствами
сигнализации и связи в целях надежной защиты объектов таможенных
органов.
4. Основные направления деятельности по обеспечению
собственной безопасности на специальном уровне
4.1. В области кадровой работы:
- комплектование отделов и подразделений собственной
безопасности профессионально подготовленными сотрудниками,
имеющими необходимый опыт оперативной работы; принятие мер по
закреплению, а в необходимых случаях и ротации кадров;
- внедрение специальной системы отбора кадров для работы в
подразделениях собственной безопасности;
- назначение руководителей подразделений собственной
безопасности таможенных органов осуществляется по согласованию с
Управлением собственной безопасности ГТК России;
- использование документов других министерств и ведомств
Российской Федерации с их согласия для зашифровки принадлежности
оперативного состава отделов собственной безопасности к таможенным
органам;
- организация подготовки и повышения квалификации сотрудников
подразделений собственной безопасности в системе внешкольной учебы
внутри самих подразделений и на базе Российской таможенной
академии;
- обеспечение мер конспирации в работе с документами,
содержащими сведения о кадровом составе служб собственной
безопасности; особый порядок ведения и хранения личных дел,
строгое ограничение доступа к делам, информационным системам,
содержащим сведения о сотрудниках собственной безопасности.
4.2. В области оперативной деятельности:
- разработка и реализация мер по выявлению, предупреждению и
пресечению действий субъектов внешнеэкономической деятельности с
противоправными намерениями, преступных групп и отдельных лиц,
направленных на сбор информации, склонение сотрудников таможенных
органов к противоправному сотрудничеству и совершению других
незаконных действий в ущерб экономической безопасности России и
собственной безопасности таможенных органов;
- выработка мер по физической защите сотрудников таможенных
органов, членов их семей, а также лиц, оказывающих
конфиденциальное содействие таможенным органам от посягательств на
их жизнь и здоровье в связи с их деятельностью;
- организация и осуществление оперативно-розыскных мероприятий
в отношении сотрудников таможенных органов, вынашивающих намерения
совершить или совершивших противоправные деяния в ущерб
экономической безопасности России и деятельности Государственного
таможенного комитета;
- осуществление взаимодействия с правоохранительными органами
Российской Федерации в интересах собственной безопасности;
- осуществление оперативно-розыскных мероприятий по фактам
провалов и расшифровки оперативных и оперативно-технических
мероприятий, разглашения составляющих государственную и служебную
тайну сведений о деятельности таможенных органов, а также утрат
документов, печатей, оружия и спецсредств.
4.3. В области информационной деятельности:
Управление и подразделения собственной безопасности
осуществляют сбор, накопление, хранение и обработку отнесенной к
их компетенции информации: об осведомленности и устремлениях
участников внешнеэкономической деятельности, а также преступных
групп к таможенным органам, сотрудникам и членам их семей, лицам,
оказывающим конфиденциальное содействие органам; о ходе работы по
делам оперативного учета и результатах проверки сигналов; уровне
обеспечения собственной безопасности в таможенных органах;
тенденциях развития оперативной обстановки; о своих оперативных
силах и средствах.
5. Информационное и научное обеспечение деятельности
Управления и подразделений собственной безопасности
5.1. Основным средством накопления и обработки данных
Управления собственной безопасности и соответствующих
подразделений таможенных органов должны служить автоматизированные
системы информационного обеспечения. В Управлении формируется банк
данных по проблемам обеспечения собственной безопасности.
Информационные системы подразделений собственной безопасности
функционируют как самостоятельные организационные звенья.
5.2. Информация о ходе и результатах работы по конкретным
лицам, сигналам и делам оперативного учета, относящаяся к
компетенции Управления, ее силах и средствах подлежит учету в
информационных системах отделов и соответствующих подразделений
таможенных органов.
Порядок учета сил и средств, документирования своей
деятельности, сбора, накопления, хранения и обработки информации в
подразделениях собственной безопасности определяется Управлением.
В Управлении и подразделениях собственной безопасности ведется
самостоятельное делопроизводство в установленном порядке.
5.3. Для осуществления своих служебных обязанностей сотрудники
Управления и подразделений собственной безопасности имеют право
знакомиться с соответствующей информацией, обращающейся в
Государственном таможенном комитете и других федеральных органах.
Доступ сотрудников подразделений центрального аппарата
Комитета и других региональных органов к информации Управления и
подразделений собственной безопасности осуществляется по
согласованию с Управлением и с санкции председателя ГТК России, за
исключением информации, непосредственно представленной
обращающимся подразделением (органом).
Сотрудникам подразделений таможенных органов запрещается
разглашать ставшие им известными сведения об оперативно-розыскной
деятельности Управления и подразделений собственной безопасности.
5.4. Научные разработки в сфере обеспечения собственной
безопасности ведутся в рамках целевой комплексной программы,
реализуемой Российской таможенной академией, другими учебными
заведениями и научными учреждениями совместно с Управлением
собственной безопасности.
Приложение N 2
к решению коллегии
и Приказу ГТК России
от 26.04.95 N 287
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
1. Основы организации воспитательной работы в системе
таможенных органов Российской Федерации.
