ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Настоящая Инструкция определяет содержание, основания и
порядок осуществления работы по предупреждению преступлений,
правонарушений* и имеет своей основной целью обеспечение единого
подхода к организации этого вида оперативнослужебной деятельности
в федеральных органах налоговой полиции**, дальнейшее ее
совершенствование и исключение при этом случаев незаконного
ущемления прав и интересов граждан.
1. Общие положения
1.1. Предупреждение преступлений и правонарушений - это вид
оперативно-служебной деятельности органов налоговой полиции,
направленный на соблюдение юридическими и физическими лицами
налогового законодательства, обеспечение безопасности деятельности
налоговых органов и органов налоговой полиции, защиту их
работников (сотрудников) от преступных посягательств, а также на
борьбу с проявлениями коррупции в этих органах.
Под деятельностью органов налоговой полиции по предупреждению
преступлений и правонарушений следует понимать проводимый на
основе строгого соблюдения действующего законодательства комплекс
организационных, правовых; оперативно-розыскных и профилактических
мероприятий с целью:
- выявления и устранения причин и условий, способствующих
совершению налоговых преступлений физическими и юридическими
лицами, противоправных посягательств против налоговых органов,
органов налоговой полиции и в отношении их работников
(сотрудников) в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а
также распространению в этих органов коррупции***;
- выявления склонных к совершению преступлений, правонарушений
лиц и оказания на них предупредительно-воспитательного
воздействия;
- предотвращения подготавливаемых преступлений и
правонарушений;
- выявления предпосылок к утечке из налоговых органов и
органов налоговой полиции сведений, составляющих государственную,
служебную и коммерческую тайну, принятия мер к их устранению.
1.2. Правовой основой работы органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений являются Конституция
Российской Федерации, законы Российской Федерации "О федеральных
органах налоговой полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности
в Российской Федерации".
1.3. Деятельность органов налоговой полиции по предупреждению
преступлений и правонарушений осуществляется на основе принципов:
- законности;
- уважения прав и свобод человека и гражданина;
- сочетания гласных и негласных методов работы.
1.4. Основными задачами деятельности органов налоговой полиции
по предупреждению преступлений и правонарушений являются:
- выявление и анализ причин и условий, способствующих
совершению преступлений в области налогового законодательства,
преступлений и правонарушений, связанных с коррупцией, принятие
мер по их устранению;
- выявление лиц, подготавливающих налоговые преступления,
преступления и правонарушения, связанные с коррупцией, а также
противоправные посягательства в отношении налоговых органов,
органов налоговой полиции и их работников (сотрудников) в связи с
исполнением ими служебных обязанностей. Склонение этих лиц к
отказу от преступных намерений, предотвращение преступлений и
правонарушений на стадии подготовительных действий;
- выявление организационной деятельности криминальных
структур, направленной на создание системы сокрытия доходов от
налогообложения с использованием несовершенства действующего
налогового законодательства, с целью выработки соответствующих
предложений в органы законодательной и исполнительной власти;
- защита налоговых органов, органов налоговой полиции и их
работников (сотрудников), а также жизни, здоровья, прав,
собственности членов их семей от противоправных посягательств в
связи с исполнением работниками налоговых органов и сотрудниками
органов налоговой полиции своих служебных задач;
- привлечение общественности к работе по предупреждению
налоговых преступлений, преступлений и правонарушений, связанных с
коррупцией, противоправных посягательств в отношении налоговых
органов, органов налоговой полиции и их работников (сотрудников) в
связи с выполнением ими служебных обязанностей;
- выявление и устранение предпосылок к утечке из налоговых
органов и органов налоговой полиции сведений, составляющих
государственную, служебную и коммерческую тайну.
