ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 1995 г. N С5-7/ОЗ-236
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации 15 февраля 1995 года приняла Федеральный закон "Об особо
охраняемых природных территориях", который подписан Президентом
Российской Федерации 14 марта 1995 года и вступил в силу со дня
его официального опубликования (опубликован в "Российской газете"
22 марта 1995 года).
1. Названный Федеральный закон регулирует отношения в области
организации, охраны и использования особо охраняемых природных
территорий.
При этом предусмотрено, что отношения, возникающие при
пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами
особо охраняемых природных территорий, регулируются
соответствующим законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации. А имущественные
отношения в области использования и охраны особо охраняемых
природных территорий, организации и функционирования
государственных природных заповедников и других природоохранных
учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное
не предусмотрено Федеральным законом (п. п. 2, 3 ст. 1).
2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных
территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений
эти территории подразделяются на различные категории, которые
могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В
зависимости от значимости территорий они могут находиться в
федеральной собственности, в собственности субъектов Российской
Федерации или в собственности муниципальных образований (ст. 2).
3. В Федеральном законе даны понятия особо охраняемых
природных территорий, определены стоящие перед ними задачи,
порядок образования, режим особой охраны, названы источники
финансирования, а также предусмотрены особенности их правового
положения.
В частности, установлено, что государственные природные
заповедники, национальные парки, природные парки являются
юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей
деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими
организациями (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 20). При этом
государственные природные заповедники и национальные парки
создаются в форме финансируемого за счет средств федерального
бюджета природоохранного учреждения, а природные парки - в форме
финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации природоохранного учреждения.
Причем предусмотрено, что содержание права государственной
собственности на особо охраняемые природные территории, в том
числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты,
устанавливается в порядке, определяемом статьями 129, 209 и 214
Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из
данного Федерального закона (п. 8 ст. 2).
4. Раздел IX Федерального закона посвящен организации охраны
особо охраняемых природных территорий, где установлено, что
директора государственных природных заповедников и национальных
парков и их заместители являются соответственно главными
государственными инспекторами и их заместителями по охране
территорий этих заповедников и парков (п. 2 ст. 33).
Определены права государственных инспекторов, а также главных
государственных инспекторов и их заместителей по охране территорий
государственных природных заповедников и национальных парков. В
частности, главным государственным инспекторам и их заместителям
предоставлено право налагать административные взыскания за
нарушения законодательства Российской Федерации об особо
охраняемых природных территориях, а также предъявлять иски
физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу
государственных природных заповедников и национальных парков
средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам
и объектам государственных природных заповедников, национальных
парков, их охранных зон в результате нарушений установленного
режима государственных природных заповедников и национальных
парков (п. 2 ст. 34). Такие иски, как нам представляется, могут
предъявляться в арбитражный суд главными государственными
инспекторами и их заместителями от имени возглавляемых ими
государственных природных заповедников и национальных парков
(ст. 33), являющихся некоммерческими организациями с правами
юридического лица (ст. ст. 11, 16).
Кроме того, установлено, что государственные инспектора по
охране территорий государственных природных заповедников и
национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц
государственной лесной охраны и других специально уполномоченных
на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды (п. 3 ст. 34).
5. В части ответственности за нарушение режима особо
охраняемых природных территорий предусматривается административная
ответственность граждан и должностных лиц за нарушение
установленного режима или иных правил охраны и использования
окружающей природной среды и природных ресурсов на особо
охраняемых природных территориях (п. 1 ст. 36).
Предусматривается также возможность установления
законодательством Российской Федерации уголовной ответственности
за нарушение режима особо охраняемых природных территорий (п. 2
ст. 36).
Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах
особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в
соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и
методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по
фактическим затратам на их восстановление (п. 3 ст. 36).
Данная информация направляется для сведения и учета при
рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|