1. Общие положения
Воспитательная работа имеет цель планомерно воздействовать на
сотрудников таможенных органов, побуждать их к
высокопрофессиональной служебной деятельности, направлять развитие
личности, а в необходимых случаях корректировать поведение.
1.1. Основные задачи воспитательной работы:
- формирование патриотизма, верности конституционному и
служебному долгу;
- воспитание высоких нравственных, морально-психологических,
боевых и физических качеств;
- привитие правовой культуры;
- развитие психологической готовности к выполнению
профессиональных задач в сложной обстановке, творчества и
инициативы;
- совершенствование физического развития личного состава,
здорового образа жизни;
- адаптация к новому виду деятельности сотрудников, выдвинутых
на новые участки работы;
- формирование в коллективах здоровой обстановки.
1.2. Принципы воспитательной работы:
- личностный подход (в центре внимания человек, уважение его);
- профессиональная направленность;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- воспитание в процессе служебной деятельности;
- единство обучения и воспитательной работы;
- согласованность и преемственность воспитательной работы,
подчинение содержательной и организационно-методической работы
единой педагогической цели и задачам служебной деятельности;
- профессионализм, научный подход к организации работы.
2. Задачи и функции основных субъектов
воспитательной работы
2.1. Задачи руководителей всех уровней:
- показывать личный пример законопослушания, нравственной
чистоты, честности, скромности и добросовестного исполнения
служебных обязанностей;
- непосредственное участие в организации и проведении
индивидуальной работы с личным составом, изучение его личных
качеств, принятие мер по поддержанию уровня трудовой дисциплины,
профилактика должностных преступлений и проступков;
- принимают меры по созданию в коллективах необходимых условий
для эффективной служебной деятельности, роста профессионального
уровня подчиненных;
- своевременное реагирование на нужды и запросы подчиненных,
организация систематического информирования и консультирования
личного состава по социально-правовым вопросам;
- взаимодействие в интересах решения задач воспитательной
работы с ветеранскими, профсоюзными и др. общественными
организациями.
2.2. Координацию и организационное обеспечение воспитательной
работы с личным составом в таможенных органах осуществляют
заместители начальников отделов кадров по воспитательной работе.
Их задачи:
- организационно-методическое и информационное обеспечение
работы по воспитанию сотрудников, предотвращению происшествий и
помощь руководителям таможенных органов по эти вопросам;
- организация систематического изучения общественного мнения,
настроений личного состава, анализ трудовой дисциплины, соблюдения
законности, выявление причин возникновения конфликтов в
коллективах, выработка рекомендаций по их предотвращению и
оперативное реагирование на изменение обстановки в коллективах;
- организация и проведение индивидуальной воспитательной
работы с личным составом, внедрение в практику работы с
сотрудниками методов психологии и социальной педагогики;
- обеспечение соблюдения принципа социальной справедливости;
- участие в разработке и реализации мер по обеспечению личной
безопасности сотрудников и членов их семей;
- взаимодействие в целях решения задач воспитательной работы с
профсоюзными и др. общественными организациями;
- взаимодействие с местными органами власти и управления,
общественными структурами, средствами массовой информации в
интересах усиления моральной защищенности личного состава и
пенсионеров - таможенников.
2.3. Координацию и общее организационно-методическое
обеспечение воспитательной работы с личным составом в таможенных
органах осуществляет Управление кадров и учебных заведений (УКУЗ)
ГТК России.
Его задачи:
- разработка ведомственной нормативной базы, участие в
подготовке законодательных и подзаконных актов, устанавливающих
права и гарантии личного состава;
- оказание организационной и методической помощи руководителям
в профессиональном образовании кадров и проведении воспитательной
работы; изучение, обобщение и внедрение в практику передового
опыта;
- информационно-методическое обеспечение воспитательной работы
в таможенных органах;
- сбор, обобщение и анализ социальной статистики, прогноз
развития социальных процессов в системе таможенных органов,
участие в разработке предложений по ведомственной социальной
политике;
- участие в разработке мер по улучшению социально-бытового
обеспечения личного состава, соблюдению принципов социальной
справедливости, взаимодействие с медицинскими, хозяйственными,
финансовыми подразделениями;
- внедрение в практику работы методов социологии, социальной
психологии, психологии и педагогики;
- организация работы по подбору, расстановке и обучению
кадров, осуществляющих задачи воспитательной работы.
3. Подготовка кадров для проведения воспитательной работы
Подбор специалистов для воспитательной работы с личным
составом осуществляется из числа сотрудников, имеющих базовое
гуманитарное образование и склонность к данному виду деятельности,
хорошо знающих таможенное дело, условия и характер его
осуществления.
Обучение может осуществляться в Российской таможенной академии
(РТА), ее филиалах или вузах других министерств и ведомств.
Подготовка научных кадров также может осуществляться в других
учебных заведениях.
Выбор профиля, специализации, формы обучения, учебного
заведения, количества направляемых на учебу осуществляется по
планам подготовки специалистов, утверждаемым руководством ГТК
России.
4. Научное исследование наиболее важных и актуальных проблем
осуществляется научно-исследовательскими подразделениями РТА по
заказам УКУЗа.
Для этого могут разрабатываться научно-исследовательские
программы и формироваться временные научные коллективы из числа
научных работников и сотрудников таможенных органов.