1.5. Объектами деятельности органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений являются:
- причины и условия, способствующие совершению налоговых
преступлений физическими и юридическими лицами, преступлений и
правонарушений, связанных с коррупцией в налоговых органах и
органах налоговой полиции;
- лица, подготавливающие налоговые преступления; - лица,
подготавливающие противоправные посягательства в отношении
налоговых органов, органов налоговой полиции и их работников
(сотрудников) в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а
также жизни, здоровья, прав и собственности членов их семей;
- работники налоговых органов, сотрудники органов налоговой
полиции и другие лица, содействующие совершению налоговых
преступлений физическими и юридическими лицами, преступлений и
правонарушений, связанных с коррупцией (при отсутствии в их
действиях состава преступления);
- сотрудники органов налоговой полиции, создающие предпосылки
к раскрытию конфиденциальных источников, планируемых
оперативно-розыскных мероприятий, к утечке информации,
составляющей государственную, служебную, коммерческую тайну;
- работники налоговых органов, создающие предпосылки к утечке
информации, составляющей государственную, служебную, коммерческую
тайну.
1.6. К основным субъектам, осуществляющим в органах налоговой
полиции деятельность по предупреждению преступлений и
правонарушений, относяся оперативные инспекторские подразделения
собственной безопасности, физической защиты и дознания.
Руководящий состав и сотрудники других подразделений органов
налоговой полиции в пределах своей компетенции оказывают им
содействие в этой деятельности.
1.7. Предупрежденным считается преступление, выявленное на
стадии приготовления и не доведенное до конца в результате
вмешательства органов налоговой полиции, других правоохранительных
органов, в том числе с использованием их конфиденциальных
источников и других возможностей.
При этом по материалам о приготовлении к преступлению может
быть принято процессуальное решение в соответствии с действующим
законодательством.
2. Организация и основное содержание деятельности федеральных
органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и
правонарушений
2.1. Для решения задач предупреждения преступлений и
правонарушений используются силы, средства и методы
оперативно-розыскной деятельности. Источниками получения первичных
материалов могут являться также заявления и письма граждан,
сообщения должностных лиц предприятий, учреждений и организациЙ
различных форм собственности, средств массовой информации,
правоохранительных органов.
2.2. Поступающая информация о подготавливаемых отдельными
лицами (группами лиц) преступлениях, отнесенных к ведению органов
налоговой полиции, подлежит немедленной проверке с целью
установления ее достоверности и принятия необходимых мер по
предупреждению противоправных действий.
2.3. При выявлении признаков преступлений, предупреждение
которых не отнесено к компетенции органов налоговой полиции,
принимаются необходимые меры по их документированию и направлению
материалов в установленном порядке в соответствующие
правоохранительные органы Российской Федерации.
2.4.Оперативные подразделения органов налоговой полиции
осуществляют оперативно-служебную деятельность по предупреждению
фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты
налогов юридическими и физическими лицами.
В этих целях:
- при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявляют
причины и условия, способствующие совершению налоговых
преступлений физическими и юридическими лицами. Совместно с
другими подразделениями органов налоговой полиции,
правоохранительными и контролирующими органами Российской
Федерации принимают меры к их устранению;
- при выявлении признаков подготовки к совершению налоговых
преступлений в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, ведомственными нормативными актами
осуществляют оперативно-розыскные мероприятия и совместно с
подразделениями дознания процессуальные действия по
документированию этих противоправных деяний для принятия в
установленном законом порядке мер;
- проводят регулярный анализ развития криминогенных процессов
в различных хозяйственно-экономических сферах
(кредитно-финансовая, производственная, торговая,
внешнеэкономическая и др.), а также на предприятиях, в учреждениях
и организациях различных форм собственности, на основе которого
вырабатывают меры упреждающего характера с целью локализации таких
процессов:
- обеспечивают своевременное информирование органов
государственной власти, руководителей предприятий, учреждений и
организаций о необходимости устранения причин и условий,
способствующих совершению налоговых преступлений;
- укрепляют и развивают постоянные рабочие контакты с
соответствующими подразделениями органов внутренних дел,
федеральной службы безопасности, госналогслужбы, таможенной
службы, федеральной службы по валютно-экспортному контролю,
государственного комитета по антимонопольной политике,
государственного комитета по имуществу. Осуществляют с ними
совместное планирование и проведение целевых мероприятий,
направленных на предупреждение и пресечение преступлений в сфере
экономики;
- обеспечивают через центры общественных связей органов
налоговой полиции постоянное взаимодействие со средствами массовой
информации в целях объективного освещения ими деятельности
налоговой полиции и формирования здорового общественного мнения по
вопросам соблюдения налогового законодательства;
- обеспечивают своевременное информирование подразделений
собственной безопасности о признаках подготовки противоправных
посягательств в отношении налоговых органов, органов налоговой
полиции и их работников (сотрудников), а также преступлений и
правонарушений, связанных с коррупцией в этих органах.
