ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 1995 г. N 418
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПОДДЕРЖКИ ПАРТНЕРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,
СОЗДАННЫХ ПРИ СОДЕЙСТВИИ СССР
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 N 380)
В целях совершенствования связей Российской Федерации с
зарубежными странами в области образования Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной политики
поддержки партнерства образовательных учреждений Российской
Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии
СССР (далее именуется концепция партнерства).
2. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.07.2004
N 380.
3. Мероприятия, определенные концепцией партнерства,
осуществлять в пределах средств, предусматриваемых в федеральном
бюджете на соответствующий год для Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию и Министерства
образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных
средств.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 апреля 1995 г. N 418
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПАРТНЕРСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СОЗДАННЫХ ПРИ
СОДЕЙСТВИИ СССР
I. Общие положения
Концепция государственной политики поддержки партнерства
образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных
учебных заведений, созданных при содействии СССР (далее именуется
концепция партнерства), строится исходя из геополитических и
экономических интересов Российской Федерации и устанавливает
приоритеты, цели и задачи международного сотрудничества в области
образования.
Основной целью государственной политики в сфере международного
сотрудничества в области образования является формирование новой,
сбалансированной системы взаимоотношений российских
образовательных учреждений и зарубежных учебных заведений,
созданных при содействии СССР (далее именуются зарубежные учебные
заведения), которая основана на принципах партнерства, взаимной
выгоды и равноправия.
Стратегической задачей партнерства российских образовательных
учреждений и зарубежных учебных заведений является сохранение и
приумножение высокого научно-педагогического потенциала
образовательных учреждений Российской Федерации как национального
достояния страны.
Первоочередными задачами партнерства являются:
создание механизма разработки соответствующих международных
проектов и программ и участие в их реализации;
анализ состояния партнерства и выявление российских
образовательных учреждений и зарубежных учебных заведений, готовых
сотрудничать на принципах равноправия и взаимной выгоды;
обобщение опыта работы российских образовательных учреждений
высшего профессионального образования с зарубежными партнерами и
развитие контактов между ними;
проработка вопросов создания в зарубежных учебных заведениях
совместных образовательных и научно-методических центров;
анализ существующей нормативно-правовой базы сотрудничества
российских образовательных учреждений и зарубежных учебных
заведений и приведение ее в соответствие с требованиями
международной практики;
создание системы отбора и подготовки (профессиональной,
языковой и страноведческой) российских специалистов для работы в
зарубежных учебных заведениях по контрактам и соглашениям,
компьютеризация их учета;
создание условий для перехода российских образовательных
учреждений к обучению иностранных граждан на компенсационной
основе преимущественно по договорам и соглашениям, заключаемым
Государственным комитетом Российской Федерации по высшему
образованию и Министерством образования Российской Федерации с
государственными органами образования зарубежных стран.
Концепция партнерства рассчитана на перспективу (до 2000 года)
с ежегодным уточнением приоритетов.
II. Приоритеты государственной
политики поддержки партнерства образовательных учреждений
Российской Федерации и зарубежных учебных заведений на
1995 и 1996 годы
На ближайшие 2 года определяются следующие приоритетные
направления государственной политики поддержки партнерства в
области образования:
создание нормативно-правовой и организационной базы для
регулирования взаимоотношений между российскими и зарубежными
партнерами, согласование и подписание международных соглашений и
протоколов о сотрудничестве;
осуществление маркетинга образовательных услуг на международном
рынке и разработка первоочередных проектов развития сотрудничества
с конкретными учебными заведениями и странами;
выработка положений о создаваемых за рубежом совместных
образовательных и научно-методических центрах, а также оптимальных
моделей их функционирования, организация в них учебного процесса
на основе учебных планов и программ, базовых учебников и итоговых
контрольных материалов, подготовленных российскими
образовательными учреждениями;
согласование с иностранными партнерами заявок и заказов на
модернизацию материально-технической базы зарубежных учебных
заведений и экспортные поставки учебно-лабораторного оборудования
российского производства;
проведение организационных мероприятий, связанных с
привлечением развивающихся стран к разработке Конвенции об
академической мобильности и признании учебных курсов и
свидетельств о высшем образовании в соответствии с решением 27
сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г.;
обеспечение признания выдаваемых в Российской Федерации
документов об образовании, ученых степенях и званиях, а также
разработка механизма достижения эквивалентности структуры
российского профессионального образования и ее зарубежных
аналогов;
создание централизованного резерва преподавателей и научных
работников со знанием иностранных языков, которых планируется
командировать для работы за рубежом по контрактам и соглашениям.
III. Организационное и кадровое
обеспечение государственной политики поддержки партнерства
образовательных учреждений Российской Федерации и
зарубежных учебных заведений
Реализация мероприятий, предусмотренных концепцией партнерства,
возлагается на Государственный комитет Российской Федерации по
высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации
и подведомственные им образовательные учреждения.
На региональном уровне к решению практических вопросов
реализации концепции партнерства могут привлекаться
соответствующие органы управления образованием субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления,
межвузовские и региональные центры международного образования,
различные общественные организации и объединения системы
профессионального образования (Российский союз ректоров,
Ассоциация российских вузов и другие).
Координацию действий министерств и ведомств Российской
Федерации по реализации концепции партнерства осуществляет
Межведомственная комиссия по международному партнерству в области
образования.
На этапе проработки и в процессе реализации концепции
партнерства предусматривается:
активное привлечение посольств, торговых и иных
представительств Российской Федерации за рубежом, национальных
ассоциаций иностранных выпускников российских (советских) учебных
заведений к разработке стратегии и тактики партнерских отношений и
согласованию их с государственными органами управления
образованием зарубежных стран;
проведение регулярных консультаций и обмен информацией как с
российскими, так и с иностранными субъектами партнерства в целях
выработки конкретных форм и методов реализации концепции
партнерства;
ознакомление с основными положениями и целями концепции
партнерства представителей заинтересованных министерств и ведомств
Российской Федерации, общественных организаций и фирм в целях
широкого привлечения спонсорских средств;
освещение в средствах массовой информации хода и результатов
проведения мероприятий, определенных концепцией партнерства.
В целях конкретизации вклада Российской Федерации в развитие
международного партнерства в области образования
предусматривается:
ежегодное выделение Государственным комитетом Российской
Федерации по высшему образованию зарубежным образовательным
учреждениям до одной тысячи государственных стипендий для
подготовки магистров в российских образовательных учреждениях
высшего профессионального образования и для обучающихся в системе
послевузовского профессионального образования;
ежегодное командирование в зарубежные учебные заведения-
партнеры за счет Российской Федерации до 50 преподавателей
русского языка и литературы для педагогической и научно-
методической работы в области русистики.
IV. Финансовое обеспечение государственной
политики поддержки партнерства образовательных учреждений
Российской Федерации и зарубежных учебных заведений
Мероприятия, определенные концепцией партнерства,
осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в федеральном
бюджете на соответствующий год для Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию и Министерства
образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных
средств.
Для стимулирования международного партнерства в области
образования могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые
в законодательном порядке.
|