В необходимых случаях исследования могут проводиться другими
ведомствами на договорных началах.
5. Финансирование и материально-техническое обеспечение
воспитательной работы осуществляется за счет сметы ГТК России и
других таможенных органов.
Подразделения медицинского, хозяйственного, материально -
технического, финансового и правового обеспечения в этих целях
работают по специально утверждаемым планам.
В этих же целях используются средства вычислительной техники,
современной информационной технологии, телевидения, радио- и
видеоаппаратура.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ
СОСТАВОМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
----T-----------------T-------------------------------------------
NN ¦ Основные ¦ Примерные мероприятия
п/п¦ направления ¦
----+-----------------+-------------------------------------------
1 ¦ 2 ¦ 3
----+-----------------+-------------------------------------------
1 ¦Координация и ¦1. Совместный (руководители подразделений,
¦взаимодействие ¦кадровые аппараты, подразделения
¦всех участников ¦собственной безопасности, профсоюзные
¦воспитательного ¦организации, советы ветеранов, женсоветы и
¦процесса. ¦др.) анализ состояния трудовой дисциплины
¦ ¦и морально-психологического климата в
¦ ¦коллективах.
¦ ¦Планирование на основе этого анализа работы
¦ ¦по укреплению трудовой дисциплины и
¦ ¦воспитанию личного состава:
¦ ¦- в ГТК России на год;
¦ ¦- в РТУ на полугодие;
¦ ¦- в таможнях на квартал;
¦ ¦- на таможенных постах ежемесячно.
¦ ¦
2 ¦Сосредоточение ¦1. Обучение руководящего состава методике
¦внимания ¦индивидуальной работы с людьми.
¦участников ¦2. Планирование индивидуальной работы с
¦воспитательного ¦подчиненными.
¦процесса на ¦3. Анализ и реализация результатов
¦индивидуальной ¦индивидуальной работы, учет ее в кадровой
¦работе с ¦работе.
¦сотрудниками. ¦4. Организация в таможенном органе
¦ ¦наставничества и закрепление на период
¦ ¦"втягивания в должность" вновь принятых
¦ ¦сотрудников за опытными таможенниками,
¦ ¦способными не только обучать, но и
¦ ¦правильно воспитывать подопечного.
¦ ¦
3 ¦Укрепление ¦1. Регулярное проведение начальником
¦атмосферы ¦индивидуальной воспитательной работы с
¦доверия в ¦подчиненными.
¦отношениях ¦2. Строгое соблюдение принципа "единства
¦между ¦слова и дела" начальниками всех степеней и
¦начальниками ¦рангов.
¦и подчиненными. ¦3. Постоянная работа с членами семей
¦ ¦сотрудников.
¦ ¦4. Регулярный прием сотрудников и членов их
¦ ¦семей по личным вопросам.
¦ ¦5. Принятие управленческих решений с учетом
¦ ¦предложений общественных организаций,
¦ ¦комиссий и др. (жилищно-бытовых,
¦ ¦аттестационных и др.).
¦ ¦6. Непрерывное внедрение в сознание
¦ ¦сотрудников идеи коллективной товарищеской
¦ ¦деятельности и ответственности за состояние
¦ ¦дел на порученном участке.
¦ ¦7. Постоянное соблюдение лично
¦ ¦руководителями всех рангов требований
¦ ¦морали и служебного этикета, воспитание
¦ ¦этих качеств у руководителей подчиненных
¦ ¦подразделений. Оказание помощи в
¦ ¦самовоспитании руководителей.
¦ ¦
4 ¦Внедрение в ¦1. Совершенствование научных методов
¦практику ¦подбора кадров.
¦работы с ¦2. Обучение руководящего состава психологии
¦сотрудниками ¦управленческой деятельности. Включение этой
¦методов ¦тематики во все учебно-тематические планы
¦психологии и ¦переподготовки и повышения квалификации
¦социальной ¦руководящего состава.
¦педагогики. ¦3. Периодическое проведение с привлечением
¦ ¦специалистов социологических исследований
¦ ¦по различным аспектам
¦ ¦морально-психологического климата в
¦ ¦коллективе и принятие необходимых мер по
¦ ¦нейтрализации отрицательных факторов
¦ ¦воздействия на личный состав.
¦ ¦
5 ¦Систематическое ¦1. Систематическое (не реже одного раза в
¦изучение ¦год) проведение общих или профсоюзных
¦общественного ¦собраний.
¦мнения, ¦2. Регулярное проведение начальниками всех
¦настроений и ¦степеней и рангов индивидуальной работы с
¦ценностных ¦подчиненными.
¦ориентаций ¦3. Проведение "круглых столов", вечеров
¦коллективов ¦вопросов и ответов с подчиненными.
¦таможенных ¦4. Еженедельное проведение в подразделениях
¦органов. ¦оперативных совещаний.
¦Выявление причин ¦
¦возникновения в ¦
¦коллективах ¦
¦конфликтных ¦
¦ситуаций. ¦
¦ ¦
6 ¦Анализ состояния ¦1. Систематически анализировать состояние
¦трудовой ¦трудовой дисциплины:
¦дисциплины. ¦- в РТУ - не реже 1 раза в квартал;
¦ ¦- в таможне, таможенном посту - ежемесячно.