2.5. Подразделения собственной безопасности (СБ) органов
налоговой полиции осуществляют оперативнослужебную деятельность по
предупреждению:
- противоправных посягательств на налоговые органы и органы
налоговой полиции, жизнь, здоровье, права и собственность их
работников (сотрудников) в связи с исполнением ими служебных
обязанностей, а также членов их семей;
- преступлений и правонарушений, связанных с коррупцией в
налоговых органах и органах налоговой полиции;
- утечки из налоговых органов и органов налоговой полиции
сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую
тайну;
- противоправных посягательств в отношении лиц,
сотрудничающих с органами налоговой полиции на конфиденциальной
основе, в связи с выполнением ими оперативных поручений, а также
граждан, по заявлениям которых осуществляются расследования
налоговых преступлений и правонарушений в сфере налогового
законодательства.
2.6. Подразделения физической защиты органов налоговой
полиции в целях предупреждения преступлений и правонарушений:
- разрабатывают и осуществляют совместно с оперативными
подразделениями и подразделениями собственной безопасности
мероприятия по обеспечению физической защиты работников налоговых
органов и сотрудников органов налоговой полиции в связи с
выполнением ими служебных обязанностей;
- обеспечивают личную безопасность работников налоговых
органов, сотрудников органов налоговой полиции и членов их семей,
а также конфиденциальных источников органов налоговой полиции при
наличии реальной угрозы их жизни и здоровью;
- выявляют недостатки в организации охраны объектов органов
налоговой полиции и налоговых органов, принимают меры по их
устранению и повышению уровня защищенности этих объектов от
возможных противоправных посягательств;
- при обеспечении физической защиты проводимых налоговыми
органами и органами налоговой полиции оперативно-служебных
мероприятий предупреждают граждан о недопустимости совершения
противоправных деяний в отношении этих органов и их работников
(сотрудников), информируют граждан о правовых последствиях этих
деяний;
- взаимодействуют с оперативными подразделениями и
подразделениями собственной безопасности органов полиции в решении
вопросов предупреждения налоговых преступлений, противоправных
посягательств в отношении налоговых органов, органов налоговой
полиции и их работников (сотрудников), а также преступлений и
правонарушений, связанных с коррупцией в этих органах.
2.7. Подразделения дознания органов налоговой полиции:
- в соответствии с действующим законодательством, в пределах
своей компетенции, в ходе дознания обеспечивают всестороннее,
полное и объективное расследование преступной деятельности,
выявляют причины и условия, способствующие совершению налоговых
преступлений, а также преступлений и правонарушений, связанных с
коррупцией, принимают меры по возмещению причиненного государству
ущерба;
- совместно с оперативными подразделениями органов налоговой
полиции оказывают содействие налоговым органам, органам
прокуратуры, федеральной службы безопасности, внутренних дел и
другим государственным органам в выявлении и предупреждении
преступлений и правонарушений в области налогового
законодательства, а также связанных с коррупцией;
- анализируют причины и условия, способствующие совершению
конкретных налоговых преступлений, состояние и динамику
преступности в области налогового законодательства, установленным
порядком вносят в соответствующие государственные органы
представления по устранению таких причин и условий;
- информируют население, государственные органы и ведомства,
личный состав органов налоговой полиции и налоговых органов о
результатах расследования уголовных дел о налоговых преступлениях,
преступлениях и правонарушениях, связанных с коррупцией, выступают
по этим вопросам в средствах массовой информации.
2.8. Инспекторские подразделения органов налоговой полиции:
- в ходе комплексных и иных проверок оперативно-служебной
деятельности осуществляют контроль за состоянием работы по
предупреждению преступлений, правонарушений и оказывают
практическую помощь в ее совершенствовании;
- во взаимодействии с оперативными подразделениями и
подразделениями собственной безопасности принимают меры по
устранению причин и условий, снижающих эффективность деятельности
органов налоговой полиции по предупреждению налоговых
преступлений, преступлений и правонарушений, связанных с
коррупцией.