¦ ¦Методика анализа должна обеспечить:
¦ ¦- рассмотрение истинного состояния дел;
¦ ¦- вскрытие объективных и субъективных
¦ ¦причин нарушений дисциплины;
¦ ¦- правильную оценку результатов
¦ ¦воспитательной и организаторской работы;
¦ ¦- определение необходимых путей устранения
¦ ¦недостатков.
¦ ¦2. Результаты анализа состояния трудовой
¦ ¦дисциплины, в том числе соблюдения правил и
¦ ¦порядка ношения форменной одежды, хранения
¦ ¦и сбережения оружия, содержания и режима
¦ ¦служебных помещений, противопожарной
¦ ¦безопасности, требований по охране труда и
¦ ¦технике безопасности, а также
¦ ¦производственной санитарии, - оформляются
¦ ¦приказами по РТУ и таможням.
¦ ¦
7 ¦Постоянно ¦1. Используя все формы агитационно-массовой
¦ориентировать ¦и культурно-просветительской работы
¦сотрудников ¦(лекции, беседы, доклады, устные журналы,
¦в вопросах: ¦вечера вопросов и ответов, "круглые столы",
¦- политики ¦тематические мероприятия, работу с
¦- права ¦материалами средств массовой информации и
¦- государственно-¦др.) систематически, но не реже 1 раза в
¦го строительства ¦месяц, планировать и проводить эти
¦- экономики. ¦воспитательные мероприятия с личным
¦ ¦составом.
¦ ¦
8 ¦Своевременно ¦1. Оперативные совещания - не реже 1 раза в
¦информировать ¦неделю.
¦сотрудников ¦2. Тематические мероприятия (конференции,
¦об изменениях ¦семинары, собеседования и др.) - не реже
¦оперативной ¦1 - 2 раз в квартал.
¦обстановки и ¦3. Инструктажи - перед заступлением на
¦первоочередных ¦службу.
¦задачах, стоящих ¦
¦перед таможенным ¦
¦органом. ¦
¦ ¦
9 ¦Совершенствование¦1. Систематическое обучение руководящего
¦практики ¦состава применению методов убеждения
¦морального и ¦личного состава и дисциплинарной практики
¦материального ¦на базе высокой требовательности.
¦стимулирования ¦2. Постоянное применение руководителями в
¦труда ¦пределах предоставления прав всех видов
¦таможенников. ¦морального и материального поощрения,
¦ ¦предусмотренных Кодексом законов о труде
¦ ¦Российской Федерации, "Положением о
¦ ¦федеральной государственной службе",
¦ ¦объявленного Указом Президента Российской
¦ ¦Федерации N 2267 от 22.12.93,
¦ ¦законодательными актами ГТК России.
¦ ¦3. Пропаганда достижений передовиков и
¦ ¦фактов высокой бдительности средствами
¦ ¦наглядной агитации, средствами массовой
¦ ¦информации, изданием специальных
¦ ¦информационных пособий. Гласность
¦ ¦поощрения.
¦ ¦4. Организация и проведение торжественных
¦ ¦мероприятий, связанных с:
¦ ¦- принятием присяги таможенника;
¦ ¦- допуском сотрудника к самостоятельной
¦ ¦работе;
¦ ¦- повышением работников в должности и
¦ ¦специальном звании;
¦ ¦- премированием за конкретные достижения в
¦ ¦службе;
¦ ¦- проведением профессиональных праздников;
¦ ¦- проводами на службу в Вооруженные Силы
¦ ¦Российской Федерации;
¦ ¦- проводами в отставку и на пенсию;
¦ ¦- днями рождения.
¦ ¦Профилактическая работа и контроль за
¦ ¦проведением сотрудниками других мероприятий
¦ ¦по этим поводам.
¦ ¦5. Использование возможностей в
¦ ¦воспитательной работе ветеранских
¦ ¦организаций и ветеранов таможенной службы.
¦ ¦Пропаганда традиций отечественной
¦ ¦таможенной службы.
----+-----------------+-------------------------------------------
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
---T--------------------T---------------------------T-------------
NN ¦ ¦Начальник РТУ (заместители ¦ Начальники
п/п¦ ¦ по его поручению) ¦ отделов
¦ Наименование +-------------T-------------+ (секторов),
¦ мероприятий ¦в Управлении ¦ в таможнях ¦ групп,
¦ ¦ ¦ (постах) ¦ служб
¦ ¦ ¦ своего ¦ управления
¦ ¦ ¦ региона ¦
---+--------------------+-------------+-------------+-------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5
---+--------------------+-------------+-------------+-------------
¦ ¦ ¦ ¦
1 ¦Разработка комплекс-¦ ¦На полугодие ¦
¦ного плана по ¦ ¦ ¦
¦укреплению трудовой ¦ ¦ ¦
¦дисциплины и ¦ ¦ ¦
¦воспитанию личного ¦ ¦ ¦
¦состава ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
2 ¦Анализ состояния ¦Ежеквартально¦ ¦
¦трудовой дисциплины ¦ ¦ ¦
¦в таможенных органах¦ ¦ ¦
¦и издание приказа ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
3 ¦Занятия: ¦Ежемесячно ¦Не реже 2 раз¦Ежемесячно
¦- по правовым вопро-¦ ¦в год ¦
¦сам; ¦ ¦ ¦
¦- по изучению требо-¦ ¦ ¦
¦ваний руководящих ¦ ¦ ¦
¦документов по ¦ ¦ ¦
¦вопросам трудовой ¦ ¦ ¦
¦дисциплины и ¦ ¦ ¦
¦методике работы по ¦ ¦ ¦
¦ее организации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
4 ¦Контроль за ¦Постоянно ¦Не реже 2 раз¦Ежедневно
¦выполнением правил ¦ ¦в год ¦
¦внутреннего трудо- ¦ ¦ ¦
¦вого распорядка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
5 ¦Проведение внезап- ¦Не реже 1 ¦Не реже 4 раз¦ -
¦ного контроля за ¦раза в месяц ¦в год ¦
¦состоянием трудовой ¦ ¦ ¦
¦дисциплины ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
6 ¦Проверка наличия ¦Не реже 1 ¦Не реже 2 раз¦Ежедневно
¦форменной одежды ¦раза в ¦в год ¦
¦и соблюдения ¦квартал ¦ ¦
¦правил ее ношения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
7 ¦Проверка наличия ¦Не реже 1 ¦Не реже 2 раз¦Ежедневно
¦оружия, правил и ¦раза в ¦в год ¦
¦порядка его хранения¦квартал ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
8 ¦Проверка содержания ¦Не реже 1 ¦Не реже 2 раз¦Ежедневно
¦помещений и ¦раза в ¦в год ¦
¦состояния ¦квартал ¦ ¦
¦противопожарной ¦ ¦ ¦
¦безопасности ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
9 ¦Проверка соблюдения ¦Не реже 1 ¦Не реже 2 раз¦Постоянно
¦техники безопасности¦раза в ¦в год ¦
¦при осуществлении ¦квартал ¦ ¦
¦служебных функций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
10¦Работа комплексных ¦Лично ¦Не реже 2 раз¦В составе
¦групп управления в ¦возглавлять ¦в год ¦группы
¦таможнях (на постах,¦группу не ¦ ¦
¦непосредственно ¦реже 1 раза ¦ ¦
¦подчиненных ¦в год ¦ ¦
¦управлению) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
11¦Изучение деловых ¦ ¦Постоянно ¦Постоянно по
¦и моральных качеств:¦ ¦ ¦линии
¦- руководящего ¦ ¦ ¦подчиненности
¦состава таможен ¦ ¦ ¦
¦(постов) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦- подчиненных ¦Постоянно ¦ ¦
¦сотрудников РТУ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
12¦Расследование ¦Лично, ¦Лично, с ¦Немедленно
¦причин ¦немедленно ¦группой РТУ, ¦
¦происшествий, ¦ ¦немедленно ¦
¦связанных с ¦ ¦ ¦
¦гибелью людей ¦ ¦ ¦
¦или повлекших ¦ ¦ ¦
¦другие тяжкие ¦ ¦ ¦
¦последствия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
13¦Прием по личным ¦Не реже 2 раз¦Не реже 2 раз¦Повседневно
¦вопросам ¦в месяц, в ¦в год ¦
¦сотрудников и ¦дни и часы, ¦ ¦
¦членов их семей ¦определенные ¦ ¦
¦ ¦правилами ¦ ¦
¦ ¦внутреннего ¦ ¦
¦ ¦трудового ¦ ¦
¦ ¦распорядка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
14¦Общие собрания ¦Ежемесячно ¦Не реже 2 раз¦В масштабе
¦личного состава ¦ ¦в год ¦управления
¦ ¦ ¦ ¦
15¦Заседания ¦Ежемесячно ¦Не реже 2 раз¦
¦аттестационных ¦ ¦в год ¦
¦комиссий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
16¦Мероприятия ¦ ¦Ежемесячно ¦
¦агитационно - ¦ ¦ ¦
¦массовой и ¦ ¦ ¦
¦культурно - ¦ ¦ ¦
¦просветительной ¦ ¦ ¦
¦работы ¦ ¦ ¦
---+--------------------+-------------+-------------+-------------
3.2. МЕРОПРИЯТИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ В ТАМОЖНЕ И НА ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ
---T------------------T---------------------T----------T----------
NN ¦ ¦ Начальник таможни ¦Начальник ¦Начальник
п/п¦ +----------T----------+ таможен- ¦ отдела
¦ Наименование ¦ непосред-¦ на ¦ного поста¦ таможни