2.9. Работа органов налоговой полиции по предупреждению
преступлений и правонарушений включает в себя:
- общую профилактику;
- индивидуальную профилактику;
- предотвращение подготавливаемых преступлений и
правонарушений.
3. Общая профилактика
3.1. Общая профилактика представляет собой комплекс правовых,
организационных и воспитательных мер, направленных на
предупреждение совершения налоговых преступлений физическими и
юридическими лицами, преступлений и правонарушений в налоговых
органах и органах налоговой полиции, связанных с коррупцией,
противоправных посягательств в отношении налоговых органов,
органов налоговой полиции, а также их сотрудников путем устранения
причин и условий, способствующих их совершению.
3.2. К общепрофилактическим относятся следующие меры:
- использование центральных и местных средств массовой
информации для разъяснения основных положений налогового
законодательства, прав и обязанностей органов налоговой полиции,
формирования у граждан уважительного отношения к их деятельности,
а также воспитания законопослушного налогоплательщика;
- создание на основе анализа оперативной обстановки условий,
препятствующих совершению в отношении налоговых органов, органов
налоговой полиции и их сотрудников противоправных посягательств,
распространению в них явлений коррупции, а также совершению
налоговых преступлений физическими и юридическими лицами;
- внесение в соответствии с законом в соответствующие
государственные органы, коммерческие и некоммерческие структуры
представлений об устранении причин и условий, способствующих
совершению налоговых преступлений, преступлений и правонарушений,
связанных с коррупцией в налоговых органах и органах налоговой
полиции;
- осуществление взаимодействия с государственными органами,
общественными объединениями в работе по предупреждению налоговых
преступлений, преступлений и правонарушений, связанных с
коррупцией, противоправных посягательств в отношении налоговых
органов, органов налоговой полиции и их работников (сотрудников) в
связи с выполнением ими служебных обязанностей;
- обеспечение установленного порядка подбора, расстановки,
обучения и воспитания кадров;
- осуществление постоянного контроля за обоснованностью
действий должностных лиц налоговых органов и органов налоговой
полиции в процессе их служебной деятельности и соблюдением ими
требований законодательства Российской Федерации;
- создание и поддержание морально-нравственной обстановки в
коллективах налоговых органов и органов налоговой полиции, при
которой становятся нетерпимыми поступки, связанные с
беспринципностью при выполнении служебных обязанностей и
стремлением к обогащению за счет злоупотреблений и нарушений
действующих законов;
- своевременное принятие в отношении работников налоговых
органов и сотрудников органов налоговой полиции, уличенных в
коррупции, других случаях использования своего служебного
положения в корыстных целях мер, направленных на привлечение к
уголовной ответственности, а также дисциплинарного, материального
и иного воздействия. Доведение результатов этой работы до сведения
личного состава налоговых органов и органов налоговой полиции;
- оказание в необходимых случаях помощи работникам налоговых
органов и сотрудникам органов налоговой полиции в вопросах защиты
от противоправных посягательств (обучение их приемам самообороны,
обеспечение спецсредствами защиты, инструктаж о линии поведения);
- обеспечение личной безопасности работников налоговых
органов и сотрудников органов налоговой полиции в процессе
выполнения ими служебных обязанностей, а также защиты членов их
семей при наличии реальных угроз их жизни, здоровью, правам и
собственности;
- обеспечение надежной охраны и организация защиты зданий и
территорий, принадлежащих налоговым органам и органам налоговой
полиции, совершенствование пропускного режима.
3.3. В целях устранения выявленных причин и условий,
способствующих совершению преступлений и правонарушений в
налоговых органах и органах налоговой полиции, их руководителям
направляются соответствующие письменные информации. Оперативные
подразделения, подразделения собственной безопасности, физической
защиты оценивают действенность принимаемых мер по представляемым
ими информациям и при необходимости доводят свои выводы и
предложения до сведения руководителей этих органов.