¦ мероприятий ¦ ственно в¦таможенных¦ ¦
¦ ¦ таможне ¦ постах ¦ ¦
---+------------------+----------+----------+----------+----------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
---+------------------+----------+----------+----------+----------
¦ ¦ ¦ ¦
1 ¦Разработка ¦ Ежеквартально ¦Ежемесячно¦Ежеквар -
¦мероприятий по¦ ¦ ¦тально
¦укреплению ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦дисциплины и¦ ¦ ¦ ¦
¦воспитанию личного¦ ¦ ¦ ¦
¦состава в плане¦ ¦ ¦ ¦
¦работы таможни ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
2 ¦Анализ состояния¦ Ежемесячно ¦Ежемесячно¦Ежемесячно
¦трудовой ¦ ¦ ¦
¦дисциплины и¦ ¦ ¦ ¦
¦издание при¦ ¦ ¦ ¦
¦необходимости ¦ ¦ ¦ ¦
¦приказа по таможне¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
3 ¦Занятия: ¦Ежемесячно¦Ежемесячно¦Ежемесячно¦В масштабе
¦- по правовым¦ ¦ ¦ ¦таможни
¦вопросам; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по изучению¦Ежемесячно¦Ежемесячно¦Ежемесячно¦В масштабе
¦требований ¦ ¦ ¦ ¦таможни
¦руководящих ¦ ¦ ¦ ¦
¦документов по¦ ¦ ¦ ¦
¦вопросам трудовой¦ ¦ ¦ ¦
¦дисциплины и¦ ¦ ¦ ¦
¦методике работы по¦ ¦ ¦ ¦
¦ее организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
4 ¦Контроль за¦ ¦ Постоянно ¦
¦выполнением правил¦ ¦ ¦
¦внутреннего ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудового ¦ ¦ ¦ ¦
¦распорядка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
5 ¦Проверка наличия¦Постоянно.¦Не реже 1 ¦Постоянно ¦Постоянно
¦форменной одежды и¦В масштабе¦раза в ¦ ¦
¦соблюдение правил¦таможни - ¦месяц ¦ ¦
¦ее ношения ¦не реже 1 ¦ ¦ ¦
¦ ¦раза в ¦ ¦ ¦
¦ ¦месяц ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
6 ¦Проверка наличия¦Еженедель-¦Не реже 1 ¦Постоянно ¦Ежедневно
¦оружия, правил и¦но ¦раза в ¦ ¦
¦порядка его¦ ¦месяц ¦ ¦
¦хранения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
7 ¦Проверка ¦Не реже 2 ¦Не реже 1 ¦Постоянно ¦Постоянно
¦содержания ¦раз в ¦раза в ¦ ¦
¦помещений и¦месяц ¦месяц ¦ ¦
¦состояния ¦ ¦ ¦ ¦
¦противопожарной ¦ ¦ ¦ ¦
¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
8 ¦Контроль за¦Постоянно ¦Не реже 1 ¦Постоянно ¦ -
¦использованием ¦ ¦раза в ¦ ¦
¦автотранспорта ¦ ¦месяц ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
9 ¦Проверка ¦Постоянно ¦Не реже 1 ¦Постоянно ¦Постоянно
¦соблюдения техники¦ ¦раза в ¦ ¦
¦безопасности ¦ ¦месяц ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
10¦Изучение деловых и¦Постоянно ¦Не реже 1 ¦ Постоянно
¦моральных качеств¦ ¦раза в ¦
¦подчиненных ¦ ¦месяц ¦ ¦
¦сотрудников, ¦ ¦ ¦ ¦
¦психодиагностика, ¦ ¦ ¦ ¦
¦корреляция их¦ ¦ ¦ ¦
¦поведения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦выявление на¦ ¦ ¦ ¦
¦ранней стадии,¦ ¦ ¦ ¦
¦особенно вновь¦ ¦ ¦ ¦
¦принятых ¦ ¦ ¦ ¦
¦сотрудников, лиц,¦ ¦ ¦ ¦
¦склонных к грубым¦ ¦ ¦ ¦
¦нарушениям ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
11¦Расследование ¦Немедленно¦Немедленно¦Немедленно¦Немедленно
¦причин ¦ лично ¦ лично ¦ лично ¦ лично
¦происшествий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦связанных с¦ ¦ ¦ ¦
¦гибелью людей или¦ ¦ ¦ ¦
¦повлекших другие¦ ¦ ¦ ¦
¦тяжкие последствия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
12¦Изучение запросов¦ ¦ Постоянно ¦
¦личного состава.¦ ¦ ¦
¦Обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦материально - ¦ ¦ ¦ ¦
¦бытовых условий ¦ ¦ ¦ ¦
¦службы сотрудникам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
13¦Прием по личным¦Еженедель-¦Не реже 1 ¦По мере ¦ -
¦вопросам ¦но ¦раза в ¦необ- ¦
¦сотрудников и¦ ¦месяц ¦ходимости ¦
¦членов их семей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
14¦Проведение общих¦Ежемесячно¦Не реже 1 ¦Ежемесячно¦
¦собраний ¦ ¦раза в ¦ ¦
¦ ¦ ¦квартал ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
15¦Заседания ¦Ежемесячно¦ - ¦ - ¦ -
¦аттестационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦комиссий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
16¦Мероприятия ¦ ¦ Ежемесячно ¦
¦агитационно - ¦ ¦ ¦ ¦
¦массовой и ¦ ¦ ¦ ¦
¦культурно - ¦ ¦ ¦ ¦
¦просветительной ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы ¦ ¦ ¦ ¦
---+------------------+----------+----------+----------+---------
Положения основных направлений организации воспитательной
работы уточняются, дополняются и детализируются в соответствующих
нормативных актах ГТК России.
Контроль за их реализацией возлагается на УКУЗ ГТК России.
Управление кадров
и учебных заведений
Приложение N 4
к решению коллегии
и Приказу ГТК России
от 26.04.95 N 287
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Отдел собственной безопасности является самостоятельным
структурным оперативным подразделением регионального таможенного
управления и подчиняется непосредственно начальнику Управления.
1.2. Отдел собственной безопасности (далее - Отдел) в своей
деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской
Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской
Федерации", другими федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о
ГТК России, нормативными актами ГТК России и настоящим Положением.
1.3. Отдел собственной безопасности действует в целях создания
внутренних и внешних условий для эффективного выполнения
таможенными органами стоящих перед ними задач, ограждения
сотрудников и членов их семей, информации, оперативно-технических
и иных средств, зданий и помещений, процесса служебной
деятельности, конкретных мероприятий и операций от действий
преступных сообществ и отдельных лиц, представляющих угрозу для
собственной безопасности таможенных органов, предотвращения и
локализации негативных последствий этих действий.
1.4. Отдел решает возложенные на него задачи непосредственно
через подразделения собственной безопасности таможен во
взаимодействии с подразделениями регионального таможенного
управления, а также с другими государственными органами Российской
Федерации.
1.5. Отдел возглавляет начальник, который подчиняется
непосредственно начальнику регионального таможенного управления.
Начальник Отдела назначается на должность и освобождается от
должности председателем ГТК России.
2. Основные задачи отдела
2.1. Обеспечение собственной безопасности путем выявления,
предупреждения и пресечения действий преступных сообществ и лиц,
направленных на дестабилизацию системы таможенных органов России
по выполнению стоящих перед ними задач, а также предупреждения и
пресечения попыток проникновения в их ряды преступных элементов.
2.2. Разработка и осуществление совместно с другими
подразделениями РТУ мер по обеспечению личной безопасности
должностных лиц таможен и членов их семей от посягательств на их
жизнь и здоровье в связи с деятельностью по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.3. Осуществление целенаправленного накопления и анализа
информации по линии обеспечения собственной безопасности системы
таможенных органов. Информационное обеспечение руководства РТУ и
таможен об отдельных элементах оперативной обстановки, а также в
интересах подготовки и реализации решений по проблемам собственной
безопасности. Разработка проектов таких решений.
2.4. Выявление и пресечение фактов должностных преступлений со
стороны сотрудников РТУ, нарушений Таможенного кодекса и
нормативных актов ГТК России.
2.5. Участие в разработке и осуществление контроля за
выполнением системы мер РТУ в области защиты государственной и
служебной тайны, противодействия иностранным техническим
разведкам, физической и технической охраны объектов таможен,
сохранности оружия, боеприпасов и спецсредств.
2.6. Оказание помощи отделу кадров РТУ в разработке мер,
направленных на совершенствование подбора и проверки кандидатов на
работу в системе таможенных органов Российской Федерации. Участие
в организации подготовки кадров.
2.7. Организация в пределах своей компетенции взаимодействия с
правоохранительными и другими органами исполнительной власти.
2.8. Контроль и оказание методической и практической помощи
подразделениям собственной безопасности на местах в организации и
осуществлении их деятельности по обеспечению собственной
безопасности таможен и предприятий ГТК России.
3. Основные функциональные обязанности отдела
В соответствии с возложенными на него задачами Отдел выполняет
следующие функции:
3.1. Изучение, анализ, оценка, накопление информации и на этой
основе прогнозирование оперативной обстановки по основным линиям
работы таможенных органов с целью выработки системы мер,
направленных на обеспечение собственной безопасности.
3.2. Выявление и пресечение устремлений преступных
формирований и лиц криминальной среды к таможенным органам,
попыток проникновения в них, получения доступа к сведениям и
информации, раскрывающей технологию таможенного контроля.
3.3. Организация и осуществление совместно с другими
подразделениями и правоохранительными органами мер по выявлению,
предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье
сотрудников РТУ и таможен в связи с исполнением ими служебных
обязанностей и выполнением гражданского долга и членов их семей.
Участие в розыске лиц, совершивших или подозреваемых в совершении
преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
3.4. Участие в разработке мер и осуществление оперативного
контроля за выполнением требований в области защиты
государственной и служебной тайны, противодействия иностранным
техническим разведкам, физической и технической охраны таможенных
объектов, сохранности оружия, боеприпасов и спецсредств.
Проведение служебных расследований, оперативно-розыскных действий
по преступлениям и нарушениям в этой сфере.
3.5. Выявление и пресечение фактов нарушений таможенного
законодательства и нормативных актов ГТК России должностными
лицами таможенных органов. Осуществление совместно с другими
правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий и
дознания по уголовным делам, возбужденным в отношении сотрудников
таможенных органов, совершивших противоправные деяния.
3.6. Организация и проведение предупредительно -
профилактической работы, направленной на устранение предпосылок,
причин и условий, способствующих должностным преступлениям и
нарушениям таможенного законодательства со стороны личного
состава.
3.7. Оказание помощи отделу кадров РТУ в разработке мер,
направленных на совершенствование подбора и проверки кандидатов на
работу.
3.8. Рассмотрение писем, жалоб и заявлений физических и
юридических лиц, касающихся таможенных правонарушений, допущенных
должностными лицами, и подготовка по ним предложений руководству
РТУ.