3.4. Для устранения выявленных причин и условий,
способствующих совершению налоговых преступлений на предприятиях,
в учреждениях и организациях различных форм собственности, их
руководителям органами налоговой полиции направляются
соответствующие представления. В случаях неудовлетворительного
реагирования на такие представления, в отношении конкретных
предприятий, учреждений и организаций применяются санкции в
соответствии с действующим налоговым законодательством.
4. Индивидуальная профилактика
4.1. Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс
мер воспитательного и дисциплинарного воздействия в отношении
конкретных лиц, от которых, судя по признакам в их поведении,
можно ожидать совершения преступлений и других правонарушений.
Основанием для индивидуальной профилактики является наличие
достоверных данных, свидетельствующих о возможности совершения
преступления или правонарушения лицом (группой лиц). Решение на
осуществление индивидуальной профилактики должно основываться на
тщательном изучении особенностей личности профилактируемого и
других имеющихся сведений.
4.2. Профилактика конкретных лиц не влечет за собой ущемлений
их гражданских прав, а также ограничений в служебной деятельности.
4.3. Индивидуальная предупредительно-профилактическая работа
в отношении работников налоговых органов и сотрудников органов
налоговой полиции осуществляется подразделениями собственной
безопасности с санкции начальника органа налоговой полиции или его
заместителя в связи:
- с непреднамеренным созданием условий для безнаказанного
нарушения физическими и юридическими лицами налогового
законодательства;
- со служебной халатностью или бездеятельностью, вследствие
которых появляются возможности для сокрытия значительных
материальных и финансовых средств от налогообложения;
- с сокрытием фактов, связанных с предложениями материальных
вознаграждений за искажение результатов налоговых проверок и
оказанием иных услуг предприятиям, учреждениям и организациям
(независимо от форм собственности) и частным лицам в ущерб
экономическим интересам государства;
- с созданием предпосылок к утечке сведений, составляющих
государственную, служебную, коммерческую тайну;
- с выходящими за пределы служебных обязанностей и норм
этического поведения действиями, провоцирующими налогоплательщиков
к совершению правонарушений (предложения взяток работникам
налоговых органов и сотрудникам органов налоговой полиции,
насильственные по отношению к ним действия);
- с сокрытием данных об угрозах в адрес работников налоговых
органов и сотрудников органов налоговой полиции, которые
отрицательно повлияли на ход и результаты соответствующих проверок
юридических и физических лиц.
4.4. Индивидуальное предупредительно-профилактическое
воздействие на работников налоговых органов и сотрудников органов
налоговой полиции осуществляется:
- через руководство налоговых органов и органов налоговой
полиции (только по легализованным материалам);
- с использованием лиц, сотрудничающих с федеральными
органами налоговой полиции на конфиденциальной основе;
- путем приглашения на беседу в соответствующее подразделение
органа налоговой полиции.
4.5. По результатам проведения индивидуальных
предупредительно-профилактических мероприятий в отношении
работников налоговых органов в форме приглашения на беседу в
подразделения собственной безопасности органов налоговой полиции
информируются руководители соответствующих налоговых органов, за
исключением обусловленных оперативной целесообразностью случаев
(получения в ходе индивидуальных бесед данных о возможной
причастности руководителя к деяниям, послужившим основанием для
профилактики, либо привлечения профилактируемых лиц к негласному
сотрудничеству).
4.6. Индивидуальная профилактика в отношении граждан, не
являющихся работниками налоговых органов и сотрудниками органов
налоговой полиции, проводится оперативными подразделениями с
санкции начальника органа налоговой полиции или его заместителя в
случаях:
- высказывания намерений совершить налоговые преступления;
- оказания на работников налоговых органов и сотрудников
органов налоговой полиции психологического или иного воздействия с
целью повлиять на ход и результаты проверок соблюдения налогового
законодательства;
- совершения попыток воспрепятствования исполнению
работниками налоговых органов и сотрудниками органов налоговой
полиции своих служебных обязанностей по соблюдению юридическими и
физическими лицами налогового законодательства в форме
непредоставления необходимой документации и запрашиваемой
информации, запрета на вход в здания и помещения или иных
действий, игнорирующих законные требования должностных лиц
налоговых органов и органов налоговой полиции.
Подразделениями собственной безопасности осуществляется
индивидуально-предупредительная работа в отношении таких граждан в
случаях:
- высказывания угроз в адрес налоговых органов, органов
налоговой полиции и их работников (сотрудников) в связи с
выполнением ими своих служебных обязанностей;
- совершения попыток компрометации налоговых органов и
органов налоговой полиции.
Предупредительно-профилактические мероприятия с такими лицами
могут проводиться также по согласованию с органами внутренних дел
совместно с их представителями.
Проведению этих мероприятий должна предшествовать, как
правило, проверка профилактируемых лиц по оперативным учетам
органов внутренних дел.
4.7. При отсутствии в городских или районных аппаратах
территориальных органов налоговой полиции подразделений СБ
предупредительно-профилактическая работа в отношении работников
налоговых инспекций и других граждан осуществляется сотрудниками
оперативных подразделений, выполняющими функции сотрудников
подразделений собственной безопасности, или руководителями этих
аппаратов.
4.8. Запрещается использование полученных оперативным путем
сведений в ходе проведения индивидуально-профилактической работы в
форме приглашения на беседу в правоохранительный орган, если это
может привести к расшифровке лиц, конфиденциально содействующих
органам налоговой полиции. В таких случаях допустимо оказание
необходимого воздействия через лицо, оказывающего негласную
помощь, при наличии реального влияния такого лица на
профилактируемого.
4.9. Индивидуальное профилактическое воздействие путем
приглашения лица на беседу в соответствующее подразделение органа
налоговой полиции оказывается с применением метода убеждения и,
как правило, должно содержать в себе:
- разъяснение причины проведения беседы;
- получение объяснений в письменной с согласия
профилактируемого лица или устной форме об обстоятельствах и
мотивах, способствовавших созданию предпосылок к правонарушениям;
- предупреждение о возможных последствиях, включая уголовное
преследование, в случае реализации преступных намерений.
4.10. Для проведения индивидуальной предупредительно -
профилактической работы могут использоваться служебные помещения
органов налоговой полиции, внутренних дел (по согласованию), или
иные помещения, обстановка и условия в которых отвечают
требованиям безопасности и способствуют достижению цели
профилактики.
4.11. Проведение индивидуально-предупредительной работы с
гражданами в связи с высказываниями ими в адрес сотрудников
налоговых органов и органов налоговой полиции угроз убийством,
нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества
не исключает возможность решения вопроса о возбуждении уголовных
дел и привлечении таких лиц к ответственности, предусмотренной
уголовным законодательством.
4.12. Запрещается проведение
предупредительно-профилактических мероприятий в отношении лиц,
совершивших налоговые преступления и преступления, связанные с
коррупцией, а также противоправные посягательства в отношении
налоговых органов, органов налоговой полиции и их сотрудников.
В этих случаях, при наличии предусмотренных
уголовно-процессуальным кодексом оснований, принимается решение о
возбуждении уголовного дела, проведении по нему неотложных
следственных действий и направлении его по подследственности либо
направлении материалов в органы прокуратуры для принятия мер в
соответствии с действующим законодательством.
По фактам правонарушений, не являющихся уголовно наказуемыми,
материалы в отношении работников госналогинспекций направляются
для принятия необходимых мер руководителям соответствующих
налоговых органов, а в отношении сотрудников налоговой полиции
докладываются начальникам соответствующих органов налоговой
полиции.
5. Предотвращение подготавливаемых преступлений и
других правонарушений
5.1. Предотвращение преступлений и правонарушений
представляет собой комплекс организационных, оперативно-розыскных
и уголовнопроцессуальных мер, осуществляемых на стадии
формирования замысла и подготовки преступлений и правонарушений, с
целью недопущения их совершения.
5.2. Основными тактическими приемами предотвращения
подготавливаемых преступлений являются:
- устранение обстоятельств, которыми намеревается
воспользоваться лицо при совершении преступления или
правонарушения;
- искусственное создание обстановки, исключающей либо
существенно затрудняющей возможность совершения преступления или
правонарушения;
- привлечение лица к уголовной, административной,
дисциплинарной и иной ответственности за совершение
подготовительных действий.