3.9. Организация деятельности подразделений собственной
безопасности таможен на основе: анализа, оценки и прогнозирования
оперативной обстановки в таможенном регионе; выработки
управленческих решений по сложным оперативным ситуациям;
исполнения и контроля за реализацией управленческих решений в
сфере собственной безопасности, участия в подборе и расстановке
руководящего и оперативного состава подразделений собственной
безопасности таможенных органов.
3.10. Обеспечение в установленном порядке безопасности
делегаций и групп работников таможенной системы, выезжающих за
границу.
3.11. Осуществление секретного делопроизводства в соответствии
с нормативными актами Государственного таможенного комитета
Российской Федерации.
3.12. Организация в пределах своей компетенции взаимодействия
с подразделениями собственной безопасности МВД, Федеральной службы
контрразведки, Службы внешней разведки, Федерального агентства
правительственной связи и информации, Главного управления охраны,
Службы безопасности Президента, других министерств и ведомств
Российской Федерации.
4. Права отдела
Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и
осуществления своих функций Отдел имеет право:
4.1. В пределах компетенции осуществлять в полном объеме
установленную законодательством Российской Федерации и
нормативными актами Государственного таможенного комитета
Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, а также
дознание по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных
органов.
Должностные лица таможенных органов обязаны оказывать
содействие и не вправе препятствовать сотрудникам Отдела
собственной безопасности в осуществлении оперативно-розыскной
деятельности и ссылаться на информацию и проводимые ими
мероприятия без их согласия и уведомления.
4.2. Устанавливать в предусмотренном законом порядке и
нормативными актами ГТК России отношения конфиденциального
сотрудничества с должностными лицами таможенных органов и
гражданами России, в том числе с санкции председателя ГТК России,
с сотрудниками оперативных подразделений таможенных органов в
интересах обеспечения собственной безопасности.
4.3. Заводить и прекращать дела оперативного учета, проводить
оперативно-технические мероприятия и наружное наблюдение в
отношении сотрудников таможенных органов и субъектов
внешнеэкономической деятельности в порядке, определенном
нормативными актами ГТК России.
4.4. Создавать и использовать локальные информационные системы
по согласованию с Управлением собственной безопасности ГТК России.
4.5. Иметь финансовые средства для проведения оперативно -
розыскных мероприятий и обеспечения оперативной деятельности и
расходовать их в порядке, определенном соответствующими
инструкциями ГТК России.
4.6. Получать от подразделений РТУ и таможен информацию,
необходимую для обеспечения собственной безопасности личного
состава и системы таможенных органов.
В установленном порядке истребовать все материалы, относящиеся
к оперативно-служебной деятельности, в том числе относящиеся к
делам оперативного учета и конфиденциальных источников;
запрашивать статистические и другие данные, необходимые для
выработки управленческих решений и отчетности.
Изучать проблемные вопросы оперативно-служебной деятельности в
подчиненных подразделениях таможенных органов.
В пределах своей компетенции иметь доступ на все участки
служебно-оперативной деятельности таможенных органов, а также ко
всем источникам и носителям информации.
4.7. При исполнении служебных обязанностей пользоваться
правами, предоставленными должностным лицам таможенных органов.
4.8. Проводить в пределах своей компетенции служебные
расследования, получать объяснения, изымать необходимую
документацию, снимать с нее копии для приобщения к материалам
расследования, осуществлять неотложные следственные действия, а
также наводить справки и получать необходимую информацию в других
государственных органах с согласия их руководителей.
4.9. Получать консультации и заключения специалистов ГТК
России и других государственных органов по вопросам, требующим
специальных знаний.
4.10. Запрашивать из таможенных органов материалы служебных
расследований по должностным преступлениям и проступкам, изучать и
оценивать их с точки зрения законности, полноты и объективности,
давать по ним необходимые рекомендации, вносить руководству РТУ
предложения по результатам расследования.
4.11. Участвовать по поручениям начальника РТУ в комплексных
проверках.
4.12. На территориях и объектах таможенных органов при наличии
достаточных оснований, в целях установления личности граждан
производить проверку их документов.
4.13. В установленном законом порядке сотрудники Управления
имеют право ношения, хранения и применения табельного
огнестрельного оружия и других специальных средств личной защиты.
4.14. При выполнении служебных обязанностей сотрудники Отдела
имеют право на ношение форменной и гражданской одежды,
использовать документы прикрытия.
4.15. Оборудовать в оперативно целесообразных случаях
служебный автотранспорт специальными сигнальными устройствами,
предусмотренными ГАИ.
При решении оперативных вопросов служебный автотранспорт РТУ
эксплуатируется как штатными водителями, так и оперативным
составом Отдела.
5. Руководство отдела, права и обязанности сотрудников
5.1. Общее руководство Отделом осуществляет начальник Отдела.
5.2. Отдел осуществляет свою деятельность на основе плана
работы, утвержденного начальником РТУ.
5.3. Сотрудники Отдела действуют в соответствии с должностными
инструкциями и распределением функциональных обязанностей,
утверждаемыми начальником РТУ.
5.4. За неправомерные действия или бездействие сотрудники
Отдела несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
5.5. Возложение на сотрудников Отдела выполнения функций, не
предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к
оперативно-розыскной деятельности, не допускается.
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|