При этом привлечение лица к иной ответственности не исключает
уголовного преследования, от которого это лицо может освобождаться
только в установленном законом порядке.
5.3. Тактические приемы избираются в зависимости от
сложившейся обстановки, вида подготавливаемого преступления,
должностного положения лица, а также с учетом тех случаев, когда
проведение индивидуальной профилактики в силу психологических
особенностей личности признается нецелесообразным.
6. Документальное оформление и учет работы по предупреждению
преступлений и других правонарушений
6.1. Работа по предупреждению преступлений и правонарушений
должна документально оформляться для:
- обеспечения проводимых предупредительно-профилактических
мероприятий материалами, подтверждающими противоправную
деятельность физических, юридических лиц, а также наличие
конкретных причин и условий, способствующих совершению
преступлений и других правонарушений;
- отчета и анализа, основными целями которых являются
контроль за соблюдением законности, выявления заслуживающих
оперативного внимания тенденций в этой сфере и выработки
предложений по дальнейшему совершенствованию этого вида
оперативно-служебной деятельности органов налоговой полиции.
6.2. Выявленные причины и условия, способствующие совершению
преступлений и правонарушений, отражаются в актах, справках,
заявительских материалах, с помощью видео-, фото - и аудиозаписи в
соответствии с действующим законодательством. Подобным образом
фиксируется и противоправная деятельность лиц, замышляющих либо
подготавливающих совершение преступлений и правонарушений.
Результаты документирования приобщаются к делам оперативного учета
либо к соответствующим частям контрольно-наблюдательных дел.
6.3. Общепрофилактические мероприятия предусматриваются
планами работы органов, подразделений и отдельных сотрудников
налоговой полиции с последующими отметками о их выполнении либо
отражаются отдельными справками. При этом указываются цели,
особенности проведения и выводы об их эффективности.
6.4. Мероприятия индивидуальной профилактики в обязательном
порядке документально оформляются справками, в которых
указывается, в связи с чем, где, кем и когда они проведены, кем
санкционированы, реакция на них профилактируемых лиц, а также
заслуживающие внимания органов налоговой полиции сведения,
полученные в ходе бесед.
6.5. Материалы индивидуально-профилактической работы в виде
подборок хранятся в оперативных подразделениях и подразделениях
собственной безопасности органов налоговой полиции в течение
одного года со дня проведения профилактического мероприятия.
6.6. Учет профилактированных органами налоговой полиции лиц
ведется на магнитных носителях или с помощью картотек в
соответствующих подразделениях регистрации и архивных фондов. Срок
хранения таких учетных данных составляет 5 лет.
6.7. Документальное оформление и учет результатов
индивидуально-профилактической работы осуществляется в срок не
более 3 суток после проведения профилактической беседы или иного
воздействия.
В карточках учета индивидуальной профилактики (приложение 1)
или на магнитных носителях указываются:
- установочные данные профилактированного (фамилия, имя,
отчество, дата и место рождения, гражданство, места работы и
жительства);
- причины, послужившие основанием для проведения
профилактической беседы или иного воздействия;
- кем, когда и с чьей санкции проведена профилактическая
беседа или оказано иное воздействие;
- форма проведения индивидуального профилактического
мероприятия;
- особые пометки (по усмотрению руководителя подразделения
собственной безопасности или оперативного подразделения).
6.8. Учеты профилактированных лиц ведутся в интересах
обеспечения безопасности деятельности налоговых органов и органов
налоговой полиции, для анализа состояния работы по предупреждению
противоправных посягательств в отношении их работников
(сотрудников) при исполнении ими служебных обязанностей,
преступлений и правонарушений, связанных с коррупцией, а также
контроля за соблюдением законности при осуществлении этого вида
служебной деятельности.
Такие учеты не могут служить основанием для ущемления
законных прав и свобод граждан.
7. Анализ и оценка результатов работы по предупреждению
преступлений и правонарушений
7.1. Эффективность работы органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений определяется степенью
ее положительного влияния на динамику и уровень налоговых
преступлений, противоправных посягательств на налоговые органы,
органы налоговой полиции и их работников (сотрудников) в связи с
исполнением ими служебных обязанностей, а также проявлений
коррупции в этих органах территории республики, края, области,
автономного образования, города, района.
При оценке этой работы учитывается также соотношение
количеств предотвращенных и совершенных налоговых преступлений,
противоправных посягательств в отношении налоговых органов,
органов налоговой полиции и их работников (сотрудников) в связи с
исполнением ими служебных обязанностей, а также преступлений и
правонарушений, связанных с коррупцией.
7.2. Состояние работы федеральных органов налоговой полиции
по предупреждению преступлений отражается отдельным разделом в
годовых отчетах о результатах оперативно-служебной деятельности и
в прилагаемым к ним статистических сведениях.
При этом должны указываться количество и краткое содержание
проведенных общепрофилактических мер, мероприятий по
предотвращению конкретных подготавливаемых преступлений и других
правонарушений, основные установочные данные (ФИО, место работы,
занимаемая должность) на профилактированных лиц, форма
осуществления в отношении них мер
предупредительно-профилактического характера и основания для
этого.
7.3. Изучение состояния работы органов налоговой полиции по
предупреждению преступлений и правонарушений, обобщение
результатов и контроль за соблюдением требований действующего
законодательства Российской Федерации и настоящей Инструкции
осуществляется Организационно-инспекторским управлением ДНП России
- по всем направлениям этой деятельности, Оперативным управлением,
Управлением собственной безопасности, Управлением физической
защиты и Отделом дознания Департамента налоговой полиции
Российской Федерации - по линиям их служебной деятельности и в
пределах компетенции, определенной настоящей Инструкцией.
Надзор за соблюдением законности в этом виде
оперативно-служебной деятельности федеральных органов налоговой
полиции осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации.
Зарегистрировано Минюстом РФ 25 апреля 1995 г.,
Регистрационный N 841
Лицевая сторона
КАРТОЧКА
УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
1. Ф.__________________________________
2. И.__________________________________
3. 0.__________________________________
4. Год рождения________________________
5. Гражданство ________________________
6. Место рождения______________________
7. Адрес местожительства_______________________________
8. Место работы, должность_____________________________
9. Форма профилактики__________________________________
10.Дата проведения_____________________________________
11.Кем проведена_______________________________________
12. Кем санкционирована________________________________
13.Подпись_____________________________________________
Оборотная сторона
14. Основания__________________________________________
15.Особые пометки______________________________________
О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ КАРТОЧЕК УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИК
Предлагаемые формы карточек учета индивидуальных профилактик
используются для хранения в алфавитных картотеках подразделений
регистрации и архивных фондов федеральных органов налоговой
полиции.
Карточки заполняются машинописным способом либо от руки
разборчивым почерком (позиции 1, 2, 3 - печатными буквами)
сотрудниками, осуществившими мероприятия индивидуальной
профилактики.
В позиции 11 указываются орган налоговой полиции,
подразделение, должность, фамилия и инициалы сотрудника,
проводившего профилактику. В случае проведения профилактики
совместно с органом внутренних дел указываются наименование этого
органа, фамилия и инициалы участвовавшего в этой работе сотрудника
органа внутренних дел.
Карточку подписывает начальник подразделения органа налоговой
полиции, осуществившего индивидуальную профилактику (позиция 13).
В позиции 14 (основания) кратко излагаются причины,
послужившие основанием для проведения индивидуальной профилактики.
Позиция 15 предназначена для особых пометок, содержащих
дополнительную информацию о профилактированном лице (судимость,
негативная реакция на профилактику, целесообразность осуществления
дополнительных оперативно-розыскных и иных мер с целью выяснения,
действительно ли данное лицо отказалось от своих противоправных
намерений, и т. д.).
--------------------------------
* Здесь и далее под преступлениями и правонарушениями
понимаются преступления и правонарушения, выявление и
предупреждение которых относится к компетенции федеральных органов
налоговой полиции.
** Далее - органы налоговой полиции.
*** Здесь и далее под коррупцией понимается использование
должностными лицами налоговых органов и органов налоговой полиции
своего статуса и связанных с ним возможностей для
непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и
преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и
преимуществ физическими и юридическими лицами.
|